Мэрия Самары увеличила в полтора раза расчетный тариф на перевозку пассажиров в метро. Теперь одна условная поездка одного условного горожанина обойдется метрополитену дороже. Власти клятвенно обещают, что реальная цена проезда не изменится. Но осторожные СМИ добавляют к их обещаниям слово «пока».
Расчетный тариф на перевозку пассажиров и провоз ручной клади в самарском метро увеличивается с 64,08 до 92,91 рубля. Во всем виноват, конечно же, злобный коронавирус — количество пассажиров на время пандемии снизилось на целых 40%, и метрополитен несет убытки. А повышение расчетного тарифа позволит теперь получать дополнительное финансирование из бюджета. Стоимость же проезда для самих пассажиров повышать пока не планируют. По крайней мере, так себе видят ситуацию в самарской мэрии, судя по опубликованным данным.
Однако ситуация не так проста, какой ее представляют сообщающие о ней СМИ. Дело в том, что из-за пандемии «ковида» самарское метро несет на 40% больше убытков, чем раньше. То есть, метрополитен в Самаре и до пандемии был убыточным — расчетный тариф в 64,08 рубля и так превышал существующую стоимость проезда пассажира в два раза. Это вообще секрет Полишинеля — почти каждая публикация о работе этой организации в СМИ сопровождается сетованиями на недостаточное финансирование, которое мешает строить новые станции и содержать в надлежащем порядке уже работающие. Самарское метро — это большая бюджетная дыра, в которую деньги «входят и не выходят», да и в обозримом будущем вряд ли выйдут.
Итак, организация сидит на дотациях и повышает расчетный тариф, чтобы получать больше дотаций. Однако финансирование уже недостаточное — бюджеты разных уровней, от федерального до муниципального, не могут «поднять» те суммы, которые «вроде бы» запланированы. А тут предлагают запланировать в полтора раза больше. Вопрос — будут ли бюджеты выполнять «повышенное обязательство», наложенное на них самарской мэрией? Ответ, скорее всего, оптимистичным не будет…
В отсутствии бюджетного финансирования что остается — повышать стоимость проезда? Самое же печальное в том, что и это не спасет самарское метро. Оно и без того не пользуется сейчас особой популярностью у горожан как вид транспорта, а если проезд в нем будет выше, чем в других видах транспорта — не надо быть особым пророком, чтобы предсказать падение пассажиропотока еще ниже. Мало кто захочет выкладывать 100 рублей за поездку, все будут ездить автобусами и трамваями.
Кто виноват в такой странной ситуации? Как ни банально это прозвучит — тяжкое наследие советского прошлого. Тогда, в 1970-х, когда метрополитен еще только проектировали, главной задачей своей строители видели быстро доставлять рабочих на заводы Безымянки, потому и стройку начали «нелогично» — с окраины, из поселка Юнгородок. Но за 30 лет приоритеты полностью поменялись — заводы Безымянки «полулежат», и никакого мощного потока рабочих туда и сюда не обеспечивают. Сейчас «внезапно» стало понятно, что городу нужно метро, начинающееся, скорее всего, с железнодорожного вокзала (ну или менее конкретно — из исторического и делового центра), и везущее людей из «спальных районов» — Приволжского, Кошелева и пр.
Понятно-то понятно, но куда девать уже построенные 9 станций? Тянуть их до того же вокзала? Так денег нет, вместе с СССР исчезли и огромные бюджеты на «ударные стройки социализма». Проекты такого масштаба даже федеральный бюджет может себе позволить осваивать с большой осторожностью, чего уж говорить об областном или муниципальном. Вот и получается сегодня самарское метро чемоданом без ручки — бросать нельзя, а нести неудобно. И, самое главное, оно же печальное — совершенно непонятно, когда и как ситуация эта закончится.
Дмитрий КОПАЛИАНИ, политический и экономический обозреватель сайта.
Просмотров: 981