«Национальная политика в СССР велась успешно – за ХХ век не исчез ни один народ и язык» / «Күпмилләтле Советлар Союзы» үткәндә калды. Без – «Бердәм Россия халкы» — Валерий Тишков

Валерий Тишков.

Валерий Тишков.

Самый известный современный российский этнолог считает, что двуязычие в России стало модным трендом

«Кто есть мы — россияне и все остальные?» — этнические аспекты самоопределения обсудили накануне в КФУ на открытой лекции академика, заместителя председателя президиума совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Валерия Тишкова. Послушала основные тезисы известного ученого и корреспондент «БИЗНЕС Online».


«РОССИЯНИН И ТАТАРСТАНЕЦ — ЭТО НЕ ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ ФОРМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ»

На этой неделе в Казани гостил, пожалуй, самый известный отечественный этнолог, заместитель председателя президиума совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Валерий Тишков, выступивший в числе прочего с рядом открытых лекций. Одна из них, прошедшая накануне для студентов КФУ, была посвящена теме этнокультурного многообразия России.

Прежде чем выступить перед студентами, академика познакомили с ресурсным центром КФУ. Выступавший накануне в ТИСБИ против укрупнения университетов и факультетов ученый в целом остался доволен увиденным, отметив, что не у всех сложился удачный опыт слияния университетов в единый федеральный, не говоря уже о материальной базе.

Пока ученый пил чай в центре арабской культуры, студенты терпеливо ждали выступления ученого, расположившись сразу в двух аудиториях университета. Среди тех, кто пришел расширить свои знания в области этнологии, были и студенты Казанской духовной семинарии, где с этого года начала свою работу кафедра исламоведения. Кстати, студентов исламских учебных заведений на лекции почему-то не было. По словам первого проректора семинарии и блогера «БИЗНЕС Online» игумена Ефимия (Моисеева), тема лекции для их воспитанников является актуальной. «Мы живем в Республике Татарстан, а это особый регион Российской Федерации с особой ситуацией в межконфессиональных и межнациональных отношениях. Наши выпускники — будущие священнослужители, они должны иметь четкие установки при работе с будущей паствой, чтобы не входить в конфликт с мусульманским населением и гражданами, которые исповедуют ислам, — отметил он в беседе с нашим корреспондентом. — Они должны знать, какие у нас есть общие ценности и ориентиры как граждан Татарстана и граждан России».

Тем временем главный специалист по этнологии в России объяснил, почему для лекции выбрана именно студенческая аудитория. «Для любого молодого человека ориентация с точки зрения малой и большой Родина очень важна. Кто я есть — татарстанец, россиянин, татарин или русский. Это сложные идентичности. И как это должно учитываться в управлении государством. Россиянин и татарстанец — это не взаимоисключающие формы идентичности. Если в 1990-е годы на первое место среди набора идентичностей выходила этническая, и „россиянин“ не была доминирующей формой самоопределения в целом в стране, в республике тем более, то сегодня российская идентичность по России в целом стоит на первом месте. А в Татарстане — 50 на 50. Может быть, в Чечне и Ингушетии этническая идентичность опережает общегражданскую российскую, но не в республиках Поволжья. В Мордовии, например, больше российская идентичность — здесь степень ассимиляции в пользу русских высокая», — заметил Тишков.

«То, кем люди считают себя — татарстанцами или россиянами, — зависит о многих факторов: и состав населения, и степень ассимиляции, и сохранность культуры собственной. Политика и степень мобилизации населения всяческими общественными организациями, которая, кстати, в Татарстане на довольно высоком уровне, тоже имеет существенное влияние», — продолжил лектор.

В целом, по мнению ученого, сегодня российская идентичность стоит на первом месте. Этому поспособствовали проведение Олимпиады, присоединение Крыма и даже санкции.

«ВТОРОЙ ПОСЛЕ СТАЛИНА КОМИССАР ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ»

«Россия — это не уникальное государство, несмотря на то, что здесь живет 193 национальности. В мире существуют 4 — 5 тысяч разных этносов и только 200 государств. В этом вопросе Россия похожа на все крупные государства, так как моноэтнических стран в мире практически уже нет», — сказал Тишков. При этом, подчеркнул ученый, в некоторых странах, таких как Франция, например, во время переписи запрещено спрашивать про этничность, здесь расовая принадлежность более важна, чем этническая. Также как в Индии, где преобладает кастовое деление, или религиозное в арабских странах.

Что касается истории России, то графа «Национальность» впервые появилась в СССР — советская власть жестко расписала всех по нациям и народностям, вспоминает Тишков. «Более крупные, которые получили свои автономные республики, стали называться нациями. Те, у которых не было возможности организовать республики, стали называться народностями, а про племена и вовсе забыли и не стали этим термином пользоваться. До этого все тюрки России называли себя татарами. С 1918 по 1924 года существовал миннац, а первым народным комиссаром по делам национальностей стал Сталин. Во второй раз подобное ведомство было создано в 1991 году. Здесь уже я создавал комитет по национальной политике, поэтому могу назвать себя вторым народным комиссаром по национальным вопросам после Сталина», — пошутил Тишков. По мнению этнолога, национальная политика в СССР, несмотря на репрессии и депортации некоторых народов, велась весьма успешно — за ХХ век не исчез ни один народ и ни один язык.

«ФЕДЕРАЛИЗМ В НАШЕЙ СТРАНЕ НАЧАЛСЯ С ПЕРЕГОВОРОВ ИМЕННО С ТАТАРСТАНОМ»

Касаясь истории становления современной России, ученый напомнил, что в проекте Конституции было написано: «Мы многонациональный народ Российской Федерации».Хотя, по мнению академика, лучше было бы записать: «Мы многонародная нация». «Это термин, который применялся в Российской империи. Многие выдающие мыслители того времени, такие как Трубецкой, Карамзин, уже пользовались этим термином. Понятие «россиян» идет к нам от Ломоносова, от Петра Первого, Пушкина. Так что, „дорогие россияне“ — это не Ельцин придумал, как некоторые думают», — говорит он.

Единственное государство из 15 республик, которое после развала СССР сохранило федеративное устройство, — это Россия. «В 1992 году мы по этому поводу очень сильно дебатировали. Я еще 20 лет назад говорил, что мы должны понимать Россию как многоэтничную гражданскую нацию. Сейчас это стало уже данностью», — подчеркивает этнолог. Именно федерализм позволяет учитывать как этнические, конфессиональные, так и региональные, местные особенности и различия. «Один из идеологов канадского федерализма сказал мне, что федерализм — это дебаты, это спор, постоянное обсуждение. „Это постоянные дебаты между центром и нашими провинциями. Один Квебек чего стоит!“ И мы, сами того не осознавая, начали построение федерализма именно с переговоров и именно с Татарстаном. С российской стороны выступал Бурбулис, от Татарстана — Лихачев, Индус Тагиров и Рафаэль Хакимов, я тоже принимал участие в этих переговорах. Сильная была команда», — считает академик.

«Само понятие единого Отечества Российской Федерации позволяет учитывать как этнические, конфессиональные, так и региональные, местные особенности. Страна не может управляться по единым лекалам. И федерализм, делегирующий часть полномочий регионам, — это одно из условий успешного и мирного существования сегодня», — отмечает ученый.

«РУССКАЯ РЕСПУБЛИКА — ЭТО НЕРЕАЛИЗУЕМАЯ ФОРМА. ТО, ЧТО РУССКИЙ ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ, УЖЕ БОЛЬШОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ДЛЯ РУССКИХ»

«В последнее время из уст некоторых политиков звучат призывы о том, что республики надо убрать, построить по принципу территориальных субъектов, — не называя фамилий перед предстоящими выборами, отметил Тишков и выразил свое несогласие с данным подходом. — Это отношение к этнической асимметрии федеративного свойства очень распространено». Также ученый напомнил, что сегодня в состав РФ входит 22 республики, включая Крым, плюс автономные области и округа. «Они равноправные субъекты федерации, но имеют свои отличия, в том числе и статусные — право своей конституции, национальной символики, преференций в экономике — кто как выторгует», — подчеркнул второй комиссар по нацполитике.

В ходе лекции Тишков также привел успешный пример федеративного устройства Канады. «Предоставление этнотерриториальной формы народов на принципе внутреннем, а не принципе сепаратизма — это не российская аномалия, это общемировой опыт», — отметил он.

По мнению ученого, сепаратистские настроения витают вовсе не в национальных республиках, а в головах тех, кто поднимает вопрос о необходимости создания Русской республики: «Поднимается вопрос: а почему русские не самоопределились, мол, давайте создадим Русскую республику или запишем в Конституции, что русские — государствообразующий народ. Я являюсь противником такой формы. Она нереализуема. Если ханьцы в Китае запишут, что они образовали Китай, завтра не будет ни Тибета, ни Синьцзяна в составе Китая — страна распадется в течение ближайших месяцев. Если Россия хочет подвергнуть себя такому же риску и записать в Конституции, что государствообразующий народ — это одна из этнических общностей, то это подвергнет риску всю нашу страну, всю нашу федерацию. Будет искушение чеченцам записать, что Чечню создали чеченцы, Татарстан — татары, и пойдет такая цепная реакция. То, что русский язык является государственным, уже большое преимущество для русских».

«Если мы хотим сохранить страну, то нужно пойти на некоторые жертвы — мы должны признать различие и право на различие, признать особый статус позитивной дискриминации, когда дискриминируется большинство в пользу меньшинства. Мы этим грешили и в советское время, когда русская часть населения — господствующая нация — по многим показателям отставала и от прибалтов, грузинов и так далее по условиям жизни, состоянию здоровья, продолжительности жизни, материальным условиям», — уверен академик.

И все же в новой концепции национальной политики прописали преимущество и ведущую роль русского народа, культуры и русского языка: «Русский народ сейчас тоже является субъектом национальной политики, не только меньшинства. Поэтому термин „национальная политика“ для меня сейчас более приемлем, чем это было несколько лет назад. Не обижайтесь, татары, что я называю вас меньшинством. Хотя в мировом понимании понятие меньшинства и подразумевает приниженный, дискриминационный статус», — сказал ученый.

«ЛИНГВОЦИД ИЛИ ДОБРОВОЛЬНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ — МЫ НЕ МОЖЕМ РАТИФИЦИРОВАТЬ ХАРТИЮ О ЯЗЫКАХ, ПОТОМУ ЧТО ОЧЕНЬ ДОРОГО ПОДДЕРЖИВАТЬ СОТНЮ ЯЗЫКОВ НА УРОВНЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Отдельно Тишков остановился на языковой политике страны. «Языковая политика очень важна», — считает ученый. Но, как оказалось, в федеральном центре проблема развития национальных языков воспринимается не в той плоскости, с которой видят ее меньшинства. «Мы привыкли считать родным языком только один язык — язык своей национальности. Например, родной язык татар — татарский, бурят — бурятский. А их может быть несколько. На самом деле мы должны подойти к этому по-другому, более современно. Родной язык — это основной язык знания и общения», — считает ученый.

«Хотя есть другая концепция: родной язык — это язык матери, первый выученный в детстве язык, знание которого сохраняется. Но даже если признать эту концепцию, то у нас гораздо больше людей нерусской национальности, для которых родной язык — русский. Не говоря уже о том, что 99,4 процента нашего населения владеют русским языком. Это один из мощнейших показателей единства», — уверен академик.

По мнению ученого, язык — это важная часть характеристики того или иного народа, но не единственная. «Язык не есть собственность какого-то одного этнического общества. Русский язык, например, перестал быть собственностью русских. Современное население владеет многими языками. Моноэтнические общности сейчас многоязычны», — уверен Тишков.

«Владение двумя языками — современная тенденция. Для большинства калмыков и бурятов русский язык является родным в большей степени, чем калмыцкий или бурятский. В этом нет ничего унизительного. Это современная тенденция современной жизни. Идентичность калмыков или бурят от этого фактически не страдает, хотя элита, этнические предприниматели, интеллигенция очень мощно высказывают свое недовольство, говорят о необходимости сохранения языка. Когда русские иммигрируют во Францию или Америку, и их дети, и они сами переходят на французский или английский языки, никто не говорит о лингвоциде. А когда у нас происходит добровольная ассимиляция в пользу русского языка, мы трактуем как геноцид, лингвоцид и так далее», — пытался заверить аудиторию этнолог.

Однако, по мнению Тишкова, выход из этой конфликтной ситуации есть — это двуязычие. «Двуязычие — это некая золотая середина, которую в современных условиях можно реализовать. Двуязычие становится сегодня не аномалией, как это было при распаде СССР, а трендом. Двуязычие среди нерусского народа в нашей стране — это фактически норма. Хотя больше крен и преимущество в пользу русского языка. И поэтому вопрос сохранения нерусских языков, особенно у малых народов, стоит достаточно остро. С точки зрения вымирания нерусских языков я выделил 10. И мой список не совпадает со списком ЮНЕСКО, где они в число умирающих языков внесли почти все языки нерусских народов России, кроме крупных, таких как татарский. Даже чеченский у них в числе языков, который подвергается опасности. Это полный абсурд», — считает ученый.

«Языки крупных народов находятся в приличном состоянии — здесь мы выполняем требования хартии языков, хотя и не ратифицировали ее. Нам ее сложно реализовать, поскольку нужно очень много денег, чтобы поддерживать около 100 языков на уровне высшего образования, это невозможно», — подчеркивает научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН. По мнению ученого, существует и другая проблема — изучение татарского языка не татарами. «Одним махом, когда в Башкирии попытались навязать башкирский язык всему населению, — это перекос. Но проблема такая есть. Это мировая проблема, когда носитель мощного языка не хочет тратить свое время на изучение местного», — отмечает он.

«БОЛЬШЕ ВСЕГО ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА Я УСЛЫШАЛ У ПОПСЫ»

На сегодняшний день межнациональными вопросами в России занимается федеральное агентство по делам национальностей под руководством Игоря Баринова, и с их стороны чувствуется пренебрежительное отношение к местной культуре — фольклорным фестивалям и Сабантуям, считает Тишков. На самом же деле культура — это еще один пласт, на котором держится тот или иной народ.

«Во время празднования 1000-летия Казани больше всего татарского языка я услышал у попсы. Популярная музыка, но на татарском языке. Этно придает отличительность», — отметил ученый. При этом ведущий этнолог страны и здесь отдает преимущество русской культуре. По его мнению, только русская культура в стране может быть профессиональной и высокой. Т. е. априори, если исполнитель нерусской национальности выдает высокопрофессиональное исполнение, то это, несомненно, русская культура: «Мы с вами не только носители одинаковых паспортов, у нас есть общий культурный багаж. Мы поем одни песни, мы смотрим одни фильмы. Не разделить, кто это — Гарифуллина или Нетребко, какой она национальности? Это российская культура, особенно если она высокая, профессиональная культура, она наиболее мощная».

В целом, по мнению ученого, стремление к различию заложено в человеческой эволюции. Если мы станем все одинаковые, это приведет к социальной смерти. Мы перестанем быть интересными друг другу. «Не надо пытаться из 193 кучек сделать одну большую кучу», — резюмировал ученый.

«БИЗНЕС Online».

* * *

Казан шәһәренең ТИСБИ (ТИСБИ идарә университеты) нда Россия Федерациясе Президенты каршындагы Советы президиумының милләтара мөнәсәбәтләр рәисе урынбасары Валерий Тишковның лекцияләре узды. Аның чыгышы “Россиядәге гуманитар белемнәрнең хәзерге торышы”на багышланган. Валерий Тишков «Татар-информ» агентлыгы хәбәрчесенең милли мәсьәләләргә кагылышлы сорауларына җавап бирде.

Соңгы вакытта сәясәттә еш яңгыраган “Бердәм Россия халкы, “россиялеләр” — российская нация” төшенчәсенең кулланылышта активлашуын Валерий Тишков дәүләт милли сәясәте куйган максатлар белән аңлата.

“Кабул ителгән стратегия буенча 2012 нче елның декабрендә чыккан дәүләт милли сәясәтендә хөкүмәтнең максаты төгәл билгеләнгән. Аның бурычлары: Россиядә милли граждан охшашлыгын, аның үзаңын булдыру; бердәм рус халкын – ныгыту, ягъни, куштырнаклар эчендә, “гражданнар милләте” төзү; Россиядә яшәүче халыкларның мәдәни үсеше, халыкның эчке үзбилгеләнешен үстерү. Бу бездәге 22 автономиядә, ягъни өлкәләр, республикалар һәм милли-мәдәни автонияләрдә чагыла”, — диде Валерий Тишков.

Аның фикеренчә, программаны тормышка ашыру өчен күп акча бирелмәсә дә, дәүләт дәрәҗәсендә “бердәм рус халкын төзү” стратегиясен беркем дә шик астына куймый. “Шушы урында һәрвакыт карашлар төрлелеге туа. Берәүләр безгә бары тик рус милләте турында гына уйларга кирәк, ди. Икенчеләр рус нациясен тану – ул башка милләтләрне юкка чыгару дигән сүз дип саный”, — дип аңлатты Валерий Тишков.

Тишков фикеренчә, халык белән фәнни дәрәҗәдә эш алып бару кирәк. Шулай ук журналистлар да әлеге эшчәнлекнең бер өлешен үз өстенә алырга тиеш. “Советлар Союзы вакытында дистә еллар дәвамында илнең күпмилләтле булуы турында гына сөйләнелде. Үзгәртеп корудан соң безнең бер халык булуыбызга көйләнү авырлык тудыра, чөнки биредә этник, дини, регионнарның тарихи үзенчәлекләре мәсьәләсе калкып чыга. Бу бернинди дә милләтләрнең үзенчәлекләре юкка чыгуга, унификациягә китермәячәк. Төрле халыклар һәрвакыт булган һәм булачак”, — дип аңлатты ул.

Шул ук вакытта Тишков милли республикаларда яшәгән русларның хәлен дә билгеләп узды. “Русларның Татарстанда хәзерге тормышы турында берни дә әйтә алмыйм. Үткән гасырның 90 нчы елларында, мәсәлән, бу хәл кискенрәк иде. Русларның эшчәнлеге ул вакытта күбрәк татарларның милли хәрәкәтенә җавап буларак яңгырады. Хәзерге вакытта бу хәл башка”, — дип белдерде Валерий Тишков.

Хәзерге вәзгыятне белү өчен ул Татарстанда русларның хакимият органнарында тәкъдим ителешен, бизнес, мәгариф, медия өлкәсен тикшерергә кирәк дип саный. “Россиядә кайбер регионнарында хакимият органнары башлыгына русларның җитәкче урыннарына куелышында пропорциянең аермачык бозылышы күзәтелгәннәре бар. Мәсәлән, сезнең күршегез Башкорстан яисә Адыгея республикасында. Бу бик яхшы түгел”, — дип саный Валерий Тишков.

Икетеллелек шартларында яшәү мәсьәләсе дә телгә алынды. “Башкортстан, Татарстан кебек регионнарда икетеллелек норма булырга тиеш. Кайбер сфералар рус телен, ә кайберләре татар телен сайлый. Мондый җирлектә яшәүче русларга нишләргә дигән сорау туа. Алар телне ничек өйрәнергә тиеш? Балалар татар, башкорт, чуваш теленә караганда инглиз телен өйрәнүне кулайрак күрә. Кайбер илләрдә өстәмә тырышлык, матди ярдәм күрсәтү һәм икетеллелеккә өстенлек бирү нәтиҗәсендә доминант җирле халык башкаларга икенче телне өйрәнергә мотивация бирә. Азчылыкны тәшкил иткән халык 30 ел эчендә француз телен өйрәнә, әмма моңа берничә миллиард акча таләп ителгән”, — дип мисал китерде Валерий Тишков.

Валерий Тишковның исеме 2002 елда Татарстанда еш яңгырады. Милли интеллигенция аның татар халкын себер татарлары, әстерхан татарлары кебек төркемнәргә бүлгәләүдә гаепләделәр. 

“Татар-информ”.

Просмотров: 1145

2 комментариев

  1. Сайлаулар узгач тагын шул Тишков ише козгыннар очкалый башларлар инде алар…

  2. ​Чёрный ворон,черный ворон
    Что ж ты вьёшься надо мной,
    Ты добычи не дождёшься,
    Чёрный ворон, я не твой.

    Что ж ты когти распускаешь
    Над моею головой,
    Ты добычу себе чаешь,
    Чёрный ворон, я не твой.

    Завяжу смертельну рану
    Подарённым мне платком,
    А потом с тобой я стану
    Говорить всё об одном…