Телеканал ТНВ совместно с кинокомпанией «Ватан 21-й век» уже несколько месяцев работает над сериалом «Кеше китэ — жыры кала» («Человек уходит — песня остается»). Команда побывала не в одном районе Татарстана, а теперь приступила к съемкам в Казани. В честь этого сегодня в столице республики прошла церемония разбития символической тарелки. О том, с какими трудностями столкнулась съемочная группа и почему этот сериал — новая вершина для татарского кино, — в материале «Реального времени».
«Исторических локаций нет, ищем по крупицам»
Выход 20-серийного фильма «Кеше китэ — жыры кала» назначен на январь следующего года, рассказал режиссер Александр Далматов. Его снимают по мотивам одноименной повести народного писателя Татарстана Мухаммета Магдеева. Автор за это произведение получил Государственную премию им. Тукая. Экранизация выдающейся книги — это настоящий вызов для татарского кинематографа.
— Для нас это очень серьезный и качественный скачок, потому что мы в основном снимали сериалы про нашу сегодняшнюю жизнь, сегодняшние семьи — например, про заправку, где люди встречаются и разговаривают (речь идет о сериале «Җиде юллар чатында» — «На перекрестке семи дорог», — прим. ред.). Но этот сериал серьезный, он связан с великим произведением великого татарского классика Мухаммета Магдеева «Человек уходит — песня остается». В самом названии заложен глубокий философский смысл. Мы должны попытаться передать замысел автора о том, что у каждого человека своя судьба и он должен стремиться жить в гармонии с окружающим миром, с природой и так достигать своего счастья, — рассказал генеральный директор АО «ТРК «Новый Век» Ильшат Аминов.
По его словам, в историческом кино нет мелочей: любая вещь, которая появляется в кадре, должна соответствовать эпохе. При этом, как сообщил Далматов, поиск реквизита и локаций стал настоящим квестом. «Сегодня очень тяжело найти даже старую перину для сна», — посетовал он.
В результате съемочная группа исколесила весь Татарстан: побывала в Тюлячинском, Атнинском, Пестречинском, Кайбицком, Арском районах республики. И, возможно, отправится еще в какую-нибудь деревню.
— Исторических локаций нет, ищем по крупицам по всем районам. Мы еще не нашли деревянный клуб, интерьер которого нам нужен, — поделился режиссер.
В сериале не стали показывать эпизод, действие которого в книге происходило на базаре: подходящего места нет. Опустили и линии пары второстепенных героев. Но в целом 95% содержания книги вошло в сценарий, отметил Далматов.
Сериал станет подарком к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Несмотря на сложности, работа кипит. «Найдут и лошадь, и арбу, и тарантас», — благодарил режиссер съемочную команду. Удалось подобрать даже автомобиль XX века. Его задействовали сегодня на съемках одного из эпизодов. За творческим процессом наблюдал заместитель председателя Госсовета Татарстана, председатель Комиссии при раисе республики по вопросам сохранения, развития татарского языка Марат Ахметов.
— Сейчас преддверие восьмидесятилетия Великой Победы. Во все времена мы не отдавали должного батырам тыла, которые самоотверженно, правда, не с оружием в руках, трудились. Все, что есть, они отдавали победе. Им всегда не хватало внимания общества, им не отдавало должного и государство. Для этих людей, многих из которых уже нет в живых, это будет данью уважения за их судьбу, вклад в победу, — подчеркнул он.
Еще одной задачей сериала станет увековечивание татарской культуры.
— Это произведение станет вкладом в развитие татарского языка и энциклопедией татарской жизни: как завязывали платок, как читали никах, как проводили свадьбы, каким был менталитет нашего народа, — уверен Далматов.
«В этом сериале нет случайных людей»
Тепло отозвались о сериале и близкие писателя, повесть которого легла в основу картины. Его дочь Гаухария подчеркнула: она рада, что герои ее отца оживут в формате кино. И поблагодарила режиссера за ответственный подход к работе: «В этом сериале нет случайных людей, Александр отбирал даже массовку».
Председатель Союза писателей Татарстана Ркаил Зайдулла когда-то ходил на лекции Магдеева. Родной край в творчестве наставника всегда представлялся ему особенным, ведь деревенские жители у классика предстают как «философы, авантюристы, безумцы в хорошем смысле этого слова».
— Каждый персонаж Мухаммет-абыя запоминается, у каждого свой характер. Поэтому, на мой взгляд, режиссеру довольно легко снимать кино по его произведениям. Хотя есть и свои сложности, — признал Зайдулла.
Как уже рассказывало «Реальное время», в центре сюжета сериала — истории трех сыновей, продолжателей рода Шаяхмета, Хакимуллы и Нурвали. События сериала начинаются в середине 1930-х годов и заканчиваются в 1960-е. Основной темой картины станет жизнь татарской деревни и ее обитателей в условиях военных лет. Съемки сериала проходят при поддержке Комиссии при раисе Татарстана по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в республике, и благотворительного фонда «Татнефть».
***
Татарстанның халык язучысы, филология һәм әдәбият галиме Мөхәммәт Мәһдиевның «Кеше китә – җыры кала» әсәренә нигезләнгән күпсерияле кино төшерелә. Бу эш «Татарстан – Яңа гасыр» телеканалы заказы белән башкарыла. Бүген Казан федераль университеты ишегалдында фильм уңышлы булсын өчен, кинематографиядәге традиция буенча тәлинкә ваттылар. Тантаналы төстә узган чарада мәртәбәле кунаклар да катнаштылар.
«Кеше китә – җыры кала» – матур стильле әсәр. Чын Мәһдиев телендә язылган. Киләсе елга бит Бөек Җиңүнең юбилейлы елы – 80 еллыгы да. Шуңа күрә дә аеруча актуаль ул. Сугышның тыл ветераннары булган фидакарьләребезгә берникадәр игътибар җитмәде. Күбесе инде бакыйлыктадыр да. Бу фильм исә – исәннәргә дан җырлау, аларны тану һәм хөрмәтләү. Әлбәттә, җиңел әсәр түгел. Минем тамашачы буларак, нишләп башка әсәрләрен сайламадылар икән, дигән фикерем дә туды. Шул ук «Торналар төшкән җирдә», «Без – кырык беренче ел балалары»н төшерү, бәлки, җиңелрәк булыр иде», – диде ТР Дәүләт Советы Рәисе урынбасары Марат Әхмәтов.
«Сез Мөхәммәт аганың повестьләрен һәм хикәяләрен укысагыз – алар бит татар тормышының энциклопедиясе. «Кеше китә – җыры кала» – узган гасырның 60нчы елларга кадәр энциклопедиясе. Әсәрдә бик көчле рухлы геройлар сурәтләнә. Аларны кино сәнгатендә күзаллау да берникадәр авыр, гаять мөһим фикерләр күтәрелә анда. Мөхәммәт Мәһдиев – фәлсәфи автор, аның әсәрләрендә сюжет линияләре генә ни тора! Бу кино төшерү генә түгел. Ә татар әдәбиятенә, татар китапларына кызыксыну уяту чарасы да. Максатыбызга ирешсәк бик шәп булыр иде», – дип сөйләде ТНВ телеканалының генераль директоры, ТР Журналистлар берлеге рәисе Илшат Әминов.
«Кино – ул халыкка иң якын сәнгать әсәрләренең берсе. Бу турыда миңа кадәр дә күпме олпат затларыбыз әйткән. Классик әсәрләр буенча фильмнар төшерү, һичшиксез, безнең әдәбиятне дә, мәдәниятне дә баетачак. Мөхәммәт Мәһдиев китапларында халыкның тормышын, гомер сулышын тасвирлаган кеше. Гомумән, әле мин университетта да аның лекцияләрен тыңлап үскәнемне әйтә алам. Алга таба да аның аралашып яшәдем», – диде ТР Язучылар берлеге рәисе Ркаил Зәйдулла журналистлар белән аралашканда.
Ркаил Зәйдулла ассызыклавынча, Мәһдиев үзенең иҗатында еш кына туган авылы яшәешен, якташларының көнкүрешен язган. «Аның әсәрләрендә туган авылы кешеләре прототип булган. Алар философ та, авантюрист та, яхшы мәгънәдә дивана да. Мин анда персонажлар ансамблен күрәм. Аның әсәрләрендә сюжет линиясе дә бик аз. Бу күренеш, әлбәттә, режиссёрның идеяләрен гамәлгә ашыруга ярдәм итә. Тулаем алганда, бөек әдипнең әсәрләре – ХХ гасырның – татар авылы энциклопедиясе», – дип билгеләп үтте ул.
Фильмны төшерүчеләр аның 20 сериядән торуын, Кайбыч, Теләче, Әтнә, Арча һәм Питрәч районнарында да төшерелүен билгеләделәр. Бүгеннән киноның кайбер серияләре Казанда төшерелә.
Просмотров: 492