Журналист KazanFirst Ильнур Ярхамов вспоминает, как в уходящем году переживали за поправки в Конституцию России, боролись с коронавирусом, смотрели и ругались на сериал «Зулейха открывает глаза», а затем начали готовиться к Всероссийской переписи населения.
Татары и поправки в Конституцию России
Президент России Владимир Путин в январе прошлого года предложил ряд поправок, дополнений и новшеств в Конституцию Российской Федерации. Чтобы проработать реформу, создали специальную рабочую группу. От Татарстана туда вошёл председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин и специалист по конституционному и административному праву, доцент КФУ Евгений Султанов. Увы, но авторитетному политическому практику и ученому-правоведу компанию в рабочей группе составили танцоры, музыканты, спортсмены, актёры.
Член рабочей группы и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский предложил несколько поправок в 68-ую статью Конституции:
Поправка №1 — «Государственным языком на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа в многонациональном союзе равноправных народов Российской Федерации».
Поправка №2 — «Государство защищает культуру и самобытность всех народов и этнических общностей РФ, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия».
Предложения Пиотровского не совсем понял Фарид Мухаметшин, попросив его быть четче в формулировках. Председатель Госсовета на встрече рабочей группы рассказал Путину, что учителя родных языков опасаются, будет ли возможность у татар, чувашей и удмуртов изучать свои родные языки? Президент заверил, что новые поправки Пиотровского гарантируют такую возможность и волноваться не о чем.
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин подключился к острой дискуссии. Он высказался по поводу поправок, по которым в Конституции России за русским народом закрепляется особый статус — государствообразующий народ.
По словам лидера татарстанской уммы, применение словосочетания «государствообразующий народ» только к единственной нации в России — не имеет перспектив. За этим может могут последовать непоправимые последствия. Самигуллин признаёт, что русские — это титульная нация России, что они — многочисленный народ в стране.
- Мы россияне, и все мы внесли вклад в образование этого государства, в сохранение государственных границ и духовного суверенитета России, в формирование многоликого общероссийского менталитета и развитие мощного социально-экономического пространства, — сказал Самигуллин.
13 марта депутаты парламента Татарстана рассмотрели поправки, которые вносятся в Конституцию России. В целом, Госсовет поддержал изменения. За поправки проголосовали 78 депутатов. 7 депутатов воздержались. А татарский писатель и народный избранник Ркаил Зайдулла был единственным, кто проголосовал против.
Депутаты Госсовета, и в первую очередь депутаты от «Единой России» выразили, что поправки они поддерживают. Но грядущие изменения в основной закон страны у них вызывают «конституционные страхи».
- Мы в праве ожидать гарантирование соблюдения всех норм во всех ветвях и на всех уровнях власти в стране, — заявил «единоросс» Алексей Созинов.
- Россия многонациональная страна. Прийти к единому мнению очень-очень сложно. Но к этому мы должны стремиться. В конечном счете мы должны суметь выработать такие конституционные нормы и образ жизни на будущее. Путь непростой. Но через это нужно будет пройти. Внося и в целом поддерживая эти предложения, эти поправки, безусловно, мы должны помнить, как лучше чтобы эти поправки работали. С учетом многонациональности, многоконфессиональности Российской Федерации, — подчеркнул Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев.
Вклад татар в борьбу с коронавирусом
38-летний Ринат Максютов возглавляет научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в Новосибирске. Пост руководителя он занял осенью 2016 года. До этого он был заведующим лаборатории диагностики и репозитария ДНК вируса натуральной оспы.
Молодой ученый автор и соавтор более 70 научных работ, в том числе 10 патентов в России. До своего назначения он был заместителем директора «Вектор» по научной работе.
Чем же важен для нас сегодня этот научный центр «Вектор»? Как только в мире стали появляться первые сведения о коронавирусе Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения определило центр «Вектор» как одну из референс-лабораторий в борьбе с болезнью.
Таких лабораторий в Европе на сегодня только шесть. Они есть в Германии, Нидерландах, Великобритании и во Франции. Шестая в России — научный центр «Вектор».
Статус референс-лаборатории позволяет «Вектору» Всемирной организации здравоохранения предлагать текущие рекомендации.
Стоит отметить, что налаженная работа научного центра, бесперебойное протекание внутренних процессов, регламенты и стандарты безопасности — это во многом достижение Максютова. До него центр неслабо лихорадило от нерадивых и низкопрофессиональных управленцев. С 2010 года по 2016 год «Вектор» сменил аж четырёх директоров. Некоторые из них даже обвинялись в финансовых махинациях на предприятии, в допущении неблагоприятной атмосферы в рабочем коллективе.
30-летний Ильназ Иматдинов - один из разработчиков вакцины от коронавируса. Он работает в российском центре вирусологии «Вектор» и стал одним из 60 добровольцев, которых 29 июня специально заражали коронавирусом, чтобы сделать укол вакциной и сутки будут наблюдать, есть ли аллергия, воспаление и другие реакции организма.
Молодой ученый родился в Татарстане. В Ульяновске отучился в Государственной сельскохозяйственной академии. С юности брал призовые места на биологических олимпиадах.
Затем направился работать в исследовательский центр вирусологии и микробиологии во Владимирской области. Иматдинов защитил диссертацию, посвященную вирусу лихорадки долины Рифт в Африке. Своё исследование он подготовил тогда, когда ему было всего 24 года.
Сериал «Зулейха открывает глаза»
В целом татарская интеллигенция многосерийный фильм, который транслировали на канале «Россия» в середине апреля 2020 года, восприняла критически. Таковым мнение было после первых просмотренных серий. Татарская публика и так была возмущена книгой Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», а тут замаячила перспектива, что всё из книги будет воплощено на экране и показано на всю страну.
Но татарскую аудиторию ждал сюрприз, концовка сериала была существенно изменена, переработана, стала менее провокационной. Отношение к сериалу у некоторой части аудитории соответственно тоже поменялось.
Явное недовольство показанным сериалом демонстрировал руководитель автономии татар Москвы Фарит Фарисов. Он показанный сериал поставил в один ряд с сериалом «Золотая Орда».
- Эти сериалы деформируют наши представления о реальности, о событиях. Они не объединяют наши народы в многонациональную Россию, а только разъединяют, — заявил на одном из ZOOM-конференций Фарисов.
Тем временем «Зулейха» стала одним из самых популярных сериалов 2020 года.
Во время трансляции средняя доля совершеннолетней аудитории составила 21,1% при рекордном среднем рейтинге в 7,4%. В день премьеры первый эпизод проекта показал лучший старт среди всех сериалов. Его средняя доля была 21,4% при рейтинге 7,9%.
Дискуссия с башкирами, ногайцами, сибирскими татарами
В преддверии переписи населения в соцсетях и в СМИ активизировалась острая полемика между татарами и группами общественников и экспертов, которые поддерживают локальные этногеографические проекты, ставящие под сомнение единство татарской нации.
Подобным этногеографическим проектом являются общественники и активисты «юртовские ногайцы» в Астраханской области. Их тезисы сводятся к тому, чтобы в предстоящей переписи в России юртовцы записывались именно как ногайцы, а не татары. Их юртовский диалект татарского языка объявляется диалектом ногайского языка. Хотя на слух для татароязычного человека практически ни чем не отличается от татарского литературного языка. Похожим проектом является внедрение искусственного «северо-западного диалекта» башкирского языка, которые якобы распространён среди жителей Северо-Запада Башкортостана. Хотя на самом деле речь идёт о татарском языке. В тоже время со стороны башкирских политтехнологов идёт пропагандистская работа среди татарского населения Северо-Запада Башкирии, что они якобы на самом деле принадлежат башкирским племенам и родам, поэтому их настоящая этническая идентичность не татары, а башкиры.
Точно такие же действия предпринимаются по отношению к татарам Сибири. Так же заявляется об их особом этногенезе, не имеющим никакой связи с этногенезом у татар Волго-Уралья, пропагандируется их искусственно сконструированный сибирскотатарский диалект, который на самом деле является самостоятельным языком.
100-летие празднование ТАССР
В прошедшем году Татарстан праздновал сто лет со дня своего образования в далёком 1920 году, когда 27 мая Декрет об образовании ТАССР, подписанный Владимиром Лениным, Михаилом Калининым и Авелем Енукидзе.
К сожалению, пандемия сильно подкорректировала культурно-массовые мероприятия по празднованию 100-летия образования ТАССР. Знаковым стала специальная сессия Госсовета Татарстана, проведенная 27 мая, где с трибуны председатель Госсовета Фарид Мухаметшин выступил с докладом, как республика проходила через непростые и переломные исторические периоды на протяжении века. Председатель Госсовета совершил небольшой экскурс в столетнюю историю. Республика вместе со страной пережила сложнейшие годы первых пятилеток, репрессии конца 1930-х годов, Великую Отечественную войну, перестройку и распад СССР.
Мухаметшин рассказал о некоторых важных моментах, которые были запечатлены в Декрете об образовании ТАССР.
- Среди прочего декларировалась прямая обязанность Федерации содействовать республике в достижении фактического равенства с другими автономиями; снабжать ее из общих средств необходимыми для этого финансовыми и техническими средствами, — зачитал глава парламента.
Ещё в самом начале образования ТАССР лидеры молодого региона поднимали перед федеральным центром вопрос о повышении статуса автономий, уравнивании их с союзными республиками. Здесь Мухаметшин вспоминает выступления Мирсаида Султан-Галиева в Наркомнаце РСФСР в начале 1920-х годов. А затем отмечает, что в 1923-1924 годах случился разгром сторонников Султан-Галиева. Поэтому все те немногие завоевания, что были в сфере национальной политики в ТАССР, были фактически свернуты.
- Маятник «стихийного федерализма» качнулся в обратную сторону: обещая на словах развитие культуры, языков, государственности народов России на основе самоопределения, большевики на деле не признавали политической субъектности национальных меньшинств. А в годы большого террора — государственные и партийные органы республики, как и всей страны в целом, и вовсе были подвергнуты тотальной чистке, — вспоминал трагические страницы истории ТАССР Мухаметшин.
Но самым эмоционально-притягательными были слова ведущего Кирилла Клеймёнова перед репортажем о праздновании «100-летия ТАССР» в Казани на «Первом канале».
- Без татар никакой России, какой мы её знаем, и весь мир тоже, не было бы точно, — сказал он.
Руководитель парламента Мухаметшин на сессии Госсовета напомнил, что в 2020 году также круглый юбилей Декларации о государственном суверенитете. Документу и всем сопутствующим ему событиям исполняется 30 лет.
- Реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего народа на самоопределение (как сказано в Преамбуле), республика стала первопроходцем в освоении конституционно-договорной практики, отстаивании федерализма и толерантности в стране. Впервые в нашей истории была самостоятельно разработана и утверждена новая Конституция, в основу которой легли Декларация о государственном суверенитете Татарстана и итоги впервые же проведенного референдума по государственному статусу республики. В 1991 году был учрежден институт президентства, — вспоминал глава Госсовета.
Едва не закрывшийся Институт истории имени Марджани
Татарский мир пристально наблюдал за событиями, связанными с институтом истории имени Шигабутдина Марджани. Сегодня можно выдохнуть, организация будет жить и дальше. Никакое закрытие институту больше не грозит.
Напомним, что был подготовлен проект, что институт истории вернётся в состав Академии наук Татарстана, где он был ещё 6 лет назад. Возвращение должно было сопровождаться слиянием с институтом археологии имени Альфреда Халикова.
К слову, в проекте объединения историков с археологами никакой речи о сохранении наименование «имени Марджани» и «имени Халикова» не предусматривалось. Какой ценой удалось сохранить институт, который, по словам его директора Рафаэля Хакимова, собирались закрывать?
Петицию в поддержку института истории на сегодня подписали более 1800 человек. В поддержку института истории выступила член-коррепондент РАН и ученый-тюрколог Анна Дыбо. Поддержал главный научный сотрудник Института российской истории РАН Вадим Трепавлов, всемирно известный астрофизик Рашид Сюняев.
Говорят, что общее число ученых, подписавших письмо достигает 90 человек. География тех, кому небезразлична судьба института поражает. Это и Европа, и США и страны СНГ.
В итоге институт сохранён в своём нынешнем виде. Его теперь возглавляет вместо Рафаэля Хакимова Радик Салихов. В ноябре 2020-го в рамках института учреждается международная ассоциация исследователей Золотой Орды. 26 декабря 2020 года прошла презентация научно-исторического справочного издания «Татары Уфимского уезда (материалы переписей населения 1722–1782 гг.)» — это важный исторический материал, поддерживающая татарскую идентичность в татарах Башкортостана.
Экспертный клуб «Татарский квадрат»
Участники экспертного клуба «Татарский квадрат» подвели итоги цикла семинаров, посвященных татарской нации, общественно-политическим процессам в Татарстане и среди татар в XX веке, процессам нациостроительства татар и нынешнему положению народа в XXI веке.
Представители коллегии — историки Дамир Исхаков, Азат Ахунов, политолог Руслан Айсин, общественный деятель и журналист Римзиль Валеев, историк Ильнар Гарифуллин, а также журналист Ильнур Ярхамов обсудили круг проблем, по которым в будущем будет сформирована итоговая резолюция экспертного клуба.
В рамках проекта «Татары мира» были опубликованы видеоматериалы с заседаний клуба «Татарский квадрта» посвящённые проблематике «советская татарская нация», «татарская постнация», татары и сталинская коллективизация, Татарстан и татары на рубеже 80-90ых годов и при Путине.
«Татарский квадрат» является своеобразным ответом на запрос татар в помощи отстаивать свою этническую идентичность в России, за пределами республики.
Комиссия по татарскому языку
Публично идея о создании такой комиссии была озвучена на высоком республиканском уровне Госсоветником Татарстана Минтимером Шаймиевым. Это было ещё в марте этого года, когда парламент обсуждал поправки в Конституцию России.
Вице-спикер Марат Ахметов возглавил комиссию по татарскому языку. Что он думает? Какие у него планы? Какие у него мысли по поводу татарского языка и его будущего?
В первую очередь Марат Ахметов заявляет, что нужно перебороть потребительское отношение к языку. Знание человеком своего родного языка должно считаться его духовным преимуществом. В тоже время он признаётся, что значительная часть татар уже в своём общении перешла на русский язык. Сама комиссия должна будет минимум два раза в год проводить официальные заседания и выездные рабочие встречи в районах Татарстана.
В соцсетях и на страницах некоторых СМИ уже прозвучали упрёки, что в эту комиссию в основном вошли чиновники и представитель науки и татарской интеллигенции далеко немолодого возраста.
Марат Ахметов пообещал, что комиссия по татарскому языку будет привлекать молодых и одарённых людей к своей работе. Также он говорит об изменении методики преподавания татарского языка, что нужно усилить речевую, литературную составляющую. При этом упрощать грамматику.
Статья Минниханов о татарах
В этом году президент Татарстана Рустам Минниханов опубликовал программную статью, которую посвятил перспективам татарского народа в России и за её пределами. Лидер республики отмечает, что сегодня национальная идентичность татар стоит перед вызовами — глобализация, стирание территориальных границ, миграционные потоки, повсеместная унификация и цифровизация.
- Ежегодно исчезают десятки языков, — пишет Минниханов.
Самих татар президент определяет как «часть западного мира на Востоке и Востока — на Западе». Отводит народу особую роль на протяжении истории на всём пространстве Евразии. И даёт свою оценку событиям, когда татарские государства вошли в состав Российского.
- Высокую способность к адаптации и взаимодействию продемонстрировала татарская культура в период, когда значительная территория Северной Евразии вошла в состав Российского государства. Сегодня очевидно, что очень многие обычаи и культурные практики в России, как и традиции государственности, имеют евразийские корни, — продолжает Минниханов.
Президент отмечает, что конкретные недоброжелатели по отношению к татарскому народу ему известны.
- Мы знаем, что немало тех, кто уже готов исполнить реквием по народам России. Есть и те, кто считает национальное чем-то искусственным, тем, что можно слепить силой политической воли. Но что бы почувствовали наши бабушки и дедушки, если бы им сказали, что всё, чем они дорожили — родной язык, религия, неповторимый национальный моң — декорация, которую легко заменить? — обращается Минниханов к татарам мира.
В целом, программная статья стала идеологической предтечей к принятой в этом году Стратегии татарского народа.
Принятие Стратегии
Документ, который сегодня должен побуждать и вдохновлять татар, был принят на расширенном заседании Национального совета Всемирного конгресса татар 29 августа. Изначально его одобрили участники «Милли Шура», то есть тем же самым Национальным советом, куда входит 75 человек — это деятели культуры, искусства, активные общественники из разных регионов России и мира, а также представители властей Татарстана.
Обратим внимание, что ранее и глава Нацсобрания Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев, и другие активные разработчики во время общественных дискуссий заявляли, что готовят документ, который называется Стратегия развития татарского народа.
Принятый же документ называется «Татары: стратегия действия».
Почему вдруг решили отказаться от «развития» и оставили только «действия»? Можно предположить. Если поднять все многочисленные письма, обращения и статьи татар со всего мира, которые направлялись в Казань (и их еще недавно легко было найти на сайте ВКТ, а некоторые есть до сих пор), то обнаруживается, что они по большей части состоят из пожеланий или призывав что-то сделать, действовать. Отсюда у разработчиков Стратегии, видимо, и появился этот неожиданный с точки зрения высокой концентрации смысла текст. Сложно не согласиться, что татарам действия нужны в первую очередь.
Перед некоторыми татарами стоит задача, прежде всего, в сохранении своей идентичности. А какая она? Может ли кто-то дать формулу? Последние события показывают, что да, очень многие готовы внести свою критику, указать на ошибки, упрекать. Не то, чтобы сказать, как надо. Но сказать, как точно не надо. Чем импонирует текст — отсутствием директивы. Тот, кто читает, не будет чувствовать себя неумехой, который и язык-то не знает, и традиции-то чтит не так рьяно, как должно, и в истории не так силен, как гоже. Этот текст похож на двери в татарский мир, в котором ждут.
Стратегия получилась таким своеобразным манифестом. Наверняка у многих уже есть своё отношение к этому документу. Кто-то может его критиковать, считать, что какие-то моменты, упомянутые в документе, он знает лучше. Люди имеют полное право на то, что у них было своё, личное отношение к этому документу.
Но прежде чем критиковать документ, я ответил для себя на несколько вопросов.
Во-первых, согласен ли я с ответом на главный вопрос Стратегии – кто он, современный татарин? Что значит быть татарином? Я – да.
Возможно, уверенное «да» на отдельные из пунктов скажет не каждый – все люди разные. Разделять ценности, гордиться богатым культурным наследием, стремиться к образованию и прогрессу, быть патриотом своей Родины, стремиться к достижению своей цели… С чем вы лично не согласитесь?
Во-вторых, каким бы я хотел видеть документ? Со светлой целью, грандиозными задачами и обещанием невозможного? Стратегия — это документ, для татарского народа уникальный. Раньше были и другие работы, которые так или иначе определяли самих татар, их действия, ценности, принципы, цели и задачи на будущее. Можно сравнивать ее с какими угодно концепциями, программами. Но его особенность — он не обещает невыполнимого, а говорит, что у нас есть много ценного и важного. И мы не знаем, что будет завтра, но у нас есть всё, чтобы преодолеть любые сложности. Вот ответив на эти два вопроса, думаю потом и можно приступать к критике документа. Это дело каждого из вас, наши зрители и подписчики. Оставляем вам это право.
Мы же обратим внимание, что в тексте Стратегии каждый татарин может найти что-то для себя. Мы, например, заметили некоторые моменты, которыми могут вооружиться татарские активисты в разных регионах России, да и вообще те, кому небезразлична судьба своего народа.
Во-первых, акцент только на локальные татарские идентичности неизбежно ведёт к растворению в доминирующих культурах. А как мы понимаем, такая проблема есть. Все-таки формула «сила – в единстве» имеет определенную и вполне практичную логику.
Во-вторых, в документе однозначно говорится, что нельзя представлять ошибочным существование национально-территориальных образований. Здесь, видимо, имеются в виду и татарские общественные организации и автономии, и вообще национальные регионы. В документе делается предостережение, что не стоит ударяться в политику. Нужно решить для себя, что важнее – программные лозунги и хайп или действия.
В-третьих, Стратегия призывает татар избавиться от конформизма, равнодушия, стремления «плыть по течению».
В-четвёртых, единство татар не зависит только места проживания, владениям татарским языком, имущественным и должностным положением, отношением к религии, принадлежностью к конфессиям и убеждениям.
Да, в единстве татар высока роль ислама (отметим, что исторически некоторые татары исповедуют и христианство). Не менее важны культура и обычаи, язык, родная земля, общая история, да даже татарская эстрада. Однако это всё — слагаемые, общая сумма-то у нас — единство татар.
Просмотров: 784