От Теплого Стана до горячего цеха

img336Теплый Стан — одно из самых красивых сел в Самарской обла­сти. Благодаря запоминающемуся названию, кажется, что и все люди в нем отличаются душевной теплотой и красотой натуры. Асия Габдулловна Баталова в полной мере соответ­ствует этим качествам и родом из этого старинного та­тарского села в Елховском районе Самарской области.

История села богата преда­ниями, ведь оно расположе­но на караванном переходе по одной из ветвей Великого шел­кового пути на Ногайском шля­хе, соединявше остальной мир с Волжской Булгарией. Известно, что место было облюбовано булгарскими купцами еще задолго до появления здесь села. Поэтому оно возникло, скорее всего, не на пу­стом месте.

2В этом селе в родовом доме, не­сколько опустевшем за последнее время, до сих пор живут ее роди­тели. Сейчас отец Габдулла Махмутович Исхаков, мама Сафия Гадиловна, как и несколько десятилетий назад, зани­маются приусадебным хо­зяйством. В свое время трудовую жизнь, а это почти пол­века,   отец провел механизатором, а мама стала надежной храни­тельницей домашнего очага   и воспитывала пятерых   детей. Асия Габдулловна вспомина­ет, что летом отца дома практически не видели, с утра до ночи он был в поле, а весь дом держался на маме. Дети во всем помогали ухаживать за ого­родом и домашней скотиной — ко­ровой, овцами, курами. Осталась в памяти сельская мечеть, построен­ная еще до революции. Когда-то в этой мечети служил Махмуд-бабай -    ее дедушка по отцовской линии. Вечерами мама читала детям рас­сказы из выписываемых казанских журналов на татарском языке, де­вочек учила вышивать, готовить национальные блюда — бэлеш, перемяч, эчпочмак, губадья.

3Напомню, что татары в Повол­жье всегда имели письменность и отличались высокой грамотно­стью. В семье неграмотность счита­лась позорнее попрошайничества. Трепетное отношение к грамоте, поддержанию национальных тра­диций сохранилось благодаря та­ким семьям, как Баталовы, Исхако-вы и многим другим, где с детьми говорят на татарском языке, знако­мят с религией и обрядами.

- Работаете для меня, а учитесь -  для себя, — наставляла детей Са­фия Гадиловна.

Неудивительно, что родители поставили цель всем детям дать хорошее образование и сделать их нужными обществу специалиста­ми. Старшая сестра Гульфия начала работать учителем младших клас­сов в сельской школе Теплого Ста­на, а затем многие годы трудилась в Тольятти. Младшая сестра Зякия также стала учителем и делилась своими знаниями с детьми в сосед­нем селе Борма того же Елховского района.

Две сестры и брат выбрали местом работы и жительства Ав­тоград, а для Асии Габдулловны и брата Шамиля новым домом стала Самара. Окончив десятилетку, она как и средняя сестра Нурия, также поступила в кулинарное училище № 10 по специальности «кондитер хлебопекарного производства». Несколько лет Асия Габдулловна проработала на хлебозаводе №8 на ул. Венцека.

Примерно тридцать лет назад Асия Габдулловна первый раз пе­реступила порог знаменитой кули­нарии на ул. Революционной, 142, коллектив которой стал для нее второй семьей. С давних времен известный всем самарцам мага­зин на ул. Революционной «Эмма и Ко, ЗАО Кулинария» держит свое фирменное качество. Его витрины поражают гастрономическим из­обилием — пироги со всевозможной начинкой, свадебные торты и пи­рожные к чаю, полуфабрикаты из мяса, рыбы, творога, салаты, кол­басы и т. д.

Удивительно пышные булоч­ки и вкусная выпечка стали для молодого кондитера дрожжевого производства залогом победы в социалистическом соревновании и основанием для награждения пер­вой почетной грамотой. Магазин-кулинария продолжал развивался, открылось производство песочно­го теста, где также пригодились мастерство и знания Асии Габдул­ловны.

Сейчас она кондитер — специа­лист бисквитного производства.

- У нас дружная и работоспособ­ная команда, — говорит кондитер, — мне приятно каждый день прихо­дить в ставшим родной коллектив, в наш горячий цех, где работают такие замечательные девушки, как Марина Губанова, Татьяна Чистикова, Татьяна Дегтярова.

В последнее десятилетие в Са­маре появилось много частных пекарен, кондитерские цеха орга­низуются в супермаркетах. В таких условиях надо постоянно бороться за благосклонность каждого поку­пателя и привлекать его вкусными новинками. Среди недавних кули­нарных новшеств — фирменный торт «Светлана», состоящий из би­сквита, безе, сливочного крема. Не ослабевает интерес покупателей к тортам «Прага» по классической рецептуре и «Самарочка» — для ценителей сгущенного молока, шоколада с черносливом, сливок. Именно здесь самарцы любят зака­зывать большие торты от 2 до 10 кг на свадьбы и юбилеи. На витрине традиционно представлены блюда татарской национальной кухни, и особенно хорошо получаются пироги с курагой, творогом, изюмом, фруктовые рулеты и булочки!

Для детей выпускаются ма­ленькие пирожные-игрушки «пин­гвинчики», корзиночки. Во всех изделиях используются только на­туральные компоненты.

Меня заинтересовало, а что опытный кондитер любит гото­вить дома для души?

- В праздники делаю якмыш, зур-бялеш, губадию, токмач, — ком­ментирует она.

После трудовой недели в горя­чем цехе душа зовет на дачу. Там тоже горячая страда! Вместе с му­жем Азатом Дамировичем едут к своим яблоням и грушам, малине и клубнике, розам и ромашкам. На своей работе он мастер бригады аварийной газовой службы, а на даче раскрылся талант агронома и строителя — построил двухэтаж­ный дом.

- Хорошо, что самарские тата­ры возродили традицию отмечать национальные праздники, — гово­рит Асия Габдулловна. — Например, если бы не самарский праздник Сабантуй, то когда бы увидела всех своих сестер, брата и племянников у себя в гостях. Племянники из То­льятти Наиль и Асиля Исхаковы за­нимаются в татарском культурном центре и порадовали нас выступле­нием на концерте. Сердце радуется, когда вижу, как возрождается куль­тура и обычаи наших предков. Мы с мужем стали посещать Соборную мечеть, с удовольствием ходим на концерты казанских артистов — Салавата, Хании Фархи, читаем «Бердэмлек», собираем подшивку жур­нала «Самарские татары». Дома смотрим на канале «ГИС» интер­вью с представителями общества «Туган тел» и татарские телевизи­онные каналы ТНВ, «Майдан» и др.

Всему хорошему в своей душе мы обязаны родителям и пер­вым учителям. С благодарностью А.Г. Баталова вспоминает своего классного руководителя учителя татарского языка и татарской ли­тературы сельской школы Галия-апа Шакурову. С ней первый раз побывали в Казани. Именно она привила деревенским детям лю­бовь к национальной литературе и музыке. Вспоминает, как разучива­ли татарские песни, танцы и выез­жали с концертами на фестивали.

Отрадно, что идея возрождения татарских школ в городе и на селе снова становится актуальной.

Все мы родом из детства. Каж­дый раз, когда Асия Габдулловна приезжает в свое родное село Те­плый Стан к маме и папе, она снова окунается в далекое детство. Как и много лет назад, идет пропалы­вать огород, наводит чистоту в ро­дительском доме. Ценить каждое мгновение жизни и не сидеть без дела она привыкла с детских лет, так воспитали родители. Учиться у каждого мгновения жизни — это привили такие педагоги, как сель­ская учительница Галия-апа Шаку­рова. Побольше бы нам таких на­ставников!

Искандер МИФТАХОВ.

Журнал «Самарские татары», №2 (11) июнь-август 2015 года.

 

Просмотров: 2204

Один комментарий

  1. На любой жизненный случай АССОРТИМЕНТ…Кулинария- СПАСИТЕЛЬ !!!