Уже к ноябрю 2024 года был завершен процесс написания рукописного Казанского Корана. Редакция «Миллиард.Татар» поговорила с профессиональным хаттатом и выпускником Центра арабской каллиграфии и исламских искусств «Ан-Намир аль-Мухаттат» при РИИ Артуром Писаренко о том, в чем заключается особенность казанского мусхафа, чем отличается татарская школа каллиграфии и тонкостях написания Корана.
В создании казанского Корана участвует потомок Пророка
- 12 января 2022 года в Казани стартовал процесс написания рукописного Корана. Хотелось узнать, когда вы завершили написание, что сейчас происходит?
- Сейчас написание текста уже завершено и Коран проходит проверку. Там очень много моментов требующих выработки консенсуса комиссии по науке Расм. Этими вопросами занимаются Муфтий Камиль хазрат и шейх Маъмун ар-Рави, ученый из Дубая, богослов, глава Комиссии по подготовке Корана Дубайской международной премии Священного Корана (DIHQA), обладатель наивысшей степени по хифзу (запоминание наизусть) Корана, потомок пророка Мухаммада ﷺ, он много лет писал книгу по науке Расм (наука по написанию текста Корана – ред.) и изучал многие сложные вопросы. Например, многие Мусхафы, которые были написаны в мире, опираются на определенное количество источников – например, на 4-5, что очень мало, по словам Шейха. Казанский же Коран был написан, опираясь на 11 источников именно по этой направленности.
- А в чем заключаются эти тонкости?
- Если говорить просто, то есть каноническая версия написания Священного Корана – «ар-Расм аль-Усмани», особый стиль орфографии арабского письма, принятый при кодификации Корана при третьем халифе ‘Усмане в 7 веке. Внутри этого расма есть вариации написания различных слов и букв, то есть в одно время в Ливии писали одним способом, в Сирии – по-другому. Шейх Маъмун очень много времени посвятил изучению этих тонкостей и свои знания он тоже реализует в нашем Мусхафе.
А на каком этапе сейчас находится мусхаф?
- Текст я уже завершил, сейчас исправляются какие-то ошибки и недочеты. Кстати, орнаментацией в этом Коране занимался Рамиль хазрат Насыбуллов. Под орнаментацией имеется в виду рамка или обрамление страницы. Наш тандем очень легко объясняется – так как я пишу в каноническом стиле хатта, орнамент в оформлении также должен быть традиционным. Все должно быть органично.
Сейчас я проверяю и перепроверяю каждый написанный джуз (1 из 30 частей Корана) и отправляю на сверку комиссии во главе с Шейхом. Он его сверяет пока что в онлайн режиме. Но скоро и он уже должен приехать, потому что многие моменты невозможно обсудить онлайн. Потом будет осуществлена еще одна проверка всем составом нашей Комиссии по подготовке рукописного Корана.
- Использовалась ли в оформлении Корана татарская орнаментация?
- Да, тот тип орнаментации (тазхиб), которым обрамлён наш казанский Мусхаф делал Рамиль Насубыллов – мой учитель. Как и в каллиграфии у нас сложилась своя татарская (казанская) школа, так и в тазхибе – канонической исламской орнаментации. По ней тоже выдаются иджазы, и мы её вводим в ранг наук о Коране, так как она изначально была создана как наука украшения коранических страниц. Есть определённые теоретические тонкости, которые ложатся в основу нашей школы тазхиба, они были отражены как раз в узорах обрамления.
- А Шейх до этого ни разу не приезжал?
- Он приезжал в рамках общего визита, чтобы обсудить основные вопросы и мотивировать нас на хорошую работу. Не могу точно сказать, когда будет его следующий визит, но ожидается серьезная проверка, обсуждение спорных моментов по Расму и выведение решения в консенсусе. А сколько она может продлиться тоже пока что сложно сказать.
«Переписывание текста Корана может занять 5-6 лет»
- В целом, переписывание священных книг – это очень ответственное и непростое дело. Сколько, получается, суммарно заняло написание всего мусхафа?
- Суммарно этот процесс занял почти 3 года. На самом деле, это намного быстрее, чем я ожидал. Обычно переписывание Корана может занимать до 5-6 лет. Но я сам не хотел затягивать это дело, нести такой серьезный груз ответственности. Потому что, если растянуть процесс на годы, и энтузиазм теряется, и качество работы начинает страдать.
- А как проходил этот процесс? Написание шло непрерывно целыми днями три года?
- Да, каждый день, хотя стороны может показаться, что для этого процесса необходима строгая дисциплина и т.д. Но на самом деле, многое зависит еще и от настроя. Мне же нравится заниматься каллиграфией и написанием, поэтому без желания сделать это, я бы даже не брался за эту задачу. Если бы мне поручили что-то, что мне неинтересно, я бы даже со строгой дисциплиной этого не сделал. В одно время я неделю вставал в шесть утра, чтобы приступить к работе, просто потому что было такое желание. Но в основном, я работаю ночами.
- Были ли проблемы, в чем заключалась самая большая сложность?
- Как таковых проблем не было, вся масса моих забот сводилась к скурпулезному анализа моего хатта (классической арабской каллиграфии). На самом деле, это единственное, что от меня требовалось – стараться очень хорошо писать. По началу, где-то 2-3 джуза, я очень много тратил сил на совершенствование своей манеры письма, хоть до этого и изучал каллиграфию 7 лет. Тут дело в постоянном совершенствовании и более глубоком понимании науки хатта. Например, в последствии я практически снова переписал уже написанный один джуз, который писал в самом начале, чтобы работа выглядела цельной, и все те личные достижение в хатте отразились и на первых написанных страницах.
- Это достаточно уникальная работа, которая мало освещалась у нас в стране. Расскажите в общем про процесс написания?
- Наш мусхаф хранится не просто в рукописном виде на бумаге, здесь есть отдельный момент. Недавно на конференции я выступал с презентацией нашего метода. Например, я видел как Катаре тоже пишут Коран, у них свои особенности. Они пишут текст на гигантском листе и сканируют его, потом как бы улучшают что-то в фотошопе (делают т.н. электронный тасхих), пишут сам текст без огласовок и без точек (возможно, чтобы избежать неточностей), затем комиссия сама расставляет огласовки, как бы получается, не только хаттат занимается написанием Корана напрямую. Мне кажется это странным, так как хаттаты это отдельные ученые, которые посвящают себя только науке написанию хатта, странно, что кто-то лезет в их непосредственную работу. Но это арабы – у них могут быть свои тонкости в этом вопросе. В той же Турции, например, сам хаттат делает все на свое усмотрение, потому что он является специалистом в этом.
Есть такой момент, что исламская наука хатта и была создана, чтобы заниматься написанием и переписыванием Священного Корана. Но сейчас можно встретить такое понятие, как отдельная «иджаза для написания Корана». С одной стороны бессмыслица, с другой стороны, это действительно имеет место быть, так как хороших хаттатов мало, и сейчас они преподносятся больше как художники, занимающиеся искусством, нежели ученые, знающие тонкости самобытной коранической науки.
Первый Коран в векторном формате
- Наша техника лучше, чем в том же Катаре?
- Катарский хаттат делает в соответствии со своими правилами. Но минус их подхода заключается в том, что после сканирования страницы они загружают в фотошоп, а он работает только с растровой картинкой. Качество и возможности такой страницы достаточно ограниченны. Я переводил все в вектор.
Поначалу, когда я только приступил к написанию, я прописывал некоторые места полностью, чтобы соблюсти «таркиб» (в переводе с арабского «композиция»/«конструкция»). Чтобы правильно выстроить строку и написание. Уже через полгода я это делал автоматически правильно. Получается потом я не прописывал всю страницу вручную, а сканировал по отдельности некоторые слова и связки слов, достраивал страницу уже в векторе, собирал её.
- То есть, это делалось как-то на планшете?
- Нет, на планшете это сделать невозможно. Я писал лист, а потом снова отрисовывал его в векторе. Потому что по сравнению с растровой картинкой, векторная имеет бесконечное разрешение и хорошее сжатие, это намного удобнее и при печати, картинка остается качественной и в маленьком формате.
Перед собой я поставил задачу не просто написать мусхаф: я писал в определенной манере и работал над своим хаттом, но и с технической стороны была интересная мотивация. Я знаю, что таким образом писали и выпускали отдельные суры, но чтобы весь Коран был завекторен – такого я лично не встречал, но возможно уже кем-то было реализовано. Это достаточно сложное и муторное дело, по сути двойная работа.
- То есть, сейчас весь Коран загружен еще и в векторном формате?
- Да. Это нужно не просто сделать страницу, но и повторно отрисовать её в векторе.
- Учитывая то, что вы переписали не просто книгу, а Священное Писание, были ли интересные моменты или ситуации? Какая-то сура может не сразу давалась?
- Я больше практичный и рациональный человек, поэтому я больше подходил к вопросу написания именно со стороны хатта, а именно стиля Насх, на котором в основном пишутся Кораны.
Очень много вещей в самом хатте и насхе я понял в процессе, мой стиль разделился на до и после. Он не то, чтобы кардинально поменялся, вы может и не почувствуете разницу, но просто внутренне я стал его очень глубоко понимать. С одними и теми же буквами я сидел часами: на одной странице одним образом написано, на другой уже буквально на доли долей хатт изменен. Но это нормально, потому что к концу написания мусхафа у хаттата (каллиграфа) может быть совсем другая манера написания – это процесс совершенствования. Если этого совершенствования не происходит – это очень плохо, чего я опасался.
Возможно, для кого-то это может показаться чем-то незаметным, не таким ярким событием, но для меня как для человека, которые пытается глубоко копаться в науке хатта, я считаю в этом и заключено чудо Корана, что ты постоянно пытаешься самосовершенствоваться невзирая на сложности, больше анализируешь, и Всевышний Аллах тебе даёт возможности к раскрытию этих самых тонкостей, на достижение которых может в ином случае бы у меня ушло лет 20, например, а тут открывается по сути всё в короткий период.
Очень многое понимается через хатт
- То есть, когда хатт уже доводится до автоматизма?
- Не совсем. Это же не связано с тем, что заучиваются и повторяются много раз какие-то машинальные действия. Например, ширина линии от каляма, которым мы пишем, постоянно меняется, поэтому в процессе написания калям все время меняет свое положение и крутится, но форму этой буквы я могу по контуру и карандашом вам нарисовать точно также со всеми правильными толщинами, потому что мозг уже автоматически просчитывает и выстраивает все толщины и траекторию. Но это все-таки не просто просчет, это определенные правила той же геометрии, математики и зрительного баланса.
Очень многое так и понимается через хатт. Все, что происходит в мире и т.д., я больше про это понимание, поэтому его ценность заключается и в этом. На духовную составляющую я обращал внимание, конечно. Но с технической стороны хатта, может быть, тонкостей вам никто не откроет.
Каждую крупицу и буковку я детально отсматривал на большом мониторе, и так 600 страниц текста анализировалось по разным критериям от таркиба до таглима (тонкостей форм букв). Чтобы все было на своих местах, на совесть сделано.
Такое вот чудо – написание Корана. Но это я не о том, что чудо произошло со мной, а о самом Коране. Оно заключается еще в том, что ты сам не понимаешь, как каждый день готов писать большой объём текста и так несколько лет. Конечно, человек сколько угодно может вдаваться в тонкости какого-либо вопроса, но не на протяжении каждого дня несколько лет. Потому что происходит выгорание, рутина и т.д.
- Расскажите об алгоритме написания?
- То есть, сначала происходит написание на бумаге, после чего текст сканируется и обрабатывается на компьютере, потом отрисовывается в векторе. Еще один плюс этого метода заключается в том, что, если бы текст писался только на бумаге как в старину, то какую-либо ошибку пришлось бы исправлять прямо на листе. При возникновении спорных моментов в исправлении были бы трудности, но в векторе не возникает сложности в том, чтобы внести корректировки или переставить букву или строчку – на качестве это никак не отразится. Даже если ошибка или неточность будет обнаружена через год, никаких проблем в исправлении не возникнет.
«Казанский Коран станет эталонным в исламском мире»
- По сути, создается такая матрица?
- Да, можно и так сказать. Например, есть сторонники того, чтобы все было только калямом вручную написано, и так выглядело в конечном итоге. То есть весь хатт только калямом и чернилами воспринимается. На самом деле, хатт – это тоже своя теория и законы, как в той же математике. То, что мы видим в реальности – это просто репрезентация внутренних законов хатта. А с учетом новых технологий можно все сделать очень качественно: и уровень хатта повысится, и суть все равно сохранится. То есть я же не писал что-то там от себя, сделано все по канону.
- А какой стиль использовался при написании у вас — насх? Почему не шрифтом Казан басмасы?
- Да, мы писали в стиле насх. Невозможно написать Коран шрифтом Казан басмасы, потому что это не стиль каллиграфии. Во-вторых, это же очень упрощенный стиль букв, отвечавший требованиям книгопечатания в то время. Потому что в нем есть много вещей, по которым видно, что сделан был шрифт без углубления в законы хатта.
Опять-таки, есть же наука хатта и есть теория. Мы не можем сделать в Коране что-то на свое усмотрение. То есть Комиссия по подготовке рукописного Корана тоже не просто так собирается и обсуждает спорные моменты в Расме, чтобы вывести какое-то решение и сделать заключение. Чтобы эта работа была сделана перед Всевышним на совесть, чтобы все было обосновано.
А на чем основан Казан басмасы, есть как бы много вопросов. Я этот вопрос не изучал, поэтому могу только предположить, что буквы были упрощены по стилю, потому что были свои тонкости книгопечатания в то время, книги издавались методом литографии или матричного набора букв, чтобы их можно было легко печатать и тратить меньше краски.
«Не просто Коран, а гигантское исследование»
- А что нам даст именно рукописное написание Корана?
- Если говорить очень обобщенно, в первую очередь это как раз-таки вопрос самого текста и расма. По сути, я в этом вопросе просто оказываю услуги написания. Большую важность составляет то, над чем работает именно наша Комиссия и ученые. Для них, кстати, шейх поставил определенные условия – обязательное знание арабского языка и тонкостей Расма Усмани, он будет проводить уроки, а после еще проверит их знания и проведет экзамен. Самый главный у нас, по сути – это сам шейх Маъмун ар-Рави, на самом деле он очень активный и даже просто работать с ним очень интересно. Он действительно как настоящий ученый: замечает любую неточность, даже сдвинутую на миллиметр огласовку. При этом, говоря о какой-то ошибке, он всегда извиняется за свою дотошность. Сразу видно, что человек делает искренне и на совесть.
Эта работа больше про коранистику и про науку расма, про то, как вывести написание Корана с учетом всех этих источников, привести в более доказательную базу – в этом большая ценность. Это вклад в фундаментальную науку корановедения и всего, что с этим связано.
Шейх ар-Рави говорит, что наш Коран может стать эталонным на мировом уровне. Возможно его смогут использовать в качестве доказательной базы в спорных моментах во всех мусульманских странах. Условно говоря, наш мусхаф – это гигантское исследование. Простому человеку может быть непонятна эта ценность, но расм является очень сложно наукой, у нас в Татарстане, может быть, даже нет таких специалистов. Вообще, чтобы заниматься Расмом (написанием Священного Корана), человек должен быть ученым и хафизом (человек, который знает Коран наизусть), знать хатт и кырааты. Второй смысл написания нашего Корана – поддержание традиций хатта.
- То есть, в чем особенность?
- Невозможно создать печатный Коран на основе электронного шрифта в соответствии с правилами канонической каллиграфии. Даже если придется, это нужно будет делать вручную, что может занять даже больше времени, чем просто его написание. А мы создаем технологичную вещь – с точки зрения науки хатта и самих технологий. Как сегодня может выглядеть хатт и сам Коран – в векторе и с высоким качеством, проработанными деталями хатта, на все в нашем написании есть доводы из коранистики.
Новая школа каллиграфии в Казани
- Последний наш разговор состоялся в июле 2023-го года. Вы тогда сказали, что одна из целей — это популяризация каллиграфии, то есть науки хатта. Изменилось ли что-то за это время в Казани и в России с точки зрения хата?
- Да, как раз в Кремле недавно была выставка с моими работами. В одной из них была использована манера Насха из Корана, но в ней я по-другому ставил огласовки. В кораническом стиле насха огласовки отличаются в угоду простоты чтения. Скоро, кстати, состоится запуск моей школы обучения каллиграфии.
- Какая у вас будет школа, какого формата?
- Это будет онлайн-школа арабской каллиграфии. До этого у меня была уже эта школа, но сейчас она выходит на новый уровень с точки зрения организации и автоматизации. Сейчас хочу более-менее серьезно развивать, сделать потом на ее основе разные уроки по исламскому дизайну. Но это не совсем курсы, потому что это слово уже испорчено. Если человек пришел обучаться насху, на это нужно как минимум 4-5 лет. Говорят, что по-настоящему хатту нельзя научиться за деньги. У нас в этом плане своя система, которая уже разработана и находится на финальном этапе. То есть где-то полгода-год ученик учится платно, после чего обучение переходит на углубленный, но бесплатный этап – это будет своего рода проверка. Такая система нужна для того, чтобы обучались люди с искренним и сильным желанием изучить эту науку, поскольку мотивация многих держится только на потраченных на обучение средствах.
- То есть, это будет онлайн школа с записью или живым обучением?
- Там все вместе. У меня уже есть записанные уроки, которые я делал на протяжении года в свободное от написания мусхафа время. На самом деле основное обучение проходит через исправление — человек смотрит уроки, пишет и присылает мне. Я сам также проходил обучение онлайн у Рамиль хазрата — может полгода или год до переезда в Казань.
«Будем продвигать хатт и нашу казанскую татарскую школу, её видение на весь мир»
- А откуда идет основная масса учеников, из каких регионов?
- В основном из исламских республик, Кавказа. Там, наверное, больше всего востребовано исламское искусство. Потом мы еще хотим сделать обучение в Европе, уже готовится сайт на английском языке. Чтобы наша татарская школа каллиграфии распространялась и развивалась. Она же у нас отличается как раз-таки упором в теорию. Также из метода Рамиль хазрата Насыбуллова мы все так глубоко изучаем, неповерхностно. Это просто репрезентация каких-то внутренних законов и смыслов этой системы. Будем продвигать хатт и нашу казанскую татарскую школу, её видение на весь мир.
- Когда она будет запущена?
- Может быть, уже в начале следующего года.
А в чем уникальность татарской школы каллиграфии?
- Упор на тоеретическое понимание каллиграфии. Дело в том, что многие кто изучает хатт делают это просто по таклиду, т.е. просто машинально копируя буквы или выражение сотни раз, пока они запомнятся, как бы на зрительном уровне. У нас же в этом подходе видят недостатки. Потому что недостаточно писать верно, важно знать почему ты так делаешь, откуда берешь далиль (аргумент). Это всё-таки наука и важен методологический её фундамент, возможно, в этом её настоящая ценность, а не просто написание букв. Поэтому и уровень хаттата, понимающего суть и пишущего правильно может быть значительно выше, чем того, кто просто выучился по таклиду, когда такого спросишь почему он так-то и так-то делает, он скажет, что я просто скопировал с такой-то старой работы, даже может быть, не понимая почему надо делать именно так.
- Есть ли какие-то новые интересные проекты?
- Так как мусхаф уже закончен, я занимаюсь исправлением мелких ошибок. Начали писать новую книгу с Муфтием – «Даляль хайрат» (благословение на Пророка). В исламском мире раньше эта книга считалась второй по важности после Священного Корана. Я ее пишу очень красивым хаттом. С точки зрения Курана, если смотреть, там шейх же определенные правила выдвинул, сказал, чтобы я по ним писал для упрощения, для не арабов, чтобы легко нивелировать между полноценным хаттом и вот этими правилами. То есть может оно, насколько удачно получилось, там специалисты так сказать оценят. Но вот в этой книге сто процентов будет «супер хатт».
Что такое «супер хатт»
- А что такое «супер хатт»?
- Ну я говорю без этих условностей. Это хатт, который объединяет в себе всё, что есть в этой науке самое лучшее. Из-за определенных правил написания Корана я не мог весь мусхаф написать, как бы полноценным хаттом. Поскольку есть определённые правила, по которым я вынужден писать, это же делается и для на арабов в том числе. В моих планах есть, может в далеких, может в несбыточных, написать Коран полностью полноценным хаттом, со всеми правилами каллиграфической науки. Но это очень долгий и трудоемкий процесс, который может занять около 10 лет, наверное. То есть, если сейчас мы написали с точки зрения хатта и расма, и при встрече этих двух исламских наук получается что-то среднее и сбалансированное. У самого Хатта теория только эстетическая. То есть все, что вокруг эстетики крутится, и полностью со эстетической теорией.
- Получается ваша новая книга, будет содержать в себе хатт со всеми правилами эстетики?
- Да, «Даляль хайрат» пишется только с точки зрения этого хатта.
Есть такое мнение, что хатт – одна из единственных исламских наук, которая с течением времени только эволюционирует и развивается. Конечно, есть определенные условности. С точки зрения каллиграфических стилей самым совершенным считается «Сульс», по нему обычно меряют уровень хатта. Его самый современный вид сформировался где-то в конце 19-20-го века, на конец Османской империи. Именно там были великие хаттаты, тот же хаттат Сами — его считают супер классиком и может быть как Эйнштейн этой науки.
У современных хаттатов есть недостаток
- А современный хатт как-то отличается от того?
- На самом деле да. Потому что у современных хаттатов может быть очень хорошая техника, но с точки зрения теории и чувствования есть определенный недостаток. То есть все должно выполняться не машинально или с математическим расчетом, потому что это надо чувствовать, все законы через себя пропустить — это сложно так объяснить. Мы в центре каллиграфии называем это полетом души.
Эта современность уходит как-то больше в технику, а с сутью может уже сильно не заморачиваться. Хотя раньше писали только черными чернилами и только на желтой бумаге, либо желтыми чернилами на черной бумаге — то есть важна была только форма и жесткие контрасты, а сейчас больше художественность. Возможно, это делается для привлечения в эту сферу людей, чтобы показать красоту этой науки.
Просмотров: 404
Добавить комментарий