Праздник национальной музыки: от татарской скаковой до посвящения героям СВО

OLYMPUS DIGITAL CAMERAНа фестивале «Мирас» пели без слов, прославляли Тукая, а за дирижерский пульт встал ректор

Бег рысью и музыкальный мемориал, песня без слов и кобанский танец, пейзажи Волги и материнское поле — все это можно было услышать на закрытии юбилейного фестиваля «Мирас». Х форум современной татарской музыки в ГБКЗ им. Сайдашева завершился праздничной программой, которую вместе с солистами представили Госоркестр РТ и Концертный камерный оркестр Казанской консерватории. Она очертила образное и стилевое богатство музыки композиторов Татарстана. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

Парадный дивертисмент

В этом году фестиваль «Мирас», основанный художественным руководителем ГАСО РТ Александром Сладковским, отметил свое 10-летие. Из четырех концертов, экспонировавших контрастные жанры, формы стили и имена татарской музыки, кульминационным стал именно финальный. Закрытие форума прошло на прошлой неделе в виде парадного дивертисмента из музыки действующих композиторов РТ, также организаторы почтили память татарских классиков Рената Еникеева и Алмаза Монасыпова, последнему в этом году исполнилось бы 100 лет (его поэма «В ритмах Тукая» стала апофеозом вечера).

В числе здравствующих героев вечера оказались «татарский Прокофьев» Ильгам Байтиряк, победитель престижного композиторского конкурса «Партитура» Миляуша Хайруллина, заведующий музыкальной частью Госансамбля песни и танца РТ Радик Салимов, автор оперы «Кул Шариф» Эльмира Галимова и местный любимец Эльмир Низамов. Так, один вечер в ГБКЗ им. Сайдашева позволил оценить уровень композиторской школы РТ и понять чем дышат ее представители.

Сегодня композиторская школа РТ как никогда мозаична. Как и программа закрытия «Мираса», впечатлившая охватом жанров и тем. Здесь и ориентальные отсылки к русской истории (симфонический диптих Байтиряка «Война и мир»), и обращение к национальным сюжетам (сюита Хайруллиной из спектакля «Материнское поле», поставленном в театре кукол «Экият» по повести Чингиза Айтматова), и яркие программные зарисовки (увертюра Салимова «Чапкын», посвященная татарской скаковой), и любование чистыми жанрами («Песня без слов» Низамова для виолончели с оркестром). Зрителя призывают то посетить «Идель-Йорт», то плясать Кобанский танец. В этой пестрой панораме порой сложно сориентироваться, но меломанам помог опытный Ринат Халитов, вставший за дирижерский пульт ГАСО РТ.

В глубинах национальной культуры

Динамичный тон вечера задала «Чапкын» — увертюра об аллюре (движении) лошади. В ней Салимов искусно упражняется в звукоизобразительности. Начальные фанфары меди знаменуют выход породистого скакуна, кружева скрипок — его грациозный шаг, упругие тутти — бег рысью, а ритмы скачки в кульминациях напоминают о галопе. По энергетике ему не уступает диптих «Война и мир», где Байтиряк симфонизировал две татарские народные песни — «На рассвете» и «Вперед, товарищи!». Первая с пленэрными соло «дерева» и раздольной кантиленой струнных олицетворяет идиллическую природу, символизируя мир. Вторая с характерной прокофьевской ритмикой, призывами трубы и ударами колокола воскрешает баталии Гражданской войны и призывает биться за Родину во все времена (диптих посвящен 80-летию победы в Великой Отечественной войне и героям СВО).

В истории советских женщин, семей и народов погружает «Материнское поле» Хайруллиной. В инструментальную сюиту из спектакля Ильгиза Зайниева вошли музыкальные эпизоды «Мать», «Время любви», «Детство», «Испытания», «Скорбь», «Поле» и «Надежда». В них предстает музыкальный синопсис катарсической трагедии, где вдова, потерявшая мужа и сыновей, исповедуется матери-земле. А дышащую, колористичную оркестровую ткань обогатили соло курая, кыл-кубыса и думбыры — их исполнили Ильяс ФахруллинИльяс Камал и Айдар Абдрахимов.

После зрители отправились на музыкальную экскурсию по Поволжью. Ее провел баянист Айдар Салахов, для которого Галимова создала виртуозное «Концертино». Картинная партитура пронизана татарским мелосом: в графичных мелизмах и длиннотах оживают плеск реки и цветные пейзажи, а пластичную мелодику композитор усложняет заостренным ритмом.

Посвящение Тукаю и защитникам Отечества

К исповедальности меломанов возвратила «Песня без слов» для виолончели с оркестром. «Тембр этого инструмента по праву считается наиболее близким человеческому голосу, — говорит автор опуса Низамов, — и потому у меня родилось лирическое произведение». Камерная пьеса — дань музыкальному романтизму. Певучая тема проходит путь от меланхолии к щемящей патетике, а затем истаивает в разнорегистровых финальных звуках оркестра. Ее экспрессию чуть приглушил Александр Дульнев, отметившийся интеллигентным звуком. Кобанский танец, напротив искрил сочной звукописью и пряными гармониями. Так в представлении композитора звучала музыка этой древней культуры, о которой композитор узнал, посетив Кавказ.

Вторую половину вечера отдали искусству национальных классиков, а ГАСО РТ на сцене сменил Концертный камерный оркестр Казанской консерватории под управлением ректора вуза и научного руководителя «Мираса» Вадима Дулата-Алеева. Они исполнили поэму Монасыпова «В ритмах Тукая». Масштабное вокально-симфоническое полотно создано на стихи знаменитого поэта — на фестивале их презентовали певцы Динар Шарафетдинов и Айгиз Хайдаршин. В 7 частях композитор экспериментирует с традициями аутентичных мунаджатов и баитов, европейской музыкальной классики, эстрады. Все это звучит самобытно и актуально, хотя в этом году поэме исполняется 50 лет.

А завершился фестиваль «музыкальным мемориалом». В исполнении новоиспеченного главы союза композиторов РТ Ильяса Камала (виолончель) и камерного оркестра прозвучала «Ариетта» Еникеева. Инструментальную арию, объединившую стиль высокого барокко и экспрессию романтизма, посвятили памяти защитников Отечества.

business-gazeta.ru

Просмотров: 450

Комментирование запрещено