
Ибрагим Ганиев
Сегодня, 30 июня 2023 года, исполняется 55 лет со дня смерти Ибрагима Ганиева – известного мусульманского религиозного деятеля, первого имама мечети на у. Малый Тупик,127
Как в советское время в Куйбышеве боролись с исламской идеологией и религиозными служителями
Недавно в газетном хранилище Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ) я обнаружил материал, о существовании которого давно знал. Дело в том, что двадцать лет назад, в 2002 году, мы в газете «Азан», в первый раз в национальной печати, готовили статью, посвященную 100-летию со дня рождения Ибрагима Ганиева – самого видного мусульманского религиозного деятеля Куйбышевской области послевоенного периода. Наш основной источник информации — его дочь Дания апа Шамсутдинова тогда подробным образом рассказала все, что она знала о жизни и проповеднической деятельности своего отца. Вспомнила она также о том, что как-то в областной газете был опубликован очень гадкий фельетон, главным героем которого стал «самозванный мулла» Ганиев. После чего отец был очень огорчен и недоумевал: за что, ведь он никому ничего плохого не делает, домашние сборы людей закон не запрещает, это личное дело каждого..
Дания Ибрагимовна (к сожалению, она уже окончила свой земной путь), конечно, не могла назвать ни год, ни месяц, когда появился этот, как она называла, фельетон…. И вот через много лет, работая с газетой «Волжская коммуна» совсем по другой теме, я наткнулся на броский заголовок на третьей полосе «Во имя аллаха». С первых строк стало ясно: этот самый «фельетон», о котором говорила Дания апа. (Люди старшего поколения помнят: был такой жанр в советской журналистике, появление которого нередко приводило к снятию людей с должности, исключению из партии, а, бывало и к возбуждению уголовного дела). Но в нашем случае это оказался не сатирический памфлет, а материал несколько другого жанра. Предлагаем читателю самому без предварительных комментариев с ним ознакомиться. Думается, он будет интересен, прежде всего, молодежи – для них это еще одна иллюстрация того, как наше государство в начале 1960-х годов относилось к религиозной идеологии и каково приходилось знатокам религии, которых люди считали своими имамами. Повод к такому историческому экскурсу сейчас очень подходящий – сегодня, 15 июля 2022 года, исполняется 120-лет со дня рождения Ибрагима Ганиева.
Против чуждых нравов и идей
ВО ИМЯ АЛЛАХА
В семье жителя города Куйбышева по имени Хафиз радостное событие: дочь выдают замуж. Но вместо обычного оживления в доме раздается заунывное чтение:
«Мужья стоят выше жен, аллах дал преимущество мужьям над женами. Жены должны быть покорны. Тех жен, которые упрямы, вразумляйте, делайте им побои… Если захотел заменить супругу другой, делай это…».
Затем читаются правила, регулирующие у мусульман развод. Явно неподходящая тема в день свадьбы.
Правда немногие из присутствующих улавливают смысл древнеарабского текста корана. Но когда началась обильная трапеза, проповедник Ибрагим Ганиев, выдающий себя за муллу, перешел на понятный язык. В перерывах между блюдами он пустился поучать молодых, что только аллах может поставить их на правильный путь, что только от него можно ждать помощи, нужно молиться аллаху и просить у него милости.
После венчания, с щедрым «садака» в кармане, Ганиев спешит в другой дом, на поминки. Снова чтение корана, проповеди и нравоучения.
Любой повод использует Ганиев для пропаганды отживших, не свойственных нам обычаев мусульман. Старики одобрительно кивают, слушая Ибрагима, а большинство молодых добродушно посмеиваются. Однако никто не прерывает разглагольствования распоясавшегося проповедника мракобесия. И, конечно, для некоторых плавная речь о религии, обильно сдобренная цитатами из корана, не проходит бесследно…
Ганиев и подобные ему не решаются теперь пользоваться примитивными объяснениями корана о происхождении земли и явлений природы, могущими вызвать смех или недоумение у каждого грамотного человека. Не рассказывают они теперь легенды, будто земля создана аллахом за 6 дней, новолуние введено им для определения времени года и праздников, а ночь наступает по воле аллаха для того, чтобы люди могли вести счет дням. Глава «Хиджр» также забыта – проповедников не устраивают содержащиеся в ней выдумки, будто человек создан из глины.
Выдергивая отдельные стихи корана, мусульманские проповедники пытаются приспособить их к требованиям современности, перекрасить человеконенавистническую мораль ислама и выдать ее за мораль трудящихся. Они поднимают на щит стихи о честности, миролюбии и трезвости, о чем в коране говорится мимоходом, вскользь, и делают попытки сочетать их с нормами морального кодекса строителя коммунизма.
Несостоятельность подобных попыток очевидна. Антинаучные, консервативные и реакционные традиции мусульманства противоположны идеям коммунизма.
Резко отличатся от нашего понятия о честности проповедуемая кораном «честность» торгаша, наживающегося на обмане. «Бог позволил прибыль в торговле», — сказано в этой «священной» книге (глава 2, стих 276). Богоугодным промыслом признается «халял касиб» — сделки спекулянта, лишь бы он задаривал из своих барышей мулл и их приспешников. Бедняк же предупреждается: «не засматривайся очами своими на те блага, какими наделяет аллах некоторые семейства».
Проповедники ислама не могут не учитывать стремлений человечества к миру, дружбе между народами и человеколюбию, поэтому они делают бесплодные потуги, стремясь доказать, что к этому же призывают религия и коран. Естественно, они умалчивают, что ряд глав корана насыщен непримиримой ненавистью к людям иной веры, содержит призыв к войне с людьми, не поклоняющимся «единому» аллаху и его пророку Мухаммеду. В главе «Тауба» («Покаяние») заклинают мусульман не вести дружбу даже с отцом и братом, если они неверующие.
Будучи не в состоянии отрицать успехов социалистического строя и популярности идей коммунизма, они лепечут, будто социализм и коран не имеют расхождений, что идеи коммунизма будто бы изложены в коране. В таком духе выступал один из мулл в Похвистневском районе, так же говорит в кругу молодежи Ибрагим Ганиев. В доказательство этого они ссылаются на стихи корана, где поощряется освобождение раба. Однако проповедники умалчивают о многочисленных стихах корана, закрепляющих бесправное положение рабов и требующих от слуг беспрекословного подчинения хозяину. Не рассказывают они верующим, что коран разрешает мусульманам пользоваться рабынями как вещью для удовлетворения своей похоти, ставится лишь условия вознаграждения их за это («Жены», стих 28).
Коран, как источник невежества и мракобесия, выдается за священную и чудодейственную книгу. Проповедники всячески поощряют прочтение «от корки до корки», а то и неоднократное, этой объемистой книги в несколько сот страниц у постели больного или во имя исполнения желаний верующего. Невероятный галдеж десятка чтецов, вслух читающих каждый свой раздел, выдается за священный ритуал. Знали бы эти одурманенные мамаши, о чем читают эти «лекари» возле постелей их больных их детей. Невдомек им, признаваемые «священными» на самом деле рассказывают о долговых обязательствах, купле-продаже и прочей ненужной чепухе. Читаются и бесстыдные описания интимных сторон жизни супругов.
Чаще всего чтецы и не задумываются о содержании прочитываемого, их заботят лишь платочки с завернутыми в уголок рублями, причитающимися за чтение.
В каждой главе корана говорится об обязанности мусульман делать пожертвования в угоду богу, об отчислении части доходов для богоугодных дел. Эти стихи умело используются тунеядцами, безбедно проживающими за счет доходов от религии. Особенно преуспевает при этом Ибрагим Ганиев. Где бы он ни выступал, о чем он ни проповедовал, непременно пространно говорит о необходимости приношений и подаяний, цитируя соответствующие стихи из корана.
«Спрашивают тебя: что отдавать на пожертвования? Скажи: лучшее из имущества. Так велит нам аллах», — говорится в излюбленной проповедниками мусульманства «Бакар» («Корова»).
Для непослушных наготове угрозы из главы «Тауба»: «Тому, кто прячет ценности и не жертвует их на путь божий, сообщи о лютой муке, когда им выжигаемы будут клейма на лбах, боках и спинах; прятали – узнайте же вкус спрятанного!».
Рассчитывая на щедрость правоверных, проповедники обещают им вымолить у аллаха все, что угодно: и прямой путь в рай, и всякие блага на земле. Чем состоятельнее верующий, тем больше благ испрашивается для него у бога.
Трудно выяснить, что больше действует: уговоры, угрозы или старая привычка задаривать мулл, но подаяния обильно текут в широкие карманы Ганиева и ему подобных. Чтобы доходы не сокращались, а росли, Ганиев и его сподвижники изыскивают разные способы создания себе популярности среди верующих. Это он «по секрету», например, сообщил верующим, что является обладателем чудотворного халата покойного «святого» Гатауллы со следами его слез на рукаве. Достаточно будто бы приложить рукав к больным глазам, и болезни как не бывало, Ганиев выдает себя за ученика этого богослова, хотя, по его собственному признанию в редкие минуты откровенности никогда им не был. Выдает Ганиев себя за муллу, хотя также не был им, никто и никогда не выбирал и не назначал его на эту должность. В расчете на разжигание религиозного фанатизма у верующих он рассказывает свои «божественные» силы и сам же толкует их. Заснул якобы Ибрагим после бесконечных молений в один чтимых мусульманами праздничных вечеров, и снится ему, что идет в белоснежной чалме, и рядом важно шагает коза в чалме. Видит – покорно шествует за Ибрагимом и козой сначала небольшая толпа, потом присоединяются все новые мусульмане, среди которых он узнает своих знакомых. Все вслух прославляют бога.
- Коза – символ веры, — толкует свой «сон» Ибрагим, — следуйте моим советам, укрепим религию и дух мусульман.
- Остерегайтесь ненасытной жадности, не скупитесь и подавайте «садака» в угоду богу – заканчивает он, как всегда, свое выступление.
Авторитет у доверчивых людей краснобай Ганиев завоевывает также лестью состоятельным верующим и клеветой на своих конкурентов «по божьим делам».
Изо всех сил рекламирует мужа Фатыма Ганиева, которая, как бывший торговый работник, имеет в городе обширный круг знакомых. По словам этой бойкой женщины, и умный он, Ибрагим, и самый ученый по всей области – учился у самого Гатауллы, молится он ночи напролет и ведет жизнь святого.
Сама Фатыма тоже подрабатывает, исполняя требы среди женщин. Говорят, раньше Фатыма любила, подвыпив, затянуть народную песню «Зиляйлук», теперь же, обученная мужем, поет только божественное из корана.
Справедливо говорят знающие эту семью, что их помыслы направлены вовсе не на веру в бога, а на то, чтобы побольше заработать на одурманивании населения, на обмане. Обман стал профессией Ганиева. Обманом является уже то, что ни он, ни его жена не являются официальными представителями духовенства, а выдают себя за таковых. За свою жизнь Ганиев проработал всего 9 лет, но после издания нового положения о пенсиях он срочно устроился на работу – три месяца заменял свою жену в промтоварном киоске и ухитрился оформить уход оттуда на пенсию. При этом обманул бывшего своего сослуживца Уйманова, являющегося теперь руководителем одного из райпотребсоюзов, и приписал себе с его помощью несколько лет трудового стажа. С тех пор государственная пенсия дополняет доходы муллы-обманщика.
Получая приличную пенсию, Фатыма также не отказывается от «приработков» за исполнение треб.
Этим занимаются не одни Ганиевы. Во имя аллаха «подрабатывают» на невежестве людей и пенсионеры Гильманов Хайрулла в Октябрьском районе Куйбышева, Вафин Габдулла в Чапаевске и некоторые другие.
К сожалению органы социального обеспечения не обращают на это внимания. Удивляет и равнодушие городских и районных организаций к нарушителям правил, регулирующих деятельность религиозных организаций.
А. АБУБАКИРОВ.
Вместо послесловия. Материал из газеты «Волжская коммуна» от 17 ноября 1964 года можно было бы, что называется, разобрать по полочкам. Но, думается, в этом нет необходимости, поскольку читатель, хоть немножко посвященный в тему мусульманской религии и государственно-религиозных отношений, сам понимает, что к чему. Мы ограничимся только моментами, мимо которых нельзя пройти.
Автор статьи, вероятно, кто-то из «своих», тоже сидел (возможно, не раз) за тем же столом и слушал Ибрагима Ганиева, иначе не мог бы так точно передать атмосферу тогдашних меджлисов в домах куйбышевских татар.
Надо согласиться с тем, что он пишет абсолютно правильно: никто Ганиева не выбирал на должность муллы, имама. Но его и невозможно было избрать, потому что власти города и области (издающие эту самую газету) почти двадцать пять лет (с 1944 по 1967 год) под разными предлогами отказывали мусульманам города в создании своей организации. Как же тогда в Куйбышеве мог быть законный мулла?
Ничего здесь не сказано о судьбе «святого Гатауллы». Напомним, это мухтасиб города Мелекесс Гатаулла Губайдуллин, расстрелянный НКВД 16 апреля 1938 года. А также о десятилетнем заключении самого Ибрагима Ганиева. У обоих перед Советской властью вина была одна – они были религиозными служителями. Верно сказал великий Сократ: половина правды – это целая ложь.
И, наконец, последний абзац. «Не обращают внимание…. Удивляет равнодушие…». Откуда такие мягкие выражения?! Объяснение одно: наступили другие времена. В 37-м после такой разгромной статьи дело обычно принимало совсем другой оборот… А теперь, в 60-е годы, государство уже ничего не могло поделать с религиозной идеологией и верующими, так как начало понимать: оно эту борьбу проиграло.
P.S. Продолжение материалов по случаю 120-летия Ибрагима Ганиева (на татарском языке) читайте в газете «Бердәмлек”.

Уфимский муфтий Шакир Хиялетдинов (слева), Ибрагим Ганиев.
Подготовил Шамиль ГАЛИМОВ.
***
Ибраһим хәзрәт Ганиевның тууына 120 ел
Кайгылы хәбәр Куйбышев өлкәсе һәм районнары, зур һәм кечкенә авыллары, күрше өлкәләр буйлап яшен тизлегендә таралды. Ул вафат булган… Аның кебек какшамас рухлы, хезмәтенә җаны-тәне белән бирелгән акыллы һәм тәҗрибәле кеше менә шулай, үз артыннан иярткән күпсанлы шәкертләрен ташлап, мәңгелеккә китеп барыр дип кем уйлаган?
Иртәдән бирле хәзерге “Россия” кинотеатры урынындагы ике катлы йортларның берсендә яшәгән Ибраһим хәзрәт Ганиевның өе янында меңләгән кеше таптана. Тагын берничә сәгатьтән инде урамда да, тыкрыкларда да алма төшәрлек урын юк. Кешеләр шулхәтле күпләп килгәннәр, хәтта “Самара” универмагы турысында юл хәрәкәтен туктатырга туры килгән. Ә җеназа намазыннан соң, Ибраһим Ганиевның гәүдәсен күтәреп зиратка юнәлгән мөселманнар колоннасын үткәрү өчен, хәтта Урицкий урамындагы трамвайларны да туктатырга туры килгән.
Бу хәл 1968 елның 30 июнендә булган. Советлар иленең гөрләп чәчәк аткан чагы. Әле күптән түгел генә Бөек Октябрь революциясенең 50 еллыгы билгеләп үтелгән, социалистик тормыш рәвешенең тулы җиңүе турында игълан ителгән. Хөкүмәт халык күңеленнән ата-бабалары табынган динне йолкып чыгару өчен барысын да эшләгән кебек инде. Ләкин Ибраһим хәзрәт Ганиевның тормыш юлы һәм 1968 елның шушы кызу көнендә меңләгән мөселманнарның, беркемнән дә курыкмыйча, үзләренең лидерын соңгы юлга озатуы моның киресен раслый – дин һәм Аллаһ бар һәм революция пропагандасы аны җиңә алмаячак.
Ибраһим Ганиев хәзерге Ульян өлкәсенең Иске Майна районы, Иске Кызылсу авылында 1902 елның 15 июлендә туган. Архив документларына караганда, яшь имам 23 яшендә үк Совет власте өчен ышанычсыз булып танылган кешеләр исемлегенә эләккән һәм күп еллар буе аңа шушы тамга астында йөрергә туры килгән.
1925 елда аны, “пономарь” дип атап, сайлау хокукыннан мәхрүм итәләр. Бу сүзләр район Башкарма комитеты әзерләгән документта язылган. Күрәсең, әлеге кәгазьне язган чиновник дин терминнарында көчле булмаган, “пономарь” сүзенең христиан динендә кулланылуын ишетмәгән дә, белмәгән дә кебек. Ә бәлки аңа барыбер булгандыр – алары да, болары да “халыкны дин опиумы белән эшкәртүчеләр” дип саналган бит. Димәк, аларны кыздырган тимер белән тамырыннан яндырып алырга кирәк.
…1930 елда Ибраһим хәзрәтнең сайлау хокукыннан мәхрүм ителүен тагын биш елга раслыйлар. Бу турыда бастырылган карарда имамның тәрҗемәи хәле турында болай язылган: “Ярлы. Өеннән башка бер әйбере дә юк”. Бу вакытта Ганиевлар тормышында тагын да күңелсезрәк хәлләр була.
Яраткан хатыны белән өйләнешүләренең өченче елында — 1929 елда Җамалия Сөләйман кызы үлеп китә. Тол калган ир кулында ике яшьлек кызы Дания һәм ике айлык улы Илһам кала. Ике үксезенә — ана, үзенә иптәш булсын дип, хәзрәт Хөснелхәтимә Габунова исемле хатынга өйләнә һәм тормышын җайлап җибәрә сыман. Тик ике-өч елдан соң Ибраһимның да, Хөснелхәтимәнең дә әти-әниләрен кулакка чыгарып, Казакъстанга сөрәләр. Озакламый Ибраһим хәзрәтне дә кулга алалар һәм ике баласы һәм яшь хатыны белән сөргенгә куарга дигән хөкем чыгаралар. Хәзрәт, өч айлык улын авылдашлары кулына калдырып, кызы һәм хатыны белән, тәкъдиргә буйсынып, сөргенгә китә. Яннарына, “фикердәшләре” дип, Кызылсу мулласы Мәхмүт Сәйфетдиновны һәм Ибраһим хәзрәтнең апасы Мәликәнең ире Кәрим җизнисен дә кушып, Новосибирск өлкәсенең Ишим шәһәренә илтеп ташлыйлар. Монда таныш-туган гаилә әкрен генә яраклаша, эшкә урнаша, ят җирдәге тормышларын җайлаштыра башлый. Ибраһим хәзрәтнең гаиләсендә бер-бер артлы тагын ике баласы — улы Горфәт белән кызы Айния туа.
Сөргендәге чикләүләр җитми, туган якларында аларның “үткәнен” тикшереп, гаеп табалар һәм хөкем итәргә ниятлиләр, үзләрен эзләп, Себергә хәтле килеп җитәләр. Ибраһим хәзрәтне һәм аралашып яшәгән ике-өч ирне 1937 елда кабат кулга алалар һәм, яңадан хөкем итеп, ун елга, бу юлы Иркутск өлкәсе, Тайшет районындагы лагерь төрмәсенә китереп ябалар. Хәзрәтнең хатыны Хөснелхәтимә исә, бөтен балаларын алып, туган ягына кайта һәм Дания белән Илһамны иренең абыйсы Габдулла гаиләсенә тапшыра. Ә үзенең ике баласын алып, Урта Азиягә китә һәм гаиләгә бүтән әйләнеп кайтмый. Балаларын бик яраткан һәм алар өчен бик кайгырып торган Ибраһим хәзрәт абыйсы гаиләсендә яшәгән балаларына хатлар еш язып, аралашып тора.
Бу лагерьда мөселманнар күп була, һәм алар Ибраһим хәзрәтнең дин әһеле икәнлеген белеп, ярдәм итәргә, хәлен мөмкин кадәр җиңеләйтергә тырышалар. Аларның ярдәме белән ул срогы ахырына таба ашханәгә күчерелә. Ә менә аның белән бергә хөкемгә тартылган Мәхмүт мулла да, Кәрим җизнисе дә төрмә шартларына түзәлмичә, вафат булалар.
Сугыш башлану белән фронтка алынган Габдулла туганы гаиләсендә кытлык сизелә башлагач, 14 яшьлек Даниягә һәм энесе Илһамга, әтиләрен эзләп, Себергә китәргә тәкъдим итәләр һәм алар, әтиләреннән килгән хаттагы адресны алып, тәвәккәлләп, юлга чыгалар. Кулларында булган бар акчага билет алып, Уфага барып җиткән балалар, акчалары бетү сәбәпле, бер ай чамасы кача-поса төрле вагоннарда бара торгач, милиция кулына эләгәләр. Балаларны тикшергәч, хәлләренә кергән милиция хезмәткәрләре аларга билет алып, вагонга утыртып җибәрә һәм, элемтәгә кереп, каршы алуларын һәм әтиләре янына килеп җитүләрен тәэмин итәләр. 1941 елның сентябрендә алар әтиләре утырган лагерьга барып җитәләр. Балалары килү сәбәпле, Ибраһим хәзрәткә бер айлык төн увольнительные бирелә, һәм ул эштән соң гомуми баракта түгел, ә күрешү өендә балалары белән бергә ашый-эчә, куна. Октябрь башлангач, Ибраһим хәзрәт төрмә хуҗасы аша балаларын Иркутскидагы балалар йортына, аерым урыннарга булса да, урнаштырта. Приютта яшәп киткән балалары белән ата кеше элемтәдә тора. Сугыш беткән 1945 елда, әтиләренең киңәше буенча, 18 яшен тутырган Дания, энесен табып, Куйбышевка, әтисенең кардәше — Касыйм абый Гатауллинга кайталар. 1947 елда срогын тутырган Ибраһим хәзрәт тә Куйбышевка кайтып төшә һәм, балаларын Касыйм гаиләсеннән алып, үз гаиләсе белән яши башлый. 1948 елда, шәхси тормышын җайга салу өчен, Ибни кызы Фатыймага өйләнә. Фатыйма абыстайның беренче ире, элеккеге мулла Зиннәтулла Шәрифуллиннан туган ике кечкенә баласы — кызы Сара (Биби-Сара) һәм улы Искәндәр була.
Ибраһим Ганиевның тоткындагы тормышы турында архивларда мәгълүмат бик аз, тик Новосибирск өлкәсенең милиция идарәсе справкасы гына. Ул үзе дә бу турыда сөйләргә яратмаган, шуны гына әйтеп була: бу еллар Ибраһим хәзрәт өчен бушка үтмәгән. “Тайшетлаг”та тоткында булган руханилар бергәләшеп, ярдәмләшеп яшәгәннәр. Ә иң мөһиме, бер-берсен дин буенча баетканнар, иреккә чыккач, халык арасында тарату өчен белем туплаганнар.
Язмышы шул булган, күрәсең: тоталитар хөкүмәт шартларында, башкача фикер йөртү, бигрәк тә динне пропагандалау тыелган заманда, тугыз ел тоткынлыкта булып та, идеологиясеннән ваз кичмәгән имамның вәгазьче таланты ачылып китә, Куйбышевның мөселман җәмәгатьчелеге аны йотлыгып тыңлый, үзенең югары имамы итеп таный.
Ибраһим хәзрәт үзенең яшәү урыны итеп Куйбышев шәһәрен юкка гына сайламаган, әлбәттә. Күпсанлы мөселман өммәте, хакимиятнең тыюларына карамастан, яшерен формада булса да, ата-бабаларының динен, гореф-гадәтләрен саклый. Иң авыр чакларда да, бер-берсенә булышып, үз тормышларын алып барганнар. Сугышта туган илләрен саклау өчен гомерләрен жәлләмәгән солдат-офицерлар да яшерен намазларның имамнары булудан баш тартмаганнар һәм инде артык курыкмаганнар да. Шулай алар намус буенча яшәргә теләүләрен күрсәткәннәр. Хәтта кайберләре орден-медальләрен тагып намазга килергә дә кыенсынмаганнар. Шуңа күрә Сталин режимына да дингә каршы торырга кыенрак була башлаган.
(Ахыры киләсе санда)
Шамил ГАЛИМОВ.
Бердәмлек.
Просмотров: 1089