Рецензия доктора исторических наук Ф.Ш.Хузина на книгу «Татары Самарского края: историко-этнографические и социально-экономические очерки»

1-DSC_0423

Фаяз Шарипович ХУЗИН, доктор исторических наук, член-корреспондент АН РТ.

У татар, казалось бы, нет особых претензий к историкам по поводу недостаточного внимания исследователей к их истории – древней, средневековой и современной. Будучи самым многочисленным, после русских, народом России, происхождение которых так или иначе связывали с пресловутыми монголо-татарами, они практически с момента возникновения исторической науки во второй половине XVIII в. оказались в центре внимания ученых. Историография истории татар, включающая труды историков, археологов, этнографов, антропологов и других специалистов, а также краеведов, чрезвычайно богата. Только в последние годы появились ценные обобщающие труды, в числе которых назовем коллективную монографию «Татары» (М.: Наука, 2001), семитомную «Историю татар с древнейших времен» (Казань: Ин-т истории АН РТ, 2002–2014), шеститомную «Татарскую энциклопедию» (Казань: Ин-т Татар. Энцик., 2002–2014). Особый интерес среди читателей вызвали монографии и сборники статей этнографов, посвященные различным этнокультурным группам татар: тюркским народам Крыма и Сибири, касимовским, астраханским и приуральским татарам, молькеевским кряшенам и нагайбакам.

Нельзя сказать, что самарским татарам в нашей историографии уделялось мало внимания. Различные аспекты истории самарских татар (преимущественно этнография, история отдельных деревень, знаменитые личности), освещены в ряде работ, как профессиональных историков, так и краеведов, в том числе на страницах журнала «Самарские татары». Однако рецензируемый труд – «Татары Самарского края» – первое обобщающее исследование одной из территориальных групп волго-уральских татар и, смею утверждать, совершенно уникальное явление в современном татароведении, прежде всего потому, что в данной книге освещается вся история татар данного региона, начиная с появления тюркских племен в Среднем Поволжье и кончая современностью (Ш.Х. Галимов, Д.А. Сташенков, А.Ф. Кочкина); представлена этнографическая характеристика народа (М.В. Кржижевский); на ярких материалах показывается вклад татар в экономику, хозяйственную жизнь Самарского края (Н.Ф. Тагирова); имеются разделы о национальном образовании самарских татар (Д.Ю. Гатин) и об исламских традициях на самарской земле (Ю.Н. Гусева). Чрезвычайно интересный и ценный с исторической точки зрения материал по истории татарских населенных пунктов представлен в последнем разделе книги.

Важно отметить, что источниковедческую базу книги составляют археологические, этнографические, лингвистические (топонимика), картографические материалы, сведения средневековых авторов, воспоминания участников исторических событий, а также многочисленные архивные документы, выявленные в фондах 15 центральных (РГАДА, РГВИА, РГИА – Москва) и региональных (Самара, Тольятти, Ульяновск, Казань, Уфа, Оренбург) архивов России. Комплекс источников, использованных авторским коллективом, позволяет создать у читателя объективное представление об истории самарских татар в контексте общей истории края и страны в целом.

Книгу открывает предисловие («Уроки истории») Минахмета Халиуллова, по инициативе и под общей редакцией которого она издана. Справедливо отмечая, что история татар составляет неотъемлемую часть истории Российского государства, он подчеркивает в первую очередь воспитательное, а не только научно-познавательное, значение региональной истории. «Осознание своей внутренней связи со своей нацией», «чувство гордости за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным делам предков», по убеждению автора предисловия, должны лежать в основе патриотического воспитания молодежи.

Основная часть книги (раздел «Татары Самарского края: историческая ретроспектива и опыт веков», с. 9–292) написана Ш.Х. Галимовым, активным членом Самарской областной татарской национально-культурной автономии, председателем областного общества татарских историков и краеведов. В вводной части к разделу автор дает краткие сведения об основных концепциях происхождения татар, совершенно справедливо, на мой взгляд, признавая в качестве основополагающих булгарский и татарский компоненты в их этногенезе. Далее следует краткий анализ тюрко-татарской топонимики края (с. 15–19), занимающий ведущее место среди географических названий Среднего Поволжья.

Далее следует история предков татар эпохи Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и более поздних периодов, вплоть до современности.

История Волжской Булгарии освещена в целом правильно, однако создается впечатление, что автор почему-то отдает предпочтение трудам дореволюционных исследователей, игнорируя концепции современных булгароведов. Замечания: 1) имя автора начала Х в. Ибн Русте (современное написание) Д.А. Хвольсон переводил как Ибн Даста (в книге 1869 г. издания) и это написание все еще звучит в разделе Ш.Х. Галимова. То же самое с именами эл-Бекри, эль-Варди, эль-Андалуси (вместо эль сейчас пишут аль или ал, напр., ал-Балхи); 2) местонахождение Семендера – одной из столиц Хазарии, определено археологами – Таркинское городище в Дагестане, а не в Калмыкии, как пишет автор; 3) по мнению автора, «войны с русскими княжествами» … привели к ослаблению Булгарии (с. 20). Заметим, что из 16 зафиксированных летописцами походов X – начала XIII вв. 12 совершены русскими на булгар, 4 – булгарами на русские земли. Здесь необходимо акцентировать не булгарские походы на русские города, а русские походы на булгар в качестве одной из причин ослабления государства перед монгольским нашествием.

В целом положительно оценивая раздел о Золотой Орде, должен высказать несколько замечаний: 1) развалины города Сарай ал-Джедид находятся у современного Волгограда (Царевское городище), а не в районе Астрахани (с. 36); 2) имя Ибн-Баттуты везде написано неправильно – Батутта; 3) опять же преимущественное внимание дореволюционным авторам, а ведь золотоордынские города достаточно основательно изучены современными археологами, нужно было использовать их материалы, подробно опубликованные в последние десятилетия.

Последнее замечание относится и к главе о Казанском ханстве. В таблице «Казанские ханы и годы их правления» приведены сведения, почерпнутые из книги Айши Рорлих, которая в ряде случаев использовала данные дореволюционных исследователей. Здесь, в упомянутой таблице, имя Ильгама-хана приводится в форме «Али», как у авторов XIX – начала ХХ вв.

Никаких документальных сведений о правлении Улуг Мухаммеда нет. Он, говоря современным языком, – автор проекта о Казанском ханстве, но основателем государства является все же не он, а его сын Махмуд, занявший в 1445 г. казанский престол, убив местного правителя Алибея (Галимбека). Поэтому включение Улуг Мухаммеда в список казанских ханов, на наш взгляд, не соответствует действительности.

По главе «Ногайская Орда» у меня два замечания: 1) читателю (не-историку) не совсем понятно происхождение названия государства – Ногайская (орда), Мангытский (юрт); 2) говоря о крайней запутанности «вопроса о соотношения татар и ногаев», автор вслед за некоторыми исследователями, придерживается концепции их тождественнсти, при этом не совсем понятно, какие татары имеются в виду – средневековые в составе Золотой Орды или современные, волго-уральские?

В целом же я должен признать, что главы о средневековых государствах предков татарского народа выполнены на высоком научном уровне, написаны хорошим литературным языком и читаются с интересом.

Однако гораздо более интересными мне, булгароведу, показались главы, посвященные истории Самарского края после присоединения его к Русскому государству. Плодотворны суждения автора о «Диком поле», мастерски и со знанием дела написана глава о времени основания Самары. Она основана не русскими, это понятно, потому что название города не русское. Вполне допустим золотоордынский возраст Самары. Вряд ли между золотоордынским и русским городом существовал большой хронологический разрыв, иначе городу давали бы русское название. Дело за археологами.

С удовольствием прочитал и последующие главы этого раздела, но, не будучи специалистом по более поздним периодам истории, вряд ли сумею объективно оценить все проделанное Ш.Х. Галимовым. Превосходно! – вот моя общая оценка. (А «Приложения» к разделу – документы и статистические данные – продолжаю еще анализировать по-своему, просто из-за любопытства).

Последующие два раздела – «Средневековые кочевники на территории Самарского Поволжья» и «Южные земли Волжской Булгарии» – написаны известными археологами Д.А. Сташенковым и А.Ф. Кочкиной. Написаны со знанием дела, использованы результаты самых последних археологических раскопок, материалы тщательно анализированы, обобщены, выводы хорошо обоснованы и никаких возражений не вызывают.

К сожалению, о разделах, авторами которых являются Д.А. Гатин, Ю.Н. Гусева, Н.Ф. Тагирова, М.В. Кржижевский, кроме банального «хорошо написаны» ничего не могу сказать.

Завершает книгу раздел, в котором собраны полезные для читателя сведения о татарских населенных пунктах Самарской области. Хотелось бы увидеть этот раздел в расширенном варианте в виде книги – есть еще над чем работать местным краеведам.

В заключение следует отметить хорошее качество иллюстративного материала (нередко уникальные фотографии, карты и пр.), которые не только украшают книгу, но и помогают более наглядно представить свою историю.

Выпущена в свет нужная и полезная книга. Надеюсь, что она послужит образцом для историков других областей, где проживают татары.

Фаяз Шарипович ХУЗИН, доктор исторических наук, член-корреспондент АН РТ.
6 сентября 2017 г.

samtatnews.ru


КОНТЕКСТ:

Увидело свет научное издание «Татары Самарского края: историко-этнографические и социально-экономические очерки» / Яңа китапны тәкъдим итү кичәсенә рәхим итегез!

 

Просмотров: 1236

Комментирование запрещено