Вклад татарских племен, составлявших основу Золотой Орды, в становление Российской империи в границах огромного золотоордынского пространства неоценим, уверен известный предприниматель из Саратова и татарский общественный деятель Камиль Аблязов. Тем удивительнее, что на территории России остались нетронутыми и хорошо сохранились греко-римские памятники западной цивилизации, но совсем нет золотоордынских. В своей статье на «БИЗНЕС Online» Аблязов рассказывает о причинах, которые привели к столь плачевным результатам.
Город Сарай — один из красивейших городов, достигающий чрезвычайной величины
Исход татарских племен в начале XIII века из южных районов Сибири, Кимакского каганата вслед за своим ханом Джучи с территорий, переданных ему ранее в личное владение (включая Поволжье с Булгаром), привел к образованию уникального централизованного государства — Золотая Орда. Оно расширило и модернизировало мировую торгово-транспортную сеть «Великий Шелковый путь», ускорила передвижение материальных ресурсов и обеспечила безопасность торговых путей, что подстегнуло интеграционные процессы в Евразии. В короткие сроки на берегах реки Итили (Волги) при сильной ханской власти возникли крупнейшие торговые и экономические центры, были построены мегаполисы, оборудованные всеми благами современной цивилизации — канализацией, водоснабжением. Дома строились из кирпича, с обогреваемыми полами. Широкие улицы и кварталы новых городов отличались правильной планировкой с прекрасной архитектурой строений, красивыми базарами, развитым гостиничным сервисом (караван-сараями), многочисленными ирригационными каналами и бассейнами, даже фонтанами для их жителей.
В 1333 году арабский путешественник Ибн-Баттута побывал в Сарае (Сарай-Бату, Иске-Сарай, или современное Селитренное городище недалеко от Астрахани) и описал его так: «Город Сарай — один из красивейших городов, достигающий чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом… намереваясь объехать и узнать размеры города… выехали утром, а доехали до другого конца города только после полудня… и это все сплошной ряд домов». При средней скорости движения верблюда 6 км/ч расстояние, пройденное Ибн-Баттутой, составило не менее 36-40 км, что достаточно много для средневекового города. Сарай-Бату был, вероятно, одним из самых больших и благоустроенных городов той эпохи.
Аналогичную картину можно наблюдать при рассмотрении территории второй золотоордынской столицы — Нового Сарая (Сарай-Берке, Сарай-Джадид, или Царевское городище недалеко от Волгограда). Сделанное в начале XIX века описание территории Нового Сарая звучит так: «От села Пришиба через город Царев… — сплошные на 15 верст и более, огромные остатки зданий. В расположении улиц обнаруживается правильность. Можно узнать дом, пристройки, сад, канавы и водоемы… Развалины по реке сплошные и обширные».
Можно и далее продолжать, перечисляя и описывая другие городские центры золотоордынской цивилизации: Мохши (Наровчат), Булгар, Гюлистан, Укек (Саратов) и далее. Но где они сейчас, где их развалины? Об исторической реконструкции Булгара — отдельный разговор. Часть исторически известных городов (например, Гюлистан) так и не были найдены или не локализованы с известными городищами. Это совсем не об истории с Колизеем, Помпеями или Парфеноном в Афинах — примеров цивилизационного вандализма в истории предостаточно. Но почему так системно, с завидным упорством, долгие столетия разрушали остатки городов Золотой Орды, чтобы полностью уничтожить материальные остатки тюркской цивилизации, не оставить о ней ни следа, ни памяти? Почему на территории России остались нетронутыми и хорошо сохранились греко-римские памятники западной цивилизации и совсем нет золотоордынских? С момента покорения Казанского (1552 год), Астраханского (1556), а впоследствии и Сибирского (1588) ханств, территории городских центров превращались в каменоломни. В 1578 году царь Федор Иванович велел ломать «мизгити и полаты в Золотой Орде и тем делати города». В документах от 1631–1632 годов уже идет речь о полной застройке Астрахани: «Велено брать на Ахтубе кирпич, и ханскую мечеть и дом ханский сломать, чтобы было довольно как белого камня, так и железа… велено посылать помесячно на реку Ахтубу для кирпичной и каменной ломки». И такие же случаи административных указов или местных инициатив наблюдались практически во всех уцелевших золотоордынских городских центрах — Мохши, Булгар, Укек и др.
Особенно сильно пострадал город Мохши (Наровчат), который практически был стерт с лица земли, но камни которого пошли на строительство церквей, монастырей и казенных домов.
Нобели размещали нефтяное производство на территориях золотоордынских городских центров
В начале 70-х годов XIX века владелец Увекской территории Константин Маурин ломал кирпич и камни из золотоордынских построек для возведения мостовых города Саратова. За три года из Увека было вывезено свыше 70 тыс. возов кирпича. Археолог Франц Баллод в своей работе «Приволжские Помпеи» указывал на широкое использование ордынского кирпича при возведении церквей и жилых строений в XVII–XIX веках по всему Поволжью. Современные исследования показывают, что ордынский кирпич являлся качественным продуктом своего времени, широко использовался для возведения стен и других конструктивных элементов зданий.
После полного вывоза кирпича и камней из строений золотоордынских городов Сарай-Бату, Новый Сарай, Булгар, Увек и др. начиная с петровских времен на их территориях были организованы крупные селитряные производства для изготовления пороха. Кстати, территория, на которой ранее располагался первый Сарай (Сарай-Бату), из-за своего специфического производства получила название Селитренное. Одним из важных компонентов сырья при производстве костной муки и селитры служили останки людей и животных из захоронений. В 1741 году на Увеке был построен завод по выработке селитры, но в 1749-м из-за «истощения» запасов сырья он был упразднен и соединен с Ахтубинским селитряным заводом. Кстати, Увекский селитряный завод был самым успешным промышленным объектом Саратова, который принес максимальную прибыль в казну города.
Особенно интенсивное разрушение золотоордынских городищ происходило во второй половине XIX века, когда по древним караванным путям и в местах переправ прокладывались железные дороги, строились нефтехранилища братьев Нобель. Нобели размещали нефтяное производство на территориях золотоордынских городских центров, где опять фигурируют Сарай-Бату, Новый Сарай, Укек, Булгар и др. Остатки роскошных татарских усадеб, богатых мавзолеев на территории Укекской агломерации были отданы под промышленные застройки Нобелей. Только на территории золотоордынского Укека за 1913 год были сооружены резервуары в количестве 31 штук, из которых 19 — емкостью 2 млн 945 тыс. пудов. Площадки под резервуары тщательно расчищались от татарских захоронений и строений. Из фундаментных камней строились противооползневые стены, а из оставшегося строительного материала и обломков керамики формировали площадки под опоры резервуаров. Причем следы бесконтрольной «археологической» деятельности «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» нашлись лишь спустя несколько десятилетий в музеях немецких городов Берлин и Йена.
Мы с коллегами обнаружили упоминание фамилии Петра Столыпина
Особый интерес вызывают те государственные деятели, кто явно или неявно, но способствовал уничтожению и разграблению материальных свидетельств татарской культуры. Таких «культурных» государственных деятелей достаточно. При недавнем изучении архивных документов о передаче нефтяной компании братьев Нобелей новых, наиболее ценных с археологической точки зрения участков территории увекского городища, мы с коллегами обнаружили упоминание фамилии Петра Столыпина, который тогда губернаторствовал в Саратове, в списке протокола заседания. Губернатор Столыпин передал компании братьев Нобелей в 1903 году участки территории Увека, которые ранее (с 1893 года) ей не удавалось получить. На этих участках, как оказалось потом, располагался золотоордынский мавзолей. История с передачей участков территории аукнулась в 1913-м, когда проводились большие археологические раскопки в Увеке при патронаже другого саратовского губернатора — Ширинского-Шихматова: были раскопаны богатые захоронения золотоордынской знати.
Протокол Строительного отделения саратовского губернского правления
8 Декабря 1903, №442
Доверенный товарищества нефтяного производства бр. Нобель почетный потомственный гражданин Тихон Федорович Першин обратился в губернское правление с прошением о разрешении доверителю его постройки жилого дома для рабочих на нефтяном складе товарищества бр. Нобель близ гор. Саратова, на Увеке; при чем проситель Першин представил проект жилой постройки c копией и копию своей доверенности. По рассмотрении строительным отделением губернского правления принятого проекта, таковой оказался в техническом отношении составленным правильно, а потому строительное отделение полагает утвердить и землю возвратить просителю Першину; принятые же документы приложить к делу, которое зарегистрировать и своевременно сдать в архив.
Подписали:
Губ. Инф. Клементьев, губ. Арх. Тихомиров,
млад. Архит. Стерлигов и млад [текст неразборчив].
Утвердил Губернатор Столыпин
Географические названия «вычищаются» от татарского содержания
Но если и исчезают материальные остатки золотоордынской цивилизации, то остается татарский этнос, язык и топонимика. На старых маршрутных картах названия местности, рек, озер и вершин были не просто с татарской топонимикой, а несли смысловую информацию. Так, например: Тирянкуль — «глубокое озеро» (располагается в глубоком тектоническом разломе), Чебаркуль — «красивое озеро» (из-за многочисленных лесистых островов). «Казалось бы, не так уж разнообразны древние тюркские имена здешних гор и речек: Караташ, Кызылташ, Актру, Коксу… Однако послушайте: Черный Камень, Красный Камень, Белое Стойбище, Зеленая Вода… Придумаешь ли лучше?» Эти строки принадлежат советскому и российскому геоморфологу и географу Алексею Рудому. Для геолога эти названия — как путеводитель. Они перешли из прошлого в нашу современность. Но и тут имеют место парадоксы «современного» осмысления татарской топонимики. На поздних картах, начиная с 30-х годов XX века и по настоящее время, географические названия «вычищаются» от татарского содержания и сменяются на другие, безликие, как например: Благодарное, Святое, Путеводное или на более комичные, где Таркуль превращается в Тараскуль. Это напоминает историю с переименованием населенных пунктов немцев Поволжья, образованием в 1946 году Калининградской области, переименованием населенных пунктов и улиц в России после 1991 года. И таких примеров немало.
Татарский «кирпич» в здание российской государственности впечатан навечно
Еще один аспект, который вызывает глубокую озабоченность среди татар, — это вопрос татарской идентичности. В Советском Союзе национальность человека была прописана в паспорте и определялась в основном по отцу. По итогам переписи 1989 года национальностей насчитывалось 126. Но в российских паспортах графа «национальность» была отменена и число «новых» национальностей стало стремительно расти: в переписи 2002 года — 182 национальности, в переписи-2010 — 193. В ходе очередной всероссийской переписи 2021 года ожидается расширение списка перечня национальностей. Росстат объявляет, что при обработке результатов переписи все возможные самоназвания одного и того же народа группируются в одну категорию, однако на практике получается иное, так как Росстат придерживается совершенно других научных методик. Разделение татар на многочисленные этнографические и этнотерриториальные группы — от ногаев (ногайских татар), крымских татар, хакасов (хакасских татар) до сибирских татар и других — организовано и навязано отдельными «реформаторами», такими как директор Института этнологии и антропологии Валерий Тишков, профессор Николай Томилов и др. Например, этнограф Томилов определял сибирских татар как отдельную нацию, а потом классифицировал их как отдельную этнографическую группу. Тем не менее, по данным переписи 2002 года, из 358 949 татар, проживающих в Сибири, 9 611 человек выделили как отдельную нацию «сибирские татары». Давайте тогда вернемся к проблеме природных россиян, великороссов, малороссов, русских, казаков, сибиряков, холмогорцев, вятичей, новгородцев, суздальцев, древлян, полян и многих других — этносов будет не меньше, чем у татар.
Для того, чтобы межнациональные отношения в российском обществе стали более гармоничными, необходимо не просто больше знать об истории, языке и культуре того или иного народа, но и уважать его современные надежды и стремления, в том числе татар Российской Федерации к своей истории, к самоназванию «татары».
Саратовской татарской общественностью сейчас готовится к выпуску большой многотомный краеведческий сборник по истории золотоордынского Укека (Увека), материалы для которого собирались в течение последних 30 лет (с 1991 года). В данном издании будет представлен большой объем новой краеведческой информации, которая прольет свет на многие современные аспекты изучения золотоордынской цивилизации.
Вклад татарских племен, составлявших основу Золотой Орды, в становление и последующее образование Российской империи в границах огромного золотоордынского пространства неоценим. Кто бы что ни говорил, но татарский «кирпич» в здание российской государственности впечатан навечно. Игнорировать этот факт просто невозможно.
Просмотров: 1285