В 2015 году детским объединением «Дозор» был начат поиск информации об истории Камышлинских родословных тамга. Ребята расспрашивали у пожилых жителей села, искали информацию в архиве. На основании собранных материалов было принято решение организовать поиск в местах старинных захоронений с целью найти тамги деревни Камышла.
Ребята под руководством Елены Рашидовны Минегалиевой побывали на одном из старинных мест захоронения в центре села Камышла, о котором знают, наверное, не многие. Старинное мусульманское деревенское кладбище находится между улицами Болотная и Родничная, занимает участок земли примерно 100 м2. Оно окружено забором, но не охраняется. Как сообщили члены детского объединения, большая, центральная часть кладбища занята древними, частично погруженными в землю, могильными плитами со следами сильной эрозии. Все старое кладбище сильно запущено, заросло травой. По причине эрозии не представляется возможным рассмотреть что-либо на большей части могильных камней, однако на некоторых из них можно различить характерные знаки, сохранившиеся в достаточно хорошем состоянии.
Старая часть кладбища осталась нетронутой. По материалу, форме и возрасту эти камни были очень похожи на те, что и искали ребята. Они обошли все кладбище и зарисовали все знаки, которые обнаружили и смогли разобрать. Были сделаны фотографии.
«На надгробиях, как правило, не было ни имен, ни дат смерти, но на каждом надгробии присутствовали тамги. Целью нанесения знаков было показать, к какому роду, клану или семье принадлежал покойный. Эти знаки, так называемые тамги, хорошо известны и широко распространены во всем кочевом мире как знаки принадлежности. Старые надгробия, исследованные нами, свидетельствуют о существовании общего традиционного способа нанесения знаков на надгробия. К сожалению, нужно признать, что современные татары не знают свои тамги, не могут сказать, к какому улусу они принадлежат», — делится Лиля Гайзуллина.
«Некоторые надгробия частично погрузились в землю, другие упали и раскололись, — присоединяется Алина Ахмадуллина. — Только несколько надгробий, очевидно, не самых старых (одно из них датируется 1820 годом), сохранили форму могильных камней, характерную для татарских кладбищ. На самых старых могильных камнях мы обнаружили только тамги-знаки, нанесенные в основном на переднюю, реже на боковую или верхнюю часть могильного камня. Эти знаки могут рассматриваться как единственное звено, связывающее племена, кланы и семьи, разделенные временем или географически».
Как известно, тамги у кочевых тюрков строго закреплялись за определенным родом или кланом и передавались по наследству от рода к роду, от отца к сыну. Таким образом, исследование татарских тамги может пролить свет на нашу историю и отношения между тюркскими племенами, считают юные следопыты.
Тамги еще ставили на разную утварь, даже в наше время сохранились некоторые из них, например, как отметил Радик Айдинов, наши родители ставили такие метки на лопатах, молотках, косах. Потому что хозяйственные предметы передавались соседям, а потом возвращались хозяину. «Вот у нас всегда на нижней стороне лопаты стояла такая метка. У бабушек и дедушек, наверное, привычка осталась от своих родителей ставить метки на домашнюю утварь, — считает он.
В ходе исследования ребята пришли к выводу, что татарские тамги не изучены, не систематизированы совсем. Между тем, по их мнению, в различных архивных источниках, а также на надмогильных камнях, сохранилось очень много образцов татарских тамги. О своих исследованиях ребята сделали сообщение в школе и решили не останавливаться на достигнутом.
Для справки:
Тамга — очень интересное, сохранившееся из глубин веков предание фамильных (родословных) знаков. В качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда — буквы разных алфавитов.
«Камышлинские известия».
Просмотров: 1439