Руслан Айсин о проблемах татарского села и путях выхода из сложившегося тупика
Все идет к тому, что Россия будет конфедерацией крупных городских суперагломераций: Московской, Санкт-Петербургской, Казанской… Они будут притягивать к себе жителей близлежащих сел и умирающих моногородов, оставляя те в запустении. С этим категорически не согласен наш блогер Руслан Айсин, потому что сегодня село — это кадровая основа для татарскости, татарского духа, татарской культурной среды. Руслан приводит в пример самое крупное в мире татарское село, которое развивается и процветает…
«БЕЗ СЕЛА СТРАНА ОБРЕЧЕНА НА ТО, ЧТОБЫ СЖАТЬСЯ КАК ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА ДО МАСШТАБОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
В Казани прошел очередной всероссийский сход предпринимателей татарских сел. Хотелось бы высказать ряд своих мыслей относительно проблем татарского села и путей выхода из сложившегося тупика.
Полтора года назад мэр Москвы Сергей Собянин заявил: «В сельской местности проживают сейчас 15 миллионов „лишних“ человек, чье проживание на селе не требуется для обеспечения производства нужного количества сельскохозяйственной продукции. Что мы начинаем делать? Спасать сельскую местность, спасать небольшие города, тем самым идем против мирового тренда, который предполагает изменение структуры населения и ее концентрацию в мегаполисах».
Таково типичное восприятие высокопоставленного чиновника, который, где надо, мыслит «мировыми трендами», а где надо, их избегает. Знает ли господин Собянин, что полстраны живет в ситуации нерентабельности? 30% территории покрыто вечной мерзлотой, некоторые населенные пункты находятся в труднодоступных географических местах. «15 миллионов лишних людей» — это даже не оговорка по Фрейду. Либералы действительно считают, что есть люди первого, второго сортов, лишние и нужные граждане.
Идея-то не нова. Еще в XVIII веке один из основоположников экономического материализма, Мальтус, обосновывал следующую теорию: «В случае экономической надобности необходимо ограничивать рост населения, чтобы обеспечивать нужный уровень жизни для определенного количества людей». Он называл перенаселение основной причиной экономических кризисов. Такая циничная теория стала именоваться мальтузианством.
Однако проблема в том, что Россия, напротив, страдает малочисленностью своего населения. Самая большая по площади страна в мире испытывает дефицит человеческих ресурсов. Убыль населения никак не удается остановить. От катастрофы спасают трудовые мигранты из стран Центральной Азии, но власти их сильно недолюбливают. Мусульмане как никак. Более того, ежегодно на ПМЖ за границу уезжают более 200 тыс. людей — и это согласно официальной статистике! И вот с учетом всего вышеперечисленного либералы предлагают оставить заботу о сельской местности и начать конструировать какие-то нежизнеспособные городские суперагломерации. Мы же не первый год живем на свете, хорошо помним слова покойного премьер-министра России Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». «Как всегда» и с агломерациями получится, если, конечно, до реализации этого прожекта дойдут.
Стоит понять одно: без села страна обречена на то, чтобы сжаться как шагреневая кожа до масштабов Московской области. Собянин-то вряд ли против будет. Агломерации убьют село. Уже многие годы говорят об импортозамещении, продовольственной безопасности. Большую часть сельскохозяйственной продукции мы по-прежнему закупаем за рубежом. Например, многие овощи — в государстве Израиль, чей климат, кстати, отнюдь не комплиментарен к выращиванию агропродукции. И те же израильские лоббисты делают все, чтобы Россия не была заинтересована в развитии собственных агрокультур. И у них влиятельнейшие покровители на самом верху российской элиты с двойным гражданством. Догадайтесь каким?
«ВСЕ ИДЕТ К ТОМУ, ЧТО РОССИЯ БУДЕТ КОНФЕДЕРАЦИЕЙ КРУПНЫХ ГОРОДСКИХ СУПЕРАГЛОМЕРАЦИЙ»
Если государство прекратит помощь селам, то они вымрут в скором времени. Не все мерится деньгами, как это любят делать рационалисты. Культура, духовность, образование редко приносят прибыль, выражаемую в денежном эквиваленте, но вкладываться в них необходимо. «Если вы не строите школы, то будете строить тюрьмы» — старая и рабочая максима. А под видом оптимизации уничтожают сельскую инфраструктуру: школы, больницы, библиотеки. Почему-то чиновники не оптимизируют свои представительские расходы, дорогие авто, секретарш, бессмысленные зарубежные поездки.
К примеру, во всем Дальневосточном федеральном округе проживают всего 6 млн человек. Чуть меньше, чем в Санкт-Петербурге. ДФО занимает 36,1% территории страны, но на ней проживает всего 4,4% населения России. Уже сегодня там, по сути, хозяйничают китайцы, которые считают ислам и тюрок своими экзистенциальными врагами. Именно против тюрок, вернее, против их молниеносных конных набегов была возведена Великая Китайская стена. Теперь китайцы бескровно, сугубо экономическими методами и демографической экспансией, захватывают этот регион России. Почему молчим о китайском экологическом терроре? Они выкачивают воду из Байкала трубами, вырубают уникальные леса, убивают химическими удобрениями почву…
Все идет к тому, что Россия будет конфедерацией крупных городских суперагломераций: Московской (уже существует), Санкт-Петербургской, Казанской, Екатеринбургской, Челябинской, Самарской, Тюменской, Хабаровской, Уфимской, Ростовской, Сочинской. Они будут притягивать к себе жителей близлежащих сел и умирающих моногородов, оставляя те в запустении. Россия будет иссыхать, как Аральское море. На селе остаются сейчас немобильные и неактивные люди, пенсионеры, естественно, они не могут изменить свою судьбу в силу объективных обстоятельств. Государство отворачивается от слабых людей, институтов. Это конфедерация на первых порах будет не политической, а экономической, социальной. В агломерациях, словно во времена Средневековья, знатным будет предложено место в «верхнем городе», а остальной челяди — в «нижнем городе», в инфраструктурно слабой слободе, среди сброда. Нарождается новое неравенство, и оно будет фиксироваться через географическое неравенство в том числе.
Элита давно не мыслит политико-географическими паттернами, она вся погружена в постмарксизм, либеральное людоедство, где человек человеку — волк, выживает сильнейший, «государство вам ничего не должно», «диабетикам, чтобы избавиться от болезни, надо только похудеть», и т. д.
До села ей дела особого нет. Нужную сельхозкультуру она импортирует, где-то спасает ГМО. Для экономических неолибералов, сидящих в правительстве, село — это обуза, многослойная сложность, которую они не хотят решать. Разговоры про «русскую березку», традиции, кокошник — фарс. Они сохранятся на фестивалях, в красочных буклетах, рекламных роликах — потребителям телевизионной жвачки этого вполне достаточно.
«СЕЛА ДОЛЖНЫ НАЙТИ СВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ВИДЕ СОЮЗОВ»
Но у татар нет иного выбора. Село в настоящее время — кадровая основа для татарскости, татарского духа, татарской культурной среды. Оно позволяет сохранять вдали от космполитического шума и гвалта сакральный центр татарской жизни. Там обитает душа нации, запрятанная вдали от остервенелых глаз. Но она тоже в большой опасности, переживает кризисные явления: молодежь покидает родные края, попадая в ловушку светящихся неоном городов, латифундисты-капиталисты массово скупают земли, фактически загоняя жителей деревень в крепостные условия труда, до сих пор нет полноценного самоуправления. Глава района тут царь, бог и герой. Отношение к селу соответствующее: там живут малоцельные, малограмотные люди. Но это не так! Городской снобизм пора преодолевать.
Нужно рассредоточить город, распылить его функции, часть передать в районные центры. Это позволит связать город и сельские конгломерации: чем больше связующих нитей, тем лучше. К примеру, в Древней Греции города возникали через процедуру синойкизма (дословно — сселение). Этот принцип представлял собой слияние в одну политическую единицу нескольких небольших поселений сельского типа. Села должны найти свое политическое выражение в виде союзов.
Еще один выход: активно развивать систему национальной территориальной и экстерриториальной жизни посредством института махалля, который позволил дореволюционным татарам достичь ренессанса в культурной, экономической и общественно-политической сферах. Обратите внимание, сейчас бóльшая часть поселков в Казани и ее окрестностях — с преобладающим татарским населением. Буквально 20 лет назад было не так. Такие поселки, как Салмачи, Вознесение, Константиновка, Борисково и другие, в этнодемографическом плане изменились. Это настоящий татарский пояс, татары не могут жить без почвы, они генетически несут на себе печать хозяев земли. Данный факт органичен. Значит, там необходимо воссоздавать национальную инфраструктуру, открывать татарские школы, детсады, многофункциональные центры (библиотека, театральный зал). Существует закон о местном самоуправлении, где для таких территориальных сообществ открываются огромные возможности, но нужна правильная и обдуманная программа.
«ЭТО ТАТАРСКОЕ СЕЛО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ ПРЕСТУПНОСТЬ, ПЬЯНСТВО, ХУЛИГАНСТВО И ДРУГИЕ ПОРОКИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
Бюрократы и щуплые либерал-эксперты причитают, что села бесполезно спасать, они обречены в экономическом, духовном и демографическом планах. Конечно, если государство и дальше будет игнорировать их нужды, так и случится. Но есть в России села, которые выступают примером для остальных и процветают без помощи государства. К числу таких по праву относится самое крупное татарское село в мире — Средняя Елюзань, что находится в Пензенской области. Население — свыше 10 тыс. человек, около 2 тыс. домов. И это даже не районный центр! Мне довелось побывать в этом селе. Я был поражен тем, как его жители смогли сохранить духовные традиции и преуспеть экономически. В Средней Елюзани 11 мечетей, возводится 12-я. При этом от властей они не просят ничего. Все на свои средства!
Жители строят свою жизнь на принципах махалля — это самодостаточные независимые общины, которые центрируются вокруг мечети. Вопросы решаются советом. Духовные лица и старшее поколение занимаются воспитанием молодежи, оттого духовная преемственность не прерывается. В селе царит здоровая духовно-нравственная атмосфера. Мечети на джума-намазы всегда полные. И стар и млад знают и чтят татарский язык, с пиететом относятся к исламскому воспитанию. Село не знает, что такое преступность, пьянство, хулиганство и другие пороки современного общества.
Вот и ответ всем этим скептикам: села могут развиваться и процветать в нашей стране, если будут опираться на религиозные ценности, самоуправление и трудовую старательность. И главное, чтобы не мешали! А уникальный опыт села Средняя Елюзань надо донести до других селений. Зачем нам чужие модели, если под боком мы имеем лучшие образцы?!
Руслан АЙСИН.
«БИЗНЕС Online».
Просмотров: 912