Рыжков: «Национализм в России приобрел расистский характер»

news-VbExLSDr8TРоссийский политик и историк Владимир Рыжков прокомментировал в программе «Особое мнение» недавние «Русские марши», а также привел статистические данные «Левада-центра», свидетельствующие о том, что российское общество распадается изнутри.

«Данные чудовищные. Можно сказать со всей определенностью, что такого роста, пика ксенофобии, ненависти на национально-расовой почве не было в России с момента распада СССР. Не знаю, что будет дальше, пойдет ли раскручиваться этот смертельный для страны маховик, или удастся как-то одуматься, образумится и общими усилиями откатиться, но сейчас картина такая. В этом году самая высокая поддержка среди всех россиян проведения «Русских маршей» — 40%. Рост за 8 лет ровно в два раза, идет по экспоненте. Дальше: московская кампания по выборам мэра, где в центр была поставлена тема борьбы с нелегальными мигрантами, уже привела почти к двукратному росту нападений и убийств. Всего с начала года по националистическим расистским мотивам в России погибло уже 18 человек за 10 месяцев и покалечено 141 человек. 4 человека получили угрозу убийством. Дальше. Массовые настроения резко сдвигаются в сторону ксенофобии и национализма. Хуже всего в Москве. Был такой вопрос «Левада-Центром» задан: «Испытываете ли вы уважение и симпатию к выходцам из южных республик?» Имелось в виду, из Кавказа и Центральной Азии. В Москве в выборке «Левада-Центра» никто, ни один человек не сказал, что он испытывает симпатию. Ни один человек!» – подчеркнул Рыжков.

При этом, отметил он, ссылаясь на те же данные, неприязнь к выходцам из южных республик уже испытывает 30% россиян – каждый третий, в Москве — 49%, то есть, каждый второй москвич. Дальше был задан вопрос: «Ощущаете ли вы межнациональную напряженность в своем городе поселке и так далее?» «В России в целом огромная цифра – 42% опрошенных сказали, что они испытывают межнациональную напряженность. В Москве знаете, сколько? 83% москвичей ответили, что испытывают напряженность», — рассказал лидер «республиканцев».

«Сейчас идет большой спор, что делать с мигрантами. Во-первых, все сваливают в кучу, как известно: легальных, нелегальных, а еще выходцев с Кавказа, которые, вообще-то, российские граждане. Так вот, есть две альтернативы. Одна альтернатива – делать то, что делает Франция, Германия, Великобритания. Это адаптация, интеграция, социализация — обучение, язык, легализация, устройство на работу, налоги, страховки…Все «скучные» вещи, которые спасают их от взрывов. И вторая – выдворить, выгнать всех! Знаете, какое соотношение? Только 15% выступают за интеграцию приезжих (в Москве всего 7,5%), а за выдворение всех этих понаехавших — 72% граждан России и 81% москвичей. То есть, практически, консенсус. «Левада-Центр» спросил: «Кого в первую очередь надо выдворять?» Фактически, вопрос был: «Кого вы больше всех ненавидите?» На первом месте оказались россияне-кавказцы. Это к вопросу нелегальной миграции и о том, что визы абсолютно ничего не решают. На втором месте среди ненавидимых китайцы – 45%, столько же Средняя Азия – 45%, ну, и, конечно, цыгане, что мне сразу напоминает довоенную Германию, 32%. Поэтому вывод мой очень простой. В обществе накопилась огромная агрессия, негатив и ненависть к кавказцам, азиатам, к любым людям», — констатировал Рыжков.

По его словам, была еще цифра, которая его поразила. «Был такой вопрос: «А вы за то, чтобы ограничить въезд в ваш регион – скажем, в Тамбов какой-нибудь – вообще из любых регионов?» Речь даже не про Кавказ или Среднюю Азию. 60% россиян говорят: «Вообще отовсюду запретить въезд». Слушайте, ну если это не распад общества, когда все друг друга ненавидят, если это не распад страны, когда нет никакого единого пространства и люди говорят: «пусть вообще никто не приезжает» — то что такое распад страны? Можно сколько угодно праздновать День народного единства, можно сколько угодно заниматься евразийской интеграцией, рассказывать, что Россия встала с колен, что укрепилась вертикаль, что страна сегодня сильна, как никогда — это ложь! Потому что изнутри общество распадается, и вот это реальная проблема», — заявил политик.

Коснувшись темы Дня народного единства 4 ноября, Рыжков подчеркнул: вместо каких-нибудь официальных праздников или радостных концертов вся информационная картина дня состояла из националистических маршей по всей стране. «Это напоминает мне Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда», то есть, задумали праздник народного единства, а получился «день погромщика».

Главным принципиальным противником «Русского марша» является Конституция России, которая запрещает пропаганду ненависти, считает Рыжков.

«Девизом этого марша были избраны 14 слов одного американского нациста про превосходство белой расы над всеми прочими; там опять были «зиги» и нацистская символика; хедлайнером этого марша является группа «Коловрат», которая в Википедии описывается, как главная российская группа, пропагандирующая ценности гитлеризма, национал-социализма, призывающая убивать евреев, иноверцев. Текст такой, что Гитлер был не виноват, что сжигали в печах евреев и так далее. Для меня и для нашей партии такие вещи неприемлемы, потому что они, во-первых, разжигают ненависть на расовой, национальной почве, вносят рознь в нашу страну и подталкивают ее к распаду, к насилию, поножовщине, к крови. И, кстати говоря, подобные вещи прямо нарушают нашу Конституцию, где прямо запрещено создание общественных объединений, политических объединений, которые разжигают расовую и национальную рознь. Есть статься 29 Конституции, еще более жесткая, где черным по белому написано: В России запрещена пропаганда ненависти на расовой, национальной, религиозной и иной почве. Ничем иным, кроме, как разжиганием ненависти, эти марши не занимаются, поэтому я решительно осуждаю эти марши, считаю, что они должны пресекаться, в том числе, на стадии согласования заявок, запрещаться, если мы уважаем, соблюдаем нашу Конституцию, если мы хотим, чтобы Россия осталась единым многонациональным государством, где более 150 народов живут в мире и дружбе и вместе строят свое будущее», — пояснил свою позицию Рыжков.

При этом он осудил Навального, который «занял однозначную позицию: призвал всех идти на этот марш». «Навальный не мог не знать про 14 слов, про превосходство белой расы — это было объявлено организаторами; он не мог не знать, что марш завершится концертом группы «Коловрат», которая является откровенно нацистской. Он сказал: «считаю «Русский марш» правильным политическим событием, нуждающимся в поддержке и демаргинализации, те, кто раздумывает – обязательно приходите». Поэтому его физическое неучастие — это частный поступок. Его политическая позиция очевидна – он поддерживает «Русский марш»», — отметил историк.

Поговорили о «добром» и «злом» национализме на примере Франции. Рыжков напомнил: когда Ле Пен внезапно вышел на президентских выборах во второй тур против Ширака, вся политическая элита, все политические силы Франции сплотились вокруг Ширака, потому что вся страна сочла недопустимой победу во Франции националиста. «Я против того, чтобы представлять дело таким образом, что национализм в Европе воспринимается, как положительное дело. Я против этого. Национализм в Европе воспринимался, воспринимается, и, я очень надеюсь, что будет восприниматься, как опасное, маргинальное течение, которое не должно приходить к власти в европейских странах. Потому что если крайние националистические партии, которые есть не только во Франции, но и в Британии, в Голландии, в Германии, придут к власти, это будет означать закат Европы, конец европейской цивилизации как цивилизации верховенства права, как цивилизации, которая понимает национализм не по крови, не в этническом праве, а как гражданский национализм», — сказал политик.

В России же все еще серьезнее. «Понимаете, есть расизм, есть национализм. Тот национализм, который я вижу на русских маршах, это расистский, этнический национализм. Я, как стопроцентный русский человек, имею право об этом говорить. Это расизм, который для меня, для Республиканской партии абсолютно неприемлем. И опасность его заключается в том, что те близоруки политики, которые эксплуатируют расистскую тему, не отдают себе отчета в том, что они делают с Россией», — подчеркнул Рыжков.

Развивая эту мысль, он отметил: Россия многонациональная, крайне сложная страна. «В России есть национальные республики, где русские находятся в меньшинстве: практически все республики Северного Кавказа, часть регионов Сибири, очень сильно меняется национальный состав в приволжских республиках. Например, в Чувашии 70% чувашей. По-моему, если я не обшибаюсь, уже в Башкортостане и в Татарстане русские в меньшинстве или близко к этому, потому что демография у русских хуже гораздо, чем у многих других народов. И если одним из основных лозунгов «Русских маршей» является «Россия для русских!» «Русским – имеется в виду, этническим русским – нужно свое русское этническое государство» — это прямой лозунг к распаду России. Лозунг «Россия для русских!» подразумевает этническую Россию, где будут русские, а если не русские, то в подчиненном положении – об этом прямо говорится. И я, как историк, хочу напомнить, что Российское государство дважды распалось за последние сто лет. Распад 17-го года и распад 91-го года в значительной степени был взращен на почве этнического национализма. Если вы вспомните погромы в Баку, в Сумгаите, программу Гамсахурдиа, всплеск этнического, подчеркиваю, национализма в Прибалтике и в других местах бывшего Советского Союза, резня в Фергане, события в Алма-Ате 86-го года, то каждый раз всплеск этнического национализма приводил к распаду. Это был один из главных факторов распада страны. И вот то, что я сейчас вижу – политики все больше и больше начинают использовать расистскую и этнополитическую риторику. А, я, как историк могу сказать, что это прямой путь к развалу страны», — подчеркнул выступавший.

Рыжков напомнил недавние скандальные высказывания Жириновского на тему отделения Кавказа колючей проволокой и запрета кавказцам рожать более двух детей, но отметил, что полемизирует в этом смысле не только с Жириновским, Беловым или Демушкиным. «Знаете, что произошло в этом году? На протяжении многих лет официальная позиция была такая, что нет этнической преступности, а есть преступность».

По его словам, сейчас в выступлениях высокопоставленных чиновников, включая Колокольцева, представителей Государственной думы России «вновь пошла эта тема – этническая преступность». «Крайне опасную риторику стал применять Сергей Собянин, — подчеркнул Рыжков, — а он, между прочим, даже член руководства «Единой России», по крайней мере, не чуждой ей человек. Вспомните его фразы последних недель о том, что «мы проверим места скопления нелегальных мигрантов». Это в чистом виде национализм — негативная, ксенофобская коннотация для меня очевидна. Когда я слышу «места скопления», то у меня картины перед моим умственным взором: тараканы, крысы, какие-то асоциальные элементы. Что значит «места скопления нелегальных мигрантов»? И эта ксенофобская, антимигрантская риторика после бирюлевских событий захлестнула все центральные телеканалы. Возгонка ненависти шла по всем каналам с утра до вечера.

По словам политика, с одной стороны, звучат слова: «Нет визовому режиму, мы должны строить евразийскую интеграцию, мы должны сохранять влияние России на постсоветском пространстве». А с другой – постоянно звучит термин: «коренное и некоренное население России» и «этническая преступность».

Опасения политику внушают и некоторые законодательные инициативы последних недель. «Дума сейчас озаботилась после бирюлевских событий, валом пошла информация о том, что «мы ужесточим», «мы проверим»… А посмотрите, эти облавы, которые проводит московское УВД по пятницам. Каких нелегальных мигрантов – хватают всех подряд. По-моему, Светлана Ганнушкина описывала случай со своими знакомыми, которых просто схватили у метро, увезли, держали несколько часов, потом выяснилось, что они не являются нелегальными мигрантами, после чего отпустили. Облавы делаются для галочки. Поэтому, начиная с московской кампании по выборам мэра, эта ксенофобская риторика стала легализована в российском истеблишменте. То есть до этого года было так. Была официальная позиция, как во Франции или Германии, что национализм и ксенофобия неприемлемы, что антимигрантская риторика, которая на самом деле скрывает под собой ксенофобию и расизм, не приемлема. И вдруг в этом году, как черт из табакерки, на московской компании она вышла в легальное политическое поле, сдвинув туда и «Справедливую Россию» и «Единую Россию» и президента, и министра внутренних дел, и мэра Москвы, и представителей оппозиции. Почти никто не удержался в рамках европейского подхода, который говорит о том, что все люди равны, ко всем в равной степени должен применяться закон; преступник должен быть наказан, вне зависимости от национальности. Все сдвинулись в эту сторону», — отметил Рыжков.

Ведущий, со своей стороны, уточнил: политики вынуждены реагировать на запросы своих электоратов, а «в быту настроения, в общем, достаточно разные». На что Рыжков ответил: «ответственность политиков, тем более руководителей государства должна заключаться как раз в том, чтобы уметь идти против массовых настроений, даже если это создает риск для твоей популярности». «Можно плыть по течению, можно плыть за этими настроениями. Французы тоже могли бы поплыть, сказать, «Ле Пен озвучивает настроение масс, давайте его поддержим». Но что бы сейчас было во Франции? Немцы в свое время пошли за антисемитской риторикой Гитлера — мы знаем, чем это кончилось. Это крайне опасная история. Вообще никогда за последние, может быть, десять лет Россия, на мой взгляд, не была в такой опасности, потому что распад общества идет снизу, о чем свидетельствует опрос «Левада-центра», но этот распад идет и сверху, потому что бытовая ксенофобия начинает легализовываться на политическом уровне. И речь идет не только о представителях оппозиции, речь идет, к сожалению, о высшем российском истеблишменте», — считает Владимир Рыжков.

islamnews.ru

 

Просмотров: 1426

2 комментариев

  1. В физике сила действия равна силе противодействия.
    Интересно: действует ли это правило в обществе, в социуме? Думаю, что «да».
    Думаю, что резкий рост русского национализма предопределит прямо пропорциональный резкий рост национализма у всех других наций и народов, в том числе и у наших поволжский братьев: татар, башкир, чувашей, мордвы, мари, удмуртов и т.д. Хотя бы из чувства самосохранения. Если уроженцы кавказских и среднеазиаатских республик могут уехать домой от спровоцированных и развязанных властями и толпой против них гонений, то нам уезжать некуда — мы дома. Нам придется защищаться у себя дома. И, думаю, мы сможем сплотиться и защититься, так как у наших мужчин еще есть честь, мужество, достоинство и неукротимый дух. А у кого этого нет — придется или найти, или погибнуть. Можно, конечно, попробовать понадеяться на добрую власть. Но после выступлений Жириновского и Собянина, после того как Путин пожурил Жириновского, а не привлек его к политической, депутатской и уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни, после расширения и увеличения массовости разрешенных властями русских маршей, особо надеяться на власть, как мне (и Рыжкову) кажется, трудно.
    С уважением и пожеланием благополучия всем, независимо от национальной принадлежности, нормальным людям, Шамиль.