О сохранении этнической идентичности в условиях полиэтничного региона (Самарская область)

Данияр Сайфиев (1974), Самара Главный редактор журнала «Самар татарлары» («Самарские татары»), член совета Самарского областного татарского общества «Туган тел» («Родной язык»)

Данияр Сайфиев (1974).

В наше время всеобщей глобализации особую актуальность приобретают проблемы этничности и этнической идентичности. Эти вопросы широко обсуждаются в среде социологов, историков, политологов, нередко переходя в разряд политических дискуссий, охватывая широкие слои населения.

Расширение информационного пространства, углубление экономических и культурных связей между странами и народами воздействуют не только на образ жизни, но и на сознание людей, подчиняя их единым стандартам, стирая присущие этносам формы поведения, морали, обычаев, традиций, производственных и бытовых отношений, что неуклонно ведет к размыванию национальной идентичности, унификации и постепенной ассимиляции.


Полиэтник төбәк шартларында милли үзаңны саклау турында
Бүгенге заманда милли үзаңның «юылуы», унификацияләү, ассимиляцияләү. Соңгы унъеллыкта Россия Федерациясе халыклары милли үзаңының үсүе. Идел буендагы зур шәһәрләрдә, Самар өлкәсендә татар үзаңы. Хакимият органнары тарафыннан милли үзаңны саклауны хуплау. Ярдәм таләп ителгән юнәлешләр: массакүләм мәгълүмат чаралары, милли мәктәпләр.
Данияр Сәйфиев (1974), Самар
«Самар татарлары» журналының баш мөхәррире.


On the Preservation of National Identity in a Multi-Ethnic Region
Blurring of national identity, unification and assimilation in the modern world. Rise of the national consciousness of the peoples of the Russian Federation in recent decades. The Tatar identity in large cities of the Volga region in general and in the Samara region in particular. Public authorities’ support for the preservation of national identities. Media and national schools as areas which need support most of all.
Daniyar Sayfiev (1974), Samara
Editor-in-Chief, «Samar Tatarlary» magazine.


В России с ее многонациональным и многоконфессиональным населением вопросы сохранения этнической идентичности наиболее остро проявились на волне наблюдающегося в последние десятилетия роста национального самосознания. Проблема этничности, этнической идентичности стала подниматься в СССР в конце 80-х годов прошлого столетия, которые многие народы современной многонациональной России считают ренессансом национального самосознания. Именно с приходом гласности, появлением определенных политических свобод вопросы этничности становятся темой дискуссии для многих социогуманитарных дисциплин. Конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века ознаменовались для многих российских регионов созданием национально-культурных объединений, национальных творческих коллективов, изданием СМИ на национальных языках, возрождением национальных праздников и традиций. Все это можно рассматривать как противостояние прогрессирующей унификации с целью сохранения самобытной культуры, традиций и обычаев, языков многочисленных народов, населяющих страну. В научной литературе этот процесс получил название «этнический парадокс современности». Россию населяют представители более 200 народностей, многочисленных языковых групп, носителей самых разнообразных культур. Утрата их может привести к невозвратным потерям богатейшей самобытной культуры народов России, которая всегда была предметом гордости и силы страны, изначально являвшей собой уникальный синтез гармоничного сосуществования многочисленных этносов. Сохранение этого богатейшего наследия должно стать приоритетным в национальной политике государства.

Этническая самоидентификация является главным фактором, выделяющим этнос среди других, определяет значимость его культурных традиций, исторических и семиотических мотивов его формирования. В настоящее время в крупных городах Поволжья возрождение этнокультурных традиций в повседневной культуре способствует не только сохранению и развитию самобытности, но и органичному вхождению татар в мировое сообщество. При этом в современном полиэтничном и поликонфессиональном мегаполисе неизбежны процессы модернизации и универсализации в повседневной культуре. Тем более понятно и естественно желание людей сохранить, возродить, развивать и транслировать свою этническую культуру, обращение их к национальным традициям, что, как ничто другое, подтверждает их этническую самоидентификацию.

Современные татары, проживающие на территории Самарской области, довольно интенсивно вовлечены во все отмеченные процессы. Большая их часть живет в городах области и работает в условиях постоянных межэтнических контактов, что, несомненно, ведет к унификации повседневных культурных практик и к постепенной ассимиляции татар – в языковом, бытовом и других смыслах. Тем не менее, по данным социологических исследований, почти все татары продолжают осознавать свою этническую принадлежность, четко разграничивая свое этническое пространство. Сохранение этнической идентичности народов России требует системных усилий со стороны органов государственной власти. Безусловно, такая поддержка существует. В частности, на территории Самарского региона действуют государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области», муниципальная программа «Самара многонациональная», в рамках которых в том числе оказывается помощь общественным национально-культурным объединениям. Проведенное в 2016 году социологическое исследование показало, что большая роль в сохранении и развитии этнической культуры принадлежит национально-культурным центрам. Для многих из них в Самарской области безвозмездно предоставляются помещения в Доме дружбы народов, оказывается организационная и финансовая помощь в проведении национальных праздников. Однако только этих мер недостаточно. Считаю, что для сохранения национальной идентичности необходимо усилить меры государственной поддержки, оказываемой национально-культурным центрам, национально-культурным автономиям в их деятельности. В настоящее время все эти общественные организации работают исключительно на добровольных началах. Сегодня этнокультурными общественными организациями проводится огромная работа в плане воспитания детей, подрастающего поколения, в плане организации досуга, укрепления основ семьи, сохранения традиций. Открываются музеи, устанавливаются памятники, люди готовы вкладывать свои силы и средства в строительство мечетей, издание книг, журналов, образовательные мероприятия, проведение конкурсов. Однако с каждым годом организация таких мероприятий становится все затратнее и, несмотря на то, что сохранение национальной идентичности – сфера ответственности, в первую очередь, самого человека и институтов гражданского общества, государственная поддержка таким объединениям крайне необходима.

Также следует увеличить поддержку со стороны государственных органов власти средствам массовой информации, издающимся на национальных языках народов России. Сегодня в Самарской области с разной периодичностью издается 10 национальных газет. Государство поддерживает этнические газеты, издающиеся на языке народов Поволжья и учредителями которых являются национально-культурные общественные объединения. По количеству этнических изданий Самарская область находится на первом месте. Однако общий объем финансирования издания газет составляет всего лишь чуть более 2 млн рублей в год на всех. Причем поддерживаются только те издания, которые издаются на языке, учредителем которых выступают национально-культурные автономии или национально-культурные центры. Поддержка других изданий возможна только через грантовые программы.

Особое внимание необходимо обратить на вопросы, связанные с государственным квотированием теле- и радиочастот для электронных СМИ, вещающих на языках народов России. Самарским областным татарским обществом «Туган тел» и НК «Ассоциация содействия татарским предпринимателям Самарской области» в 2014 году была предпринята попытка создания татарского радио в Самаре. Были разработана частота, приобретена и смонтирована студия, но ни в одном из двух федеральных конкурсов на получение радиочастоты выиграть не удалось. Примечательно, что в последние годы попытки создать FM-проекты в Республике Татарстан также не увенчались успехом. Самарская область имеет уникальный опыт радиовещания на языках народов Поволжья. В конце 90-х здесь работало многонациональное «Радио-7», где транслировались программы на 12 языках. Это радио представители многих этносов слушали семьями и оно пользовалось большой популярностью. Очень важно возродить эту программу, сделать ее доступной и востребованной.

Данияр Сайфиев2Данияр Сайфиев3Есть острая необходимость в создании на федеральных и региональных телевизионных и радиоканалах тематических программ, рассказывающих о народах, проживающих на территории регионов Российской Федерации, их истории, культуре, обычаях и традициях. На региональных теле- и радиоканалах ввести программы на языках этих народов. Такой опыт уже имеется в некоторых полиэтничных российских регионах – Ульяновской, Кировской, Пензенской, Астраханской областях.

Особо в господдержке нуждаются школы с национальным компонентом. В Самаре, где проживают более 100 тысяч представителей татарского этноса, действует единственная татарская школа «Яктылык», рассчитанная на 420 учащихся. Обращения национально-культурных объединений к региональным и муниципальным властям с просьбой выделить помещение под вторую школу уже четыре года остаются безрезультатными. Также необходимо разработать механизмы подготовки и финансовой поддержки преподавателей воскресных школ по изучению языков, истории, традиций и культуры того или иного этноса. В настоящее время учитель воскресной школы может рассчитывать на ежемесячную зарплату со стороны государства в размере 2000 рублей. Поэтому институт воскресных школ в Самаре развит слабо. Ценности, обретенные в юные годы, практически не могут быть вытеснены из сознания. В силу этого любое общество может оставаться самим собой лишь до тех пор, пока обладает определенной национально-культурной идентичностью, задающей вектор дальнейшего развития. Поэтому естественной реакцией любого этноса является противостояние негативным процессам глобализации и унификации во имя сохранения своего уникального национально-культурного потенциала.

Данияр САЙФИЕВ, главный редактор журнала «Самар татарлары» («Самарские татары»), член совета Самарского областного татарского общества «Туган тел» («Родной язык»).

Спецвыпуск журнала «Самар татарлары» («Самарские татары»),
приуроченный к VI съезду Всемирного конгресса татар —
«Инкыйраз яки яңарыш» («Вырождение или возрождение»).

 

Просмотров: 1347

Комментирование запрещено