По следам преданий фамильных знаков

tamga2В 2015 году детским объе­динением «Дозор» был начат поиск информации об истории Камышлинских родословных тамга. Ребята расспрашивали у пожилых жителей села, иска­ли информацию в архиве. На основании собранных матери­алов было принято решение организовать поиск в местах старинных захоронений с це­лью найти тамги деревни Камышла.

Ребята под руководством Елены Рашидовны Минегалиевой побывали на одном из ста­ринных мест захоронения в центре села Камышла, о кото­ром знают, наверное, не мно­гие. Старинное мусульманское деревенское кладбище нахо­дится между улицами Болотная и Родничная, занимает участок земли примерно 100 м2. Оно окружено забором, но не охра­няется. Как сообщили члены детского объединения, боль­шая, центральная часть клад­бища занята древними, частич­но погруженными в землю, мо­гильными плитами со следами сильной эрозии. Все старое кладбище сильно запущено, заросло травой. По причине эрозии не представляется воз­можным рассмотреть что-либо на большей части могильных камней, однако на некоторых из них можно различить харак­терные знаки, сохранившиеся в достаточно хорошем состоя­нии.

Старая часть кладбища ос­талась нетронутой. По матери­алу, форме и возрасту эти кам­ни были очень похожи на те, что и искали ребята. Они обо­шли все кладбище и зарисова­ли все знаки, которые обнару­жили и смогли разобрать. Были сделаны фотографии.

«На надгробиях, как пра­вило, не было ни имен, ни дат смерти, но на каждом надгро­бии присутствовали тамги. Целью нанесения знаков было показать, к какому роду, кла­ну или семье принадлежал по­койный. Эти знаки, так назы­ваемые тамги, хорошо извест­ны и широко распространены во всем кочевом мире как зна­ки принадлежности. Старые надгробия, исследованные нами, свидетельствуют о суще­ствовании общего традицион­ного способа нанесения знаков на надгробия. К сожалению, нужно признать, что современ­ные татары не знают свои там­ги, не могут сказать, к какому улусу они принадлежат», — де­лится Лиля Гайзуллина.

«Некоторые надгробия ча­стично погрузились в землю, другие упали и раскололись, — присоединяется Алина Ахмадуллина. — Только несколько надгробий, очевидно, не самых старых (одно из них датирует­ся 1820 годом), сохранили фор­му могильных камней, харак­терную для татарских клад­бищ. На самых старых могиль­ных камнях мы обнаружили только тамги-знаки, нанесен­ные в основном на переднюю, реже на боковую или верхнюю часть могильного камня. Эти знаки могут рассматриваться как единственное звено, связы­вающее племена, кланы и се­мьи, разделенные временем или географически».

Как известно, тамги у коче­вых тюрков строго закрепля­лись за определенным родом или кланом и передавались по наследству от рода к роду, от отца к сыну. Таким образом, исследование татарских тамги может пролить свет на нашу историю и отношения между тюркскими племенами, счита­ют юные следопыты.

Тамги еще ставили на раз­ную утварь, даже в наше вре­мя сохранились некоторые из них, например, как отметил Радик Айдинов, наши родители ставили такие метки на ло­патах, молотках, косах. Пото­му что хозяйственные предме­ты передавались соседям, а потом возвращались хозяину. «Вот у нас всегда на нижней стороне лопаты стояла такая метка. У бабушек и дедушек, наверное, привычка осталась от своих родителей ставить метки на домашнюю утварь, — считает он.

В ходе исследования ребя­та пришли к выводу, что татар­ские тамги не изучены, не сис­тематизированы совсем. Меж­ду тем, по их мнению, в различ­ных архивных источниках, а также на надмогильных кам­нях, сохранилось очень много образцов татарских тамги. О своих исследованиях ребята сделали сообщение в школе и решили не останавливаться на достигнутом.

 

Для справки:

Тамга — очень интересное, сохранившееся из глубин ве­ков предание фамильных (ро­дословных) знаков. В каче­стве прототипа для тамги, по имеющимся этнографичес­ким данным, выступали про­стейшие геометрические фи­гуры (круг, квадрат, треу­гольник, угол и др.), сакраль­ные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предме­ты, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда — бук­вы разных алфавитов.

«Камышлинские известия».

Просмотров: 1439

Комментирование запрещено