История тюрок в Евразии насчитывает не одну тысячу лет. Они ниоткуда не пришли и никуда не уходили, а являются коренным населением континента.
До революции в России не было четкого деления по национальностям, хотя и выделялись отдельные крупные этносы, например, великороссы, белороссы, малороссы. Неславянское население именовалось «инородцами», а неправославное – иноверцами, и это были официальные термины.
Вместе с тем большинство тех, кто говорил на тюркских наречиях, именовались «татарами», но это было неофициальное название. Например, тюрков, живших в Закавказье, именовали «кавказскими татарами», а живших в Сибири хакасов – «чулымскими татарами». Официально было лишь разделение на вероисповедание.
В 60-х годах XIX века знаменитый духовный деятель и просветитель Шихабуддин Марджани призвал тюркоязычных мусульман Поволжья принять на себя официально этноним «татары». С одной стороны он соглашался, что это не совсем корректно, учитывая исторические реалии, но это необходимо с политической точки зрения, так как в Европе в то время полным ходом шел процесс создания национальных государств, в ходе которого малые этнические группы объединялись в более крупные под единым названием, несмотря на различие в языковых диалектах и культурные особенности. Этот этап в истории тюрков Поволжья именуется «этапом этнокультурной нации». Он продолжался до 1905 года, когда они выдвинули в ходе событий первой русской революции тезис о культурно-национально-религиозной автономии.
Уже в ходе событий революции 1917 года интеллектуалы из тюркоязычной среды поставили жизненно необходимый вопрос о политическом самоопределении татарской нации. Однако, отцы-основатели Советского Союза не спешили удовлетворить эти требования. Согласно их видению наций в СССР было ровно 15, по числу союзных республик. Именно они имели право на самоопределение. А вообще, согласно коммунистическому учению в светлом будущем должно было произойти слияние наций в одну. Татарам же, по их мысли, достаточно было стать «народом». Это делалось в рамках создания новых этнических идентичностей, которые присваивались населению тех или иных регионов.
В СССР началось самоопределение наций и народов, которые давали и новые названия регионов. Так появились национально-территориальные образования в составе союзного государства. У тюркских народов, которые до революции имели письменность на основе арабской графики, она была заменена сначала на латиницу, а затем на кириллицу. Все это в полной мере касалось и тюрков Поволжья, которым было присвоено официальное название «татары».
Татарами стали называть все население, говорившее на тюркском наречии, распространенном в этом географическом ареале. Однако, тюрки южного Урала, говорившие на одном из диалектов этого наречия, были объявлены отдельным народом – башкирами, а так называемые «кряшены» или «крещеные татары» остались в состав татарского народа. Религиозная самоидентификация была отменена ввиду официальной атеистической идеологии.
Вслед за этим начался процесс развития татарской национальной культуры «народной по форме, социалистической по содержанию». При этом были отсечены многие элементы дореволюционной общетюркской культуры и «присвоены» другим нациям и народам (например, эпос «Едигей»).
Таким образом историческое понятие «татары» оказалось сужено до представителей одного этноса, части которого была выделена определенная территория. При этом ее другие части (нижегородские, сибирские, астраханские, ульяновские, пензенские, башкирские и прочие) татары оказались вне ее.
В настоящее время татары остаются самым крупным неславянским народом на территории России, но при уже этом раздаются призывы разделить татарский народ по регионам проживания, создав новые этнические идентичности мишарей, сибирских татар, кряшенов и прочих. В связи с этим татары не должны забывать историю своего происхождения и понимать, что только единство поможет сохранить им этническую и культурную идентичность.
Просмотров: 1452