Центр исламского наследия Болгарской исламской академии представляет собой одно из ключевых мест притяжения, объединяющее не только выставочное пространство, но и богатейшую коллекцию арабографичных рукописей и старопечатных книг исламской тематики. На сегодняшний день коллекция насчитывает 273 рукописи XV–XX веков, охватывающие исламскую тематику, арабское, тюрко-татарское и персидское языкознание на арабском, старотатарском и персидском языках. Особую ценность представляют редкие старопечатные издания, среди которых первые печатные книги XV века, включая медицинский трактат Абу Али ибн Сины «Канон» и «Трактат Абу Машара» по астрономии.
В настоящее время перед начальником Центра Алсу Хасавнех и её сотрудниками встал вопрос о дальнейшем развитии музейно-выставочной деятельности и научных исследований. Для определения перспективных направлений работы в Болгарской исламской академии состоялся круглый стол на тему «Концептуальная линия музейного пространства Центра исламского наследия Болгарской исламской академии: ресурсы развития и сохранение традиций». В дискуссии приняли участие ректор Академии Фархат Хуснутдинов, начальник Центра Алсу Хасавнех, а также представители научного сообщества Татарстана, музееведы, экскурсоводы и исследователи.
Перед началом обсуждения конкретных предложений по модернизации музейного пространства участники мероприятия ознакомились с деятельностью Болгарской академии в целом, работой Центра исламского наследия и Лаборатории по реставрации и оцифровке старинных рукописей и книг. Ректор Фархат Хуснутдинов подчеркнул особую значимость этих подразделений: «По праву сердцем Академии можно назвать именно Лабораторию реставрации и библиотеку редких рукописных книг. Имея такой запас книг и древних рукописей, просто хранить — это одно дело, другое — демонстрировать широкому кругу заинтересованных лиц, чтобы это наследие приносило пользу и было доступно. Ту историю, которая находится в этих стенах, надо передать и донести до молодого поколения. Наша цель — сохранить то, что есть, и дать толчок дальнейшему развитию». Он также процитировал первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева: «Человек, не знающий прошлого, не имеет будущего».
Алсу Хасавнех предложила коллегам обсудить концептуальные подходы к организации музейного пространства Центра исламского наследия. Она отметила необходимость обновления экспозиции и пересмотра принципов организации музея: «У нас есть много идей и предложений. Так, к примеру, важно усилить научно-исследовательское направление. В этом ключе мы сейчас занимаемся составлением краткого описания книг, имеющихся в Академии, на исламскую тематику, поскольку есть запрос от самих студентов. В каталоге будут представлены следующие данные: тематика рукописи, название, автор, дата и место переписки. Дальше мы планируем уже работать над полным описанием, в том числе отдельно издать краткое описание нашей коллекции средневековых трудов, изданных в Европе. А если говорить о выставочном зале, то планируем развить тему меценатства среди мусульман и книгопечатания религиозной литературы». При этом она отметила существующие трудности, в частности нехватку высококвалифицированных кадров, которых можно было бы готовить в стенах Академии, в том числе из числа магистрантов.
Научный сотрудник Центра исламского наследия Раушания Шафигуллина акцентировала внимание на миссии Центра, сочетающей сохранение исторического наследия с перспективами развития: «Мы с вами находимся на болгарской земле, поэтому, на мой взгляд, уместно было бы в первую очередь начать знакомить с болгарской культурой, с момента принятия ислама, рассказать, с чего началось накопление исламского наследия. У нас есть рукопись „Кысса-и Йусуф“ Кол Гали, что позволяет говорить о том, что ислам не был явлением только книги или богослужения, но полностью растворён в нашей жизни». Особое значение она придала казанскому изданию Корана «Казан басма», подчеркнув: «Тот факт, что именно в Казани впервые был напечатан Коран, играет огромную роль в мусульманском мире».
Шафигуллина также предложила организовать музейное пространство таким образом, чтобы посетители двигались с Востока на Запад, справа налево, что позволило бы им на уровне движения погрузиться в исламский мир. «Мы должны показать то, в чём являемся первыми, единственными в своём роде. Здесь стоит говорить и об открытии Восточного отделения Казанского университета, и о книгопечатании, и о редкостном явлении мировой культуры — книгах, читающихся нараспев», — добавила она.
Старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ Азат Ахунов предложил уделить больше внимания в экспозиции фигуре Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини, чей труд «Зухрат ар-рийад ва нузхат ал-кулюб ал-мирад» («Красота садов и утешение страждущих душ») был издан специалистами Болгарской академии и Академии наук.
Старший методист музея-заповедника «Казанский Кремль», преподаватель истории гимназии «Адымнар» Наиля Мамбетова подчеркнула важность определения целевой аудитории: «Нужно показать, что есть татарская рукопись, ознакомить с её особенностями и теми языками, которые использовали в своей научно-исследовательской деятельности татарские богословы. Одновременно с этим стоит отдельное внимание уделить и профессорско-преподавательскому составу Академии».
Проректор по развитию Айнур Султанов поделился планами по преобразованию выставочного зала в полноценный музей истории исламского образования или истории и культуры татарского народа, а также рассказал о перспективах создания интерактивного музея в Белой мечети и обустройства парковой зоны между Белой мечетью и зданием Академии.
Подводя итоги встречи, Алсу Хасавнех выделила ключевые направления дальнейшей работы и выразила благодарность всем участникам за содержательную дискуссию и ценные предложения.
Просмотров: 2225