Образование Тюркского каганата стало переломным моментом в истории человечества. До этого средиземноморская и дальневосточная культуры были разобщены, хотя их народы знали о существовании друг друга. Бескрайние степи и горные хребты тогда препятствовали взаимоотношениям стран Востока и Запада.
Только изобретение металлических стремян и вьючной упряжи, заменивших телеги, позволило караванам сравнительно легко форсировать пустыни и перевалы. В этой ситуации тюрки сыграли роль посредников между Востоком и Западом.
Более того, в центре Евразии тюрки создали несколько очагов мировой культуры и цивилизации, оказавшие серьёзное влияние и на другие народы, создав им стартовые условия для их развития.
Тюрки привнесли с собой более высокие для того времени образцы культуры. Особенно в эпоху перехода от каменного века и бронзы к железному веку, который пришелся на VIII век до нашей эры. Это событие произошло с приходом тюрков к вере в Бога Тенгри. Считается, что Он научил тюрков плавить железную руду.
Алтайские тюрки выработали свою технологию обработки металла, которая используется во всем мире и поныне. Железную руду они не выжигали как раньше, а стали плавить в горнах, получая чугун и сталь. Это давало большую выгоду и увеличивало выход металла и позволило повысить его качество.
Сыродутное железо тюрков содержало, до 99 % чистого металла, который был ковким и прочным. Из высококачественного железа они изготовляли ножи, тесла-топоры, стремена, удила, мечи, сабли с малым изгибом и массивным клинком, наконечники копий и стрел, железные котлы. Развитие металлургии позволило тюркским каганам перевооружить свою армию и создать ударные части латной кавалерии. Это открытие тюрков потом распространили его по всей Европе.
Л.Н.Гумилева писал: «Нельзя думать, что в кочевом обществе невозможен технический прогресс. Кочевники-тюрки изобрели такие вещи, которые ныне вошли в обиход людей как нечто само по себе разумеющееся:
- усовершенствованные одежды-штаны, сделанные еще в глубокой древности;
- стремя появившееся в центральной Азии;
- кочевая повозка на деревянных обрубках заменилась сначала коляской, а потом вьюком, что позволило кочевникам форсировать горные хребты, поросшие лесом;
- изогнутая сабля, вытеснившая прямой меч;
- длинный составной лук, стрелявший на расстоянии до 700 метров. круглая юрта, которая считалась наиболее совершенным видом жилища.
- тюрки создали стартовую позицию для дальнейшего развития европейской цивилизации. Например, их система книгопечатания позволила увеличить силу человеческой мысли, сохранять и передавать из поколения в поколение накопленные знания.
Важнейшим достижением тюркского народа было создание первого в истории человечества алфавитного письма, основанного на звуковом принципе (Руны).
Эрнст Добльхофер писал: «Для всех западных культур тюркская письменность, происшедшая из самого сердца Азии, казалось пришедшей из потустороннего мира, о котором мы долгое время совершенно ничего не знали. Мы и сейчас не можем равнодушно относиться к языку народа, который уже в VI веке стоял на высокой ступени развития»
Известный французский философ, Шарль Монтескье в своей книге «Персидские письма» писал:
«В древности ни один народ в мире не превзошел тюрков своей славой и величием. Под именем тюрков они совершили необъятные завоевания в Европе, Азии, Африке и господствовали над этими тремя частями света.
А если углубиться в более отдаленные времена, то мы увидим, что от них же произошли некоторые из народов, уничтоживших Римскую империю и повернувшие мир в цивилизованное русло. Например, завоевания Атиллы и Чингисхана».
При этом можно вспомнить и о других великих тюркских полководцах, таких как Бумын каган, Истеми каган, Бильге каган, Культегине, Сулеймане Великолепном, чьи завоевания не раз меняли вектор мировой истории в процессе цивилизованного развития народов.
Джавахарлал Неру писал: «… тюрки не только завоёвывали Европу – но и цивилизировали её. Тюркская культура оказала серьёзное влияние на становление и развитие европейской культуры».
При этом нельзя забывать и то, чтобы одна цивилизация могла оказывать позитивное воздействие на другую только тогда, когда она сама являлась достаточно развитой и цивилизованной.
По выражению известного тюрколога Садри Максуди:
«Важным достижением тюркской цивилизации является способность тюрков к организации общества и к созданию государств. Это было вызвано тем, что во вновь созданных империях, перед ними появилась необходимость организовывать, управлять и контролировать покоренные народы. При этом тюрки должны были совершенствовать также и свою систему государственного и административного управления и правовой системы».
К сожалению, с развитием «европоцентристского» направления исторической науки, с 15 века об этом долго и упорно умалчивалось.
Но, с появлением возможности более открыто выражать историческую правду, многие учёные стали смело описывать истинную историю тюрков. Например, П.Н. Савицкий писал:
«… без «татарщины» не было бы и России. Нет ничего более шаблонного и в то же время неправильного, чем превозношение культурного развития «дотатарской» Киевской Руси, якобы уничтоженного и оборванного татарским нашествием. Велико счастье Руси, что в момент, когда в силу внутренних противоречий и взаимных раздоров князей она должна была пропасть, «Нейтральная» культурная среда татар, принимавшая «всяческих богов» и терпевшая «любые культуры», не замутила чистоты их национального достояния и повысила их творческий потенциал. Если бы Запад подмял под себя Русь, то он вынул бы из нее душу и принудил к католицизму…
Татары привили Руси навык могущества. В этом явлен двойственный лик России. Поэтому она является наследницей Великих ханов и объединительницей Евразийских земель. Действием ли примера, привитием ли крови правящей элите, татары дали России свойство организовываться воедино и создать устойчивое государство».
Хотя на фоне современной историографии это пока выглядит абсурдным, но в этом сокрыта истинная суть истории многих стран и народов, населяющих территорию Евразии. Многие документы, хранящиеся в архивах Ватикана пока содержатся в секрете и недоступны для изучения.
О том, что тюрки являются древнейшим народом земли, доктор исторических наук Д.Г. Савинов писал: «Древнетюркский культурный этнос сформировался в «скифском» и «хуннском» пластах. Со временем, достижения тюрков стали достоянием многих народов, вошедших в состав Тюркских каганатов».
Сейчас всё более уверенно говорят и о том, насколько глубока история древних тюрков и какое значение она имеет при изучении истории народов с тюркскими корнями и других народов, обитающих на просторах Азии и Европы.
Сейчас уже не подвергается сомнению и то, что начало истории тюрков восходит к доисторическим временам. Например, то, что древние народы, как скифы, сарматы стали прародителями народов с тюркскими корнями. Это нашло отражение и в творчестве А. Блока:
Скифы
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
История тюрков поучительна и познавательна. Интересно и то, что они были не только отважными воинами, но прослыли и искусными дипломатами, и умелыми политиками. Для того чтобы поддерживать добрососедские отношения, они обменивались посольствами с разными соседними странами.
Внутренняя и внешняя политика тюрков основывалась на веротерпимости. Каждый человек сам решал — какой религии ему придерживаться. Но основной религией тюрков было тенгрианство. Они были знакомы с культурой арабов, персов, Византии и Китая. Но их уклад жизни, идеология были основаны именно на принципы древнейшей веры в Тенгри.
Тюрки первыми придумали сёдла со стременами и выработали свою тактику боя верхом на лошадях. Они изменили и порядок управления войском, разделяя на десятки, сотни, тысячи и десятитысячные формирования, которым сейчас следуют все армии мира.
Идеология тюрков, воспитание боевого духа войск и чувства их патриотизма также была основана на философию тенгрианства, где отвага и героизм считались высшим благом.
Тюрки привносили с собой высокую для своего времени духовную и материальную культуру. При владычестве тюрков были созданы самые прекрасные монументы Азии – большая мечеть Пятницы в Исфахане, мавзолей Ахмету Ясави в Туркестане, Тадж-Махал в Индии, Регистан — в Самарканде и мечеть Сулеймана в Стамбуле.
Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.
Г.Самара.
Просмотров: 481