Состоялось заседание секции СОТО «Туган тел» по национальному образованию

DSC_1-040016 января в ГКУ СО «Дом дружбы народов» состоялось заседание секции СОТО «Туган тел» по национальному образованию. На встрече, помимо членов секции СОТО «Туган тел», приняли участие специалисты в сфере образования — ведущий специалист управления реализации образовательных программ Министерства образования и науки Самарской области Дамир Юрьевич Гатин, консультант Департамента образования Администрации городского округа Самара Евгений Евгеньевич Астахов,  методисты кафедры поликультурного образования СИПКРО — Гульнур Ахнафовна Шамгунова, Фаина Валерьяновна Капустина, активисты башкирских, чувашских, мордовских национально-культурных объединений региона. Начиная заседание, президент СОТО «Туган тел» И.Г.Шакуров подчеркнул серьезное беспокойство состоянием изучения национальных языков в школьной системе и назвал главную цель встречи – еще раз обратить внимание органов образования и общественности на эту серьезнейшую проблему.

DSC_1-0395DSC_1-0391

Основным выступающим стал главный специалист регионального министерства образования и науки Д.Ю.Гатин. Из его подробного доклада видно, что число школ с преподаванием национальных языков сокращается, с каждым новым поколением уровень владения родным языком катастрофически снижается. Так, если в 2000 году родной язык изучался в 79 школах Самарской области (татарский в 24 школах, чувашский — 37, башкирский — в 9, мордовский — 9), то в настоящее время родной (нерусский) язык изучается в 49 общеобразовательных школах: татарский язык в 12, чувашский язык — в 22, башкирский — в 4, эрзянский язык — в 8 мордовских школах, иврид — в 3 школах). При этом изучение башкирского языка в качестве предмета осталось только в 1 школе, чувашского языка — в 15 школах. За исключением 1 школы, практически прекратилось предметное изучение родного языка во всех мордовских школах области.

Красноречива статистика ежегодного уменьшения численности школ Самарской области с преподаванием татарского языка: в 2009 г. — 19 школ, в 2010 г. — 17 школ, в 2011 — 15 школ, в 2012 — 14 школ, в 2013 — 12 школ. При этом не решается вопрос об открытии в г.Самара второй школы с изучением татарского языка и культуры.

В Самарской области прекратили функционировать школы с родным (нерусским) языком обучения,  а также дошкольные образовательные учреждения с воспитанием на родном языке.

Библиотечный фонд учебно-методической литературы на национальных языках в последние годы не обновляется.

Ведущий специалист управления реализации образовательных программ Министерства образования и науки Самарской области Д.Ю.Гатин напомнил о том, что им  разрабатывалась программа по развитию национального образования в регионе на 2013-2017 годы «Родная школа».

В программе мероприятий ведомственного целевого проекта развития национального образования в регионе «Родная школа» следующие пункты:
1. Обеспечение школ учебниками, учебно-методической литературой, учебно-наглядными пособиями и электронными изданиями по национальным языкам и культурам.
2. Обеспечение курсовой подготовки, стажировок и семинаров для учителей родного языка и литературы, руководителей и специалистов системы национального образования на базе республиканских институтов образования.
3. Проведение областного конкурса педагогического мастерства среди учителей родного языка и литературы, участие педагогов школ Самарской области в межрегиональных конкурсах «Учитель года».
4. Проведение областных олимпиад и участие самарских школьников в межрегиональных олимпиадах по родным (башкирскому, мордовскому, татарскому и чувашскому) языкам и этнокультурам.
5. Участие победителей и призеров межрегиональных олимпиад школьников по родным языкам и этнокультурам в летних республиканских образовательно-оздоровительных лагерях с речевой подготовкой.
6. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров и социологических исследований по проблемам совершенствования системы национального образования, сохранения и изучения родных языков, профилактики экстремизма и воспитания культуры межнациональных отношений в молодежной среде.
7. Разработка и издание учебных пособий, программ, научно-методической литературы по национальным языкам, этнографии, истории и культуре народов, проживающих на территории Самарской области.
8. Организация и проведение детских областных этнофестивалей, смотров-конкурсов, дней национальных культур, фольклорных праздников и школьных спартакиад по национальным видам спорта.
9. Участие школьников Самарской области в республиканских мероприятиях этнокультурной направленности.
10. Создание условий для изучения и преподавания национальных языков, функционирования школьных музеев этнографии и краеведения коллективов национальной художественной самодеятельности и фольклора, развития в школах народных художественных промыслов и ремесел, национальных видов спорта.

По словам Дамира Юрьевича, ожидаемыми результатами реализации проекта являлись становление национальной школы, как важнейшего института сохранения и развития этнических культур, языков и гармонизация межнациональных отношений в Самарской области. Однако, программа «Родная школа» не может быть реализована в полной мере, так как сегодня данный проект утвержден лишь как подпункт федеральной программы развития образования, и в дальнейшем в него будут внесены изменения.

О причинах объективного характера, о том, что глобализация и урбанизация лишают народы национальной самобытности, ведут к унификации способов общения и создают угрозу существованию национальных языков, говорил консультант Департамента образования Администрации городского округа Самара Е.Е.Астахов.  По словам Евгения Евгеньевича, Департамент образования Администрации городского округа Самара сотрудничает с национально-культурными центрами и автономиями. Для сохранения национального языка, культуры и обычаев создаются национальные воскресные школы, открытые для детей и подростков, а также части взрослого населения.

 

DSC_1-0397

DSC_1-0399

DSC_1-0400

DSC_1-0401

DSC_1-0407

DSC_1-0412

Выступили и остальные участники встречи. Обсуждение проблем, связанных с изучением национальных языков в школьной системе,  было действительно глубоким и всесторонним, которое получилось, в целом, очень конструктивным.  В резолюцию, принятую по итогам заседания, были включены конкретные предложения его участников.

Римма НУРЕТДИНОВА.

samtatnews.ru

Просмотров: 1567

Комментирование запрещено