Брачный договор без гарантий

wpid-Smeshannyiy-brak-v-CHelnah-kak-sekret-pyati-urovney-0Хочу еще раз обратиться к теме смешанных браков. Правда, в самом начале предупреждаю:  речь пойдет не о том хорошо это или плохо, также вы не прочтете здесь призывов к сохранению чистоты крови или уничижительных эпитетов в адрес детей, рожденных от союза двух людей, называющих создателя каждый по-своему. Речь пойдет о силе следовать до конца данному слову.

Если мужчина и женщина любят друг друга – это самое главное. Но надо помнить, что любовь очень часто бывает не вечной. Психологи утверждают 2,5-3 года после начала отношений длится этап, когда химия, гормоны, эмоции затмевают нам разум, снижая порог критичности. Влюбленные могут видеть только положительные черты у своих избранников, даже если их всего две — три, но они совпадают с подсознательным идеалом. Все остальное мозг дорисует автоматически. И вот представим себе пару: он татарин-мусульманин, она русская христианка. Они встретились друг с другом, влюбились, им хочется быть вместе, все остальное не существенно.

Ситуация довольно типичная для России. Возьмем ее за исходную точку. Дальше я расскажу две реальные истории. Одна из них случилась в Ульяновской области. Парень с девушкой встречались долгое время. Родители парня терпели его отношения, пока сын не решил жениться. Тогда мама, нет, она не стала устраивать скандал, она поговорила с ними и с ее родителями спокойно и рассудительно. Основной ее довод касался детей. Она задала им несколько вопросов: цепочку с чем дети оденут на шею — с крестиком или полумесяцем; какие имена они будут носить — Иван или Ильнур, Маша или Марьям; какие молитвы будут читать перед сном — «Отче наш» или «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его»?

После этого разговора прошло немного времени, и молодые спокойно, опять же без истерик, сохранив хорошие дружеские отношения, расстались. Видимо ответов не нашлось, но надо отдать должное этим людям за честность перед самими собой и близкими.

Герои следующей истории лучше бы поступили так же.

История с теми же исходными данными. Но парень с девушкой договорились, что их дети после совершеннолетия сами выберут веру, а имена отпрыскам они дадут по очереди: первому — русское, второму — татарское и так далее. Сначала все шло замечательно. Родился сын — назвали Василием. Но через некоторое время родители как будто забыли, о чем они договаривались перед свадьбой. Мама стала втайне от отца класть сыну иконку под подушку и учить православным молитвам, а папа стал брать сына в мечеть. И если даже раньше каждый из родителей относился к религии прохладно, то, видя, как их вторая половинка перетягивает ребенка на свою сторону, задетое самолюбие другого требовало ответить тем же. Началась война за ребенка.

 И кто в этой войне больше всего пострадал, думаю, объяснять не надо. Опять же, как утверждают психологи, дети должны жить в первую очередь в атмосфере любви к себе и в атмосфере любви между родителями. Только тогда вырастает полноценная гармоничная личность, и риски, что из чада не вырастет какой-нибудь закомплексованный невротик, сводятся к минимуму. Однако, в семье, где ребенок находится между двух огней, где он вместо ласки чувствует, что его разрывают на части, причем самые близкие люди, о любви и гармонии не может быть и речи.

Дело в этой семье шло к разводу. Как следствие, ребенок вырастет, если не с ненавистью, то уж точно без симпатии к этим двум религиям, которые отняли у него нормальное детство.

Это, наверное, две самые крайние стороны развития таких отношений, между которыми существует масса промежуточных вариантов. Конечно же, есть пары, которые нашли баланс между своими верованиями, любовью и уважением друг к другу и детям. Однако, перед тем как решиться на такой шаг, подумайте, хватит ли у вас силы воли следовать данному вами слову всю жизнь, хватит ли сил удерживать это хрупкое равновесие, следовать данному договору. Если да, то брак будет счастливым, если же нет — бегите от этих отношений.  Не ради себя — ради счастья будущих детей.

Руслан ШАРИПОВ специально для samtatnews.ru

 

Просмотров: 15701

37 комментариев

  1. Туган тиешлерэк бер кыз урыска кияугэ чыкты да,муйнына тавык тэпие асып йори,демонстративно.Менэ шуны куру белэн,ачу килэ!Этисе мэрхум булды,бэреп утермэсэ дэ,берэр нэрсэ ясарые.

  2. К вопросу о межнациональных браках хочу сказать вот что. Мой муж русский, делали и никах и венчание в церкви. Дома во всех комнатах у нас висят и шамаили с изречениями из Корана и православные иконы, все религиозные праздники( Пасха, Рождество, Курбан Байрам, Ураза Байрам) мы также празднуем вместе, никаких проблем нет. Когда у нас родился сын мы делали и исем кушу, приглашали муллу, а потом крестили его, у него сейчас двойное имя Сулейман-Андрей. Питаемся мы также в соответсвии с нашими традициями, у нас например три дня может быть халяльная еда на обед, а последующие три дня блюда русской кухни, в том числе и блюда из свинины. По пятницам я иногда хожу в мечеть на Джума намаз, в воскресенье мы обычно ходим с мужем в церковь на воскресную службу. Вообщем вот такая у нас толерантная семья!

    • Представляется, что Ваша семья еще недостаточно толерантна для восклицательных знаков, так как ребенка еще не приобщили к католицизму, лютеранству, иудаизму, атеизму, коммунистической идеологии, индуизму, кришнаизму, буддизму и т.д.
      Представляется, что такое отношение в «ВЕРЕ» — в чем-то хуже просто безверия, какая-то профанация… Не хочу употреблять более сильных эпитетов.
      Серьезно, такое отношение к «ВЕРЕ» выше моего личного понимания «ВЕРЫ», элементарного уважения к истинной «ВЕРЕ».
      А что думают о таком мусульманине-православном Сулеймане-Андрее священнослужители Ислама и Православия?? Или мы уже дошли до такой «толерантности» в делах веры, что только уплати хорошую цену — и тебе будет рада любая церковь, независимо от твоих истинных убеждений, взглядов, принципов?
      С уважением к ВЕРЕ, Шамиль.

      • Пусть Аллах упасет нас от такой скверной жизни

    • Уверен! Вся история этой толерантной особы высосана из пальца. И, кстати, она забыла написать, что этому сынуле Андрейке сделали обрезание…

    • Классную вы себе религию придумали)))

  3. Встречался с крещеной татаркой, все было отлично, когда задумался о свадьбе, встретил ряд проблем и родители были категорически против! Но я был с ними не согласен, думал, что это все такая ерунда и религия тут не причем, мол если любишь, готов на все! Но приехав в гости к ее родителям, зашел в дом и увидел иконы и кресты, так стало не по себе. Через 3 месяца раздумий, решил с ней расстаться. Не получалось целый год, не могли мы просто так, это чувства, а не деловые отношения. В итоге я сделал так, чтобы она начала думать про меня плохо. Сама не подозревая, через месяц она начала негативно ко мне относиться, я добился своего, но совесть не давала покоя.

    Прошло время, все улеглось, я встретил татарку и так влюбился! Прошло почти 1,5 года и я понимаю, что не нужно терять времени! Вот она моя судьба! Сейчас я женат, чувствую себя самым счастливым на свете человеком, хочу завести детей! И понимаю, что пока гуляешь по молодости, религия не имеет значения, а когда серьезно задумываешься, хочется чтобы в твоей квартире при входе висели строчки из Корана, чтобы дома был ребенок с месяцем на шее и татарским именем, чтобы в Курбан байрам проснуться от вкусного запаха татарских блюд, которые жена уже с 5 утра готовит! Это так доставляет спокойствия в душу и начинаешь любить свою семью сильнее! Мне кажется в каждой религии так и нет религии хуже или лучше, все одинаковые и все равны, каждый сам выбирает как ему жить и что делать, но я поступил так и до сих пор понимаю, что поступил правильно. Изредка общаемся с крещеной татаркой, узнавая как дела, не более.

  4. Дания, спасибо, что не рассердилисб. И за доверение.
    С уважением, Шамиль.

  5. Большое спасибо, Шамиль абы!(хочется написать, что не оборвали в пылу гнева «ни одной струны») просто, что уделили Ваше драгоценное время и дали без поучений ответ.
    Но одним спасибо не обойтись. Как я думаю, Ваш тон ответа наполнен какой-то добротой. Даже объяснения о национальном духе какое-то не злое. И сколько я поняла этот экскурс в 80 тые — 90 тые годы прошлого столетия -это дань памяти о начале хороших дел Вашими современниками. И мне кажется — это было время становления чего-то татарского: и общества создавались и школа открылась, кстати мой брат там учился.
    Да, мы кузнецы своего счастья.
    И еще раз спасибо за Ваши пожелания.
    (Ну, Вы и хитрец! Как же после всего о чем я прочитала я не скажу Вам спасибо. По-моему в Вас больше писателя-психолога, ну, конечно, и юриста( а дети пусть не говорят, что у них папа: юрист- это к началу всего разговора, который нам предоставил всех любящий Руслан, и ему тоже счастья желаю). С уважением к Вам Дания А.

  6. Уважаемый (уважаемая) ADM.

    Желаю Вам всего доброго, любви и счастья!

    Не понял, в каком роде к Вам обращаться. На интуиции – показалось, что девушка. Поэтому постараюсь поаккуратнее. А то уж сначала так хотелось Вас просто послать куда подальше вместе с Вашими претензиями и упреками… Но — не будем искать легких путей. Чувствую себя должным, обязанным принять и Ваши упреки и ответить и Вам.

    Очень сумбурно излагаете. Насколько я понял, по Вашему мнению все вокруг виноваты, в первую очередь, конечно, родители. Ну и я вроде бы тоже. Складывается впечатление, что для современной молодежи такой подход к оценке ситуации и жизни стал достаточно распространенным. Потому что так проще и легче.

    Может быть, я и ошибаюсь, ADM, но показалось, что Вы хотите – прямо требуете – любви, ласки и счастья прямо сейчас и прямо такого, какого хотите, и главное – «на халяву».

    Ну, по крайней мере, так я понял Ваш пассаж «…утром всем этим величием встаю, а вечером схожу на Татар-кичляре-вечера и уже ничего не хочу. А как же так? Там же- все татарское».
    Неплохо бы получить перевод и разъяснение.
    За неимением и того и другого приходится опираться на догадки.
    Вы в промежутке между утром и вечером что-то пытаетесь делать? Для любви, ласки и счастья?
    Наверное, на «Татар-кичляре-вечера» Вас многое не устраивает. Давайте будем понимать, что не все то «татарское», тем более «лучшее татарское», что называют «татарским». Допускаю, что на этих вечерах могут присутствовать и не самые лучшие представители татар. Может быть Вам и «меню-программу» дают не самую лучшую. И что из этого следует? Все – жизнь не удалась? Все вокруг виноваты?

    …«И знаем, что надо создавать многодетные татарские семьи, воспитывать в духе любви к своему великому народу… А как же это все сделать? …Ну, знатоки, любители великого татарского, скажите: как быть? Заденьте струнки! Я вот счастья хочу и я люблю»…
    Опять первое нехорошее желание – просто оборвать Вам хотя бы одну Вашу «струну»… Но — не будем искать легких путей.
    Кстати, у Вас талант «трогать чужие струнки» — мои струнки Вы затронули.

    Начну с самого для меня простого. По поводу «Конституции РФ и гаранта Президента (жареным запахло)». Я по профессии юрист. Я (да и все, наверное) вижу, как русские националисты успешно используют законы, Конституцию РФ и гаранта Президента, в своих интересах и во вред другим народам. Почему же на пользу татар, других национальных меньшинств, не использовать существующее законодательство? Полагаю, что интеллект, знания, образование, профессиональный состав, опыт и мудрость татарского народа позволяют использовать для защиты своих национальных интересов не только такие примитивные формы борьбы, как кулаки, палки и булыжники, но и другие цивилизованные высокоинтеллектуальные формы борьбы. В том числе и правовые. Как профессиональный юрист считаю, что для защиты интересов татарского народа правовые формы борьбы используются крайне слабо и недостаточно. Это наше серьезное упущение, требующее исправления.

    Ни в коем случае не собираюсь Вас, уважаемая(ый) ADM, учить жить. Меня бы самого кто научил.
    Вот жизнь меня научила, что каждый сам творец своего счастья. Чем труднее оно тебе далось, тем больше его ценишь, бережешь и защищаешь.
    Еще раз не для поучения – просто поделюсь личным опытом в подтверждении своей позиции. Может быть, кому и пригодится. В том числе для критики. Критиковать чуть-чуть проще, чем самому создавать и творить – мудрое изречение неизвестного автора.

    Ну, сначала о Ваших обвинениях или намеках о трусости в мой адрес. Я трус и не боюсь в этом признаться. Я не герой, но при этом я просто как уважающий себя человек и мужик готов ответить за каждое свое слово. И я уже отвечал перед властями за свою «националистическую» позицию. И не жалею об этом. И готов к этому снова. Потому что мой национализм заключается в элементарной моей любви к моей маме, к отцу, к своим родственникам, к своему ВЕЛИКОМУ татарскому народу, к его истории, культуре и языку. Они ВЕЛИКИ независимо от того, употребляю я это слово – или нет, считаете Вы их ВЕЛИКИМИ – или нет.
    Вашу иронию по данному поводу я не принимаю.

    И в своем самом первом выступлении по Самарскому телевидению в 1988 году, в качестве первого, но временного («одного из») председателя Оргкомитета «Туган Тел» в программе тогда еще просто молодого, но уже известного тележурналиста Виталия Добрусина, я открыто сказал, что я татарский националист. Замечу, что это было сказано еще в 1988 году, при Советской Власти, при господстве коммунистов и идеологии коммунистического (читай русского) интернационализма, и за это можно было, ну если не попасть в тюрьму, то в какой-то форме пострадать. Я тогда тоже трусил, но – сказал. Но мне повезло, меня не посадили, не наказали — атмосфера в стране менялась в лучшую для националов сторону. Чтобы не быть голословным, приведу Вам выдержки из сохранившегося у меня письменного документа «тезисы выступления (1-го) на Телестудии-1»: «можно несколько провокационный вопрос? Конечно, журналистам можно все. Вы националисты? Да, если понимать под национализмом чувство собственного национального достоинства и желание знать свой родной язык, историю и культуру своего народа. Да, я националист и интернационалист. Противоречия нет… Реальный, а не декларируемый интернационализм, возможен только при знании культуры других народов…». Насколько я помню, этот фрагмент прошел в прямой эфир. Но можно попросить господина Добрусина Виталия Аркадьевича (ныне — из Википедии: деятель современного российского телевидения, академик АРТ, писатель, кинодраматург, издатель. Высшая премия Союза журналистов России — «Золотое перо России» 2010 года, победитель всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион» 2009 (за документальный сериал «Самарские судьбы»), может быть у него каким-то чудом сохранилась запись того эфира. Добрусин тогда тоже немного рисковал как журналист – национальная тема была «горячая» и обжигала всех, кто к ней прикасался (вспомните в то время Сумагит, Карабах, Прибалтика…).
    Кстати, о своем «национализме» и тоже в прямом эфире и тоже в программе у Добрусина говорил вместе со мной во 2-м выступлении на Телестудии-1 в 1989 году Равиль абы Ягудин (мэрхум инде, один из богатейших татар в Самарской области и, в то же время, — очень редкое тогда сочетание — один из первых и активнейших татарских «националистов» и мусульманских деятелей-подвижников 1980х-1990х годов в Самаре и Самарской области, внесший огромный, неоценимый вклад в возрождение Ислама, строительство Соборной Мечети, возрождение и развитие татарского языка и татарской культуры в Самарской области. Кстати, вот он, в отличие от меня, не боялся и в борьбе за татарское дело не перед чем не останавливался). Равиль абы, тогда отвечавший в Оргкомитете за вопросы обучения родному татарскому языку, в прямом эфире в острой форме от имени Оргкомитета «Туган Тел» ставил вопросы перед Бурмистровым Юрием Андреевичем – тогда начальником Главного управления народного образования Куйбышевской области: когда наконец в Куйбышеве будут созданы условия для обучения татарскому языку, когда будут организованы татарские детские ясли и сады, классы и школы, курсы татарского языка, местная татарская газета?
    Чтобы не быть голословным, также приведу Вам выдержки из сохранившегося у меня письменного документа «тезисы выступления (2-го) на Телестудии-1»: «Член Оргкомитета «Туган Тел» Равиль Хайруллович Ягудин, отвечающий в Оргкомитете за организацию детских яслей и садов, классов и школ для татарских детей, был недавно в Министерстве народного образования и учебных заведениях Татарии, готовящих учителей татарского языка, и выяснил, что Татария могла бы уже в этом году направить в Куйбышевскую область 9 молодых специалистов и необходимое количество учебников литературы, при условии, что наше Главное управление народного образования своевременно направит официальную заявку. По нашим данным «своевременно» — это до 25 марта. Юрий Андреевич, заявка уже направлена? Ответ Ю.А. Бурмистрова: еще можно успеть послать заявку по телеграфу, телефону. Будут-ли обеспечены молодые специалисты жильем? Оргкомитет «Туган Тел» может помочь управлению обеспечить молодых специалистов жильем. Рассчитываем и на помощь населения, татарской общественности. Потребуются и деньги. Есть разные точки зрения на то, как организовать обучение в национальных классах и школах: 1) просто уроки татарского языка; 2) преподавание на татарском языке всех предметов а) с 1 по 4 класс; б) с 1 по 10 классы; 3) факультативы татарского языка в старших 5-1- классах; 4) классы для татарских детей в обычных школах; 5) татарские школы. Есть и разные оценки обучения на национальных языках. Высказываются опасения, что это создает сложности с изучением русского языка, вообще не даст полноценного образования, чуть-ли не станет преградой для поступления в ВУЗы, приведет к столкновениям среди учащейся молодежи на национальной почве. Нужна широкая дискуссия с участием специалистов, педагогов, общественности, журналистов. Наш Оргкомитет к ней готов. … Проблем много: нет национальных клубов, нет местных газет, теле- и радио программ на национальных языках, нет фильмов на родных языках и много другого нет. Но главная проблема, на наш взгляд, проблема родного языка – многие, особенно молодежь, не знают или плохо знают свои родные языки: татарский, чувашский, мордовский, еврейский и другие из-за отсутствия развитой системы воспитания и обучения на национальных языках в детских яслях и садах, классах и школах… Пришла пора отдавать долги не только селу и матушке-природе, но и национальным культурам. Долги чести, долги совести… Наш Оргкомитет «Туган Тел» недавно получил интересное письмо от Нины Александровны Лосевой с конкретными вопросами, к которым мы присоединяемся, и которые, наверное, очень многих интересуют: 1. Будут ли в Куйбышеве и области татарские детские ясли и сады, классы и школы? 2) будут ли курсы татарского языка? Будет ли местная татарская газета?… Курсы татарского языка точно будут. Оргкомитет это берет на себя. Ну а на первый, главный и коренной вопрос, лучше всех можете ответить, наверное, именно Вы, Юрий Андреевич… Или Ваше Управление ждет решений предстоящего Пленума ЦК КПСС и указаний «сверху» из Москвы. Вы уж извините за резкость, но есть основания для этого. Мы уже столкнулись с такой позицией – позицией выжидания: «а что решат наверху» — и в партийных и в советских органах… Ответ Юрия Андреевича Бурмистрова -___________».

    Да, я боялся и за себя и за моих молодых товарищей и тогда, когда к нам на наши очень частые (2-3 раза в неделю) собрания членов Союза булгарской (татаро-башкирской) молодежи «Азатлык» некоторое время приходил молодой скромный подтянутый офицер КГБ по имени Александр и просил разрешения присутствовать. И мы, наверное, и не могли без плохих последствий отказать ему. Правда и не особо хотели ему в этом отказать — бессмысленно. Если они захотят что-то узнать – узнают. По решению общего собрания мы ему разрешили присутствовать на наших собраниях. И через него передавали «наверх» пожелания татар: детсады, школы, мечети, газеты, радио- и телепередачи на татарском языке, построить на севере области антенну, которая будет обеспечивать в Самарской области прием телепередач из суверенного Татарстана. При этом наши ребята умудрялись ездить в Казань помогать руководству ТОЦ (Татарского общественного центра) и официальному руководству Татарстана добиваться и провозглашать суверенитет, ездить в Крым помогать нашим братьям Крымским татарам отвоевывать кусочки своей родной земли, строить на них дома. Но мы не разбежались и не попрятались по своим углам. Тут уж вот опять уважаемая(ый) ADM каждый сам за себя принимает решение: испугаться, об.. и не жить, или бояться, но все-таки делать должное. Никаких всеобщих рецептов на все случаи жизни и для каждого человека не существует.
    Хотя некоторые достойные, смелые и уважающие себя люди некогда сформулировали для себя и себе подобных некую подсказку для трудных жизненных ситуаций: делай что должно, а дальше пусть будет, что будет. Всевышний велик!

    Небольшое отступление. Не знаю уж по теме или нет. Но где-то близко. К тому, что мы сами создатели и вершители своей жизни, своей судьбы, своего окружения, своего круга товарищей, друзей, приятелей.
    В 1990-х годах мы с ребятами из Союза булгарской (татаро-башкирской) молодежи «Азатлык» организовывали и проводили татарские дискотеки для татарской молодежи: зимой в ДК «Родина», Доме молодежи, плановом институте, других институтах, летом в различных парках (Гагарина, около ДК «Родина», на Ново-Вокзальной и других). Каждый участвовал в этом деле кто как мог:
    - я с моим ближайшим другом и соратником Рустамжаном Сайдуллаевым, как люди постарше возрастом, что-то организовывали, о чем-то договаривались, финансировали и покупали аппаратуру,
    - Фарид, Равиль, Рустам, Рамиль, Азат, Рашид, Федор, Алсу, Алия, Галия, Гульфия, Гэльсинэ, Гюзаль (ребята, извините меня, пожалуйста, под рукой нет записей, поэтому сразу и не упомню — всех Вас милых и хороших, слава Всевышнему, тогда было много. Ребята, пользуюсь случаем и передаю Вам всем привет. Мне повезло, что я с Вами был знаком и работал вместе с Вами. Хочется всех Вас увидеть) – непосредственно вели дискотеки (обеспечивали музыкальную, танцевальную, познавательную и развлекательную части),
    - замечательные певцы и артисты Радик (это тогда он был для всех нас просто Радик – наш товарищ, талантливый артист, певец, танцор, и просто хороший красивый спортивный парень, а теперь это многоуважаемый господин Газизов Радик Равгатович — директор школы «Яктылык» с татарским культурно-национальным компонентом), Фарида, Ильнур Алтынбаев (в представлении не нуждается, наверное. Но, на всякий случай – «золотой голос Самары», один из лучших солистов нашего замечательного народного ансамбля «Ялкынлы Яшьлек»), Гэлия апа Исмагилова, другие артисты этого ансамбля (товарищи, кого не упоминаю, — извините, у меня память не совершенна, не могу помнить все фамилии и имена. Еще раз извините.), другие просто талантливые люди исполняли на дискотеках на высочайшем уровне татарские песни и танцы и тем самым превращали просто дискотеки в вечера татарской культуры,
    - Рафик Валеев со своим сослуживцем Валерой обеспечивали порядок и безопасность, Наиль, Марат, Ренат, Вадим и многие другие (все, кому поручали) занимались файс-контролем на входе и продавали билеты,
    - Арусланов Шамиль (один первых татарских Самарских культуристов, достигший очень больших результатов в данном новом и диковинном тогда виде спорта), со своими товарищами и воспитанниками «боди-билдерами» иногда приходили по нашей просьбе на дискотеки – мы хотели показать ребятам модный тогда эталон красоты накачанного рельефного мужского тела. Кроме того, эти ребята одним своим присутствием поддерживали порядок и желание у окружающих вести себя прилично, культурно: рядом с таким «здоровым» телом – такой «машиной», как-то автоматически вокруг появляется «здоровый дух» и культура поведения,
    - наши старшие товарищи из руководства «Туган Тел» Азат абы Надиров, Ахмэт абы Нафигин, Шамиль Абы Багаутдинов, Рашид абы Абдулов, Ильгиз абы Колючев (заодно или, точнее в первую очередь, он основатель и бессменный руководитель предмета гордости Самарских татар – ансамбля «Ялкынлы Яшьлек»), представители Мечети, а также и другие уважаемые товарищи, приходили контролировать атмосферу на дискотеках, порядок, есть ли ребята с запахом алкоголя, дресс-код – в какой одежде девушки и парни, приходят на дискотеку, репертуар, процентное соотношение татарской, русской и зарубежной музыки, и многое другое. Итогом контроля чаще всего был огромный список замечаний, предложений по «улучшению, углублению, повышению» и т.д., который мы частично принимали к исполнению. Еще чаще наши старшие товарищи предлагали и требовали просто закрыть эти дискотеки и прекратить «все эти безобразия», так как они полагали, что они не приносят пользу в деле воспитания настоящей татарской молодежи, а отчасти — даже наоборот. Предлагая взамен проводить высокохудожественные и высокодуховные чисто национальные татарские вечера татарской литературы и поэзии, с лекциями по этике и эстетике, Исламу. Мы не отказывались, пробовали проводить – это очень тяжело, людей приходило мало. Но дискотеки продолжали проводить, так как считали, что, несмотря на существующие явные минусы (бывали и пьяные, бывали и драки, очень редко, но бывали и разборки на национальной почве с цыганами, азербайджанцами, на дискотеки приходили и татарские бандиты, которые своей малоскрываемой противоправной и в то же время очень «авторитетной» деятельностью вряд-ли подавали хороший пример молодежи), дискотеки крайне нужны как место, где татарская молодежь может встречаться, знакомиться, слышать татарские песни, отплясывать по-татарски – кто-то может быть не поверит, но 10%-15% процентов всего времени дискотеки молодежь с удовольствием плясала «татар бию»). Мы полагали и, я думаю, не ошибались: не будет татарских дискотек, наша татарская молодежь не перестанет ходить на дискотеки, она просто уйдет на другие русскоязычные дискотеки, где татарским духом и музыкой не будет и «пахнуть» и где она растворится среди русских, еще быстрее обрусеет. Таким образом, мы полагали, что от дискотек все-таки больше пользы, чем вреда. Наверное, дискотеки можно было проводить лучше. Мы старались и делали, как могли. Если бы кто-то взялся делать дискотеки лучше – мы бы не мешали. Но таких людей не находилось.
    Кстати, в то время на дискотеках БЛИСТАЛ замечательный и очень известный Ди-Джей – ЗВЕЗДА — Эльдар Кагиров. Который однажды даже пообещал периодически вести на наших татарских дискотеках небольшие части по 30-45 минут. Но как-то и почему-то не дошел.
    Уважаемый Эльдар эфендэ, не пора ли, не пришло ли время выполнить свое обещание??

    Уважаемая(ый) ADM, я принимаю Вашу иронию и насмешки в части моих частных «извинений». Ну, вот я такой, так меня воспитали мои родители, мои товарищи, жизнь в обществе. Ничего особо плохого в этом не вижу. Я стараюсь уважать людей и относиться к ним бережно. Особенно к тем, кого люблю и уважаю. С кем вместе что-то сделал полезное для татар, помогали строить Соборную мечеть, очищать татарские кладбища, ремонтировать татарскую школу и очищать ее крышу от снега, объединять татарскую молодежь, устраивать для татарских детей елки, спортивные и музыкальные праздники, Сабантуи и т.д. И если я кому-то из них невольно сделаю что-то плохое, больное, я готов искренне перед ними извиниться.
    Ну, и так, для информации, я могу разговаривать и действовать немного по-другому. Враги не любят со мной враждовать. Даже сейчас, когда я сильно повзрослел и «поостыл». Вы меня спровоцировали и «достали».

    Уважаемый (уважаемая) ADM.

    В заключение на Ваш вопрос «А как же это все сделать?», скажу: лично у меня нет ответа на Ваш вопрос.
    Но я уверен, что этот ответ Вы должны найти только лично и только самостоятельно, посоветовавшись с Вашими родителями, с уважаемыми Вами родственниками, друзьями и товарищами, посоветовавшись со служителями мечети. Я, например, раньше часто советовался с Вагиз-хазрятом, а сейчас иногда советуюсь с Иршат-хазрятом.
    Если Вы молодой человек, то мне известна очень уважаемая мною и очень интересная мне группа «позитивно настроенной творческой татарской молодежи», недавно преобразовавшаяся в «Творческое объединение Duslar club». Может быть и Вам будет с ними интересно и полезно. Ребята очень веселые, творческие, неординарные, продвинутые, талантливые, спортивные. Просто порядочные и красивые. Вы при желании их сможете легко найти. Об их делах можно получить информацию в интернете. Но лучше, наверное, познакомиться с ними «живьем».
    Я сам лично являюсь членом «Туган Тел». Мне там интересно. И люди интересные и дела полезные.
    Есть много других татарских организаций. Сразу скажу – все они не идеальны. Если есть способности и здоровые амбиции – сделайте что-то, чтобы они стали лучше, чтобы мероприятия стали лучше.
    А просто «фыркать» — неконструктивно.

    Еще раз искренне желаю Вам всего доброго, любви и счастья!
    Не отрекайтесь, пожалуйста, от своего народа. Не уходите в «исключения из правил». Уважайте себя лично. Не становитесь «полу-…» От «голоса крови» уйти невозможно. Если не все, то очень многое предопределено Всевышним. Хорошенько подумайте.
    Буду надеяться на лучшее для Вас и для себя.

    Извиняюсь (ну вот такой я, вот опять извиняюсь) за многословность (но ведь и правда многословно получилось) – просто Вы сумели задеть мои самые глубокие – басовые — струнки.

    С уважением, Шамиль.

  7. Уф! Все прекрасно, все есть: и Конституция РФ и гарант Президент (жареным запахло). Знаем о татарах и не только- от и до. Восторгаемся, извеняемся и всех любим. И знаем, что надо создавать многодетные татарские семьи, воспитывать в духе любви к своему великому народу. А как же это все сделать? Руслан как бы и хочет всех вернуть на землю, но не тут-то. Конечно, надо знать свои великие корни, изучать и знать свою великую и знаменитую историю(что-то у меня великих набирается?) О себе: утром всем этим величием встаю, а вечером схожу на Татар-кичляре-вечера и уже ничего не хочу. А как же так? Там же- все татарское. А родители: только за своего. Не будет благославения и, одним словом, ничего не будет. Ну, знатоки, любители великого татарского, скажите: как быть? Заденьте струнки! Я вот счастья хочу и я люблю. Заключить договор как вести себя после брака и как быть с детьми. Может буду в числе исключения. Будем надеяться на лучшее…

    • ADM — не совсем уверен, что понял вас правильно, может быть объяснитесь более конкретно, а то намеки такое дело, каждый понимает как хочет)))))))))))

  8. Ого, сколько понаписали…

    • Впечатляет? Татары народ разговорчивый, а уж за чашкой чая……

  9. Уважаемый Руслан, я считаю, что все нормально, все в рамках приличия. Если мы с Вами и погорячились где-то, то не со зла, а в пылу полемики. Бывает. Лично для меня в полемике важно, что оппонент на самом деле доказывает свой тезис аргументировано, по теме, и желательно корректно, а не переключаясь на личность: а ты не прав, потому что ты косой, кривой, рыжий, высокий или низкий, толстый или худой, лысый или кудрявый и т.д.
    Я в целом принимаю Вашу позицию.
    Мое резюме, в первую очередь, наверное, для самого себя:
    - как правило, татары должны создавать татарские семьи, а не смешанные, иметь много детей, которых необходимо воспитывать на татарском языке в духе татарской культуры и ислама;
    - исключения могут быть. Но именно, как исключения, не угрожающие сохранению татарского народа.

    Еще раз хочу объяснить, что про «лапти и сапоги» я написал для русских шовинистов, которые кичатся своим надуманным превосходством в «цивилизованности» по отношению к другим народам.
    По сравнению с культурой древних государств Шумера, Египта, Китая, Индии, культура татар и русских, даже армян и евреев, соотносится как дети и подростки по отношению к взрослому. И не нужно делать из фактов истории никаких многозначительных выводов, намекающих на чье-то над кем-то превосходство. Но историю надо знать и уважать. Уважать любой народ и любую культуру.
    По поводу того, кто, как и кому нес цивилизацию – до Тихого оеана.
    Вот, например, кто такой Ермак? Национальный герой, первопроходец, первооткрыватель, цивилизатор и просветитель, или наемный бандит, грабитель, конкистадор местного происхождения? Он пошел в Сибирь с целью принести цивилизацию, новые знания и передовую культуру сибирским народам, в первую очередь – татарам, или с целью грабежа золота, мехов, захвата рабов? Он туда пошел с букварем и библией в руках или с ружьем против луков и стрел?
    И, вот опять Руслан, я привожу эти факты и ставлю эти вопросы не для того, чтобы кого-то очернить, принизить, возвысить. А для освежения памяти, для знания. От этих фактов у меня, например, отношение к русскому народу никак не меняется. Тем более, что фамилия Ермака уж очень смахивает на татарскую (Ермак, Армяк) и в его отряде-банде было много татар. Просто я хочу противопоставить вот эти факты истории попыткам русских шовинистов использовать имя Ермака, его захватнический поход, в качестве аргумента, подтверждающего и обосновывающего превосходство русских над сибиряками. Вот пошел…, вот преодолел высокие горы…, вот их было мало, но они победили плохих…, захватили плохих… мирных жителей. Отрицать, что воины его отряда проявили мужество, — нельзя. А по поводу сверхгеройства – может оно и не особо потребовалось, как и испанским нехорошим конкистадорам Эрнану Кортесу и Франсиско Писарро, чтобы победить с ружьями против луков со стрелами? Грабительский характер похода – он вроде бы как и не отрицается, но как-то стыдливо умалчивается.
    Нужно знать настоящую историю и татар, и русских, и башкир, и чувашей, и мордвы – всех народов. И с этой правдивой историей, глядя правде в глаза, вместе дружно и взаимоуважительно жить так, как указано в Конституции Российской Федерации: все народы, культуры и языки равны, имеют право на сохранение, развитие, изучение и применение, и подлежат государственной защите. И Президент Российской Федерации – гарант соблюдения этих прав.
    Руслан, еще раз спасибо Вам за интересную полемику. Рад был познакомиться с Вами, пусть даже и пока виртуально – в интернете.
    Создателям и редакторам сайта спасибо за создание и предоставление возможности общаться и обсуждать вопросы истории, культуры и языка Великого татарского народа.

    С уважением, Шамиль.

    • Я понял вас уважаемый Шамиль! Да, историю, надо знать и преподносить объективно!!!! Я так же был раз с вами познакомиться, спасибо создателям сайта!

      С уважением Руслан

  10. Руслан, спасибо Вам за хлесткую реплику!
    И даже за «Оголтелую истерику» спасибо, хотя в принципе с оценкой не согласен. Одна просьба, потом как-нибудь расскажете, каким прибором «истериометром» и по какой шкале Вы измеряли «оголтелость» моей истерики.
    Прочитал эту Вашу неприятную оценку и вспомнил наставления преподавателя, который вел курс «ораторского искусства»: в споре допустимы резкие суждения, но не резкие выражения. Наверное, Вашу очень жесткую и очень выразительную оценку все-таки можно отнести к допустимым эпитетам и литературной гиперболе – великий и могучий русский язык почти все стерпит.

    Но, для пользы дела, давайте все-таки заглянем в толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича:
    Оголтелый — необузданный, безудержный, несдержанный, распоясавшийся, разнузданный, распоясанный.
    Истерика — приступ истерии. А также вообще громкие рыдания с криками, воплями. Потерявший всякое чувство меры, крайне разнузданный.
    Мне кажется, что у меня было все-таки нечто иное. Так что общее пожелание: стараться быть точнее в словах.

    Руслан, вот сейчас еще раз перечитал Вашу реплику и пришел к выводу, что практически по всем принципиальным вопросам я с Вами согласен:
    - «я уважаю любого человека (независимо от его национальной и религиозной принадлежности), не считаю кого-то выше или ниже себя» — согласен;
    - и татары и не-татары, мусульмане и христиане могут вести себя и достойно и недостойно. Плохих народов и религий (мировых) нет, есть отдельные плохие представители народов и религий – согласен:
    - одной оголтелой истерики по поводу сокращения численности татарского народа думаю недостаточно для решения проблемы. Нужно думать какие меры можно предпринять, какие струнки души татарской молодежи следует затронуть, чтобы они стремились к сохранению традиций, языка, культуры – согласен;
    - шансы на скандалы и ругань в межнациональном браке между супругами разной веры, вырастают в разы!!! – согласен;
    — в любую нацию должна иногда вливаться свежая кровь, иначе ей грозит деградация. Так же как синтез культур дает еще большее развитие тем народам, которые смогли их принять, а не отвергать на пороге – согласен, при условии соблюдения чувства меры. А то, как бы татарская кровь не растворилась (захлебнулась) в притоке этой «свежей чужой крови»;
    — слово «полукровка» — какое-то оно обидное – согласен. Я думаю, что оно потому и обидное, что содержит в себе слово «полу-». Оно подчеркивает недостаточную цельность. Половину крови… Но это же отражает фактическую ситуацию.

    В чем я с Вами не согласен.

    «Я считаю, что есть люди способные следовать данному им слову, если так, то они создадут хорошую семью пусть даже вторая половинка другой веры.
    Дети же видя как их родители ходят кто в мечеть, а кто в церковь и несмотря на это любят друг друга и любят своих детей, наоборот, будут иметь перед глазами великолепный пример того как могут жить вместе разные нации и не просто жить, а даже создавать семьи.
    И скорее всего такие дети будут знать несколько языков: язык каждого родителя в том числе и татарский, а так же будут знать культуру обоих наций». Не согласен.
    Теоретически — красиво, но практически – нежизнеспособно.
    Эх, Руслан, как было бы здорово, если бы Вы свои теоретические рассуждения и благие пожелания и, уж извините, фантазии, могли подкрепить хотя бы тысячью примеров по г. Самаре, 5 тысячами примеров по Самарской области, и хотя бы 50 тысячами по Татарии, и 100 тысячами по всей РФ! Но, Руслан, боюсь, мы с Вами не сможем найти и 100 таких примеров такой сверхтолерантности в семье, двуязычая и политеизма.
    Руслан, я признаю Ваш талант полемиста: Вы так аккуратно обошли неприятный, и, видимо, не очень удобный и опасный вопрос: кем все-таки будет ощущать себя ребенок от смешанного брака, как он будет делать этот выбор – отчасти и между мамой и отцом? Ребенок будет знать 2 языка, 2 культуры – и отца и матери… Здесь. перед выбором ребенком своей религии Вы, Руслан, остановились – знать можно и 10 религиозных вероучений, а настоящая-то вера может быть у человека только одна. Или утром ребенок пойдет с мамой в мечеть на утренний намаз, а днем в церковь с папой на какой-нибудь молебен?
    Не могу я себе этого представить, не видел и не слышал я такого.

    По поводу Вашего следующего «пассажа»: «Так вот, не знаю как там было в прошлом. Кто носил лапти, когда Великая Булгария блистала умом и силой. Но потом как так случилось, уж не знаю почему, славяне смяли Казанское ханство, вышли на другой конец света, начали освоение Аляски, другого континента, а в последствии держали у себя в кулаке пол мира, при этом создавая великие творения искусства, совершая прорывы в науке, и так далее. Хотя бы за это я не буду уничижительно о них отзываться».

    Во-первых: А я знаю и предлагаю и другим изучить и знать, «как там это было в прошлом». Давайте будем знать историю и свою, и других народов. Говорят, что это очень полезно. Нужно и важно. Чтобы не стать «Иванами не помнящими родства».
    Во-вторых: я сделал небольшой экскурс в историю не для уничижения или превознесения кого-либо, а только для освежения памяти, для истины. Потому что в слишком уж долго русские шовинисты воспитывали в русских чувство собственного превосходства «Старшего брата» над другими народами, а у этих народов чувство «Младшего брата», подсовывая всем версию о том, что только русские несли цивилизацию все другим народам, в том числе и татарам, диким, отсталым. Это неправда. Если Вы, или кто-то другой, сомневается в достоверности моей информации о том, кто, в чем (в лаптях или сапогах) и когда ходил – проверьте.
    Для облегчения поиска приведу выдержку: «Вместе с дядей Добрыней Владимир возглавил поход в Волжскую Болгарию. Их союзниками выступили кочевники торки. Русы плыли в ладьях, конные торки шли по берегу. Былинный герой Добрыня после победы обратил внимание князя на обувь пленных болгар. Из русской летописи: «Рече Добрына Володимеру : «Сглядах колодник, и суть вси в сапозех. Сим дани нам не даяти, пойдем искать лапотников»». В раннее средневековье лучшая кожа и изделия из кожи были Булгарские и назвались «Аль Булгари». Это был самый лучший и модный «брэнд» кожаных изделий. Как «Дамасская сталь».
    В третьих: далеко не только славяне смяли… вышли и т.д. Можно начать прямо от становления «русской государственности» — от Рюрика-варяга и самого слово «русь»: «Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие… начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. … Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь…».
    В Московском государстве половину, если не больше, «русской» элиты (дворянства) составляли выходцы из половцев, булгар, татар, черкесов, грузин, армян, а затем из немцев, шведов, шотланцев, швейцарцев, итальянцев и т.д. Чтобы не быть голословным, предлагаю: посмотрите ради интереса сборник А.Х. Халикова «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения», составленный на основании «Бархатной книги» — родословной книги наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России: Абдуловы, Адашевы, Акчурины, Алабины, Алмазовы, Аминевы, Амировы, Аничковы, Апраксины, Аракчеевы, Арсеньевы, Басмановы, Батурины, Бахметьевы, Берсеневы, Борисовы, Булатовы, Булгаковы, Бунины, Бухарины, Бутурлины, Глинские, Гоголи, Годуновы – один из них царь Борис, Голенищевы-Кутузовы, Голицины, Горчаковы… Извините, дальше уж сами посмотрите, а то уходим от темы.
    Руслан, я повторюсь: небольшой экскурс в историю не для уничижения или превознесения кого-либо, а только для освежения памяти. Для истины.

    Вот Вы правильно поставили задачу: нужно думать какие меры можно предпринять, какие струнки души татарской молодежи следует затронуть, чтобы они стремились к сохранению традиций, языка, культуры.
    Руслан, а как по другому воспитывать самоуважение, чувство собственного национального достоинства, как не на знании собственной истории, героики, культуры, литературы, поэзии, генеалогии и родословных, песенном, танцевальном и другом народном художественном творчестве? Из принципа, вот Вы лично сами вспомните, сколько татар среди великих и выдающихся писателей, поэтов, философов, артистов, актеров, певцов, танцоров балета, художников, спортсменов, ученых, военных… Руслан, это наше татарское достояние, которое мы должны знать, и чем мы можем и должны гордиться. Тут скромность неуместна. И пусть Жириновский и другие шовинисты бесятся и впадают в истерику от злобы и зависти.

    Руслан, специально для Вас про русских: я очень уважаю Великий русский народ. Большая часть моих добрых товарищей, приятелей, знакомых и сослуживцев – русские. С которыми у меня нет никаких национальных и межнациональных проблем. Повторю: НИКАКИХ. А вот с политиками и политиканами, которые используют для корыстных целей (голосов, рейтингов, паблисити и пр.) национальный, в том числе и «русский вопрос» — есть. Я против внедрения в сознание людей (и русских и нерусских), что государствообразующей нацией РФ являются только русские, что РФ – православная страна.

    В заключение вернусь к началу: я уважаю любого человека независимо от его национальной и религиозной принадлежности, не считаю кого-то выше или ниже себя.
    Да, это так.
    Но, Руслан, никто не может мне запретить считать и ощущать, что мне лично РОДНЕЕ И БЛИЖЕ мой родной татарский язык, мои родные татарские песни, которые я слышал с самого детства от мамы, все другое родное татарское.
    Руслан, Вас это не оскорбляет?
    Это кого-то принижает? Задевает?
    Мне лично думается, что это нормально, когда чувашину – ближе и роднее все родное чувашское, русскому ближе – все родное русское и т.д. Это здоровый нормальный естественный предопределенный Природой национализм.

    Руслан, спасибо Вам полемику. Мне повезло с оппонентом.

    P.S.

    Руслан, я за Вами не успеваю.

    Я, повторяюсь, очень уважаю и чукчей и все другие народы, большие и малые, — любые. Я считаю, что любой народ по своему уникален, имеет право на существование и развитие. Любой народ, его язык и культура нужны всему Человечеству. Очень жаль, что под охи и ахи властей в России исчезают так называемые «малые» — немногочисленные народности. Это неправильно в любом отношении. И ведь средств–то нужно немного для сохранения этих народов – значительно меньше, чем украли в «Оборонсервисе».
    Кстати, я например, далеко не уверен, что лучше и здоровее жить в космосе и квартире – каменном мешке, чем в чуме.

    Уважаемому MRT163.

    Я в принципе согласен с Вами в главном Вашем выводе: «И чтобы не было смешанных браков нам всем надо растить наших детей в Исламе. Тут и будет и уважение, и любовь и сохранятся язык и культура. ( Вот как бы так)».

    Согласен, что у меня много чего намешано.

    Повторяюсь, что экскурс в историю я сделал не для того, чтобы показать, что я знаю историю. Я знаю историю только как историк-любитель, я просто ею увлекаюсь и много читаю про историю. Мне в школе преподавали ложную историю татарского народа. Я очень хочу вызвать интерес к настоящей и правдивой истории нашего татарского народа. Судя по Вашей реплике – мне это плохо удалось.

    По поводу хазар. В ходе хазаро-арабских войн 724-737 годов часть хазар, спасаясь от арабского нашествия, ушла вместе с болгарскими племенами савирами (суварами) и берсула (баранджарами) в Среднее Поволжье, где участвовала в этногенезе новой Волжско-Булгарской народности. После разгрома в 965 году Хазарии князем Святославом часть хазар также ушла на Среднюю Волгу в Волжскую Булгарию.
    По поводу того, что «хазары были первые в поволжье иудеи». Это неверно.
    Иудеями в Хазарии были только члены еврейской общины и обращенные в иудейство каганы-хазары из рода Ашина, остальные хазары-тюрки были язычниками-тенгрианцами. Когда примерно в 799-899 годах еврейская община во главе с каганом Обаджием смогла совершить в Хазарии переворот и захватить власть, иудаизм раввинистского толка был объявлен государственной религией, была создана наемная армия, поставленная на службу и защиту власти иудеев. Основная масса хазар, недовольная политикой кагана, подняла восстание под руководством тюркоязычной аристократии. Во время этой гражданской войны почти вся хазарская аристократия погибла или эмигрировала, в том числе с мадьярами-венграми на Днепр, а затем на Дунай. Еврейская община смогла удержать власть. Каноны иудаизма не позволяли принимать в иудейскую общину неевреев. Хазары не были иудеями, они были тенгрианцами и верили в Вечное небо. (Тенгрианство — комплекс религиозных воззрений древних тюрков и монголов. Слово образовано от Тенгри — обожествлённого вечного неба).
    Чтобы не быть голословным приведу выдержку из капитального исторического труда великого историка Льва Никола́евича Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь», 2001г., стр. 121:
    «32. Расправа
    Обращать в иудаизм население Хазарии никто и не собирался. Иудейские мудрецы хранили завет Иеговы для избранного народа, которому теперь достались все накопленные блага, связанные с руководящими должностями.
    Переворот, жертвой которого стала родовая аристократия всех этносов, входивших в Хазарский каганат и уживавшихся с тюркской династией, вызвал гражданскую войну, где на стороне повстанцев выступили мадьяры, а на стороне иудеев — нанятые за деньги печенеги. Сведения об этой войне между народом и правительством содержатся у Константина Багрянородного: «Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная война, первая власть одержала верх, и одни из них (восставших) были перебиты, другие убежали и поселились с турками (здесь — венграми. — Л.Г.) в (нынешней) печенежской земле (в низовьях Днепра. — Л.Г.), заключили взаимную дружбу и получили название кабаров».

    Я настаиваю на том, что те татары, которые не хотят бороться за сохранение татарского народа, являются предателями своих родителей, всех своих предков и всего татарского народа, а потому не должны называться татарами.

    Категорически не согласен со следующим Вашим утверждением: «И знайте: никто, никому, ничего не должен». Вы или оговорились или неудачно выразились. Иначе я Вам хочу вернуть Вашу же оценку: « — это полнейший бред».
    Я многое должен (имею обязательства) родителям, родственникам, жене, ребенку, друзьям товарищам, государству, «Туган Тель».
    Невозможно жить в обществе и быть от него полностью свободным. Я полагаю это аксиомой, не требующей особых доказательств.

    Я не говорил, что легко вырастить и воспитать достойными людьми татарами 5-10 детей. Это очень сложно и трудно. Но это очень надо, а потому – можно. Сразу говорю: я не смог, к великому сожалению. Но от этого мой тезис не утрачивает своей верности.
    Если кто-то аргументировано поправит мои неточности в историческом экскурсе, будут очень благодарен.

    Спасибо за аргументированное оппонирование.

    С уважением, Шамиль.

    • Уважаемый Шамиль, «оголтелая истерика» относилась не столько к вам, сколько скажем так к атмосфере в которой многие говорят о сохранении культуры татар. Эти люди очень часто сравнивают русских и татар, кто лучше кто хуже, кто когда чего раньше начал, у кого что было раньше, а у кого-то появилось позже. И если вы не относитесь к таким людям, мне очень отрадно. Повторюсь это относилось не столько лично к вам, сколько к самой неблагоприятной атмосфере полемики, в которую как мне казалось может вылиться наш спор. Если я вас чем-то задел, вы уж простите пожалуйста.

      Историю знать надо! Согласен с вами тысячу раз! Очень надо!!!! НО!!! Историю пишут разные люди и задачи перед ними стоят разные, а поэтому кому верить — не знаю…. В школе история был моим самым любимым предметом, но работая журналистом, участвуя в избирательных компаниях, общаясь очень тесно с политиками, я порой сам в рамках избирательных компаний создавал мифы, чтобы «мой» кандидат победил (конечно, эти мифы масштабом были по-меньше, но сам механизм думаю не изменился). Поэтому очень осторожно отношусь к истории, и тем более к тем людям, которые начинают сравнивать. И не просто сравнивать!!!!! Иногда сравнение необходимо!!!! Но в нашем контексте, когда мы идем по лезвию бритвы, когда одно неосторожно сказанное слово может стать причиной обвинения нас в национализме и так далее. Здесь надо быть предельно осторожным. В вашей последней реплике, вы очень хорошо привели цитату о Булгарах, самих славян. По моему, она звучала очень красиво, научно и не задевала ничьих чувств и позволяла делать выводы о развитии Булгарии.

      По поводу Рюрика тоже много споров есть: был ли он, не был. Но с точки зрения обычной житейской логики: представьте себе людей, которые призвали править ими кого-то из другого племени. Как-то странно звучит. Все равно что татары собрались вместе и решили позвать, ну например, китайцев ими править. Да выбрали бы кого-нибудь из своих. Но это опять же мое лично мнение. Что касается историков, то о Рюрике тоже много споров есть.

      И уважаемый Шамиль, я так и не увидел в своих словах даже на намека, на то, что я говорю о запрете на большую любовь к своей культуре. По-моему это естественно и это нормально.

      А по поводу чукчей — это я отвечал уже другому комментатору)))) Мне показалось, либо он неправильно понял мои слова, либо я как-то неточно выразился.

      И еще раз: историю преподавать надо, прежде всего историю своего народа. Но мне показалось неправильно именно уничижительное сравнение, в моем восприятии оно прозвучало именно так — уничижительно — пока славяне носили лапти…. Может быть я слишком мнительный, но если мы так будем преподавать историю, многие даже татары от нас, как мне кажется, отвернутся. Если честно Шамиль — мне эта фраза показалась именно презрительной. Это если честно)))))))))) Возможно, я ошибаюсь в своих оценках. Но тем не менее на всякий случай я постарался заранее предупредить скатывание нашей полемики в такое скользкое русло.

      Что касается моих фантазий. Конечно же у меня нет статистики по такого рода бракам. Но в том то и дело уважаемый Шамиль, что я тут с вами 10 000 раз согласен, что звучит красиво, а в жизни очень, очень и очень сложно это осуществить. Поэтому я и призываю много много раз подумать, в том то и дело, что сложно. Было бы просто, я может быть и не писал бы колонку, но жалко детей…. Жалко и поэтому призываю, в который раз: подумайте!!!!!!

      Что касается, кем будет ощущать себя ребенок. Если вырос в любви, то не думаю, что для него это будет такой уж проблемой. Почитает библию, коран да решит что ему ближе. Тем более, что между этими религиями так много общего. А уж если говорить об Исламе, то у Пророка жена даже была христианкой. Не буду сейчас ввязываться в полемику о том, что говорит ислам о христианстве — опять же есть разные трактовки.

      С уважением Руслан

  11. Жалко, что реакцию автора на выпад Шамиль аги прочитал только сегодня. Ожидал, конечно, что-то в таком роде. От себя скажу: Великая Булгария была на самом деле Великая! А вот Казань пала- на стороне Грозного были сами же предатели татары- Касимовские и еще кто-то (конечно, не только эти факторы)…И еще — боюсь сайт закроют, газету же закрыли, так что удачи всем нам…

    • Да, Булгария была Великой!!! Кто же с этим спорит?)))) И Россия великая, и Франция и Китай да, мало ли великих было, есть и будет. А вот у чукчей не было своего государства, никто на них не равнялся, никого они не завоевывали… Что же теперь их презирать надо, со словами: «Пока мы в космос летаем, вы в чумах живете»… Я вот, к примеру, чукчей все равно уважаю….

  12. Получил СМС о создании татар-сайта и начал посещать. Почитал комментарии, показались актуально-интересными. Но подача темы Шамиль агой меня потрясла. Мне показалось, что там все смешано. Ну хорошо, человек знает историю от виликих Гуннов и до татар — мордвой с чувашами. А к чему хазары, кстати они первые в поволжье иудеи? Да, согласен, капельки крови во всех нас где-то общие. Китай? Китай стареет, там разрешили иметь второго ребенка. А вот как быть с «предателем» и лишением великого звания «татарин»? Мне кажется- это полнейший бред. На счет 5-10 детей? Дорогой Шамиль ага, где условия? И много-много вопросов. И еще, возможно ваш оппонент-эфенди выскажется на счет смешанных браков,но слово «полукровка» очень грубое слово. Сколь мне известно- имя Иоан, имя одного из пророков Всевышнего. Конечно, я знаю, что в одном из хадисов Пророка(савс) сказано, чтобы мы называли своих детей красивыми именами.( Шамиль ага привел сравнени с именами по конкретному моменту). И знайте: никто, никому, ничего не должен. И чтобы не было смешанных браков нам всем надо растить наших детей в Исламе. Тут и будет и уважение, и любовь и сохранятся язык и культура. ( Вот как бы так).

  13. Уважаемый Руслан, не могу удержаться и не вступить в организованную Вами продуктивную полемику по острой и важной теме.
    Отчасти и потому, что и сам в юности и молодости придерживался в данном вопросе примерно той позиции, которую Вы обозначили. Я настойчиво отвергал тех невест-татарочек, с которыми мои родители «нечаянно» меня знакомили. В первую очередь из духа противоречия. Из внушенного в школе и комсомоле понимания интернационализма. Вступал с родителями даже в полемику – надо жениться «по любви», а не «по национальности». Что такое любовь, человечество до конца не смогло определить по научному, потому что это иррациональное чувство, не поддающееся просчету и обоснованию. А наука, как говорят ученые, начинается только там, где посылки и выводы могут быть проверены математически. Любовь – это и романтическое возвышенное чувство обожания, и страсть, и уважение, и многое другое. Чаще всего люди «любят» образ, который сами себе и создают, наделяя его теми качествами, какие бы они хотели видеть в объекте обожания и любви.
    Слава Всевышнему, судьба меня уберегла от ошибки и я женился на татарочке.
    Спорить о любви бесполезно – об иррациональном и чудесном бессмысленно спорить. Предлагаю поговорить о семье. Социальный институт семьи хотя бы частично может быть объектом науки и логики.
    Помимо любви, страсти, секса, совместного быта и экономического процветания, семья еще создается мужчиной и женщиной для продолжения своих родов (не просто рода человеческого, а именно своих родов), для передачи своим детям своего опыта, знаний, мировоззрения и культуры, идеалов, полученных в свою очередь от старших поколений – отцов и дедов.
    Грубо и непедагогично – но вопросы любви, страсти и секса иногда некоторые люди решают и вне рамок семьи.
    А вот вопросы продолжения рода, воспитания детей себе подобными, передачи им накопленного тобой и твоими предками опыта и знаний, мировоззрения и культуры, идеалов, могут быть решены только в семье и только в союзе и с участием обоих родителей, желательно бы и дедов и прадедов.
    Каждому отдельному китайцу (хань) не нужно особо заботиться о сохранении китайского языка и культуры. Когда их больше 1,5млрд. человек, то это происходит само собой.
    А вот татарский народ подошел к такой опасной черте, когда при сохранении нынешней тенденции уменьшения численности татар, особенно знающих родной татарский язык, ежегодно на 50-100 тысяч (а то и больше) человек, уменьшения числа татарских деревень, татарских школ и многих других негативных процессов, через 10-20 лет можно пройти точку невозврата – утраты жизнеспособности народа, его самобытной культуры и языка.
    Поэтому пришло время, когда каждый отдельный татарин обязан особо заботиться о сохранении татарского языка и татарской культуры. И заключение межтатарских браков – это одна из наиболее простых и доступных форм сохранения татарского народа.
    Руслан, замечу Вам, что, к сожалению, не всегда договоры выполняются. Даже между супругами. Поэтому договоренности, достигнутые до свадьбы, ничего не гарантируют. Мне представляется, что дети предпочли бы, чтобы их национальная и религиозная судьба опиралась не на договоренности между родителями, а на принадлежность обоих родителей к одной нации и одной религии. Так надежнее.
    Руслан, я не очень понял, для чего Вы привели «интересную зарисовку Шендеровича».
    Лично мне она очень не нравится, так как не считаю приведенный случай показательным примером, которому надо следовать.
    Шендеровичу, известному еврею, подчеркнуто гордящемуся своей принадлежностью к Великому еврейскому народу, замечательному писателю, полемисту и юмористу, вполне можно и пошутить на эту тему, так как у евреев с сохранением языка и культуры уже все в порядке. Тем более, что по еврейским (иудейским) канонам, насколько мне известно, происхождение ребенка определяется только по матери. И действительно, если женщина родила ребенка, то она уж точно его мама. А отцовство иногда бывает сомнительно.
    Да и трудно отрицать решающее и определяющее влияние именно матери, а не отца, в грудном и детском возрасте на формирование сознания, самоидентификации, мировоззрения и миропонимания ребенка. От кого ребенок слышит первые слова, колыбельные, сказки, песни, молитвы? Именно от мамы.
    Так что в результате брака «чурки нерусского Али Аль-Мусави» с «жидовкой Юлей» у евреев опять все хорошо: евреев стало на 3 человека больше за счет их совместных детей Хусейна, Давида и Машеньки.
    Шендерович немного шутит. А до шуток ли будет детям: Хусейну, Давиду и Машеньке?. Давайте попробуем допустить, что Хусейн будет ходить в мечеть, Давид – в синагогу, а Машенька – в церковь. Как они будут жить в одной семье, под одним кровом, а молиться разным богам? На каком языке? Я лично против таких экспериментов над детьми. Дети на должны быть «подопытными кроликами».Для них это не шутки и не опыты – для них это настоящая жизнь.
    Шендерович шутит, а нам, татарам, сейчас не до шуток и не до смешанных браков.
    Чуть выше я высказал свое мнение о том, что (процитирую самого себя): «…пришло время, когда каждый отдельный татарин обязан особо заботиться о сохранении татарского языка и татарской культуры».
    Хотелось бы, что нашлись оппоненты и попробовали в пух и прах опровергнуть мое утверждение.
    А пока я попробую обосновать его.
    Всевышний установил такой порядок, что родителей не выбирают. Я считаю, что нам сильно повезло, что у нас родители были татарами, что мы принадлежим к Великому татарскому народу, что мы принадлежим к Великим тюркской и мусульманской общностям. Что замечательно красивые и напевные татарские песни, удивительно волшебные татарские сказки – это наши родные татарские песни и сказки. Что нашими предками были Великие Хунну, Гунны – потрясатели Вселенной, Римской империи и Византии, Персидского царства, Тюркюты, Тюрки, Великие Болгары-Булгары, Серебряные Булгары, первыми в Поволжье добровольно принявшими Великую религию Ислам и создавшими блестящее, самое развитое, просвещенное и цивилизованное, богатое и процветающее в то время – раннее средневековье — государство в Восточной Европе «Волжская Булгария», Кипчаки-Половцы, Хазары. Что когда подавляющая часть славян еще была безграмотной, языческой и ходила в лыковых лаптях, в каждой булгарской деревне и, тем более, в каждом городе, была мечеть и медресе, где обучали грамоте, а население ходило в хороших сапогах «Аль Булгари». Что те же русские называли столицу булгар город «Биляр» Великим и Славным городом. Что в нашей крови есть и капли крови Волго-Уральских финно-угров, которые отчасти были предками и наших братьев башкир, чувашей, мари, удмуртов, мордвы (эрзя и мокша), с которыми наши предки дружно вместе жили в Волжской Булгарии, а затем в Казанском ханстве.
    Наши родители вырастили нас и воспитали достойными людьми. Наши родители и вся цепочка наших предков, преодолев все мыслимые и немыслимые препятствия, испытания кровью и смертью, сохранили и донесли до нас татарский язык, ислам. Я считаю, что они достойно выполнили свой долг перед нами, перед Всевышним.
    Я считаю, что теперь мы обязаны перед нашими родителями, дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками, перед всей цепочкой наших славных предков, перед Всевышним, сделать все возможное для сохранения и передачи татарской культуры и языка следующим поколениям.
    Дети обычно не заключают в детстве со своими родителями договоров и не дают им расписок о том, что они будут их любить и уважать, будут любить, уважать и сохранять язык и культуру своих родителей, своего народа. Тут уж как воспитали человека. Чувство любви и долга: оно или есть, или нет его. Если человек любит своих родителей, считает себя татарином, то он обязан перед татарским народом. Если же он не чувствует обязанности и долга перед татарским народом, то его надо освободить от гордого звания «татарин», лишить его права называться «татарином». Пусть он будет «Иваном» или «Джоном». И тогда будет ясность: «Ху ис Ху». Но он должен понимать, что он всегда, всю свою жизнь будет чужим для «Иванов» и «Джонов», человеком 2-го сорта среди «Иванов» и «Джонов».
    А по отношению к своим родителям, дедушкам и бабушкам, все своим родственникам и предкам, по отношению к татарскому народу, я считаю, такой человек будет являться предателем, обрывающим цепь нормальной естественной преемственности поколений.
    Я считаю, что молодежи нужно прислушаться и последовать советам тех аксакалов нашего Великого татарского народа, которые призывают нашу молодежь создавать только татарские семьи и желательно многодетные семьи, в которых будет по 5-10 детей. Вопреки заклинаниям Жириновского.
    В заключение тоже приведу 2 примера, отличные от примера Шендеровича своей печальностью.
    Мой хороший товарищ, еврей по национальности, вопреки желанию своей мамы, прошедшей ужасы Великой Отечественной войны, геноцида и охоты фашистов на евреев, женился на замечательной девушке, русской по национальности. Оба настоящие советские люди, прошедшие пионерию и комсомолию, оба с высшим образованием, оба красивые, талантливые, спортивные, компанейские, свободные от расовых, национальных и религиозных предрассудков. Оба — очень хорошие достойные, культурные и очень одаренные люди. Замечательные заботливые родители. Создали все условия для обучения и воспитания детей. Мы, их товарищи, радовались их семейной идиллии. С приходом капитализма мой товарищ организовал процветающий бизнес, приносящий хороший (но не сумасшедший) доход, и построенный не на обмане, а на предоставлении реальных качественных и полезных услуг населению в рамках закона. С каждым годом условия ведения бизнеса ухудшались, налоги и тарифы росли, проценты по кредитам росли, выборочный протекционизм, коррупция также росли. Товарищ пытался остаться в рамках закона, платить все налоги, вести честную, а не двойную бухгалтерию, честно участвовать в конкурсах и торгах… В конце концов в период экономического и финансового кризиса 2008 года бизнес моего товарища просто рухнул. Доходы товарища и его семьи резко сократились. Поддерживать прежний сложившийся и уже привычный высокий уровень жизни семья уже не могла. Мой товарищ старался изо всех сил и как только мог, но обеспечить прежний доход не мог. И, к огромной неожиданности наших общих знакомых, к огромному нашему сожалению, случился разлад в семье наших товарищей. Ну, это, ладно, вроде бы бывает. Но в пылу взаимных объяснений, казалось бы ни с того ни с сего, кто-то начал вспоминать у кого какое в семье национальное «лицо»! Мама стала приучать детей к православию, хотя оба родителя атеисты и они договаривались и детей вырастить атеистами. Не берусь судить, кто там был прав и виноват. В семейных конфликтах обычно виноваты оба: и муж и жена. Этот пример я привел только для того, чтобы доказать в общем-то простую и очевидную вещь: разная национальная и разная религиозная принадлежность родителей сами по себе уже являются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ И СЕРЬЕЗНЫМИ причинами и поводами для конфликта в семье. А этих причин и поводов в семейной жизни и так достаточно.
    Другой пример совсем печальный, так как касается моей младшей сестры, которую я очень любил и всячески и во всем опекал, как старший брат. Сначала она студенткой влюбилась в сокурсника – красавца «мачо» веселого кубинца. Я, вопреки мнению родителей, был не «против»: интернационализм в жизнь, «Вива Куба», «Но пассаран» — национализм не пройдет. Слава Всевышнему! Эта опасность прошла мимо: кубинца по какой-то причине срочно отозвали на Кубу. Потом в нее влюбился очень хороший и очень настойчивый русский парень, который смог ее убедить в том, что она с ним будет счастлива. А она сумела убедить в этом меня, моего брата и сестер. Родители были категорически «против». Мы с братом и сестрами помогли ей выйти замуж, организовать свадьбу. Родители чуть не прокляли и ее и нас. У них замечательная красивая дочка. Когда мы встречаемся на могилах наших родителей, эта дочка (внучка наших родителей) – очень современная девушка, одевает на голову платок и скромно участвует вместе со своей мамой в коллективном чтении мусульманских молитв. Кто она по национальности, по вероисповеданию? Я не решился ее спросить об этом? Мне кажется, что ребенок от смешанных браков, взрослея, неизбежно задает себе этот вопрос: кто я по национальности, по вероисповеданию? И испытывает чувство «раздвоения», ужасно трудного и противоестественного выбора между матерью и отцом, их национальностями и религиями, чувство какой-то неопределенности и неполноценности.
    Недавно одного моего собеседника задело и возмутило слово «полукровка», примененное к детям от смешанных браков. Хотя, на мой взгляд, это вполне литературное и достаточно часто употребляемое выражение.
    Прошу данного очень уважаемого мною оппонента высказаться по обсуждаемой теме. Напомню: Вы, эфенде, обещали, при условии соблюдения корректного тона обсуждения этой болезненной темы. Мне кажется Ваше условие выполняется.
    С уважением, Шамиль.

    • Уважаемый Шамиль, рад с вами подискуссировать. Продуктивная полемика всегда во благо!

      Так вот, не знаю как там было в прошлом. Кто носил лапти, когда Великая Булгария блистала умом и силой. Но потом как так случилось, уж не знаю почему, славяне смяли Казанское ханство, вышли на другой конец света, начали освоение Аляски, другого континента, а в последствии держали у себя в кулаке пол мира, при этом создавая великие творения искусства, совершая прорывы в науке, и так далее. Хотя бы за это я не буду уничижительно о них отзываться. Но даже если бы не было в истории таких свершений, я бы все равно их уважал, потому как я уважаю любого человека, не считаю кого-то выше или ниже себя. Поэтому с вашего позволения уважаемый Шамиль, не буду сравнивать два народа. Государства как и люди рождаются, расцветают, умирают.
      Я родился татарином, мусульманином, но за всю жизнь я видел много примеров как недостойно ведут себя мои братья по вере, и как благородно проявляют себя христиане. Были примеры и обратные.

      О любви спорить бесполезно согласен с вами. Но в своей колонке я говорил не о любви, а призывал к разуму. Да, конечно, проще не испытывать себя на прочность и жениться на девушке своей веры, во избежание разных эксцессов в будущем. Но если уж решился взять в жены христианку, то будь готов к некоторого рода вызовам, и в первую очередь подумай о детях. ОНИ СТРАДАЮТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. В этом и был смысл материала. Отсылка же к тексту Шендеровича призвана проиллюстрировать обратный пример. Пускай у человека будет выбор, тогда из «духа противоречия» он не станет делать назло. У читателя не должно быть ощущения что автор ему навязывает какое-то мнение, агрессивно атакует в лоб. Таков был смысл размещения материала знаменитого сатирика. Оголтелой истерики по поводу сокращения численности татарского народа думаю недостаточно для решения проблемы. Нужно думать какие меры можно предпринять, какие струнки души татарской молодежи следует затронуть, чтобы они стремились к сохранению традиций, языка, культуры. Один из аргументов, который можно использовать — отношения в семье и воспитание детей. Молодые люди должны подумать как они будут жить в будущем, когда чувства потеряют былую яркость. Они хотят спокойных отношений в семье или скандалов и ругани, шансы на которые в межнациональном браке с людьми разной веры, вырастают в разы!!!

      Уважаемый Шамиль, я понимаю что не все договоры выполняются. Поэтому и текст носит соответствующий заголовок. Конечно, надежнее когда одинаковы, но мир разнообразен, опять же по воле Всевышнего. Я считаю, что есть люди способные следовать данному им слову, если так, то они создадут хорошую семью пусть даже вторая половинка другой веры. Дети же видя как их родители ходят кто в мечеть, а кто в церковь и несмотря на это любят друг друга и любят своих детей, наоборот, будут иметь перед глазами великолепный пример того как могут жить вместе разные нации и не просто жить, а даже создавать семьи. И скорее всего такие дети будут знать несколько языков: язык каждого родителя в том числе и татарский, а так же будут знать культуру обоих наций.

      В любую нацию должна иногда вливаться свежая кровь, иначе ей грозит деградация. Так же как синтез культур дает еще большее развитие тем народам, которые смогли их принять, а не отвергать на пороге.

      Пример вашего товарища как раз очень показательный и это при том что иудаизм и христианство наверное имеют гораздо больше общего между собой чем между исламом. Поэтому прежде чем идти в ЗАГС стоит подумать 10 раз и задать себей просто житейский вопрос: «Оно мне надо?». И если в сердце звучит «Да» и нет внутренних возражений, тогда мне кажется можно. Но если есть хоть доля, хотя бы мизерная частица сомнения, думаю, стоит отказаться.

      «Сука» тоже литературное слово, но несет оно какой-то негативный оттенок. То же самое и с полукровкой. Какое-то оно обидное)))))))

  14. О, Руслан! Ваши мысли о гармонии души и разума — рассуждения взрослого человека. Но попробуй объясни «им», то есть нам, что в семейной жизни бывают острые моменты и что брак это …Но есть общечеловеческие истины о любви: бьет-значит любит, любит -прощает, приносит в жертву и другое. Возможно, я говорю о другой любви — без лицемерия, где есть и договоренность,и ответственность и, в конце концов, гармония души и разума при принятии такого важного решения как создании семьи. Будьте счастливы ИншаАллах!

    • Как объяснить? Как умею — написал несколько абзацев))) Поймут? Не знаю, на все воля Всевышнего…. Есть вещи, которые от нас не зависят… Спасибо вам!!! И вам счастья!!!

  15. Эх, Руслан! Да, не в имени дело! Эти два случая — боль со всех сторон. Хорошо, разобрались, расстались.
    А была ли любовь? Зачем хотели создать семью? А может надо было бороться, чтобы быть вместе? И никах совершают, и имя меняют! Про второй случай и говорить не хочется: какая договоренность и, что за нарушение догора…

    • Можно и бороться, каждый выбирает сам как ему поступать. Можно и веру супруга принять, воля каждого. НО суть в том, что это надо обговаривать заранее. Так же как и другие случаи, потому что брак это не только любовь и секс, это еще ответственность за близкого человека и общих детей. Поэтому все острые моменты надо обговаривать и договариваться как люди жить будут вместе. Если договорились, детей родили, то живите, если не можете то лучше и начинать не надо. Поэтому и призыв — подумайте. Развестись можно, а вот детей обратно уже не «засунешь» и делать их заложниками претензий друг к другу не есть хорошо. Поэтому призыв — подумайте!!!! Разум не зря дан и оправдывать все любовью….возможно это лицемерие…. В любом решении мне кажется лучше если присутствует гармония души и разума.

  16. здесь, конечно, есть проблема, но зачем » Василий «?…

    • А в честь деда какого-нибудь, у православных это в моде.

    • А что не так с «Василием»?

  17. Очень актуальная тема. Я, хотя и не ярый защитник ислама, считаю, что каждый должен выбрать вторую половину именно своего вероисповедания. По молодости вроде без разницы, но проблемы начинают возникать уже с рождением ребёнка: какое имя дать , какую веру и т.д.Таких примеров из жизни можно привести множество. Поэтому, молодёжь, выбирайте человека своей веры, тем более сейчас,когда религия возрождается. Любовь- любовью, но проблемы разрушат ваши чувства, появится негативное отношение к другой религии без каких-либо причин. И детям не придётся отвечать за поступки родителей. Сплошь и рядом можно увидеть как детей называют русскими именами, а потом бабушки и дедушки придумывают своим внукам и внучкам татарские имена, которые для их внуков ничего не значат. Но ,а если уж такие у вас сильные чувства, то будьте нейтральны к любой религии и давайте своим детям нейтральные имена.

    • У Шендеровича, есть интересная зарисовка на эту тему:

      Праздник я упустил, находясь на чужбине.

      Я не увижу, как люди, называющие себя русскими, собравшись в толпу, дерут глотки под хоругвями, исписанными в патриотических целях старославянской вязью, и горячат друг друга взаимной принадлежностью к одному этносу.

      Впрочем, все это я видел уже много раз, а другого репертуара в этом театре нет, так что, в сущности, я ничего не пропустил, пребывая на чужбине.

      На чужбине этой, в городе Монреале, я пью чай с моим другом Али Аль-Мусави и его женой Юлей, не побоюсь этого слова, Вассерман. Они оба – порознь – приехали сюда когда-то из России. Той России, где сегодня – по случаю светлого праздника народного единства – мой друг Али был бы чурка нерусский, а Юля – жидовкой.

      Они решили не участвовать в нашем празднике.

      В Монреале они встретились и завели трех прекрасных детей. Старшего зовут Хусейн, среднего, вы будете смеяться, Давид, а младшую – Машенька. В память о стране, откуда они уехали и на волшебном языке которой говорят. Говорят, поверьте, гораздо лучше, чище и разнообразнее, чем те, под хоругвями…

      И если там, под хоругвями, не найдется другого повода для народного единства, кроме взаимного погрома, то Машенька вряд ли заглянет когда-нибудь на мамину Родину.

      Короче: с праздником.

      Виктор Шендерович

  18. Руслан, большое спасибо за спокойную и рассудительную постановку острого вопроса.
    Хорошо бы взрослым не ставить ребенка в ситуацию, когда на вопрос: кто у тебя папа по национальности?», ребенок не был вынужден отвечать: «Юрист».

    С уважением, Шамиль.