
Редакция газеты «Бердәмлек» с работниками Дома печати в день выхода первого номера. 25 апреля 1990 года.
35 лет назад, в апреле 1990 года, вышел первый номер Самарской областной татарской газеты «Бердәмлек»
Утром 9 января 1990 г. маленькие сетевые радиоприемники, стоявшие в каждой квартире и каждом доме, возвестили о большом событии в жизни татарского населения Куйбышевской области: решении секретариата обкома КПСС об издании областной газеты на татарском языке «Бердәмлек». Это стало итогом многомесячной работы татарского культурного центра «Туган тел» по выполнению одного из пунктов своей программы-минимум, обнародованной на первом собрании национальной и духовной общественности 21 января 1989 года в Доме молодежи.
Между двумя событиями прошел почти год. В этот период областные и городские власти почти всегда шли татарским активистам навстречу: по согласованию с ними мы начали проводить культурно-массовые мероприятия, в органах образования прошли первые встречи по поводу открытия воскресной школы, за рамки общественного обсуждения вышла идея и проект строительства новой городской мечети… И только один вопрос, что называется, повис в воздухе: о возобновлении в Куйбышевской области издания татарской газеты.
Тридцать пять лет…Да, с тех пор прошло много времени, сейчас можно только гадать о причинах такого затягивания и откладывания. Вполне возможно, в обкоме КПСС, в то время главном региональном государственном органе, помнили слова Ленина о том, что газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор. И поэтому «наверху» решили подождать и посмотреть, как покажет себя татарская интеллигенция в новом для всех деле. Ведь пропагандист и агитатор – это полбеды, а не захотят ли они через газету что-нибудь не то организовать. Словом, как бы чего не вышло…
Мы терпеливо ждали полгода. За это время наша национально-культурная организация спокойно довела до конца процедуру регистрации в областном управлении юстиции, продолжала работать строго в рамках своего устава. По всей видимости, в это время во властных структурах постепенно крепло понимание, что в новое общественное движение пришли действительно энтузиасты национальной культуры. Что у этих новых в общественном пространстве людей, в большинстве своем представителей технической и творческой интеллигенции, сфера интересов только национальная и духовная жизнь и ничего больше. Наконец, рядом с нами стояла авторитетная мусульманская религиозная организация с мудрыми аксакалами во главе. А еще поддержку работе «Туган тел» вскоре начали оказывать такие известные люди, как Р.Х. Ягудин, У.А. Амиров, В.Г. Мухаметшин и другие – это явилось еще одним подтверждением полной вменяемости и серьезности намерений активистов новой самодеятельной организации.
Вероятно, сомнения руководства города и области окончательно рассеялись после многотысячного Сабантуя 24 июня на ипподроме. Тогда многие тысячи куйбышевцев, как татары, так и представители других национальностей впервые за многие десятки лет побывали на ярком и, что важно отметить, достаточно хорошо организованном национальном празднике. Тогда-то «наверху» и решили, что с этой организацией можно иметь дело, и мы получили долгожданное приглашение на встречу по «газетному» вопросу.
Таким образом, организационная работа по созданию газеты началась 30 июня, когда представители культурного центра «Туган тел» Р.Ф. Абдулов, Р.Н. Аглиуллин, М.А. Сагиров и М.С. Ямалетдинов понесли в обком партии «петицию» с подписями более тысячи участников областного Сабантуя с соответствующим обращением к руководству области. Кандидат в редакторы будущей газеты изначально был только один – известный всему татарскому населению области Рафкат Аглиуллин, многолетний корреспондент «Волжской коммуны», а к моменту начала татарского национального движения – заместитель редактора Волжской районной газеты. Кстати, Рафкат Набиуллович с февраля 1989 года стал еще постоянным автором материалов о деятельности культурного центра «Туган тел» в «Волжской коммуне» и главной газете ТАССР «Социалистик Татарстан».
При контактах с руководством области мы вели речь именно о возобновлении в Куйбышевской области издания татарской газеты. Такая идея прозвучала в выступлении ветерана журналистики Ф.Х. Давыдова (1925 – 2000) на первом собрании татарской общественности в Доме молодежи. Фаик Хайруллович, коренной горожанин, еще застал газету «Колхозче» (закрытую в апреле 1938 года), помнил ее сотрудников. Возможно, необходимость восстановления преемственности татарской национальной печати в какой-то степени тоже подвинула руководство региона положительно решить нашу просьбу.
… До самого Нового года шла работа по согласованию концепции газеты, ее организационной формы, штатного расписания и сметы расходов. С нами постоянно работал инструктор идеологического обкома КПСС В.В. Пименов. По примеру соседнего Ульяновска, где, немного опережая нас, тоже готовились к изданию татарской газеты, мы подали необходимые расчеты. При этом руководству предложили три варианта названия газеты — «Идель» («Волга»), «Дуслык» («Дружба») и «Бердәмлек» («Единство»). Секретарю обкома по идеологии Г.Н. Деревякину, с которым инициативная группа (к которой вскоре присоединились Ш. А. Ахмеров и Ш. Х. Галимов, а негласным членом-консультантом незримо присутствовала завотделом «Волжской коммуны» Л. Ш. Шафигуллина) встречалась несколько раз, понравилось третье. Правда, поначалу его смутило совпадение по смыслу с «Литовским движением за перестройку «Саюдис», в переводе на русский тоже означает «единство». Но в конце концов на нем и остановились.
После того обкомовского постановления, 1 марта исполком областного совета народных депутатов — при активной поддержке первого заместителя председателя Г. В. Ходасевича — «продублировал» это решение, выделив соответствующие средства, фонды газетной бумаги и поручил Куйбышевскому горисполкому подобрать для редакции подходящее помещение.
Тут необходимо сделать одно пояснение и уточнение…
В последнее время в электронных средствах массовой информации первого редактора газеты Р.Н. Аглиуллина нередко стали называть «основателем газеты «Бердәмлек». Но это не так. Напомним, что у Рафката Набиулловича много заслуг перед своим народом, благодаря чему он оставил яркий и неизгладимый след в татарской истории Самарского края. А приписывание ему каких-то дополнительных, несуществующих заслуг – это как раз тот случай, когда из благих намерений можно испортить все дело, в нашем случае авторитет человека, память о котором дорога для тех, кто близко его знал и долгое время с ним работал.
Давайте вспомним, в какое время создавалась газета «Бердәмлек». Да, правда, это были последние годы жизни Советской власти. Но по-прежнему страну сверху-донизу пронизывала созданная ею административно-командная система, и обществу позволялось жить и работать в строго ограниченных рамках. Все делалось исключительно с ведома и только с разрешения партийных, советских, комсомольских и профсоюзных органов. Ни один отдельно взятый человек при всем желании и даже наличии финансовых возможностей (а это обстоятельство, в свою очередь, могло еще стать причиной внимания со стороны ОБХСС) не мог основать, учредить газету и начать ее издание. Поэтому мы здесь так подробно и пишем о том, какой механизм принятия решений существовал в то время. Следовательно, «основателями» (в современной терминологии) газеты «Бердәмлек” стали два главных в области государственных органа власти – обком КПСС и облисполком. Они же, вместе с татарским культурным центром «Туган тел», выступили ее учредителями и совместным решением назначили редактора нового печатного издания. В советское время могло быть только так и никак иначе. А свобода «основательства» и «учредительства» пришла потом, после развала СССР и с началом становления нового российского государства.
…Со 2 марта редактору газеты стала начисляться зарплата, остальной штат — еще пять единиц — предписывалось набрать с 1 апреля. В конце марта редакция въехала в небольшое здание на улице Фрунзе, 103. Кроме Рафката Аглиуллина, сотрудниками газеты стали журналист газеты завода «Прогресс» Шамиль Галимов, полковник запаса, в последний период службы — лектор Политуправления Приволжского военного округа Идеал Галяутдинов, выпускница факультета иностранных языков Куйбышевского пединститута Амина Шамсутдинова, ставшая корректором и переводчиком, а также секретарь-машинистка Мария Юсупова. Также была введена должность собственного корреспондента по северным районам области, где проживала основная часть наших потенциальных читателей. Ее занял Мухтар Сафиуллин, по основной работе — сотрудник Клявлинской районной газеты «Знамя Родины» и ее татарского дубляжа «Ватан байрагы». Бухгалтерский учет вела Марьям Мустафина.
Весть о рождении татарской газеты мгновенно разнеслась по области, люди с нетерпением стали ждать выхода первого номера. 24 марта на празднике Навруз во Дворце спорта авиационного завода на нее заранее подписались более 600 (!) человек.
Шрифты с татарским алфавитом для пишущей машинки и линотипных машин для набора текстов в Доме печати (вероятно, удивительные для молодого поколения названия) можно было найти только в Казани, их по обыкновению того времени пришлось «доставать». На помощь пришел Равиль-ага Ягудин, который был в приятельских отношениях с директором театра имени Камала Ш.З. Закировым. Через Шамиля Зиннуровича мы вышли на руководство Дома печати, где нам совершенно бесплатно выделили два комплекта шрифтов, при этом горячо пожелав успеха в начатом деле.
Вот так весной 1990 года в Куйбышеве возрождалась областная татарская газета. Все мы, новоиспеченные татарские журналисты, были уроженцами сел, и каждый из нас, кто получше, кто похуже, но знали родной язык. В то же время, однако, понимали: в таком деле, как выпуск газеты, имеющихся знаний будет не доставать, их необходимо углублять, расширять, пополнять и совершенствовать, что делалось уже потом, в режиме постоянной практики, нередко методом проб и ошибок. А первый номер газеты «Бердәмлек» был сдан в печать глубоко за полночь с 24 на 25 апреля, а на утро он был уже готов. В тот год праздник Ураза-байрам пришелся на 27 апреля, поэтому основной тираж газеты «Бердәмлек» в пропагандистских целях был роздан в этот день на Гает-намазе возле мечети на Малом тупике.
Эпоха перестройки… То было, без преувеличения, золотое время. В обществе царило воодушевление и светлые надежды на будущее. Журналисты газеты «Бердәмлек» жили теми же мыслями. В интервью «Волжской коммуне» 24 марта, за месяц до выхода первого номера, Рафгат Аглиуллин говорил, что «это будет еженедельник тиражом на первых порах в 12 тысяч экземпляров». А один из активистов татарского центра Мансур-ага Ямалетдинов предположил, что в скором времени нашу газету будут получать не менее 25 тысяч семей.
В ту пору иначе и не думалось. «Надежды юношей питают…» — писал поэт. Мы явно переоценивали тягу нашего народа к знаниям, родному языку и вообще к национальной культуре, не могли представить, какие потрясения ждут нашу страну. Горько ошибались. В действительности самый высокий подписной тираж — 6222 экземпляра — был достигнут в июне 1993 года. Плюс часть газет в одно время продавалась через киоски «Союзпечати». В этот период общий выпуск газеты достиг восьми с половиной тысяч экземпляров. На праздниках Сабантуй и Навруз на первых порах мы подписывали в день (годовая подписка стоила 1 рубль 56 копеек) до 500 человек. А в сельских районах «Бердәмлек» стала выписывать основная часть хозяйств. Страна тогда была еще «самой читающей в мире».
Однако в скором времени все стремительно стало меняться. Но это уже совсем другая история…

Редакция газеты «Бердәмлек» с работниками Дома печати в день выхода первого номера. 25 апреля 1990 года.
Шамиль ГАЛИМОВ, первый ответственный секретарь газеты «Бердәмлек».
Просмотров: 513