Транспортный стыд  

portret2Один из героев всё еще бессмертного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова (и не будет, думаю я, нашей стране счастья, пока их столетней давности тексты не перестанут говорить о нынешней «жизни за окном») ужасно смущался и испытывал сильный стыд, когда, выражаясь современным языком, «отпиливал» бюджетные деньги, выделяемые ему как госчиновнику. Ни на что (и ни на кого) не намекая конкретно, я наблюдаю нечто похожее в последний месяц — когда читаю новости о том, как администрация Самары буквально вынуждена неотвратимым роком и бесконечной бедностью повышать с нового года стоимость проезда в общественном транспорте.

Администрация Самары — не правительство России, оно не может себе позволить просто поднять цены и сделать «покерфейс». В стране под какие-то истово-начетнические вопли о «развитии цифрового пространства» поднимается новая чиновничья волна «прислушивания к мнению народа», которая выражается в тщательном подсчете количества раз, когда кого-то из «власть предержащих» в соцсетях посылают на сибирскую реку Уй, и оценке (не)эффективности их работы, «исходя из этого критерия». Так что вполне себе предсказуемая волна «ненависти народной», которая захлестнет «Одноклассники», «Вконтакте», «Фейсбук», «Инстаграм» и даже, наверное, «Твиттер» после повышение цены на проезд, пугает самарских муниципалов «уже заранее» — вдруг «кто-то там наверху» для повышения собственного «цифрового рейтинга» сурово их покарает?

Посему приходиться «гнать свою антиволну» — в СМИ появляются очень длинные, сбивчивые и неконкретные публикации на тему «коронавирус нанес удар, перевозки упали, расходы растут, водители и кондукторы увольняются, денег нет». И потому никак не отвертеться от повышения цены за проезд. Сбивчиво и неконкретно — потому что самое главное (оно же единственно интересное для обычных граждан-пассажиров), конкретная цифра в рублях, упорно не называется. Пляски с бубнами вокруг «того, что нельзя называть». И все мы гадаем — это что, видимо, уже не 35 рублей будет, а все 40? А к чему еще такое «молчание пионера-партизана на допросе в гестапо»?

При этом не знаю, как кого, а меня очень злят постоянные повторения того, что «общественный транспорт работает в убыток, себя не окупает». Граждане чиновники, он потому и общественный, а не частный! Он содержится на деньги бюджета, который формируется из собираемых у граждан налогов — а не на те средства, которые собирают с пассажиров, это уже «приятный бонус» (заплатив налоги, мы еще и за проезд платим — то есть дважды отдаем свои деньги). Если вы хотите «полностью самоокупать» трамваи и автобусы за счет билетов — делайте транспорт частным и не трогайте деньги бюджета (для чего он вам там «на самом деле нужен» — для войны в Сирии, или строительства очередного «храма победы»?).

И это не единичный случай, а позиция. Платя налоги в бюджет, мы, простые граждане, постоянно должны «самоокупать» ЖКХ в своих домах. Выплачивая за автомобили — обязаны еще и «коммерческие» дороги содержать (а в Москве, говорят, кое-где уже и «не общедоступные» тротуары для пешеходов делают). В общем, как говорится, не просто плати, а плати дважды и трижды. И кайся — за то, что общественный транспорт у нас себя не окупает. Ведь кто виноват-то? Ты, морда твоя пассажирская — не хочешь давать кондуктору «экономически обоснованную» цену за провоз тебя по родному городу на родную работу, на которой ты зарабатываешь деньги, половину которых отдаешь государству через всякие разные налоги…

Дмитрий КОПАЛИАНИ, политический и экономический обозреватель сайта

Просмотров: 987

2 комментариев

  1. Был в Ульяновске. Там проезд в общественном транспорте стоит 25 рублей. Перевозчики не жалуются, кондукторы не увольняются — всем все хватает почему-то :-))). Последнее повышение там было где-то полгода назад: подняли проезд на 2 рубля.

  2. Ну вот отдали в Томске автобусы частникам. И что? Частники устроили забастовку и город просто встал. Потом оказалось, что частники не хотят ездить вечером, любят проезжать остановки, потому что «я еду, у меня скорость. а там какие-то 2 задохлика стоят…. а, на следующем поедут.» При этом повышение оплаты проезда идет аккуратно, каждый год. Сейчас вроде бы обязали всех поставить Глонасс, перезаключили контракты — могут наказывать перевозчиков, отстранять их от маршрута, ввели повышенную оплату с 21.00. И…. почти ничего не изменилось. На табло видно, что автобус должен приехать через 3-5 минут, никто не приезжает, следующий будет через 14 минут. Проезжают остановки, вечером по 30 минут стою, не могу уехать (работа заканчивается в 21.00), плюс полностью исчез маршрут до Областной больницы. Нерентабельно оказалось, и частник просто от маршрута отказался. А жители…. ну как хотите, так и добирайтесь.