В середине февраля 1989 года на остановках городского транспорта, у крупных магазинов и многолюдных тогда еще заводских проходных появились необычные, написанные от руки и размноженные фотографическим способом объявления: «Туган тел» приглашает 25 февраля всех земляков-татар во Дворец спорта Куйбышевского авиационного завода на «Зимний сабантуй».
Новость мгновенно разнеслась по городу, и в назначенный день сотни куйбышевцев заполнили, может быть, не совсем уютный, но ставший местом первого такого рода сбора татар, кинозал Дворца спорта, где послушали выступление хазрата Вагиза Яруллина, посмотрели концерт ансамбля «Ялкынлы яшьлек» и заслуженного артиста Татарской АССР Зиннура Нурмухаммето-ва, которого по этому случаю пригласил Равиль Ягудин, соревнования по национальной борьбе, сами участвовали в различных играх, пели, плясали, встретились с друзьями и знакомыми…
Таким стал первый большой выход в народ созданного немногим более месяца до этого татарского национально-культурного общества. И к такому празднику самарские татары шли долгие десятилетия.
ТРИ ИСТОЧНИКА…
В предшествующие перестройке годы Советской власти, когда государство проводило активную политику «слияния наций в новую историческую общность — единый советский народ», татары и другие нации не имели достаточных возможностей для национально-культурного и духовного развития. Особенно те из них, кто населял территорию РСФСР. Свежи еще в памяти времена, когда люди, отстаивающие свою национальную самобытность и приверженность религиозным традициям предков, лишались работы, партбилета… А с наиболее усердными «националистами» власти обходились покруче. И в этом безграничном море пролетарского интернационализма и атеизма оставались лишь небольшие островки национальной культуры и духовности.
В 1967 году (удивительное совпадение — в год пятидесятилетия Великого Октября) в Куйбышеве открылась мечеть, в которой люди, прежде всего, среднего и старшего поколения, совершали обряды, встречались друг с другом, говорили на родном языке. И поэтому скромный домик в Малом тупике, 127 стал не только местом для совершения намаза, но и татарским духовным объединением, а впоследствии — одним из первых очагов возрождения, которое началось в конце 80-х годов.
Весной 1970 года группа молодых энтузиастов организовала в Куйбышеве эстрадный ансамбль «Ялкынлы яшьлек», которым с тех пор бессменно руководит Ильгиз Колючев. Молодежный коллектив с самого начала стал центром притяжения, в первую очередь, юношей и девушек. На репетициях и концертах они знакомились, многие находили здесь свое счастье, вокруг ансамбля образовалась большая группа любителей татарского искусства. А в творческом плане за сравнительно короткое время «Ялкынлы яшьлек» из обычного заводского самодеятельного превратился в высокопрофессиональный коллектив, который знают далеко за пределами Самарской области.
Государство между тем очень жестко продолжало «слияние наций». Опираясь на знаменитое хрущевское постановление «О дальнейшем укреплении связи школы с жизнью», определившее для родных языков третьесортное положение в системе образования, повсеместно пересматривались учебные программы и из них безжалостно исключались часы на изучение родного языка и литературы, или же они сокращались до смешного минимума. Во многих школах все обучение было полностью переведено на русский язык.
Процессы управляемой ассимиляции особенно усилились в городах, куда в 60-80-е годы значительно усилился отток населения из сел -традиционных родников и жемчужин национальной культуры и языка. Многие татары, попадая в русскоязычное окружение, вынуждены были поддаваться общей моде «современного» образа жизни, который зачастую строился на отрицании всего национального.
Но, самое отрадное, тяга к культуре в татарской и других нациях жила и не умирала: на редкие концерты артистов из Казани и Уфы приходили сотни и тысячи зрителей, люди сквозь немыслимые помехи ловили радио Татарстана и слушали родные мелодии. Жила (главным образом, в селах) художественная самодеятельность. Даже возникали новые творческие коллективы, например, в Старом Ермакове — «Ак каен», новокуйбышевский ансамбль «Дуслык», у которого, правда, жизнь оказалась недолгой…
Более того, находились люди, которые в момент, когда объявлялось об окончательном решении национального вопроса в СССР, обращались в Москву и стремились доказать, что это далеко не так. Одним из таких был инженер Куйбышевского авиационного завода А. К. Надиров. В конце 70-х годов, то есть в эпоху «развитого социализма» он отправил письма в ЦК КПСС, Верховный Совет СССР, в «Литературную газету» и в «Известия», где призывал власти наполнить интернационализм истинным содержанием, и убеждал их, что от этого дружба народов только выиграет, писал и о многом другом, о чем сейчас говорят открыто, но в то время это казалось крамольным или, в лучшем случае, неправильным пониманием политики партии и правительства.
Реакция на обращение, в котором были подняты серьезнейшие проблемы, последовала незамедлительно: автора письма пригласили в облисполком, где провели встречу с представителями различных областных органов, объяснившими Азату Камиловичу невозможность выполнения всего того, о чем он писал в Москву. Но все же через некоторое время по Куйбышевскому телевидению показали два коротеньких музыкальных фильма: первый — о том, как татары поют по-русски, второй — как они же поют на родном языке. И все. Очевидно, в Москву тогда ушел отчет о проведенной работе «по сигналу с места».
…Таким образом, государство делало все, чтобы постепенно вытравить из народа все самобытное и национальное. Но, несмотря на все, действовали мечети, работали ансамбли, а в людях продолжал жить татарский национальный дух. Именно эти три фактора стали основой возрождения, которое началось в конце 80-х годов.
ВСПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Советское государство к середине 80-х годов, осознав, в какой тупиковой ситуации оно оказалось, разрешило всем нам быть самим собой. Татарская общественность одной из первых в Куйбышевской области начала действовать. Происходило это так.
В Казани летом и осенью 1988 года полным ходом шла активная работа по созданию Всетатар-ской общественной организации. Весть об этом в Куйбышев привез Фаик Фарукшин, летчик-штурман аэропорта Курумоч. Он, будучи человеком, увлеченным национальной культурой, загорелся идеей организации общества и у нас. И пошел искать соратников — в мечеть, во Дворец культуры металлургов. Здесь, прямо за кулисами И. Колючее осенью 1988 года организовал встречи первых активистов будущего «Туган тел»: инжненера авиационного завода А. Надирова, многолетнего и верного помощника ансамбля «Ялкынлы яшьлек» А. Нафигина, а также представителей религиозной общины — В. Кадырова, М. Сафина, Ш. Ягудина.
В то же время совершенно самостоятельно собиралась другая инициативная группа в составе юристов Ш. Ахмерова, А. Абдрафигова и Н. Шарапова. Они начали свою работу с самого главного — с подготовки юридических документов к регистрации новой организации. А 5 декабря на квартире Фаика Фарукшина состоялось первое совместное заседание обеих групп, на котором было принято обращение в обком КПСС и облисполком, где излагались цели татарского национально-культурного общества и просьба о содействии со стороны различных государственных органов. Первым председателем оргкомитета «Туган тел» стал Шамиль Ахмеров.
Следующим делом стал созыв собрания представителей татарской общественности, которое состоялось в актовом зале Дома молодежи 21 января 1989 года и вошло в историю как учредительная конференция оргкомитета по созданию татарского культурного центра «Туган тел». Собралось тогда примерно 150 человек, было много выступавших с конкретными предложениями по возрождению некогда полнокровной татарско-мусульманской жизни в городе Куйбышеве.
Юридические процедуры, таким образом, были выполнены и уже на второй день центр начал действовать: в комнате № 26 на втором этаже ГДМ собрались те, кто пожелал заняться непосредственной работой по возрождению татарского языка и культуры. Сюда пришли Мансур Ямалетдинов, Эльсор Кабиров, Равиль Ягудин, Асия Нугманова, Рашид Абдуллов и многие другие. В их числе, разумеется, были и те, кто стоял у самых истоков национального движения.
А в середине февраля делегация самарских татар приняла участке в первом съезде ТОЦ в Казани.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Протоколы первых заседаний оргкомитета, газетные публикации и воспоминания о том времени позволяют воссоздать неповторимую атмосферу энтузиазма и великих планов, которыми мы жили тогда — в первые месяцы и годы работы «Туган тел». Уже 3 февраля в клубе «Аврора» состоялся первый вечер, 25-го — первое большое мероприятие, которое было так быстро подготовлено, что толком над названием не успели подумать, и оно прошло под несколько странноватым названием: «Зимний сабантуй».
Тогда все было впервые: вечера отдыха для молодежи, на которых плясали и под гармонь, первый приход 10 марта на заседание совета директора LUPM-12 Советского района Хариды Дашкиной и ее предложение открыть татарскую воскресную школу (которая заработала уже через несколько месяцев), праздник «Уйнагыз, гармуннар!» 16 апреля во Дворце культуры на площади имени Кирова, который вместо двух часов по программе растянулся на шесть, вечер 20 мая во Дворце спорта авиационного завода, на котором присутствовали казанские гости во главе с известным поэтом Харрасом Аютовым, огромное скопление народа на ипподроме на первом сабантуе 24 июня, первый визит активистов «Туган тел» в обком КПСС 2 июля, с чего началась работа по открытию областной татарской газеты «Бердэмлек».
Состав организаторов праздников и различных других мероприятий менялись. На то были разные причины. Главная из них — слишком много сил и времени отнимает общественная работа на пользу своему народу, а приносит она лишь моральное удовлетворение. Впрочем, те, кто уже 10 лет трудится во благо нации, составляющие костяк «Туган тел», понимают, что здесь деньги не заработаешь, и принимают это как должное. Уходили одни, приходили другие. Уже через несколько месяцев, весной 1989 года актив «Туган тел» пополнили Минахмет Сагиров, Шамиль и Наиля Багаутдиновы, Альфия и Фархат Махмуто-вы, Гельсина Нуруллина, Марат Гибадуллин… В подготовке нескольких культмассовых мероприятий первых месяцев работы общества участвовали Ильгиз Колючев, Альфия Гиниятуллина, Идеал Галяутдинов, Раиля Галлямова-Сафина (тогда студентка Куйбышевского института культуры, ныне руководитель отдела культуры и молодежной плитики Камышлиного района). Потом к нам присоединились Шаукат Хайбуллов, Рафик Абдеев, Марат Ахтямов, Наиль Халиуллин, Раиса Гибадуллина, Ринат Шарифуллин, Назыф Ибрагимов, Салих Валиахметов, Асфандияр Валитов, Джаудат Бурганов, Рафик Шафигуллин и другие. Почти все они до сих пор в той или иной форме участвуют в национальном движении.
Пример татар областного центра воодушевил наших земляков в Тольятти, Похвистневе, Сызрани, которые вскоре тоже создали национальные центры и начали работать, с тех пор и во многих татарских селах начали постоянно проходить праздники. Общий национальный подъем татарского народа привел также к строительству множества мечетей в городах и селах, среди которых особое место занимает величественная Соборная мечеть в Самаре, а также активизации жизни религиозных общин.
…За десять прошедших с тех пор лет наша духовная и культурная жизнь изменилась коренным образом. Праздники, постоянные концерты, татарская школа, молодежная организация, национальные средства массовой информации и многое другое, обо всем этом самарские татары в прежние времена могли только мечтать. А начало этому возрождению положили ставшие уже историей события конца 80-х годов и наше памятное учредительное собрание «Туган тел» 21 января 1989 года.
***
Список членов первого оргкомитета татарского культурного центра «Туган тел» (избран 21 января 1989 года):
Ш. Ахмеров, юрисконсульт комбината надомного труда, Р. Абдулов, инженер ЗиМа, А. Абдрафигов, юрисконсульт объединения «Куйбы-шевразнобыт», Л. Галиева, учительница, Э. Каби-ров, инженер КуАЗа, А. Надиров, инженер КуАЗа, Н. Шарапов, адвокат юридической консультации Советского района, Д. Субеева, преподаватель, Р. Сайдуллаев, мастер производственного обучения, А. Валишев, рабочий ЗиМа, А. Нафигин, инженер завода «Прогресс», Ф. Давыдов, журналист, Ф. Фарукшин, штурман авиаотряда, Р. Ягудин, заместитель председателя кооператива «Сезон», Н. Галимова, художник 9 ГПЗ, Н. Шамаков, старший техник КОНИИР, Г. Камальдинова, библиотекарь, Ш. Галимов, корреспондент газеты завода «Прогресс», Г. Сайхутдинова, зубной врач, М. Сафин, рабочий автобусного парка, Ф. Валеева, пенсионерка.
(При подготовке материала использованы протоколы заседаний оргкомитета общества «Туган тел» 1989 года).
Шамиль ГАЛИМОВ.
Газета «Азан» (№ 2, 1999 год).
Просмотров: 1759