Казань готовится к титулу культурной столицы исламского мира

47388781dced11b8810a704e2d1f7d4e2026 год для мусульманского общества России будет знаковым. Впервые в истории российский город, а именно Казань в следующем году станет культурной столицей исламского мира. Такое решение было принято на XIII Конференции министров культуры исламского мира в Джидде. Каждый год на этой встрече выбирается культурная столица исламского мира. В этом году такой титул получил Самарканд (Узбекистан), в 2024 — город Шуша (Азербайджан).

О том, как Казань готовится к новому титулу, почему именно столица Татарстана была выбрана в качестве новой столицы исламского мира и какой вклад татар-мусульман в распространение печатания Корана, говорили в рамках прошедшего накануне брифинга в Кабинете министров Республики Татарстан.

«Это наш товарный знак, что Казань — северная столица мусульманского мира»

Ещё в 2014 году Духовное управление мусульман Татарстана, по словам самого муфтия Камиля Самигуллина, запатентовало товарный знак, что Казань — северная столица мусульманского мира. Именно в таком статусе город позиционировался на международных площадках, будь то заседания ОБСЕ, ООН или Совета Европы.

«Одно дело, когда сам заявляешь о себе так, другое — когда получаешь признание на международном уровне, тем более от всех стран Организации исламского сотрудничества. Это уже совсем другой уровень», — отметил татарстанский муфтий.

Стоит подчеркнуть, что подобный статус абсолютно заслужен, учитывая, какой неоценимый вклад внесли татары в мировую культуру. Если обратиться к современности, то уже давно издание Корана «Казан басмасы» стало визитной карточкой татарской культуры. По словам Самигуллина, ещё ни одно издание Священного Корана не смогло повторить такой успех и получить такую популярность. К сожалению, в силу определённых исторических и политических событий «Казан басмасы» был забыт, однако сегодня мусульмане Татарстана переиздали его на основе оригинального воссозданного шрифта.

«Новое издание уже было издано в Турции, Узбекистане и Беларуси. Первый же „Казан басмасы“ 1803 года в двух томах также претерпело несколько переизданий. Но это не отменяет того факта, что именно в Казани впервые появился печатный Коран. Для сравнения в Саудовской Аравии он появится только в 1984 году, а в Египте — в 1923», — пояснил Камиль Самигуллин.

Примечательно, что в 1909 году татарские богословы и мечтать не могли о том, что казанский мусхаф Корана будет не только широко распространяться, но получит мировое признание. Сегодня же, в том числе и благодаря «Казан басмасы», Казань по праву считается одним из международных центров книгопечатания. Яркое тому подтверждение — комиссия по подготовке Корана Дубайской международной премии Священного Корана использовали 3 казанских издания Корана (1803, 1914 и 2016 гг.), привлекая татарстанских мусульман в качестве экспертов. Сегодня глава дубайской комиссии сам в качестве наблюдателя работает в татарстанской уже комиссии по подготовке рукописного Корана.

«Это тоже уникальная вещь: впервые на всём пространстве СНГ Коран пишется вручную. Такая традиция, когда Священный текст сначала писался собственноручно, а потом тиражировался, есть в Саудовской Аравии, Египте, Турции. Мы же начали работать над рукописным изданием в рамках празднования 1100-летия принятия ислама народом Волжской Булгарии в 2022 году. Вполне возможно, что в 2026 году презентация итоговой работы станет первым мероприятием для Казани как для культурной столицы исламского мира», — выразил надежду муфтий Татарстана, подчеркнув при этом, что опорой в такой тонкой и непростой работе стали полученные со всех уголков мира сканы рукописных и печатных Коранов (в том числе и времён начала распространения ислама), благодаря которым можно проверить каждую написанную букву. Как отмечает глава Комиссии по подготовке Корана Дубайской международной премии Священного Корана (DIHQA), обладатель наивысшей степени по хифзу Корана, потомок пророка Мухаммада (с.а.с.) шейх Маъмун ар-Рави, уникальность казанского мусхафа в том, что он пишется, опираясь на 11 источников, и по праву должен стать эталоном, с которого будут писаться другие мусхафы.

История, образование и финансы — что дала исламскому миру Казань?

Продолжая говорить о вкладе татар-мусульман в изучение и распространение ислама, Камиль Самигуллин отметил, что имена татарских богословов известны по всему миру. Яркий тому пример — изданная в 2024 году трёхтомная работа «Возрождение некоторых цепочек богословов Татарстана» доктора, Председателя верховного суда Бахрейна Ибрахима бин аль-Шейха Рашида аль-Мурейхи. В ней он описывает иджазы татарских богословов, перечисляет огромное количество арабских учёных, приезжавших за знаниями на территорию современного Татарстана. Среди учеников именитого Мухаммада Закира Чистави — первый муфтий Дагестана.

«Чего стоят такие персоны, как Мурад Рамзи, преподававший на протяжении 36 лет в Мекке, Абдурашид Ибрагимов, построивший первую мечеть в Японии, и Нургали Хасанов, директор Буинского медресе, удостоенный Ордена 1 степени Османского государства. Это лишь малая часть тех имён, которые составляют плеяду мусульманских ученых с мировым именем», — напомнил муфтий Татарстана.

Что же касается современности, то в числе последних заслуг Казани как мусульманского центра назвал сразу несколько сфер — одна из сильнейших систем исламского образования, самый строгий принципиальный комитет по стандартам халяль, крупнейший мусульманский медиахолдинг, онлайн-медресе. Нельзя не упомянуть и тот факт, что фактически четверть всех мечетей России находятся в Татарстане. Больших успехов достиг Татарстан и в сфере исламских финансов: из 11 специалистов, имеющих сертификат AAOIFI, 8 — в Казани. Порядка 14 крупнейших финансовых учреждений России сегодня работают под шариатским контролем ДУМ Татарстана, разработано порядка 17 продуктов, что составляет 98% всех проектов в сфере партнёрского финансирования в России.

«В основе любого государства лежит духовность»

2026 год символичен для Казани не только новым статусом. В следующем году исполняется 100 лет со дня проведения первого Всемирного мусульманского конгресса в Мекке, 100 лет и установлению дипломатических отношений между Королевством Саудовская Аравия и СССР. Об этом в ходе брифинга рассказала министр культуры Татарстана Ирада Аюпова.

«Напомню, что именно Россия стала первой страной, признавшей королевство Неджд и Хиджаз (современная Саудовская Аравия). У истоков выстраивания отношений между нашей страной и Саудовской Аравией стоял Карим Хакимов. Во многом благодаря его личности татар в королевстве принимают на высоком уровне. Ещё одна личность, о которой я не могу не сказать, — это Ризаэтдин Фахретдин. Именно он возглавил делегацию Советского Союза из 6 человек на первый Всемирный мусульманский конгресс. Выстраивая череду этих событий, мы пониманием, что сегодня, спустя фактически 100 лет, повторно проходим этот путь и делаем дополнительные акценты на духовном родстве и мостах, что создает фундамент нашего развития, общественного устройства. Ведь в основе любого государстве лежит духовность», — отметила Аюпова.

Говоря о наследии татарского народа, спикер отдельно остановился на литературе, анонсировав, что в 2033 году в Казани будет отмечаться 850-летие со дня рождения поэта Кул Гали, а его именитой поэме «Кысса-и Йусуф» исполнится 800 лет.

Что же касается плана мероприятий на 2026 год, которые пройдут в Казани, то среди них названы: апрельский форум «Сохранение языкового многообразия», XVI Международный экономический форум «Россия — исламский мир», Изге Болгар жыены, форум министров стран Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО) в июне, этно-fashion фестиваль народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Стиль жизни — культурный код» в июле, Международный кинофестиваль Алтын Минбар, международный фестиваль исламского искусства и международная выставка каллиграфии.

«Казань, Татарстан — это не просто земля исламских традиций, а земля исламской науки, исламского просвещения. У нас есть уникальный опыт, в том числе в выстраивании системы образования на базе медресе», — резюмировала министр культуры РТ.

«Казань — центр, объединяющий исламский мир»

Казань — это центр, объединяющий исламский мир благодаря личностям, которые внесли в мировую цивилизацию значительный вклад не только в странах-членах ОИС. Об этом заявил помощник Раиса Татарстана Тимур Сулейманов. Он также отметил, что столица Татарстана — первый город, который с 2005 года (когда началась реализация программы «культурная столица исламского мира»), который расположен за географией участниц ОИС.

«Первой культурной столицей исламского мира была Мекка. Нам почетно быть в списке таких городов, столиц, которые общепризнаны и являются культурными центрами», — резюмировал Сулейманов.

islamnews.ru

Просмотров: 402

Комментирование запрещено