С сегодняшнего дня в прокат выходит новая картина режиссера Ильдара Ягафарова по сценарию Мансура Гилязова. Полнометражный игровой фильм на татарском языке в кинотеатрах — это само по себе редкое (а значит, важное) событие. А здесь еще и кино на тему настоящего и будущего нации, литературная основа которого уже прошла апробацию в спектакле на сцене театра им. Камала. Корреспондент «БИЗНЕС Online» посмотрел «Исәнмесез?», задав себе по окончании один важный вопрос.
В «Мир» за татарским кино
С сегодняшнего дня в казанском кинотеатре «Мир» начинаются показы нового фильма Ильдара Ягафарова «Исәнмесез?» («Живы ли вы?»). До этого было несколько бесплатных сеансов, включая вызвавшую ажиотаж официальную премьеру картины на Казанском фестивале мусульманского кино. И вот теперь «Исәнмесез?» выходит в прокат, появление в котором игрового полнометражного кино на татарском языке само по себе нерядовое событие.
Напомним, что два с половиной года назад киносценарий Мансура Гилязова реализовал на театральной сцене главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев. Разговор о будущем татарской нации сквозь призму традиционных семейных ценностей вышел любопытным, но большим событием спектакль так и не стал. Ягафаров, и это идет только на пользу фильму, дабы избежать ненужных сравнений, выбрал на роли артистов из других татарских театров (Альметьевского, Набережночелнинского, Тинчуринского и др.), хотя появление Ильдара Хайруллина, играющего у Бикчантаева главную роль, в крохотном эпизоде можно считать своеобразной данью уважения работе камаловцев.
Помимо различий в сюжетных линиях и героях, фильм и спектакль явно отличает и пафос повествования. Если в театре история семьи Исламовых, которая только с виду кажется единой и дружной, подана не без иронического подтекста, то в кино все всерьез. И если здесь загорелся от попадания молнии столб Сабантуя (красивая метафора от драматурга и сценариста Гилязова), то жди беды. Хотя зло, которое приходит извне, у Ягафарова и не выглядит таким уж убедительным. Желали того авторы или нет, но два бандита, врывающиеся в дом одного из Исламовых, выглядят совсем уж мультяшно, и это при том, что здесь на подмогу народному артисту РТ Рафику Тагирову отправили «легионера» Алексея Шемеса, в фильмографии которого целая коллекция воров и наркоторговцев. Но то, как один держит у лица жертвы нож, а другой поглощает содержимое холодильника деревенской семьи, больше похоже на пародию к знаменитым «Забавным играм» Михаэля Ханеке.
Впрочем, заканчивается сцена совсем не смешно, а насилием. В нашей республике любят все самое-самое, так что давайте предположим — в «Исәнмесез?» («Живы ли вы?») присутствует самая откровенная сцена (возрастной ценз фильма 16+) в истории татарского кино. И, хотя по меркам современного кинематографа это, в общем, детский утренник, авторам не могло не прилететь от ревнителей морали, а молодую актрису Альметьевской татдрамы Гульназ Юсупову стоит похвалить за смелость.
Но, повторим, внешнее зло в этой картине не кажется таким страшным, скорее карикатурным, как тот же главный врач, увольняющий Тамерлана (Инсаф Фахрутдинов), несговорчивого пенсионера-травматолога. Он вроде бы сын большого начальника, но этот лысый лопух не выглядит как уверенный в себе мажор и даже не способен победить отставленного им старика в драке.
«Как жить-то, Муслим, родной?»
В общем, главная проблема, очевидно, «зарыта» внутри большой семьи Исламовых, все еще по инерции собирающейся большой гурьбой на крупные праздники. По сюжету Тамерлан, узнав о тяжелой болезни мужа своей сестры Гены (Рамиль Минханов), пытается собрать по родственникам 1,5 млн рублей, чтобы отправить его на лечение в Германию. И это несмотря на то, что главный герой Гену никогда не принимал и даже называл «предателем-кряшеном», а покойные родители не пришли тогда на свадьбу дочери Талии (Зульфия Валиева). Поиски денег заканчиваются предсказуемо, и тогда Тамерлан решается на довольно отчаянный шаг, по сути, разрушая будущее своей семьи (жены и взрослого сына)…
«Мы, татары, трусы!» — вот такие философские разговоры ведет Тамерлан со своими родственниками. И правда, дать отпор бандитам с одним ножом на двоих не получается, даже покончить жизнь самоубийством не выходит, когда вроде бы этого очень хочется. И дело здесь совсем не в исламе, хотя сцены намаза в фильме есть, но застолий с водкой в нем не меньше. «Как жить-то, Муслим, родной? — обращается главный герой к брату, малосимпатичный образ которого убедительно воплотил актер Фариль Вафиев. — Помнишь, как отец рассказывал. Когда Иван Грозный взял Казань, очень многих татар убили, а те, кто остался в живых, спрятались: кто в лесу, кто в пещере, кто на островах. Прошло время, все они встретились и задали друг другу вопрос: „Исәнмесез?“ („Живы ли вы?“) Вот так. Много лет спустя эти слова стали у татар приветствием».
Авторы этого несовершенного, но очень искреннего фильма приготовили, как и положено для зрительского кино, для публики хеппи-энд. Хотя, глядя на него, грустишь, что татарам, дабы объединиться даже в рамках одной семьи, нужно пройти испытания в виде смерти одного из ее членов и попадания в тюрьму другого. Как тут поспорить с тезисом: тот факт, что татары все еще существуют, — это «настоящее чудо».
Вот только может ли исключительно традиция быть основанием для этого объединения? В фильме несколько раз упрямо приводятся в пример «чеченцы и дагестанцы», которые в случае опасности пойдут на противника всем селом. Для пущей убедительности под занавес картины в татарской деревне появляется черный Mercedes, из которого выходит чеченский аксакал, желающий отблагодарить врача, некогда поставившего на ноги его внука, после чего последний зажигательно танцует лезгинку. Но означает ли это, что нацию делает единой, например, восхищение сабантуйным столбом с висящими на нем ичигами? Глядя на обычно модно, с иголочки одетого драматурга Гилязова, почему-то начинаешь в этом сомневаться. Однако за то, что этот вопрос рождается в ходе просмотра «Исәнмесез?», авторов стоит поблагодарить.
Просмотров: 867