Нижнекамские тезисы министра образования РТ: о детях начальников, которых «упаси бог тронуть», и вузах, выпускающих инженеров хуже гопников
В Нижнекамске перед министром образования РТ раскрыли все карты и честно показали неприглядную статистику: в детсадах не хватает мест для умственно отсталых детей, появились суициды в школах, растет число детей, освобожденных от физкультуры по здоровью. Откровенно выступил и сам Рафис Бурганов, призвавший, наконец, «объяснить детям, зачем нужен татарский язык», и раскритиковавший моду на фрилансеров и Болонскую систему.
«УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
Вслед за республиканской педконференцией в Нижнекамске провели свою, районную. Руководители ведомств и учебных заведений отчитались перед министром образования РТРафисом Бургановым, который, говоря о политике министерства, явно чувствовал себя намного свободнее, чем вчера в Кукморе при президенте РТ Рустаме Минниханове.
Начали с дошкольников. Ситуацию здесь озвучила руководитель управления дошкольного образования исполкома района Светлана Андрианова. Она привела пугающую статистику: детей с отставаниями в развитии становится все больше, а специализированные учреждения не справляются. «Ежегодно увеличивается количество детей с нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью. Это нас особенно беспокоит», — заметила чиновница. По ее словам, единственный специализированный детский сад сейчас перегружен на 114%, поэтому в текущем году дополнительные группы для детей с задержками в развитии откроют при четырех детских садах. С чем связана такая беда, она предполагать не стала.
Зашла речь и об изучении татарского языка. Охват обучением и воспитанием дошкольников на родном татарском в Нижнекамском районе составляет 48,6%. Показатель выше прошлого года, но ниже общереспубликанского. Андрианова так и призналась — недорабатываем. Пик был в 2016 году — тогда на татарском воспитывались 69% детей. В прошлом году детсады Нижнекамска выпустили 689 детей, которые воспитывались на татарском. Из них обучение на татарском языке в школе продолжили только 38%. Такой показатель обозначили как низкий.
В конце доклада Андрианова посетовала, что воспитатели мало участвуют в грантовых программах, в то время как «нет преград для привлечения дополнительных финансовых средств».
КАК В НИЖНЕКАМСКЕ «РАБОТАЛИ» С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВЫБОРУ ЯЗЫКА
О школьном образовании рассказал начальник управления Вадим Матюшин. «Несмотря на высокие показатели воспитательной работы, есть проблемы со здоровьем обучающихся. Как индикатор выступают результаты сдачи нормативов ГТО», — заметил он. В Нижнекамске и районе живут 2 895 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), 1346 из них — школьники. В прошлом году цифра была ниже — 1 120 детей. Как и детсады, школы не справляются с потоком особенных детей, поэтому в текущем году при школах откроют дополнительные классы для 66 детей с ОВЗ.
Продолжая блок печальной статистики, перешли к криминалу. «Несмотря на уменьшение общего количества преступлений, растет преступность среди школьников, а это говорит о том, что нам есть над чем работать», — заявил начальник управления образования. По его словам, в течение года преступления совершили шесть школьников и четыре ученика ссузов. Также в этом году зарегистрировано три суицида среди детей до 18 лет. В прежние годы таких случаев не фиксировали.
Качество выполнения нормативов ГТО в Нижнекамске — 75,7%, что хуже, чем в прошлом году. Особую тревожность вызывает количество не допущенных к сдаче норм ГТО по состоянию здоровья, а это более четверти учащихся. На этом моменте докладчика прервал мэр Нижнекамска Айдар Метшин. «Для прессы особенно поясню, чтобы не было зафиксировано, что в Нижнекамске есть тенденция к ухудшению здоровья: эти данные надо анализировать, и они, на мой взгляд, в большей мере связаны с обратной стороной», — отметил градоначальник, вероятно, имея в виду желание некоторых родителей освободить детей от занятий физкультурой.
Говоря о национальном образовании, Матюшин напомнил, что со второй четверти увеличилось количество часов русского языка, а вместо предмета «Татарский язык» появился «Родной язык». Какой язык считать родным, выбирали родители. «Говоря детально про наш район, выбиравших в качестве родного языка татарский в ноябре было 43 процента. Благодаря проведенной работе данный показатель достиг 51 процента», — похвастался успехом начальник управления образования, но пояснять, что за работа проведена, не стал. Отметил Матюшин и тот факт, что среди изучающих татарский язык — 5,5 тыс. учеников русской национальности. «1 389 детей татар отказались от изучения татарского языка, к сожалению», — заключил докладчик.
Затем выступали руководители нового детского сада и школы, которые откроются на следующей неделе. Напомним, что в Нижнекамске начнет действовать «школа без отстающих» под названием «Норма 360» и детский сад «Мы». Учебные заведения планируют развивать новую идеологию и систему образования, в которой внимание уделяют каждому ученику, пытаясь найти и развить таланты каждого.
«МЫ ВРОДЕ БЫ ВСЕ ПРИ ДЕЛЕ, НО РЕЗУЛЬТАТ У НАС НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ»
Под занавес встречи педагогов слово взял министр образования РТ. Перед конференцией гостю показали новые детский сад и школу в 45-м микрорайоне города. «Предыдущую школу сдавали здесь почти 20 лет назад. Для меня это была не очень приятная новость: не думал, что у нас в Нижнекамске с таким интервалом школы сдаются. Но, будучи в прошлом депутатом от Нижнекамска, я очень хорошо помню, что из 10 писем 9 было по 45-му микрорайону — школа, садик», — отметил министр.
В целом речь он построил по типу разговора по душам. Не стал Бурганов озвучивать передовиков и отстающих, ссылаясь на общероссийскую практику отказа от рейтингов, чтобы никто не гнался за результатами и не принимал лихорадочных мер. «Мы все понимаем, как это иногда можно административно подстегнуть в ущерб качеству образования и, самое страшное, в ущерб достоинству преподавателя», — намекнул министр.
«Мы с Айдаром Раисовичем радуемся этим двум объектам, где в три цвета в каждом классе покрашены стены. Не смогли вспомнить, во сколько цветов были покрашены полы в нашем актовом зале. Сколько краски хватало: половина пола — одним цветом, остальное — другим, третьим. Мы тогда не знали, что это креативно, просто краски не хватало», — пошутил Бурганов. По его мнению, современные условия не гарантируют того факта, что ученики будут вспоминать своих преподавателей, как сейчас помнят их выпускники прошлых лет. «Как бы мы ни красили стены, основным остается учитель», — заявил министр и отметил, что преподаватели чрезмерно увлеклись конкурсами.
«Мы вроде бы все при деле, но результат у нас не складывается, потому что ученик одной жизнью живет, учитель — другой. Ученик участвует во всем что угодно, учитель — то конкурс „Учитель года“, то самодеятельность, — рассудил министр и отметил, что в итоге учить времени не остается. — Получается как у Райкина: к пуговицам претензий нет, к рукавам — нет, на концовке продукт не получается».
Упомянул Бурганов и вчерашнюю республиканскую конференцию с участием Минниханова. Одна из так называемых стобалльников задала вопрос о сложности трудоустройства на работу после вуза. «Я с этим в корне не согласен. Есть такие, за которыми стоят в очереди уже с третьего курса», — заметил Бурганов, припомнив давнюю практику, когда студенты начинали работать еще во время учебы.
Здесь досталось Болонской системе. «По-моему, те методики, которые запускали в космос ракеты раньше других, строили электрические станции, поворачивали вспять реки, вдруг в одночасье стали плохими, а Болонская система хорошая. <…> Еще раз говорю: 10 инженеров сегодня возьми, 8 не будут читать чертежи. Раньше это делал наш так называемый гопник, которого затаскивали в ПТУ, через четыре года выпускали, он по третьему разряду точил свои болванки, но чертежи читал», — удивлялся министр деградации высшего образования.
«МЫ ПОШЛИ НА ПОВОДУ У ДЕТЕЙ И ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ»
Коснулся в своем 20-минутном выступлении министр и вопроса изучения родного языка. «Ребенок захотел — родитель требует, чтобы это было; не захотел — требует, чтобы не было. Так же мы пошли на поводу у детей и по татарскому языку. Это же мы пошли на поводу, понятно, что ситуация была разогрета, — подошел к сложному вопросу министр. — Но по языку давайте спокойно разберемся. Мы гарантировали как минимум два часа законом. Закон принят. Все знают формулировку закона, где написано, что ФГОСом регулируется — литература и язык. Но мы с вами прекрасно понимаем, что одного часа языка не хватит, нужно как минимум два для того, чтобы ребенок не забывал. Давайте мы сейчас спокойно по-нормальному начнем объяснять детям, для чего нужен татарский язык, почему нужен марийский, удмуртский язык. Через 10 лет, если мы так будем относиться, не будет ни языка, ни культуры, ни идентичности, а это же основа воспитания, нравственности».
Неожиданно от Бурганова досталось фрилансерам — популярной у современных школьников «профессии». «Раньше говорили: кто не работает, тот не ест. Сегодня тот, кто не работает, очень почетно называется по-современному — фрилансер. И мы спокойно к этому относимся, еще защищаем своих детей. Одобряем идеологию, когда он не хочет ничего платить государству, пользуясь образованием, медициной, дорогами, транспортом», — негодовал министр.
Ситуацию может изменить педагог, но для этого он должен сам поменяться. В первую очередь вернуть себе авторитет. «Раньше самое страшное — родителям скажут. У меня отец начальником был. Для меня двойной страх. Все тогда — не просто опозорил родителей, а перед всеми как начальника опозорил. Сегодня не дай бог тронешь сына какого-нибудь начальника — что ты, упаси бог! Замучаешься разбираться потом!» — продолжил повышать градус речи Бурганов.
Закончил он призывом к преподавателям с просьбой обращаться в министерство и заказывать то, что нужно. Соответствующие условия пообещал создать и отметил, что работники министерства — это «официанты, которые должны вовремя преподавателям подносить нужные инструменты».
В конце конференции выступил Метшин. Градоначальник не стал зачитывать свой доклад, потому что все и так уже было озвучено в предыдущие два часа. Мэр вспомнил своего преподавателя, у которого учился 38 лет назад. «До сих пор мы встречаемся. Валентина Владимировна является для нас и учителем, и другом. Тем человеком, который очень многое сделал для того, чтобы я был на этой трибуне», — рассказал мэр. После этих слов началось награждение. Грамоты и медали получили более 50 учителей Нижнекамска.
Просмотров: 896