Плоды минпросвещения: Москва готовит родным языкам секвестр?

RIAN_2966576.LRВ распоряжение «БИЗНЕС Online» попали пока что секретные варианты учебных планов, разосланные в регионы для сбора отзывов

Ведомство Ольги Васильевой за подписью ведущего советника одного из департаментов Светланой Третьяковой направило в субъекты РФ проекты обязательной части новых учебных планов с учетом языковой реформы. В программе отсутствуют государственные языки регионов, часы родного языка сокращены, зато как обязательный предмет вводится второй иностранный. Документы пока далеки от принятия, но направление уже чувствуется.

«КАКИМ ОБРАЗОМ ОНИ К ВАМ ПОПАЛИ?»

Известный специалист в области изучения языков, завкафедрой ЮНЕСКО Северо-Осетинского педагогического института Тамерлан Камболов в своем «Фейсбуке» «рассекретил» важный документ, пришедший из недр недавно разделенного министерства образования и науки РФ. «Федеральное министерство просвещения разослало, наконец, вариант учебного плана, из которого явствует, что цель уничтожить (отвечаю за этот термин) родные языки народов РФ не отменяется», — пишет профессор Камболов и призывает коллег отправлять свои предложения и рекомендации по новому учебному плану для российских школ на электронный адрес одного из ответственных сотрудников федерального ведомства.

Речь идет о ведущем советнике департамента государственной политики в сфере общего образования минобра РФ Светланой Третьяковой, которая и разослала соответствующий документ, адресаты в регионах — члены рабочей группы при министерстве (министр образования Башкортостана Гульназ Шафикова, министр образования Дагестана Уммупазиль Омарова, старший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории Карельского НЦ РАН Зинаида Строгальщикова, начальник управления контроля и надзора министерства образования и науки Удмуртии Тамара Ворожцова и другие), занимающейся этим вопросом. «БИЗНЕС Online» познакомился с письмом от Третьяковой и приложенными к нему документами, подлинность которых подтвердила сама представитель минпросвещения РФ в разговоре с нашим корреспондентом. При этом она удивилась, что документы оказались в распоряжении СМИ: «Каким образом они к вам попали, если я по почте рассылала только некоторым членам рабочей группы? Это кулуарная работа, которую мы делаем». Между тем, согласно письму, до 2 июля регионы должны представить в Москву свои замечания и предложения.

Представитель федерального ведомства открещивается от того, что разосланные в регионы планы — это уже готовые решения, а с вопросами о судьбе родных и госязыков республик РФ предлагает обращаться в Госдуму. «На такие вопросы я отвечать не буду. Государственным языком, законом и прочим занимается у нас Госдума, комитет по образованию. Если вы хотите какие-то комментарии, обращайтесь туда. У нас сейчас идет совершенно рабочая деятельность, которая направлена на решение некоторых вопросов. У нас нет ни одного сейчас готового решения, чтобы с вами обсуждать», — заметила Третьякова в беседе с «БИЗНЕС Online».

В минобразования Татарстана не стали отрицать получения документов из Москвы, тем более что одним из адресатов был первый замминистра Ильсур Хадиуллин. Он также удивился, что рабочий документ стал достоянием гласности, предложив вернуться к вопросу позже. «Мы пока все это обсуждаем, я не могу сказать, согласны мы или не согласны, потому что идет процесс разработки, выработки своих вариантов и согласования. Пока никаких вариантов нет», — сказал Хадиуллин нашему корреспонденту.

Очень эмоциональна была самый последовательный оппонент Татарстана в «языковом вопросе», руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко. «Это такая халтура! Я просто в шоке! Была рабочая группа, этих планов никто не обсуждал. Я была в данной рабочей группе. Откуда эти планы выплыли, непонятно, никто их не видел!» — заявила она «БИЗНЕС Online». Артеменко слышала о письме за подписью Третьяковой, но уверена, что та просто не имеет подобных полномочий. «Пока концепции не будет (для этого тоже рабочая группа создается), ведь Дума поручила минобру разработать концепцию преподавания родных языков, никаких учебных планов не будет», — заключила наша собеседница.

«БИЗНЕС Online» направил официальные запросы в минобры РФ и РТ относительно разосланных в регионы учебных планов, но на момент публикации ответов получено не было.

БЫЛО ТРИ ЧАСА, СТАЛО ДВА

Итак, документ существует, он разослан, на него ждут ответа. Хотя бумага не имеет официального статуса, по ней можно судить о ходе мысли чиновников минпросвещения. 

Мы сравнили «план Третьяковой» с действующим учебным планом, а именно: с вариантом №3 (начальная школа) и №4 (средняя школа) действующих ФГОС (в редакции 2015 года — это последняя версия, которая представлена на сайте минпросвещения). Только в рамках данных планов предусмотрено преподавание родного языка в школах, где основные предметы изучаются на русском. Сразу отметим, что в разосланном письме описывается только 5-дневная учебная неделя, хотя раньше школы с преподаванием родных языков могли выбрать лишь 6-дневку.

Рассмотрим план для начальной школы — с 1-го по 4-й класс. Сразу обращает на себя внимание то, что предмет «Родной язык и родная литература» урезан. Если по старым учебным планам на него отводилось по 3 часа в неделю, то по новым — 2 часа. При этом единый сейчас предмет разделен надвое: 1 час предусмотрен на родной язык, 1 час — на родную литературу.

На первый взгляд при переходе на пятидневку сокращаются и часы русского языка. Согласно действующему ФГОС, в начальной школе преподают по 4 часа русского языка в 1-м классе и по 5 часов со 2-го по 4-й класс. По новым же учебным планам, все четыре года русский язык будет преподаваться в объеме 4 часов, но зато в качестве компенсации вырастает число часов «Литературного чтения» — с 2 часов в 1-м классе и 3 часов во 2–4-х классах до 4 часов во всех классах, кроме 4-го, где на этот предмет отводится 3 часа. В сумме русский и литературное чтение даже выигрывают — было 30 часов, а станет 31 час.

Один час, позаимствованный у «Литературного чтения» в 4-м классе, как известно, отводится на обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В сопроводительном письме Третьяковой предлагается в «Пояснительную записку к примерным учебным планам» добавить следующую формулировку: «По выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в рамках учебного предмета „Основы религиозных культур и светской этики“ основной образовательной программы начального общего образования изучаются модули: основы православной культуры, основы буддийской   культуры, основы светской этики в пределах возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность».

Заметим, что в перечне нет основ исламской культуры, так же как, к примеру, иудаизма. Опечатка? Сама Третьякова отвечать на этот вопрос отказалась: «Основы исламской культуры? Я этим вопросами не занимаюсь. Это не мой вопрос совершенно!»

Сама формулировка «по выбору родителей» уже содержится в действующей версии ФГОС, так что нового в ней ничего нет. Однако стоит напомнить, что в Татарстане к изучению предмета подходят по-особенному — в рамках данного предмета по факту изучаются только «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Такова принципиальная позиция властей Татарстана. «Мы слишком дорожим тем согласием, что сформировалось в республике за многие века совместного проживания людей разной веры и национальности, чтобы допустить разделения детей (а это неизбежно затронет и их родителей, семьи) по этноконфессиональному признаку», — заявлял по этому поводу в 2009 году тогда еще президент РТ Минтимер Шаймиев. Такую позицию неоднократно критиковала РПЦ, в том числе патриарх Кирилл. Что если здесь имеет место оговорка по Фрейду и федеральный центр задумал и тут ввести Татарстан в единое со всей остальной страной поле?..

ВСЕ РАДИ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО?

Что касается средней школы (5–9-е классы), то на предметы «Родной язык» и «Родная литература» также отводится по одному уроку в неделю. Более того, в 9-м классе «Родная литература» полностью исчезает. В сумме с 5-го по 9-й класс было 15 часов, станет 9 часов.

Другие предметы при переходе на пятидневку тоже сокращаются, но не так существенно. Русский язык и литература теряют по 2 часа — их совокупных объем с 5-го по 9-й класс снижается с 34 до 30 часов. Уменьшаются музыка с ИЗО, иностранный язык, убавлен даже один урок физики (в 9-м классе).

Зато в 6–9-х классах добавляется второй иностранный язык — 1 час в неделю. Вокруг этого нововведения, если оно случится, также могут возникнуть дискуссии. Напомним, решение о введении в школах обязательного второго иностранного языка минобраз РФ, который в ту пору возглавлял Андрей Фурсенко, принял еще в 2010 году, однако сразу же был предусмотрен пятилетний переходный период, а в 2015 году срок нововведения отложили на учебный год 2017/18.

Но еще в сентябре прошлого года нынешний министр просвещения России Ольга Васильева говорила о том, что обеспечить изучение двух иностранных языков во всех российских школах пока невозможно, поэтому лучше хорошо знать один иностранный язык, желательно английский. После этого идея, казалось, была похоронена. Но выходит, что это не так, второй иностранный может появится в том числе и в школах с преподаванием родных языков. И даже, если верить письму Третьяковой, в ущерб им.

Напомним, что председатель профильного комитета Госдумы Вячеслав Никонов по ходу обсуждения законопроекта о языковой реформе в первом чтении прямо отрицал возможность ущемления: «Может, стоило бы даже увеличить количество часов на изучение родного языка. Во всяком случае, о сокращении часов и об изъятии из обязательной части речи не идет». Один из авторов законопроекта, депутат из Чувашии Олег Николаев, сообщил «БИЗНЕС Online», что все учебные программы должны быть представлены в Думу ко второму чтению закона, которое, предположительно, случится в середине июля.

Возможно, в недрах минпросвещения разрабатываются и другие варианты учебных планов, в том числе и для шестидневки, и без второго иностранного. Но если даже представленный в письме Третьяковой план будет принят наряду с другими, все равно открывается окошко для сокращения часов родного языка.

 «ПОНИМАТЬ, ЧТО РОДНОЙ КРАЙ ЕСТЬ ЧАСТЬ РОССИИ»

Также в сопроводительном письме даются и рекомендации по организации учебного процесса. Четко установлен порог минимальной численности языковой группы. «При проведении занятий в общеобразовательных организациях может осуществляться деление классов на группы: в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы с меньшей наполняемостью, но не менее 8 человек в группе». Но есть положительный момент: даже если тот или иной язык выберет только один ребенок, он сможет изучать его в другой форме: «При меньшей численности в группе может быть организовано обучение по индивидуальному учебному плану и (или) в сетевой форме реализации образовательных программ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Напомним, с подобными предложениями ранее выступил комитет Госдумы по делам национальностей во главе с Ильдаром Гильмутдиновым.

Фигурирует в письме федерального министерства и еще один любопытный документ — «Предложения по внесению изменений в ФГОС начального общего образования в части требований к планируемым предметным результатам». Речь, естественно, о предметной области «Родной язык и родная литература» и, соответственно, о тех компетенциях, которые должен иметь ученик, кончивший курс. Изменения, которые предлагает внести федеральный центр в образовательные стандарты, здесь, возможно, еще более ярко рисуют главные задачи всей языковой реформы. На смену знаниям, связанным с развитием национального самосознания и сохранением национально-культурных ценностей, приходят компетенции «о едином культурном пространстве Российской Федерации».

Вот избранные места из предложений по изменениям ФГОС. Из предметных результатов по «Родному языку» предлагается изъять, например, следующее положение: «Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания». Вместо этого предложено включить следующий тезис: «Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России».

Точно так же и с «Литературным чтением на родном языке». Из предметных результатов изымается следующее положение: «Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре». Вместо этого слушатели курса «Родная литература» должны получить «понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей».

Наконец, еще один существенный момент: в вариантах учебного плана по-прежнему нет предмета «Государственный язык республики», хотя в проекте «Пояснительной записки» он упоминается через запятую с предметом «Родной язык». В предложениях же по изменению целей курса эти два понятия используются как синонимы. Напомним, Татарстан жестко настаивал на разделении этих двух предметов с выделением на каждый из них отдельных часов.

«ТАТАРСТАН ДОЛЖЕН ДАТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ»

По информации «БИЗНЕС Online», многие эксперты из регионов готовят свои критические отзывы и предложения по приведенным учебным планам. В Кабардино-Балкарии, получив их на руки, уже успели провести круглый стол. В Башкортостане родители собираются пикетировать республиканский минобр. От имени Северной Осетии высказался профессор Камболов, он уже отправил свой отзыв в Москву и опубликовал его в «Фейсбуке». 

Камболов, в частности, обращает внимание минпросвещения РФ на то, что государственные языки не отражены в проекте учебного плана, 2 часа в неделю на изучение родного языка и литературы недопустимо мало, а прекращение изучения родной литературы после 8-го класса недопустимо, она, по мнению эксперта, должна преподаваться до 11-го класса включительно. «Отсутствие проекта учебного плана по полному общему образованию, скорее всего, означает, что изучение родного языка и литературы не планируется в 10-х и 11-х классах», — отмечает ученый.

Критически воспринимают предложения из федерального центра и татарстанские эксперты по национальному образованию. «Естественно, 1 час родного языка и 1 час литературы — это абсолютно недостаточное количество для освоения предмета. Те вещи, которые прописаны во ФГОС относительно знания родного языка, этот стандарт невозможно освоить за 1 час, — уверен член инициативной группы „За сохранение родных языков“ Айрат Файзрахманов. — Есть противоречия в документах самого министерства — стандартах освоения языка и того количества часов, по которым оно рассчитано. Отсутствует государственный язык республики, хотя изначально об этом говорилось много, — в учебном плане нет государственного языка республик, возможно, он окажется в вариативной части». По мнению Файзрахманова, новый документ показывает, что именно федеральный минобраз был одним из инициаторов наступления на родные языки. «Татарстан должен дать отрицательное заключение на это решение, может быть, даже не отрицательное, мы же любим мягко выступать, должно быть предложение относительно 2–3 часов родного языка, и закрепить предмет „Государственный язык“ в инвариативной части примерных учебных планов», — считает наш собеседник. 

«Нас там вообще ничего не устраивает. Это вообще дикий вариант, — говорит руководитель ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ „Магариф“ Марат Лотфуллин. — Во-первых, нет отдельно государственного языка. 6 часов русского, 2 часа родного и 3 часа иностранного — вообще ни в какие рамки не лезет».

Впрочем, по мнению Лотфуллина, присутствие в предмете «Родной язык» русского языка (а именно на это фактически уже согласились власти Татарстана) делает бессмысленной борьбу за часы. «Сейчас можно что угодно писать: хоть 3 часа родного, хоть 4, все равно все будут выбирать русский язык. Сейчас принципиальна борьба не за количество часов, а за то, чтобы русский не входил в число родных. У них неравный статус, по родным языкам экзамена нет, он не влияет на квалификацию, никак не влияет на будущее детей, а вот по русскому языку нужно сдавать ЕГЭ, и он учитывается при поступлении на любой факультет в любой университет. Необходимо ввести ЕГЭ по родному языку, а его баллы учитывать при поступлении в университеты. У всех языков должны быть равные условия и права, согласно Конституции РФ», — считает эксперт.

От себя же заметим, что продолжение обсуждения столь важной и чувствительной темы, как изучение родного языка в школе, келейно и в закрытом режиме приводит только к очередным недомолвкам, непониманию и потенциальным конфликтам. И вообще, раз уж тема вызывает столько споров, не совсем правильно отдавать ее на откуп чиновникам. Твердые и четкие гарантии по изучению родных языков могут и должны быть зафиксированы федеральным законом — тем самым, который сейчас готовится ко второму чтению. Тогда никакие Третьяковы никого не взбаламутят.  Так что у депутатов Госдумы от Татарстана есть шанс на «реабилитацию» за неоднозначно воспринятое голосование в поддержку языковой реформы.

«БИЗНЕС Online».

 

Просмотров: 1012

Комментирование запрещено