Тиздән Россия мәктәпләрендә волонтер әби-бабайлар эшли башларга мөмкин. Алар озайтылган көн төркемендә (продленка) тәрбияче вазыйфасын башкарачак. Бу көннәрдә Мәгариф хезмәтләреннән файдаланучылар хокукын яклау җәмгыяте башлыгы Виктор Панин Россия мәгариф министры Дмитрий Ливановка шундый тәкъдим юллаган.
Панин фикеренчә, күп вакытын эшләп уздырган ата-аналар еш кына бала белән дәрес әзерләргә, йә булмаса, катлаулы фәнне үзләштерү өчен өстәмә шөгыльләнеп утырырга вакыт таба алмый. Ә әби-бабайлар моңа бик теләп риза булыр иде, ди ул. “Һәр мәктәптә дәрестән соң баланы укырга, язарга өйрәтүче, дәрес әзерләргә ярдәм итүче әби-бабайлар төркемен булдырырга кирәк. 7-10 кешедән торачак әлеге төркем әгъзаларының яше 50дән югары булырга тиеш”, – ди проект авторы. “Волонтер әби-бабайлар бик яхшы тәрбияче дә була алыр иде, – ди Панин. – Башлангыч сыйныф укучыларын зиһенне үстерүче уеннар уйнатса, яшүсмерләрне исә алар бәхәсле очракларны көч кулланмый гына чишәргә өйрәтә ала”.
Сүз уңаеннан, мондый программа күп кенә чит илләрдә, аеруча АКШ һәм Япониядә уңышлы гына эшләп килә икән инде. Әйтик, 1996 елда АКШта Experience Corps дигән махсус программа эшли башлаган. Аның нигезендә теге яки бу мәктәпкә беркетелгән өлкән яшьтәге волнтерлар атнасына 15 сәгать буе мәктәптә эшләргә тиеш. Хөкүмәт пенсионерларның юл, ашау өчен киткән чыгымнарын да каплаган. Нәтиҗәдә, волонтер булып эшләгән пенсионерлар үзләрен физик яктан гына түгел, рухи яктан да яхшырак хис итә башлавын белдергән. Бүген инде бу программа дөньяның 17 шәһәрендә эшли. Панин фикеренчә, волонтер әби-бабайлар төркемен туплаганда, социаль яклау идарәләренә дә мөрәҗәгать итеп булыр иде.
* * *
Пожилые граждане, по мнению правозащитников, смогут читать детям книги и делать с ними уроки.
Пенсионеров хотят пригласить работать волонтерами в российские школы — помогать детям с уроками на продленке. С таким предложением обратился к главе Министерства образования и науки Дмитрию Ливанову руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин (письмо есть в распоряжении «Известий»). Панин отмечает, что работающие родители из-за нехватки времени не всегда могут помогать своим детям в освоение непростой школьной программы, а бабушки и дедушки, вырастив своих внуков или еще не дождавшись их, хотят быть привлеченными к общественной жизни и общаться с детьми. По мнению Панина, решить эти социальные проблемы может волонтерство — в каждой школе можно создать группу из 7–10 добровольцев старше 50 лет, которые бы помогали детям во внеучебное время учиться читать, грамотно писать, а также делать домашние задания.
В пресс-службе Минобрнауки оперативно получить комментарий не удалось.
Панин считает, что пенсионеры также могли бы выступать в качестве школьных воспитателей, обучая детей из начальной школы развивающим играм, а подростков — решению конфликтов без применения насилия.
— Подобные программы существуют за рубежом и уже позитивно себя зарекомендовала в США и Японии. Например, в Штатах в 1996 году стартовала программа Experience Corps, и сейчас она действует в 17 городах. Прикрепленная к школе группа пожилых волонтеров обязуется проводить в школе как минимум 15 часов в неделю, взамен пенсионерам выплачивают компенсацию расходов на проезд до школы и питание. В результате пожилые волонтеры отметили, что стали лучше себя чувствовать не только физически, но и психологически, — рассказывает Панин. — Аналогичная программа в Японии Reprints подразумевает, что 6–8 добровольцев-пенсионеров читают книги воспитанникам в детских садах и начальной школе. Обе программы наряду с решением прикладных задач кроме всего прочего подчеркивают для граждан нацеленность правительства страны на формирование благоприятной социальной среды в обществе.
Панин обратил внимание на то, что к волонтерству в школах не могут быть допущены все желающие пенсионеры — с участием психологов должен происходить строгий отбор кандидатов.
— В каждой школе есть свой управляющий совет, который мог бы взять на себя такие функции. Также с каждым пожилым добровольцем должен пообщаться социальный педагог, школьный психолог — только после его заключения можно будет говорить о волонтерстве, — подчеркнул Панин. — Минобрнауки может порекомендовать субъектам включить в план работ создания в школах волонтерских групп, а уже директора учебных заведений и управляющие советы будут обсуждать эти вопросы с родителями.
Панин считает, что пенсионеров-волонтеров можно будет искать с помощью центров занятости и соцзащиты.
Член Госдумы и лидер Российской партии пенсионеров за справедливость Игорь Зотов инициативу Панина полностью поддержал, подтвердив проблему недостатка общения у людей пожилого возраста.
— К сожалению, действительно много одиноких людей, для которых единственным собеседником является телевизор. Часть пенсионеров была бы рада помогать в школе бесплатно. Такое волонтерство также будет интересно бабушкам и дедушкам, желающим проводить со своими внуками больше времени, — они бы не отказались помогать детям в стенах школы, — уверен Зотов. — Пенсионеры должны передавать свой опыт молодежи — они ведь могут научить детей, если говорить не только о подготовке домашних заданий, вышивать, солить овощи, например.
Однако Зотов также обратил внимание на то, что программа была бы наиболее успешной, если бы труд пенсионеров как-то поощрялся.
— Нужно подумать, как пожилые люди будут добираться до школ, нужно либо оплачивать проезд, либо предусмотреть какой-то транспорт, — говорит Зотов. — Это можно было бы сделать силами родителей, которые заинтересованы в том, чтобы с группой продленного дня занимались нормальные бабушки и дедушки.
В свою очередь, глава всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков считает, что домашнее задание школьники должны выполнять самостоятельно — на продленке с серьезными вопросами учащиеся и без того могут подойти к педагогам.
— Может возникать прежде всего недопонимание между волонтерами и учителями школ: ребенок должен сам усваивать программу, тем более что педагогических навыков у пенсионеров может не быть вовсе. Гарантии того, что волонтеры также будут наверняка знать правильные ответы на все детские вопросы, также нет, — говорит Комков. — Пенсионеры могут в качестве альтернативы заняться во внеурочное время просвещением детей в вопросах прикладного творчества — для девочек это вышивка или вязание, например. Такой опыт уже может быть позитивным, однако также многое зависит от того, кто будет сидеть с детьми — пенсионеры такие же люди, только чуть старше. Плохой пример тоже могут показать.
Как рассказал Комков, идеи привлечения пенсионеров к работе в школах существовали еще в СССР, однако даже с учетом советского воспитания, организованности общественных процессов проблем у таких инициатив было немало.
— Сложный вопрос — психологическая совместимость воспитателя и ребенка. Дети могут спровоцировать агрессию пенсионера (он может разнервничаться и накричать на ребенка, или, не дай Бог, применить силу), что, в свою очередь, приведет к скандалу в школе между родителями и руководством учебного заведения. Раньше такие проблемы (если была аналогичная практика в школе) решал районный отдел народного образования (РОНО) или райкомы — а теперь кто этим займется? — задается вопросом Комков.
Просмотров: 1115