КФУ впервые вошел в топ-100 лучших вузов мира по версии ТНЕ — пока только по направлению «Образование», зато обойдя в этом МГУ
«Задача — войти в сотню, улучшать свои позиции внутри сотни. Многие студенты оценивают вузы именно по рейтингам», — констатировал на пресс-конференции ректор КФУ Ильшат Гафуров. Он горд, что вуз занял 94-е место в мире по подготовке педагогов, несмотря на якобы критику общественности, а заодно анонсировал создание детского садика для детей-аутистов, объяснил слухи вокруг «антишпионского регламента» и похвастал совместной с British Petroleum магистерской программой — самой дорогой в России.
КФУ СТАЛ ЕДИНСТВЕННЫМ РОССИЙСКИМ ВУЗОМ В ТОП-100 ВЕДУЩИХ ВУЗОВ МИРА В ОТРАСЛИ EDUCATION
Ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров провел оптимистичную пресс-конференцию о значительном продвижении вуза в международных предметных рейтингах. Повод для гордости действительно был. 6 ноября опубликовали результаты Times Higher Education World University Ranking 2019/2020 (THE WUR by subject 2019/2020) по направлениям: «Бизнес и экономика», «Образование», «Право», «Социальные (общественные) науки». КФУ занял 94-ю строчку ведущих вузов мира в отрасли education — образования, став единственным российским вузом в топ-100 и поднявшись с планки 100–125.
«Для нас это особенно важно, потому что именно за подготовку учительских кадров нас больше всего критиковали, — признал Гафуров, отметив, что попадание „в сотку“ планировалось только на будущий год. — Это говорит о том, что наша стратегия была правильной. Если в Елабуге изначально готовятся будущие учителя, то в Казани она (подготовка кадров — прим. ред.) носит распределенный характер. То есть учителя физики готовит институт физики, учителя математики — мехмат и так далее. Мы исходили из того, что есть проблемы предметной подготовки учительских кадров». Ректор напомнил, что еще несколько лет назад татарстанские учителя сами не могли сдать ЕГЭ. Тогда был создан институт психологии и образования, который координирует всю работу и отвечает за подготовку учителей в магистратуре.
Гафуров пояснил, что рейтинговое агентство оценивает и качество образования, и научные исследования, и научные контакты, и доход, который получает вуз в этой сфере. Значительную роль играют репутационные вещи: например, МГУ испокон веков не менял названия, а КФУ несколько лет назад трансформировался, что не помешало ему опередить легендарный московский вуз (занявший 201–250-е место по показателю образования), Санкт-Петербургский политехнический, Уральский и Томский университеты. «Очень серьезная конкуренция: чем ближе идешь к финишу, тем сложнее. В десятку лучших спортсменов мира можно попасть, но удержаться на первом месте удается не каждому. Идет жесткая борьба, попытки испортить репутацию вуза, вы знаете, какое было давление, поскольку мы одновременно формировались как учебное заведение и существовали разные силы внутри и вне университета, которые нас критиковали еще года полтора-два назад», — вспоминал ректор. Тема критики вуза по разным поводам вообще пронизывала всю пресс-конференцию, особенно когда речь заходила о создании К (П)ФУ путем слияния вузов.
«Несмотря на то, что в обществе напряженно к этому отнеслись, объединение было правильным решением. Если вы посмотрите на рейтинги, ни одного педагогического вуза в них даже близко не стояло», — рассказывал Гафуров. «Нас не критиковал только ленивый. Сколько ереси, неправды пришлось выслушать, что педагогическое образование в Татарстане убито, хотя вузы продолжали работать по ФГОС, по заказу минобрнауки. Но на момент присоединения ТГГПУ принимал абитуриентов, сдавших ЕГЭ в среднем на 54 балла, а в этом году в КФУ средний балл приема на программы педобразования — 78. Более того, мы лидеры в России по платному приему на программы подготовки учителей», — экспрессивно добавил директор института психологии и образования Айдар Калимуллин. Ранее он был ректором Елабужского педуниверситета и на пресс-конференции вспоминал, как в свое время считал деньги учреждения, прикидывая, хватит ли на ремонт крыши.
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В МИРЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСТАЛОСЬ»
«XXI век был объявлен Всемирным банком веком кризиса школьного образования. Даже в благополучной Германии есть нехватка учителей и на улицах висят рекламные щиты, где дети протягивают руки: мол, будь моим учителем. Здесь КФУ как международно ориентированный вуз выполняет свою миссию построить мост между российскими и зарубежными учеными. Мировая тенденция заключается в том, что специализированных педагогических вузов в мире практически не осталось. Их количество уменьшается и в России: если несколько лет назад их было более 100, то сегодня осталось всего 48. При этом более 200 неспециализированных вузов предлагают педагогическое образование, они готовят сегодня 48 процентов всех педагогов. КФУ, например, обучает 10 тысяч студентов по всем программам педобразования и является третьим по величине центром подготовки педагогических кадров в России», — рассказывал Калимуллин, сетуя, что главное — удержать учителя в школе.
При этом он признал, что есть проблемы с педагогами, но заверил, что педобразование в России очень хорошее. «Поверьте мне, я два раза в месяц бываю за границей — это не туристические поездки, а обучение. И понял, что такой наполненности учебных программ нет ни в одной стране мира. В Америке есть пятинедельные программы подготовки учителей!» — сказал он. Проблема, по его словам, в рекрутинге, а ее КФУ решить не может — это задача правительства. «Мой прогноз: такое неизбежно выльется в республиканский заказ на подготовку высококвалифицированных учителей для школ с углубленным изучением предметов. И наша республика должна выступить инициатором таких новых моделей, иначе на 3–5 лет прогнозы не самые утешительные», — сказал Калимуллин.
Гафуров добавил, что республика уже осуществляет заказ для полилингвальных и национальных школ, но есть и другие механизмы поддержки: гранты, премии, стипендии. А выпускники взамен дают обязательство три года отработать по направлению в республике. «Проблема — тот прессинг, который молодые учителя получают в школе. Со стороны учителей и родителей — некоторые уходят только из-за невоспитанных родителей», — констатировал Калимуллин.
Журналистов интересовало, в частности, сколько выпускников педнаправлений вуза идут работать в школу. Калимуллин заявил, что таких 80%, но с маленькой оговоркой — не в школу, а в социальную сферу, не конкретизируя, что именно под ней понимается. «Педобразование ориентировано на широкую социальную сферу, поэтому если выпускники находят работу в данной стезе пользы для общества, мы видим в этом положительный результат», — сказал он. Ну а добиться 100% трудоустройства априори невозможно, потому что некоторые молодые люди после учебы идут в армию, девушки — в декрет, плюс есть процент выпускников, которые продолжают обучение в магистратуре.
Полюбопытствовали и о новых строящихся полилингвальных школах. «Все задают вопрос, какие пропорции изучения русского, английского и татарского будут в полилингвальных школах. Ответить на него получится, только когда школа запустится, нужны исследования. Есть небольшая группа людей, которые будут заниматься преимущественно исследовательской работой», — рассказал он.
КАК ВОЙТИ В ТОП-100, ЕСЛИ ТЫ НА 600–800-М МЕСТЕ?
Напомним, что 11 сентября был опубликован ежегодный рейтинг THE лучших университетов мира — в нем КФУ помещен в группу 601−800. Всего рейтинг охватывает более 1,3 тыс. вузов из 92 стран. 39 из них — российские, это на четыре больше, чем в предыдущем году. Лучшим среди российских вузов стал МГУ им. Ломоносова — 189-е место. Вузом №1 назван Оксфордский университет.
При этом педагогическое образование для КФУ — только одно из приоритетных направлений развития университета в рамках международной программы 5−100. Кроме него, в качестве перспективных направлений Гафуров выделил биомедицину и фармацевтику, подчеркнув, что в вузе развиваются и клинические подразделения, и центры трансферных технологий, и все, что связано с педагогикой, и исследовательский центр. Третье — нефтехимия, все, что связано с тяжелым битумом. «Это направление — как исследовательское, так и доходное, за него нам платят деньги. Мы стали исследовательским университетом „Роснефти“, это самая крупная в стоимостном выражении программа, которую мы реализуем совместно не только с „Роснефтью“, но и с British Рetroleum, и с Imperial college. Это самая дорогая магистерская программа в нашей стране — на одного магистра она стоит 6 миллионов рублей, оплачивают учебу те же компании. И четвертое направление — космические цифровые технологии, все, что было разработано для исследования ближнего и дальнего космоса, мы будем применять на предприятиях народного хозяйства, — рассказал ректор. — И еще одно направление — биоагротехнологии, связанные с утилизацией отходов животноводства и превращением их в сырье».
«Задача — войти в сотню, улучшать свои позиции внутри сотни. Многие студенты оценивают вузы именно по рейтингам. Считается, что чем ближе вузы к первой сотне, они дают более качественное образование. Мировые рейтинги — не самоцель, но все к этому стремятся, потому что все вузы в топ-100 — хорошие. Если спортсмен не мечтает стать чемпионом мира, он не спортсмен, а физкультурник», — говорил Гафуров.
На вопрос, когда КФУ планирует войти в топ-100, если в общем рейтинге ТНЕ он пока занимает 600−800-ю позицию, Гафуров ответил уклончиво, но оптимистично. По его словам, проблема в том, что ТНЕ поменял систему оценки вузов, резко переориентировавшись в учитывании публикаций с базы данных Scopus на Web of Science, а затем — снова на Scopus.
«Это примерно так же, как когда вы выходите играть в футбол, а по ходу меняются правила игры. Это стало темой для серьезных дискуссий, но агентство находится в Великобритании, и никто не знает, почему они меняли политику. Скорее всего, в топ-100 мы раньше попадем в QS (Quacquarelli Symonds — еще одна британская компания, специализирующаяся на образовании — прим. ред.), которая не меняла политику и всегда ориентировалась на Scopus. Там мы 392-е в мире. Поразительность ситуации в другом — мониторинг публикационной активности нашего министерства образования с подачи академии наук ориентирован на Web of Science. И мы находимся на стыке», — посетовал Гафуров.
Он, однако, уточнил, что ряд журналов котируется в обеих базах данных и, возможно, университету придется сотрудничать с ними, хотя менять политику в большом университете, по его словам, очень непросто. В этом смысле образовательному сегменту повезло, впрочем, как и всем гуманитарным — они исторически нацелены на Scopus, отсюда в том числе и высокие результаты в рейтинге. А вот естественные науки в этой истории пострадали.
ЗАЧЕМ КФУ ДЕТСКИЙ САДИК ДЛЯ АУТИСТОВ?
Одной из главных новостей пресс-конференции стало создание детского садика для социализации дошкольников с аутическими расстройствами в Казани. «Мы берем специально сложные темы, решение которых позволит отработать механизм социализации. Но самое главное — это серьезная научно-методическая работа как для наших педагогов, психологов, социологов, так и для медиков. Президент РТ дал поручение на одной из встреч с родителями детей с аутическими расстройствами, и этот сложный вопрос вряд ли кто-то, кроме нас, сможет решить. Мы будем привлекать специалистов со стороны, станем базовым центром для минпросвещения», — рассказал Гафуров.
Он отметил, что дошкольное образовательное учреждение откроется в здании, которое находится в собственности вуза, уже в первом квартале следующего года. Капремонт в нем почти завершен за счет средств республиканского бюджета, «осталось только оснастить игрушками и получить лицензию», — сказал Гафуров, уточнив, что садик будет функционировать и как научно-исследовательский центр.
«Если мы будем работать с детьми с аутическими расстройствами, нам надо взаимодействовать и с родителями этих детей. Выработать совместную программу. Недавно в Гарварде открылась такая структура, и совершенно очевидно, что процесс социализации должен идти с детского возраста, в 8–10-м классах этим заниматься поздно. Стоит вопрос о том, станет ли это отдельным садиком для детей с аутическими расстройствами или там будут другие дети, потому что социализация — двусторонний процесс. Ты-то можешь стремиться общаться, но с тобой могут не захотеть. И надо выработать методику. Центром выработки и будет наш детский сад. Финансирование сейчас обсуждается с республикой, мы должны вписаться в программы с министерством образования и науки РТ и с муниципалитетом, — рассказал ректор. — У нас другого выхода нет, раз мы ремонтные работы провели».
По его словам, предстоит сформировать стандарты работы. Если в обычном детсаде в группах занимаются до 20 малышей, то в этом — только пять. Другой режим, время нахождения, иные игрушки. Центр общения с родителями. «Когда мы идем не по проторенной дорожке, всегда возникает много вопросов, и мы бы не хотели, чтобы в самом начале возникло отторжение у родителей и детей. А там еще бабушки придут…» — представил себе Гафуров.
КФУ СКОРРЕКТИРОВАЛ «АНТИШПИОНСКИЙ РЕГЛАМЕНТ»
Прокомментировал Гафуров и скандальный регламент взаимодействия с «иноагентами», появившийся на сайте вуза месяц назад и тут же стертый отовсюду, кроме кэша поисковиков. Напомним, документ подразумевал контроль за всеми контактами сотрудников КФУ с иностранцами как в рабочее, так и в нерабочее время. «Встречи работников КФУ с иностранными гражданами или представителями иностранных организаций (…) в рабочее и нерабочее время за пределами КФУ осуществляются при условии получения соответствующего разрешения ректора КФУ. По итогам таких встреч работник предоставляет в департамент внешних связей отчет по форме (…) впоследствии заверяется круглой печатью КФУ и направляется в минобрнауки России», — сообщалось в регламенте.
— Публикация на сайте или где-то, где вы ее взяли, произошла, когда я был в командировке в Японии. Вы по времени можете посмотреть, если мне не верите, — открестился Гафуров, перебив журналиста и не дослушав вопрос до конца. — Этот приказ подписан был министром и один к одному ретранслирован.
— Это приказ за вашей подписью, — перебил его журналист.
— Сегодня корректировки прошли, — не услышав ремарки, продолжал Гафуров. — Это касается в основном тех, кто имеет доступ к первой и второй степени секретности. Ваш покорный слуга имеет вторую степень. Поэтому все мои собственные командировки так или иначе согласуются. В крайности журналистам не надо уходить, все нормальные люди его поняли изначально правильно. Никто перекосов не осуществлял: в этот же период проходил WorldSkills и был огромный поток иностранцев. Есть разный уровень встреч, может, его не очень корректно описали, но разговор идет о встречах, связанных с теми вопросами, которые касаются критических направлений исследований. Это ни в коем случае не касается, если мы пошли с кем-то кофе попить, — заверил Гафуров.
Ксения СОКОЛОВА.
Просмотров: 831