В дружбе с «царицей наук», Пегасом и Каиссой

1Он был ярым сторонником одной отечественной пословицы: «Где родился, там и пригодился». Почти полвека жизни отдал обучению и воспитанию детей родного села Старое Ермакове Салих Загитович Шарафутдинов, почетный гражданин Камышлинского района. Ему не раз предлагали интересную ра­боту в другом месте, но летучая фраза — «где хорошо, там и родина» была крайне чужда его душе. Салих абы отвечал так: «Мин — Ярмэк малае!» («Я — сын Ермаково!»). Название родного села он ввел в свой поэтический псевдоним, став Салихом ЯРМЭКЛЕ. Этому Учителю доводилось оседлать Пегаса — крыла­того коня, любимца муз, и дружить с богиней и покровитель­ницей шахмат Каиссой.

В родное село после получения неполного высшего образования в Бугульминском учительском институте по специ­альности «математика и физика», работы в двух школах Татарской АССР, службы в армии, препода­вания в Бакаевской семилетней школе Оренбургской области и Ново-Ермаковской Камышлинского района молодой человек ком­сомольского возраста наконец-то вернулся в 1957 году.

Так началась его трудовая де­ятельность в Старо-Ермаковской средней школе, которая продлит­ся до 2000 года. Новый учитель не только хорошо знал свой предмет, но и владел обширной информа­цией по всей школьной программе. И это не могло не удивлять, хотя еще древнегреческий философ и педагог Платон подметил, что спо­собный к математике человек изо­щрен во всех науках в природе.

И вечный бой за доской

И вечный бой за доской

Салих не только был на «ты» с преподаваемой дисциплиной, но и любил ее, превращая занятия в увлекательные походы во владе­ния «царицы наук» (именно так назвал математику известный не­мецкий ученый XIX века К.Ф. Гаусс). «На его уроках всегда было инте­ресно, — вспоминает начальник Камышлинского отдела образования Северо-Восточного управления Министерства образования и нау­ки Самарской области И.Ш. Рахметуллин, учившийся у Салиха Загитовича.

- Каждое свое занятие он проводил с большим вдохновени­ем, любую тему старался донести до всех учеников. Мы чувствовали, насколько был мощным наш учи­тель, силен душой и мыслью, бо­гат энергией, которая двигала не только им самим, но и нами». Этот педагог умел найти общий язык с детьми любого возраста и характе­ра, помогая им получить не только математические знания, но и жиз­ненные навыки, научиться раз­мышлять, о жизни, о своем месте в ней.

По словам С.Н. Шавалиевой, в течение 30 лет работавшей в од­ном коллективе с Салихом Загито-вичем, он успешно повышал свое мастерство, активно участвовал в семинарах, делился опытом, давал открытые уроки, проводил факуль­тативы для школьников по черче­нию и математике. Очень большое внимание уделял работе с родите­лями. А во время бесед с учащими­ся преподаватель математики при­водил яркие примеры не только из жизни великих людей, но и часами мог рассказывать о лучших пред­ставителях своего села и района, о близких и родных тех же учащихся.

Справа налево – братья Салих, Садршагит, Магсум Шарафутдиновы, из- вестный гармонист Гали и их родственницы

Справа налево – братья Салих, Садршагит, Магсум Шарафутдиновы, известный гармонист Гали и их родственницы

Все свое свободное время Салих эфенди занимался самообразова­нием, повышением уровня знаний и поиском новых идей. «Утром с радостью иду на работу, — говорил он супруге, — и знаю, чем порадо­вать учеников. Сегодня, например, удивлю их изящным доказатель­ством теоремы, пусть изумятся его красоте». И сельские мальчишки-девчонки откликались на ожида­ния Салиха Загитовича, поскольку он им регулярно показывал, что и в математике есть своя красота.

Молодые учителя Шарафутдиновы

Молодые учителя Шарафутдиновы

Бывало, и школьники изумляли своего преподавателя любовью к этой дисциплине и целеустрем­ленностью. Известен случай, ког­да один из учеников пришел к Са-лиху Загитовичу в два часа ночи, поскольку ему никак не удавалось решить задачу, и он хотел уточнить ее условия. Разбуженный педагог сел вместе с ним за стол, и штурм задачки продолжился. По воспоми­наниям его старшей дочери, отец с восхищением рассказывал ей эту историю, когда та подросла. Ана­логичное чувство переполняло его и в моменты неудержимого стрем­ления учеников к математическим занятиям.

Такие учителя, как правило, становятся кумирами школьников, которые по-своему дифференци­руя преподавателей, выделяют знающих, творческих и справед­ливых из них. Поэтому и писали впоследствии его воспитанники в лице упомянутого Ильдара Рахметуллина следующие строчки: «Мы порой готовы были горы свернуть — настолько было велико наше уважение к Салиху Загито­вичу, настолько мы ценили своего учителя-наставника». А еще его ученики отмечают его открытость и необыкновенную доброту, ве­селый характер. Их педагог умел радоваться чужим успехам и вос­хищаться талантами других людей.

Первое десятилетие работы в родной школе он отметил заочным окончанием Ульяновского государ­ственного педагогического инсти­тута.

Пропаганда шахмат в Кемерово, 1968 год

Пропаганда шахмат в Кемерово, 1968 год

Пятьдесят лет неустанного пе­дагогического труда Салиха абы, отмеченного обилием грамот и дипломов, не оказались бесслед­ными. Многие выпускники, выбрав профессию учителя, стали специа­листами своего дела. Немало среди его подопечных и руководителей различного масштаба, уважаемых своими коллективами. А юношей и девушек, добротно освоивших профессию инженера и агронома, строителя и нефтяника, экономи­ста и бухгалтера, врача и культра­ботника, просто не счесть.

Кроме того, он помогал моло­дым людям определиться с под­линными ценностями жизни и выбирать пути, не сулящие удачу трех классах вел математику и чер­чение, а в одном из них был класс­ным руководителем. После посе­щения Учителя 47-летний Азат Саяхов признался родным своего педагога: «Если бы нашим класс­ным руководителем в седьмом классе не стал Салих абы, половина наших пацанов топтала бы «зону». Мы уже начинали скатываться по наклонной, но он вовремя за нас взялся». Какую ситуацию «разру-лил» в свое время их «классный», осталось тайной, но сил, настойчи­вости и авторитета ему для этого хватило.

Всю свою жизнь Салих Загитович вел разнообразную общественную работу, поскольку был чело­веком с активной жиз­ненной позицией. Он трудился депутатом сельского Совета, секре­тарем парторганизации школы, агитатором, членом общества «Зна­ние» по патриотической тематике, профсоюз­ным активистом, чле­ном драмкружка.

Со своими учениками, 1968-69 учебный год

Со своими учениками, 1968-69 учебный год

О сценической деятельности молодого Салиха эфенди в составе школьного театра следу­ет рассказать поподробней. Педа­гогический коллектив — молодой и дружный — часто давал представле­ния, с которыми выступал в Старом Ермакове и других селах. Учителя ставили спектакли «Галиябану», «Зэнгэр шэл», «Шонкар», «Кадерле минутлар», «Язылмаган законнар», «Рэйхан», «Игезэклэр» и др. Часто Салих вместе со своей женой испол­няли главные роли.

В каком-то спектакле его супру­га сыграла злодейку-разлучницу. Причем сделала это до того ма­стерски, что после представления Салиху в шутку сказали: «Жену одну по вечерам не отпускай, вдруг темной ночью встретят «разлучницу».

Театральные выступления за­помнились еще и тем, что подарили им песню «Яшьлек вальсы», став­шую гимном семейной жизни этой четы. Впервые Шарафутдиновы ис­полнили ее в конце тематического концерта «Укытучы килде авылга» («Учитель пришел в село»), и мно­гие годы потом она звучала из их уст на различных мероприятиях и встречах. При переводе на русский язык один из куплетов этой песни под названием «Вальс молодости» звучит так:

Цветки сирени распустились

Возле яблоньки родной.

В ярком зале закружились

В танце мы с тобой.

За решением шахматных задач

За решением шахматных задач

Да, кружиться супругам при­шлось много, причем не в зале, а по жизни, каждодневно. Работая в одной школе, переполненной в те годы учениками, они преуспевали в общественной деятельности и воспитали порядочными людьми своих пятерых детей.

Жена Салиха эфенди Раиса Ба-сыровна, пожалуй, не уступала мужу по части самоотверженного служения школьникам и творче­ского подхода к проведению уро­ков. 43 года она трудилась учите­лем русского языка и литературы, и более сорока из них пришлись на Староермаковскую школу. Раиса апа безмерно любила учеников, и те отвечали ей взаимностью. На­градой педагогу за успешную ра­боту стали медали «За трудовое от­личие» и «Ветеран труда», звание «Учитель-методист» и почетная грамота Министерства просвеще­ния РСФСР, а также многочислен­ные грамоты районо и дирекции школы.

Она была родом из семьи учи­телей, окончивших медресе. Папа Басыр Абдулхакович, который обучался еще и в Ульяновском педучи­лище, преподавал в селе Татарский Байтуган, а мама Мунавара Гиния-тулловна работала в колхозе, вела домашнее хозяйство и растила де­тей.

В отличие от супруги Салих За-гитович родился в семье крестья­нина. Его отец Загит Шарафутди-нович в рядах гренадерских войск сражался на полях первой мировой войны. Он был физически очень сильным человеком и долгие годы в мирное время трудился на пи­лораме, где вручную распиливали бревна на доски. При этом Загит абы выполнял самую тяжелую из операций в качестве основного пильщика, располагавшегося под бревном. Односельчанам он запом­нился еще и тем, что многократно становился победителем состя­заний по национальной борьбе «Керэш» на сельских праздниках «Сабантуй», о чем свидетельство­вали многочисленные полотенца батыра.

Чета Шарафутдиновых со школьниками, 26 мая 1986 года

Чета Шарафутдиновых со школьниками, 26 мая 1986 года

А мама Салиха Гельминур Гата-улловна, приехав в девичестве как-то в Старое Ермаково погостить, увидела батыра Загита и влюби­лась в него. Так она стала его же­ной, умелой хозяйкой и хранитель­ницей семейного очага.

Как дочь муллы, Гельминур апа читала по-арабски, была находчивой на меткое слово, использова­ла в речи пословицы и поговорки, хорошо играла на курае. Особенно выделялась она своим «живым умом», и именно поэтому родные и знакомые называли ее «мулла абыстай».

С командой шашистов школы

С командой шашистов школы

В семье Загита и Гельминур было 12 детей, но из-за тяжести жизни того времени, в результате болезней, голода и холода в живых остались лишь три сына: Садрша-гит — участник Великой Отече­ственной войны, который после работал механизатором в колхозе;  Магсум, ставший шахтером в Кеме­рово; и герой нашей статьи Салих — самый младший. Общались они на татарском языке, причем Салих абы владел не только бытовым, но и литературным языком. Также он знал наизусть молитвы — сказалось влияние мамы.

С 1939 по 1949 год Салих учил­ся в Старо-Ермаковской средней школе, демонстрируя отличную успеваемость и математические способности. Уже в 12 лет наряду с учебой подросток начал рабо­тать в колхозе «Кызыл Байрак» («Красное Знамя»): пас телят, дой­ное стадо овец, имея из еды на весь 14-15-часовой полевой день лишь пол-литровую бутылку похлебки. Голодное время вынуждало детей и взрослых употреблять в пищу разные травы, ягоды, коренья и даже картофельную ботву. Не оста­валось, пожалуй, ни одной травы, не распробованной ими до созре­вания урожая.

Это было уже военное лихолетье, которое, как написал Салих абы в своих воспоминаниях дет­ства «Все для фронта, все для По­беды!», полностью впрягло детей в оглобли, поскольку на них начали смотреть как на взрослых.

Однажды Салих-пастух, набе­гавшись за телятами по полю, не досчитался одного из них. Поиски пропавшего теленка ничего не дали, а находившаяся неподалеку болотистая роща наводила на тре­вожные мысли. Возвратившись вместе со стадом домой, Салих рассказал   заведующему фермой Г. Валитову о про­паже и предложил продолжить поиски теленка, взяв с собой на привязи его маму-корову. Заведующий воспринял эту идею скептически. Корова же, как будто понимая тяжелое положение подростка, шла за ним спокойно. К счастью, искать долго не при­шлось — теленок поя­вился на материнский зов. А пастушок удостоился похва­лы Галиахмета абы, сказавшего: «Молодец! Смекалистый мальчик!»

Уже будучи старшим школь­ником Салиху приходилось бо­роновать и косить, работать на лобогрейке и ходить за плугом. До успешного окончания средней школы колхоз «Кызыл Байрак» яв­лялся основным местом его рабо­ты. После окончания школы юноше предлагали остаться бухгалтером в хозяйстве «Большевик», но он, выбрав преподавательскую стезю, отправился в упомянутый Бугульминский институт.

На никахе первого внука Рината, Уфа, 2006 год

На никахе первого внука Рината, Уфа, 2006 год

Сын Ильдар вспоминает, как отец, наставляя его, сравнивал трудности, через которые при­шлось ему пройти, чтобы получить образование, с возможностями ны­нешнего времени: «Около 25 км до станции Клявлино приходилось добираться пешком по лесным сугробам и тащить за собой сани, утепленные соломой, на которые матерью были уложены мешок картошки и кое-что из скудных съестных припасов. Весь мокрый от пота и со слоем инея на спине за­ходил к знакомой старушке, чтобы поменять одежду, и отправлялся на вокзал, где искал возможность дое­хать до Бугульмы на проезжающем поезде, договорившись с железно­дорожниками. Бывало, что им ока­зывался и товарняк.

На 30-летии младшего сына Ленара, 2006 год

На 30-летии младшего сына Ленара, 2006 год

Закончится работа в школе, ког­да Салиху абы исполнится 70 лет, и он выйдет на заслуженный отдых. Находясь на пенсии, кавалер пяти медалей, в т. ч. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «Ветеран труда» станет председателем общества «Дети — фронту» Ермаковского по­селения и не расстанется с двумя своими увлечениями: сочинением стихов и игрой в шахматы.

Еще в первые годы своего учи­тельства он начал писать стихи, ко­торые открывали глубину его лич­ности. В свои произведения Салих абы вкладывал глубокие чувства, которые способен испытывать че­ловек, и размышлял в них о таких понятиях, как вдохновение и лю­бовь, душа и сердце, труд и воспитание. Он автор многих стихотво­рений о детях, минувшей войне и современной политике. Более 200 стихов посвящено истории и при­роде ермаковской земли, а также ее славным людям.

Почетный гражданин района

Почетный гражданин района

Говорят, что одного вдохнове­ния для поэта недостаточно — тре­буется вдохновение развитого ума. А какой еще может быть ум у учи­теля математики?! Выдающийся немецкий ученый Карл Вейерш-трасс считал, что «нельзя быть на­стоящим математиком, не будучи немного поэтом». Салих Загитович не имел ученых степеней в мате­матике, но настоящим поэтом его признали. Недаром именно строч­ки из его стихотворения высечены на гранитном памятнике, стоящем во дворе его родной школы в с. Ста­рое Ермакове который установлен в память о семье Фаттаховых. Эта семья, потерявшая в годы Вели­кой Отечественной войны пятерых сыновей и двух зятьев, является олицетворением народной боли и утрат в то лихолетье.

Второе увлечение Салиха абы, которое сопровождало его до кон­ца жизни, возникло в период обу­чения в 9-м классе. Тогда в школе появился учитель, который сам играл в шахматы и увлек ими Са­лиха. Когда тот тоже стал педаго­гом, он «заразил» шахматами и взрослых, и детей. Благодаря ему в школе много лет работали шахмат­ные кружки, а сам Салих эфенди был чемпионом района по шахма­там, многократным призером шах­матных конкурсов «Шахматная поэзия», «Осенний марафон», «Са­марские композиторы», которые организовывали солидные газеты и журналы. Со временем он выпол­нил норматив кандидата в мастера спорта по шахматам.

В семье Салиха абы все дети умели играть в шахматы. Сына Ильдара он обучил этой игре в 5 лет и в дальнейшем был его лич­ным тренером, добившимся замет­ных результатов. Так, октябрен­ком-второклассником Ильдар уже участвовал в районных состязани­ях среди пионеров и занял третье место на четвертой доске. Набрав­шись опыта, он со временем станет чемпионом Клявлинского района по шахматам среди школьников, а позже — призером областного зо­нального соревнования.

Интересовали Салиха Загитови-ча и шашки. В 1986 году он привез свою школьную команду, ставшую чемпионом района, на областные соревнования среди сельских школ по шашкам, где они в красивой и достойной борьбе заняли второе место.

Вероятнее всего, Салих эфенди разделял точку зрения четверто­го чемпиона мира по шахматам А.А. Алехина, который говорил: «Я полагаю, что подлинная красота, которой обладают шахматы, более чем достаточна для удовлетворе­ния всех мыслимых требований». Наш герой эту красоту видел и приветствовал во всем: в работе и подвижничестве, общественных отношениях и семейной жизни.

Всю свою жизнь он придержи­вался такого мнения, что семейная жизнь — тоже своего рода педаго­гика, требующая терпения, вдох­новения и любви. Родившись фак­тически в один январский день, Салих абы и Раиса апа строили свою ячейку общества по согласо­ванному друг с другом лекалу. Их дети выросли, видя единство отца и мамы, домашний мир и взаимо­помощь. Разделив семейные забо­ты и домашние дела поровну, они успевали и преподавать в школе, и заниматься общественной де­ятельностью, и реализовывать свои интересы в сфере искусства, и быть интересными для своих тро­их сыновей и двух дочерей.

Не случайно в 2009 году губер­натор области В. Артяков вручил Раисе Басыровне почетный знак отличия «Материнская доблесть» 1-й степени. И это была ее вторая награда, учрежденная для много­детных мам. Первую же — «Медаль материнства» II степени — Раиса апа получила в конце 70-х годов.

Дети считают свою маму просто святой, которая отдавала себя им всю без остатка и жила ради них. А рядом с ней был справедливый и заботливый отец, обязательно про­тягивавший руку помощи нуждаю­щимся в трудную минуту.

Как-то на окраине села появи­лись люди, которые спустились с трассы, оставив там машину с проколотым колесом. В поисках запаски они обратились к перво­му встречному, и тот сказал: «Если вам кто и поможет, то это Салих». И, действительно, Салих абы дал им колесо от «Москвича», отказав­шись взять в залог один из паспор­тов — как же, дескать, вы будете в пути без документов. Колесо путе­шественники потом вернули.

В другой раз Салих Загитович предоставил кров свердловчанам, которые вместе с 8-летним сыном ехали на мотоцикле в Москву из г. Артемовского. Так началась пере­писка с ними и поздравления с праздниками. Спустя некоторое время уральцы вновь посетили Шарафутдиновых, но уже не слу­чайно, а целенаправленно.

Вот что вспоминает об отце дочь Гульнара: «Папа будил нас к завтраку, напевая песню «Бала-лар, торыгыз», он отводил нас в детский сад и забирал оттуда. С ним мы впервые пошли в кино и на сабантуй, он показал нам самые красивые места родной стороны. В целях воспитания всегда начинал издалека — с рассказа какой-ни­будь притчи или басни, но нравоу­чений не читал, а подводил к тому, чтобы мы сами оценили свой по­ступок и сделали вывод. Хоть мы и были учительскими детьми, за­вышенных оценок не получали ни по одному предмету. И педагоги, и ученики знали о справедливости папы и требовательном его отно­шении к знаниям. Я помню, как в 8-м классе он отчитывал меня пе­ред всем классом за нерешенную дома задачу. С ней не справился ни­кто из одноклассников. Папа тогда сказал: «Другие — ладно, у них нет дома учителя математики, но ты-то могла у меня проконсультиро­ваться?!»

А старшей дочери Флориде за­помнилось, как отец покупал сво­им детям фрукты — не по две-три штучки, а ящиками, чтобы смогли распро­бовать вкус и вдоволь поесть. Эту практику она продолжила, ког­да стала мамой. Трех­летней Флориде Салих абы подарил 4-колес-ный германский вело­сипед, который привез из Ульяновска, а через год научил ее кататься уже на двух колесах. На добротных, просмо­ленных папой лыжах дочка била школьные рекорды.

Сын Ильдар характеризует отца как человека с несгибаемым харак­тером и сильным духом: «Он поль­зовался неоспоримым авторите­том, был общественным лидером, умел убеждать. И ему верили, пото­му что знали о его порядочности, честности и справедливости. Отец не боялся говорить правду и всей душой переживал за судьбу род­ного села и живущих в нем людей. Многие его воспитанники спустя годы, осознав важность его роли в их судьбе, приходили к нему со сло­вами благодарности и почтения».

В добром дедушке не чаяли души и внуки с внучками. По со­стоянию на конец минувшего года Салих и Раиса Шарафутдиновы могли бы общаться с 12 внуками и 4 правнуками. Но некоторые из них о чете славных учителей, от­личников народного просвещения, имевших 93-летний совместный стаж работы в школе, знают толь­ко по рассказам, потому что почти в одном возрасте те ушли из жизни в 2007 и 2013 годах.

Нельзя сказать, что дети учи­тельского дуэта продолжают его преподавательскую линию, хотя обе дочери окончили пединститу­ты и трудились в школе. Но Флори­да, отдав делу просвещения школь­ной молодежи четверть века, затем окончила финансово-эко­номический институт и работала экономистом-бухгалтером. Сейчас она — контрактный управляющий и продолжает вести частную прак­тику как психолог-консультант в Уфе. А Гульнара ныне трудится в редакции газеты «Комсомольская правда» (самарский выпуск). Анвер был офицером зенитно-ракетных войск, а сейчас является военным пенсионером. Глава фермерского хозяйства Ильдар живет в род­ном селе Старое Ермаково, в роди­тельском доме, а Ленар трудится начальником отдела финансово-экономического управления адми­нистрации Камышлинского райо­на. Но все пятеро, став добротными специалистами разного профиля, демонстрируют преемственность славных родительских черт: ответ­ственность и доброту, честность и трудолюбие.

В память о своем отце дети еже­годно проводят турнир по шахма­там, который приурочен ко дню его рождения. Так, 17 января 2015 г. в селе Старое Ермаково состоялся седьмой шахматный мемориал Са­лиха Шарафутдинова. На состяза­ния приехали более тридцати шах­матистов и шахматисток из разных районов Самарской области, а так­же представители областного цен­тра. Среди участников мемориалов были разрядники, кандидаты в ма­стера спорта по шахматам, мастер ФИДЕ и международный гроссмей­стер.

На турнире памяти С. Шарафутдинова, 2013 год

На турнире памяти С. Шарафутдинова, 2013 год

Вместе с мамой сыновья и доче­ри несколько лет назад приступили к сбору стихов Салиха абы, которые он начал писать еще в 1955 году. Далеко не все из его творчества сохранилось, но и то, что удалось собрать и систематизировать, вы­глядит очень солидно. В настоящее время они (уже без мамы) готовят к изданию книгу стихов Салиха ЯР-МЭКЛЕ на татарском языке под на­званием «Туры юлым» («Мой путь был прям»).

Эпиграфом к этой книге станут слова, написанные самим Салихом Загитовичем, которые он считал девизом своей жизни, и они же вы­сечены на его могильном гранит­ном памятнике:

Ишетсэгез суга баткан диеп,

Ялгышмагыз эзлэп тубэннэн,

Табылырмын купкэ оске яктан

Шарлап аккан ташкын тобеннэн.

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», №1(10), 2015 год.

Просмотров: 1918

Комментирование запрещено