Как муфтий Фахретдин охарактеризовал мулл в начале ХХ века

e089a10c99dc88f90ce1d8868a01cf26Мусульманский мыслитель, публицист и религиозный деятель, российский муфтий Ризатдин Фахретдин не относил отечественных мулл к ученым-богословам.

В биографии имама Газали, изданной в 1910 году, Фахретдин в шестой главе описывает отношение героя своего повествования к богословам, который подразделяет их на две группы «улама ад-дунья» и «улама аль-ахира» – «ученые этого мира» и «ученые последующего мира».

«Он (Газали) разъясняет признаки каждой из них, но если мы будем говорить об этом подробно, то наше повествование растянется. Желающим углубиться в данный вопрос следует обратиться к «Ихйаʼ ‘улум ад-дин» (знаменитый трактат «Воскрешение наук о вере»)», – пишет Фахретдин.

Отметим, что в работе имама Газали «учеными этого мира» характеризуются богословы, использующие свои религиозные знания в угоду конъюнктуре ради достижения мирских благ, а «учеными последующего мира» – богословы, добивающиеся знаниями довольства Всевышнего и Его награды в вечности, и поэтому их мнение не является конъюнктурным. При этом и те, и другие благодаря своим познаниям принадлежат к научно-богословскому сообществу.

Отечественные муллы, по мнению автора, не являются богословами как таковыми.

«Под упоминаемым здесь словом «ученые» читатели не должны воображать себе указных мулл российского государства. Если институт наших мулл и имеет какое-либо отношение к обсуждаемой теме, то лишь весьма опосредованное, поскольку представляет собой [всего лишь] исполнительную госструктуру», – утверждает Фахретдин.

islamnews.ru

Просмотров: 1352

Комментирование запрещено