Муфтий Татарстана о том, почему чувство собственности является одной из особенностей, заложенной в естестве человека
Председатель Духовного управления мусульман Татарстана Камиль хазрат Самигуллин продолжает вести авторскую колонку на страницах «Реального времени». После материалов богословского характера он решил поделиться мыслями на тему: «Кем быть?, или Как дозволено зарабатывать мусульманину?».
«Поиск удела, является такой же обязанностью, как получение знаний и совершение поклонений»
Июнь… Пока одни выпускники сдают ЕГЭ, другие получают долгожданные дипломы о профессиональном образовании. Я молю Всевышнего, чтобы он облегчил испытания для наших детей на экзаменах и помог им в их первом в жизни самостоятельном выборе — в выборе профессии. Я желаю, чтобы Господь даровал помощь и тем, кому предстоит искать свою первую работу в качестве дипломированного специалиста. Пусть дело, которому им предстоит посвятить свою жизнь, будет благом для них самих, для общества, для Родины… А для мусульман «дело жизни» должно быть еще и дозволенным. Потому как никакого иного выбора, кроме халяльного заработка, для наших единоверцев быть не может.
Все в этом мире существует для определенной цели и имеет свое предназначение. Для чего же был создан человек? В современном мире об этом мало кто задумывается: в большинстве своем смысл жизни людей заключается исключительно в потреблении, а приоритеты сводятся к удовлетворению прихотей своего нафса (эго). Но хочу напомнить, что Всевышний Аллах говорит в Куръане (Коран): «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (аль-Муминун 23/115). «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарият 51/56). Как следует из этих аятов, нашей обязанностью в мирской жизни является не только совершение намаза, поста, хаджа и других видов поклонения. С момента достижения совершеннолетия и до конца своих дней мусульманин должен жить в полном соответствии с предписаниями религии. Для наших единоверцев не существует иного выбора.
При этом каждый мусульманин для продолжения своей жизни обязан работать, чтобы не становиться обузой для своих близких, чтобы обеспечивать средствами существования свою семью и тех людей, которых он обязан содержать. По этой причине зарабатывание денег халяльным путем, или другими словами поиск удела, является такой же обязанностью, как получение знаний и совершение поклонений.
«Чувство собственности является одной из особенностей, заложенной в естестве человека»
Наша великая религия позволяет прибегать к различным путям заработка, которые соответствуют общественным условиям и способностям человека. Однако при зарабатывании денег основополагающим принципом является дозволенность с точки зрения религии того или иного вида деятельности. Каждый должен помнить: исламом категорически запрещены ростовщичество и взяточничество, воровство и грабеж, проституция и азартные игры — словом, все пути бесправного заработка. Средства, заработанные посредством одного из таких видов деятельности, не имеют никакой ценности с точки зрения ислама.
Среди всех живых существ сотворенных Всевышним, только человек был наделен качеством приобретения имущества и накопления собственности. Такие выражения, как «владелец» или «хозяин», используются только в отношении человека и не используются в отношении других живых существ.
Мы можем наблюдать, что желание обладать чем-то, начинает проявляться у человека еще в раннем детстве, когда ребенок даже не способен отличать хорошее от плохого. Как часто дети любят повторять: «Это мое!». Таким образом, чувство собственности является одной из особенностей, заложенной в естестве человека. Сотворившись среди различных желаний и потребностей, человек подвергается испытаниям и нуждается в фикхе (исламское право), как в проводнике, который поможет ему пройти их, не сворачивая с законного пути.
Наша религия, принимая во внимание обычаи и общественную выгоду, разъяснила данный вопрос в аятах (слова Корана. — прим. ред.) и хадисах (изречения пророка. — прим. ред.). Всевышний Аллах говорит в Куръане: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (ан-Ниса 4/29). «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (аль-Бакара 2/172).
Два условия
А что говорил посланник Аллаха ﷺ? Передается, что, рассказывая о человеке, который зарабатывал себе на жизнь запретным путем и отправился в путь, Пророк ﷺ сказал: «Человек с всклокоченными волосами и весь покрытый пылью, станет поднимать руки к небу, взывая «О, Господь! О, Господь!». Но его еда — харам (запретное), питье — харам (запретное), и был он вскормлен на хараме. Так как же будет принято его дуа (молитва)?» (Муслим, 2393). Как мы видим, важнейшим условием при зарабатывании средств существования является их дозволенность.
Для приобретения какого-либо имущества необходимо соблюдение двух важных условий:
- Вещь, приобретаемая в собственность, должна считаться имуществом с точки зрения религии, то есть иметь какую-то ценность.
- Имущество должно приобретаться одним из тех путей, которые считаются дозволенными с точки зрения ислама.
При отсутствии одного из этих условий приобретенное имущество будет считаться хабис, т. е. нечистым.
Я не зря начал свою статью с выпускников школ и вузов. Именно сейчас им предстоит сделать сложный выбор — кем быть? Пусть Всевышний отдалит их от дел, которые могут обернуться злом для их жизни и нашей религии и предопределит им благо, которым они будут довольны.
В следующей статье я расскажу о том, что такое имущество с точки зрения ислама.
«Реальное время».
КОНТЕКСТ:
Камиль Самигуллин: «Нередко люди, называющие себя реформаторами, оказываются на деле лжеспециалистами»
* * *
Богословская колонка Камиля Самигуллина: является ли ад вечным?
Просмотров: 921
بسم الله
Скажите пожалуйста сколько в Татарстане проживает татар? Мусульман?