В соседней республике практически предается забвению факт проживания татар в некоторых районах республики. Причем делается это публично и с помощью официальных мероприятий.
В районном доме культуры села Языково Благоварского района прошло мероприятие «Шәҗәрә байрамы», которое было посвящено 170-летию со дня рождения генерал-майора царской армии, генерал-лейтенанта башкирской армии, командующего Башкирским корпусом Хажиахмета Ишбулатова (1851-1921). На него собрались представители Всемирного курултая башкир - председатель исполкома организации Галим Якупов, глава Благоварского района Марат Азаматов, а также башкирский языковед и доцент БГУ Искандер Саитбатталов, старший научный сотрудник Центра изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований РБ философ Рафиль Асылгужин. Оба являются соавторами серии книг «История башкирских родов».
Наша справка
Генерал Хажиахмет (Хазиахмет, Хаджи-Ахмет) Ишбулатов - в 1866 году закончил Азиатское отделение Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса. У него была довольно длительная офицерская карьера в царской армии - 37 лет.
В 1908 году ушёл в отставку в чине генерал-майора. Во время Первой мировой войны 9 июля 1915 года был возвращён на службу. После Февральской революции, в 1917 году был назначен начальником гарнизона города Белебей Уфимской губернии. С 8 января 1918 года стал командиром 1-й Мусульманской стрелковой бригады, после роспуска которой возвратился на родину в апреле того же года. Летом 1918 года Ишбулатов привлекался Башкирским Центральным Шуро на службу в Башкирское войско, части которой воевали в Урало-Поволжском регионе против Рабоче-крестьянской красной Армии. С 28 июля 1918 года был назначен начальником 1-й Башкирской пехотной дивизии и далее командиром Башкирского корпуса. В октябре был произведён в чин генерал-лейтенанта. С 22 ноября того же года - начальник Башкирского войскового управления. В декабре 1918 года отошёл от военных дел. 14 февраля 1919 года вместе с Башкирским войском перешёл на сторону Красной армии.
Прежде чем описывать, как из татарского генерал-майора Ишбулатова делают этнического башкира и как выдавливаются память о татарском населении Благоварского района, разберёмся с национальным составом этой территории.
Для этого возьмём результаты переписей населения Благоварского района с 1939 года по 2010 год.
В районе в 1939 году фиксируется проживающих чуть более 4,7 тысяч башкир и более 21,7 тысяч татар. При этом общая численность населения - 46,5 тысяч человек (11,4 тысяч русских и 5,4 тысяч украинцев). В процентном соотношении татар и башкир 46% и 10% соответственно. То есть, татар больше башкир в 5 раз.
Перепись 1959 года: татар - 28%, башкир - 35%. Башкир больше в 1,25 раза.
Перепись 1970 года: татар - 21%, башкир - 46%. Башкир больше в 2,25 раза.
Перепись 1979 года: татар - 23%, башкир - 45%. Башкир больше в 2 раза.
Перепись 1989 года: татар - 60%, башкир - 8%. Татар больше в 8 раз. Тут необходимо пояснить, что считанными годами ранее с должности был снят первый секретарь башкирского обкома Мидхат Шакиров, политика башкиризации которого была подвергнута острой критиккритике со стороны члена политбюро КПСС Егора Лигачева.
Перепись 2002 года: татар 23%, башкир - 48%. Башкир больше в 2 раза. Перепись проводилась при руководстве президента Муртазы Рахимова. Его период правления также отметился политикой башкиризации татар.
Перепись 2010 года: татар 28%, башкир - 43%. Башкир больше в 1,5 раза. Перепись проводилась в год ухода Муртазы Рахимова, прихода к власти Рустэма Хамитова и смягчения политики башкиризации.
Несмотря на солидную массу татарского населения в Благоварском районе на сегодня, а это более 7,3 тысяч человек при общей численности населения района в 26 тысяч человек, существование татар на официальных публичных мероприятиях не показывают.
Во время мероприятия «Шәҗәрә байрам» было танцевальное открытие научной конференции в честь генерала Ишбулатова. На церемониале были представлены только башкирские танцы и девушки, одеты в башкирские национальные костюмы.
Все эти представления проводятся местными фольклорными ансамблями. И, как сообщают местные жители Благоварского района, у них есть татарский ансамбль с татарским репертуаром, татарскими танцами и костюмами. Дело в том, что весной этого года местный исполком Курултая башкир Благоварского района возглавила специалист районного Дворца культуры, руководитель фольклорного башкирского ансамбля «Аманат» и фольклорного татарского ансамбля «Энжелэр» Элиза Шафеева.
У неё на странице несколько знакомых после такого назначения написали комментарии, в которых выразили удивление, мол, как же она будучи татаркой возглавила башкирскую местную организацию.
Вот, например, знакомая Шафеевой Марсия Фазылова пишет на татарском языке: «Родная Элиза, вот ты и башкиркой стала. Своих нет что ли? Всё равно горжусь. Молодец! Татары нигде не пропадут».
Местные жители сетуют, что Шафеева могла бы встретить публично гостей из Уфы и со своим татарским ансамблем, чтобы показать, что в Благоварском районе проживают и татары в том числе. Однако этого она делать не стала.
На мероприятии абсолютно все уфимские гости называли генерала Ишбулатова башкиром по национальности. В частности, это делали так называемые этномиссионеры Искандер Саитбатталов и Рафиль Асылгужин.
Однако есть исторические документы, которые показывают татарское этнические происхождение башкирского генерала. Например, лидер башкирского движения в начале ХХ века, создатель Малой Башкирии Ахмедзаки Валиди в своей книге «Воспоминания» называл генерала Ишбулатова татарином. Вот что он пишет, как перечисляет генералов своей башкирской армии: «Из татар к нашей армии примкнули и верно служили в ней генерал Ишбулатов, полковник Бикмаев, братья Терегуловы, Ильяс Алкин, Янбухтин, Чанышев, Суюндуков». (стр. 261, 1994 год).
Запись о том, что генерал Ишбулатов был татарином, можно найти в центральном архиве Башкортостана.
В нём сообщается, что Ишбулатовы - это татарский дворянский род, входивший в мещерякское сословие, проживавший в деревне Удрякбаш (раньше это был Уфимский уезд, а ныне - Благоварский район).
О татарском происхождении рода Ишбулатовых также известно по материалам 10-й Ревизской сказки (своеобразная перепись населения в Российской империи — Ред.) от 1850 года.
Краевед из Уфы Ишбулатова Филюзя Харисовна, долгое время занимавшаяся изучением рода Ишбулатовых из села Удрякбаш и выпустившая книгу «Удрякбаш: история, начатая родом Ишбулата» на основе архивных документов смогла восстановить родословную генерала. Так, самым ранним известным предком Ишбулатова Хаджи-Ахмета является 85-летний Ишбулат Мамяков, зафиксированный ревизской сказкой 1722 года в деревне «Ишбулатовой что на речке Евбазе» (РГАДА, Ф. 350, оп. 2, д. 3790, л. 66). Ишбулат Мамяков вместе с сыновьями Кадыром (известен как Надер), Мусой и Абдулкаримом числятся «служилыми татарами». В последующих ревизиях потомки Ишбулата Мамякова учтены в деревне Удрякбаш «мещеряками», или просто мишарями.
Единственный аргумент, который используют Саитбатталов и Асылгужин, рассказывая о башкирском происхождении генерала Ишбулатова - это его личная карточка, составленная в 1917 году во время Сельскохозяйственной переписи. Напротив графы «национальность» указано «баш», то есть сокращение от «башкир». Однако историки и краеведы из Благовара сомневаются с достоверности данных, полученных в результате сельхозпереписи населения в 1917 году.
Во-первых, сам по себе 1917 года - крайне неспокойный для проведения столь масштабного, массового мероприятия, так как в этом году случились две революции — как центральные органы власти, так и власти на местах были в замешательстве. А эта сельхозперепись была проведена и вовсе при Временном правительстве при Александре Керенском.
Во-вторых, неизвестна технология сбора информации на местах. Кто заполнял личные карточки? Опрашивали ли лично самого генерала Ишбулатова о его национальности переписчики? Или его национальность записали со слов старост или руководящих чинов деревни Удрякбаш?
В-третьих, большевики к переписи населения ещё не успели издать свой знаменитый Декрет о земле. В стране во время сельхозпереписи всё ещё сохранялось частное землевладение. Известно, что Ишбулатов был по сословию башкиром, так как обладал обширными землевладениями. Вероятно, поэтому и была оставлена запись, что он «башкир», так как подразумевалось, что он в деревни крупный землевладелец.
В-четвёртых, Временное правительство Керенского сельхозпереписью ставило задачу инвентаризации аграрных ресурсов (скот, земельные наделы, рабочие руки, численность мужского населения и т.д.), чтобы понять перспективу (или отсутствие перспективы) участия России в Первой Мировой войне, которая высасывала хозяйственно-экономические ресурсы из государства. Поэтому наиболее приоритетной информацией, которую хотело тогда заполучить государство в ходе проведения сельхозпереписи, нельзя считать численность того или иного народа.