Быть крылатым от рожденья

На отдыхе при выполнении рейса Будапешт-Казань-Будапешт. Венгрия, 2012 годТак начинается одна из строк древнегреческого поэта Аристофана. А завершается она следующими словами «…лучше всех на свете благ». Вся фраза целиком, на мой взгляд, очень верно описывает жизненный курс Ф.Т. Фарукшина – одного из первопроходцев национального возрождения в регионе, нашедших в себе в конце 80-х годов силы, желания и смелость для создания в Куйбышеве областной общественной татарской организации «Туган тел» («Родной язык»). Вскоре после того он переехал в Казань, и связь со штурманом самолета Ту-154 пропала. Лишь в преддверии 30-летнего юбилея Самарского областного татарского общества «Туган тел» удалось установить контакт с Фаиком Туземовичем, узнать о его житье-бытье и расспросить о тех легендарных днях периода «перестройки», когда он первым поднял лозунг «Куйбышевские татары, объединяйтесь!» и начал поиск единомышленников.

«Крылатость» Фаика эфенди, присущая ему с детских лет, проявляла себя в трех смыслах. Во-первых, в самом прямом, поскольку после полета Ю.Гагарина пятилетний уроженец поселка Актюбинский (Актюба) Азнакаевского района ТАССР начал везде заявлять, что будет летчиком. В шестом классе он склеил из бумаги парашют и прыгал с ним с крыши, а в 9-10 классах организовал авиамодельный кружок и собирал в нем летающие модели самолетов с поршневыми двигателями.

Фанатичное желание стать авиапилотом сочеталось у юноши с жаждой к знаниям и тягой к наукам, причем их спектр был гораздо шире темы покорения неба. Однажды классная руководительница поинтересовалась, какие книги для чтения берут ее подопечные в библиотеке поселкового Дома культуры, и была удивлена разнообразием штудируемой Фаиком литературы. А, как известно, знания, с удовольствием «поглощаемые» человеком, как бы придают ему крылья. Так обозначил себя второй смысл крылатости Фарукшина.

Трудовая деятельность парня, начавшаяся после окончания средней школы в 1972 году, была также сориентирована на воздушный океан. Правда, поначалу он токарил в родном рабочем поселке, но с августа 1973-го по март 1974-го работал в моторостроительном проектном бюро г. Казани. Днем точил корпуса для ракет, по вечерам учился и летал в аэроклубе на реактивных самолетах Л-29, которые дали путевку в небо не одной тысяче советских летчиков. И поныне многие из них с теплотой вспоминают эту «воздушную парту» чехословацкого производства.

В апреле 1974 года Фаика призвали в армию, и службу он проходил в Саранском учебно-авиационном центре (СУАЦ), который в тот период выдвинулся в число лучших в стране. СУАЦ награждали переходящим Знаменем министерства обороны, «Почетным значком» ЦК ДОСААФ, грамотами и денежными премиями. Ежегодно из центра выходили 100 высококвалифицированных летчиков запаса ВВС. В сентябре 1975-го в их числе значился и младший лейтенант Фарукшин, освоивший истребитель МиГ-17.

Через три месяца он устроился на работу в Бугульминский объединенный авиаотряд Приволжского управления гражданской авиации (ПУГА), где начал авиатехником, а потом переквалифицировался на диспетчера по управлению воздушным движением. Одновременно Фаик учился на заочном отделении Московского института инженеров гражданской авиации (МИИГА).

А осенью 1979 года он стал жителем Ленинграда, поскольку перевелся из МИИГА на второй курс дневного отделения ордена Ленина Академии гражданской авиации (ОЛАГА). После трехлетнего обучения выпускник ОЛАГА прибыл по распределению в г. Бугульму и был принят на должность штурмана 3-го класса самолета Ан-24. Но уже через два месяца его перевели в Казанский объединенный авиационный отряд (ОАО).

В год 400-летия г. Куйбышева штурман Фарукшин стал сотрудником 368-го летного отряда, базировавшегося в аэропорту Курумоч, и начал работать штурманом 2-го класса самолета Ту-154. К тому времени это воздушное судно уже в течение десяти лет эксплуатировалось в Куромоче, по-прежнему считаясь самолетом нового поколения. На нем впервые в отечественной практике было реализовано многократное резервирование основных систем, вполне прилично работала автоматика. Но далеко не все сильные летчики смогли переучиться на Ту-154, так как для этого требовалось высшее образование. У героя нашей статьи оно было, и он в составе экипажей летал много и в разных направлениях.

Самарский период жизнедеятельности Фаика завершился в январе 1989 года, когда он был принят в Татарский ОАО (г. Казань) на аналогичную должность. В том же месяце ему присвоили первый класс штурмана гражданской авиации. Спустя восемь лет владельца нагрудного знака «За безаварийный налет часов» со сменной планкой «7000 часов» назначают старшим штурманом летного отряда.

Затем 44-летний Фарукшин станет штурманом-инструктором и будет отвечать за подготовку коллег по профессии в составе 1-го летного отряда, поднимающихся в небо на Ту-154. Но люди «небесных» специальностей понимают, что это означало понижение в должности. Произошло оно в рамках реорганизации авиапредприятия, упразднившей должность старшего штурмана и введшей должность главного штурмана. Старательно работавшему Фаику «главного» не предложили, и можно предположить, что это связано с его борьбой за безопасность полетов, которую он вел в коллективе с 1999 по 2003 год посредством написания рапортов руководству с указанием различных неустраненных дефектов, упущений и случаев халатности должностных лиц.

Таких борцов за правду, как правило, у нас (да и не только у нас) не любят. Показателен в этом плане акт, составленный комиссией Татарского межрегионального территориального управления (МТУ) воздушного транспорта в августе 2003 года по итогам июньского заявления Фарукшина. Раздел «Выводы» начинается следующей фразой: «Некоторые факты авиационных событий, указанные в письме, искажены и описаны неверно». Стало быть, есть факты, изложенные верно, и по ним надо принимать жесткие решения, а не прятаться за слова «разработать мероприятия». Вместо этого заявителя тем же летом переводят в рядовые штурманы Ту-154.

В этом качестве Фаик эфенди проработает 11 лет, периодически меняя ОАО «Авиакомпания «Татарстан» на ЗАО «Авиакомпания ИСТ ЛАЙН» (Домодедовский район Московской области) и обратно, заслужит российский нагрудный знак «За безаварийный налет часов» II степени с планкой «Штурман» и за неделю до Нового, 2014, года вольется в ряды пенсионеров согласно медицинскому заключению.

Таким образом, его крылатость первого рода, несмотря на некоторую подрезку крыльев в начале века, успешно отработала свой ресурс, о чем свидетельствуют указанные выше награды и перечисленные в трудовой книжке благодарности и денежные премии.

А крылатость Фаика Туземовича во втором смысле возникла на базе интереса к истории своего народа и растущей гордости за славных предков и их деяния. Во время учебы в академии он часто посещал Эрмитаж, особенно – отдел археологии, где в экспозиции Пазырыкских курганов (Чулышманский хребет Восточного Алтая), являющихся захоронениями древних племен скифского периода, увидел фигурки барса и добротные изделия из тисненой кожи, предположив, что это свидетельствует о живших здесь до нашей эры предках татар.

Ознакомился слушатель академии и с кладом Кубрат хана (Перещепинский клад, найденный около Полтавы в 1913 году). Сей хан в VII веке н.э. создал Великую Болгарию со столицей Фанагория – античным городом на Таманском полуострове. Это было первое собственное государство болгар, ставших, по мнению некоторых ученых, одними из предков современных татар. Существовало оно непродолжительное время, так как сыновья хана нарушили его завет и поделили земли государства между собой. Однако они дали толчок будущей булгарской государственности на Дунае и Волге.

А когда штурман Фарукшин стал куйбышевцем, то при полетах из аэропорта Курумоч на восток наблюдал остатки земляного вала Ново-Закамской оборонительной линии, построенной в 1731-1736 гг. для защиты поселений и тогдашних границ России. Но знакомство с исторической литературой обогатило его предположениями ученых о том, что при возведении этой линии использовались булгарские засечные черты, фрагменты которых также можно было увидеть из самолета.Волжская Булгария соорудила исторический вал для прикрытия своей границы от набегов кочевников и монгольской орды.Значительные работы по его укреплению были осуществлены с 1224 по 1227 годы, после того как в районе Красной Глинки булгары с помощью военной хитрости и засечных черт разбили непобедимую доселе 30-тысячную армию монголов и пленили ее лучшего полководца Субедея, а также более 4000 воинов. Как писал Л.Гумилев, «победители при Калке потерпели серьезное поражение и потеряли множество людей».

«Все это вызывало гордость за свой народ, – говорит Фаик эфенди, – и хотелось разбудить современных его представителей, донести до них историю великих предков». Учтем при этом и особенности общественно-политической жизни граждан СССР второй половины 80-х годов, когда в соответствии с политикой перестройки началась демократизация общества, сделавшая явью бурный рост самодеятельных организаций, в том числе национальной и национально-культурной ориентации.

С родителями, братьями и сестрой, 1968 год

С родителями, братьями и сестрой, 1968 год.

Фаик в 10 классе

Фаик в 10 классе.

Фаик в 10 классе, 1972 год

Фаик в 10 классе, 1972 год.

Штурман Фарукшин, 1990 год

Штурман Фарукшин, 1990 год.

Курсант Саранского учебного авиационного центра, 1975 год

Курсант Саранского учебного авиационного центра, 1975 год.

Делегаты I съезда ТОЦ. Казань, 1989 год. Фарукшин - обведен кружком

Делегаты I съезда ТОЦ. Казань, 1989 год. Фарукшин — обведен кружком.

Делегаты I съезда ТОЦ. Казань, 1989 год. Фарукшин - первый справа во втором ряду

Делегаты I съезда ТОЦ. Казань, 1989 год. Фарукшин — первый справа во втором ряду.

Делегаты I съезда ТОЦ. Казань, 1989 год. Фарукшин - третий слева

Делегаты I съезда ТОЦ. Казань, 1989 год. Фарукшин — третий слева.

С первой женой. Ленинград, 1982 год

С первой женой. Ленинград, 1982 год.

Дочь Ф.Фарукшина от первого брака со своими детьми, Санкт-Петербург, 2019 год.

В этом доме, в квартире Фарукшина, состоялось учредительное заседание оргкомитета КТМКЦ

В этом доме, в квартире Фарукшина, состоялось учредительное заседание оргкомитета КТМКЦ.

Во дворе Голубой мечети. Стамбул, 1992 год

Во дворе Голубой мечети. Стамбул, 1992 год.

На отдыхе при выполнении рейса Будапешт-Казань-Будапешт. Венгрия, 2012 год

На отдыхе при выполнении рейса Будапешт-Казань-Будапешт. Венгрия, 2012 год.

На отдыхе при выполнении рейса. Египет, 1996 год

На отдыхе при выполнении рейса. Египет, 1996 год.

С дочерью от первого брака, Пушкин, 2012 год

С дочерью от первого брака, Пушкин, 2012 год.

С дочкой в музее-заповеднике Булгар, 2018 год

С дочкой в музее-заповеднике Булгар, 2018 год.

С сыном и дочкой в музее-заповеднике Булгар, 2018 год

С сыном и дочкой в музее-заповеднике Булгар, 2018 год.

Совершая рейсы в Казань, Фарукшин стал свидетелем того, как проблемы существования татарского народа стали открыто обсуждаться в столице республики и объединять активных людей. Так, на первом организационном собрании представителей татарской общественности (около 200 человек), состоявшемся 7 июня 1988 года в здании Казанского государственного университета, было решено сформировать инициативную группу в составе 11 человек для подготовки материалов и документов по актуальным проблемам национального развития и разработки вопросов организации общетатарского общественного движения. Как выяснится позднее, это были первые шаги на пути создания «Народного движения в поддержку перестройки – Татарский общественный центр» (ТОЦ).

Переполненный впечатляющей информацией о предках и о разворачивающейся активности соплеменников-современников, штурман воздушного судна отправился, образно говоря, в полет на благо татар. «Летом 1988 года я пришел в мечеть г. Куйбышева, – вспоминает он, – и обратился к мулле и прихожанам. Высказал свое желание создать в этом городе татарскую общественную организацию. Пригласил к себе домой (ул. Авроры, 169) желающих участвовать в создании организации «Туган тел». На первую встречу пришли двое дедушек, их имена уже подзабыл». (Можно предположить, что это были Вагиз Кадыров и Марат Сафин – прим. Р.Ш.). Кроме того, Фаик связался с руководителем татарского самодеятельного ансамбля песни, танца и поэзии «Ялкынлы яшьлек» («Пламенная молодость») И.И. Колючевым, базировавшегося в куйбышевском Дворце культуры металлургов.

Надо сказать, что общения с Ильгизом Исмаиловичем, ставшим вместе со своим коллективом своеобразным центром притяжения для многих местных татар, начали искать в то время и другие горожане, намеренные бороться за права своего народа на развитие культуры, образования и вековых традиций. А инженер авиационного завода А.К. Надиров еще в предыдущем десятилетии обсуждал с Колючевым свое письмо с предложениями по развитию национального образования и национальной политики, которое он отправил Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. Ильгиз эфенди тогда одобрил действия Надирова и запомнил его как активиста, радеющего за родную культуру. И когда на руководителя ансамбля вышел Фарукшин, Колючев дал ему телефон сотрудника завода «Прогресс» А.М. Нафигина, активно помогавшего «Ялкынлы яшьлек» в решении разных организационных вопросов и знакомого с Надировым.

Телефонные разговоры Фарукшин-Нафигин, Нафигин-Надиров состоялись, и авиаштурман пригласил двух названных специалистов, работавших на освоение воздушного и космического пространства, в свою квартиру для разговора. В один из обговоренных октябрьских дней они пришли по указанному адресу к назначенному времени – 21.00. Предполагалось, что к этому часу штурман успеет после полета добраться до дома из аэропорта Курумоч. Но возникли непредвиденные обстоятельства, задержавшие Фаика. Гости, прождав его два часа, распрощались с хозяйкой, но на выходе из многоквартирного дома встретили-таки Фарукшина и вернулись в его жилье. Календарный день уже завершался, и обстоятельного разговора получиться не могло по определению. Поэтому условились о следующей встрече в ДК металлургов.

Примерно так сложилась одна инициативная группа по созданию татарского культурно-просветительского общества, а также местного отделения ТОЦ. Вскоре во время одного из концертов «Ялкынлы яшьлек» Колючев сообщил ее членам, что у него состоялась встреча с представителями другой инициативной группы, озабоченной той же проблемой, но не имевшей сведений о ТОЦ. Это были Ш.А. Ахмеров и подобранные им люди, которые трудились в самых разных сферах.

В 12-ом номере журнала «Самарские татары» опубликовано интервью Ахмерова, в котором он поведал о совместных действиях двух инициативных групп по учреждению татарской общественной организации. Они собирались регулярно, но в разных местах: и у Фарукшина, и на квартире Надирова, и в частном доме родителей Ахмерова. Не повторяя упомянутое интервью, отметим лишь, что стартовые усилия первопроходцев привели к проведению 5 декабря 1988 года на квартире Фаика эфенди (угол ул. Авроры и ул. Печерской) учредительного заседания оргкомитета Куйбышевского татарского молодежного культурного центра ( ОК КТМКЦ).

В повестку дня был внесен один вопрос: создание оргкомитета КТМКЦ. Ахмеров представил проект положения об ОК КТМКЦ и сообщил о переговорах с руководством областного Дома молодежи. После его обсуждения собравшиеся единогласным решением приняли положение об ОК КТМКЦ и создали оргкомитет в следующем составе: Ахмеров Ш.А., Фарукшин Ф.Т., Надиров А.К., Кабиров Э.Г., Сайдуллаев Р.С., Давыдов Ф.Х., Абдрафигов А.К., Валишев А.М. Также единогласно председателем ОК КТМКЦ был избран Ахмеров, а его заместителем стал Фарукшин.

На втором заседании оргкомитета КТМКЦ (10 декабря) Фаику поручили координацию действий и связь с ТОЦ, а также выяснение возможности казанских организаций в оказании помощи ОК литературой, методическими пособиями и др. Тогда же было решено оформить председателю ОК и его заместителю удостоверения для выполнения ими представительских функций на основании решения ОК (протокол №1 от 05.12.88 г.), но сроком лишь на две недели – до 19 декабря. Это делалось для ротации руководства оргкомитета и лишения его возможности «бронзоветь».

Члены ОК на третьем заседании (17 декабря) одобрили работу Ахмерова и Фарукшина. На должность очередного председателя был рекомендован Абдрафигов А.К., а заместителя – Надиров А.К. Оба они заявили самоотвод, но после прений председателем ОК до 31 декабря избрали Абдрафигова, заместителем председателя ОК – Ахмерова. Кроме того, по рекомендации Сайдуллаева, Ахмерова и Фарукшина решили ввести в состав ОК Нафигина А.М., Шарапова Н.Н. и Субееву Д.А. Предложение Фарукшина о введении в ОК и работника мечети Вагиз-бабая не прошло, так как его не было на заседании, а оргкомитет не имел достаточной информации о личности и деятельности кандидата, отношении к положению об ОК.

На четвертом заседании ОК (24 декабря) полномочия его руководства продлили до 1 февраля 1989 года. А сам оргкомитет принял на себя более широкие функции – ОК общества татарской культуры с сохранением в нем секции татарского молодежного культурного центра.

Следующее заседание планировалось на 7 января 1989 года, но оно не состоялось. Зато 21 января в актовом зале Дома молодежи прошло организационное собрание татарской общественности, на котором прозвучало намерение создать Куйбышевский культурный татарский центр (ККТЦ) «Туган тел».

11 февраля на пятом заседании оргкомитета было доложено, что разработаны проекты положения о ККТЦ и программы его деятельности, утверждено положение об оргкомитете и получено помещение для его заседаний в Доме молодежи.

Жарким стало обсуждение на этом заседании кандидатур, которым предстояло отправиться в Казань на учредительный съезд ТОЦ. Фарукшин, в очередной раз побывавший в столице ТАССР, доложил о встрече с председателем Оргкомитета ТОЦ Мулюковым М.А., работниками республиканских газет и студии татарских фильмов, а также сообщил о получении дополнительных мандатов на съезд ТОЦ: двух – с правом голоса и двух – гостевых. После бурных дебатов утвердили такой состав делегации оргкомитета: 1) Ш.Ахмеров, 2) Р.Ягудин, 3) Ф.Давыдов, 4) Ф.Фарукшин, 5) А.Абдрафигов, 6) Р.Абдулов, 7) М.Сафин, 8) Д.Гатин. Кроме них еще несколько куйбышевских татар также стали участниками I съезда ТОЦ, который прошел 17-18 февраля 1989 года в казанском театре им. Г.Камала.

После успешного создания куйбышевского центра «Туган тел» Фаик Фарукшин сошел с орбиты деяний по национальному возрождению на территории нашей области. Последним его вкладом можно считать консультационную помощь, которую штурман оказал соплеменникам Автограда в вопросе организации тольяттинского татаро-башкирского общества «Туган тел».

А затем его захватила казанская жизнь и общение с активистами ТОЦ, «горение» которых поначалу импонировало штурману. Известно, что Фаик эфенди получал благодарности татар Саратова и других городов за консультации по созданию национально-культурных организаций.

В памяти самарских активистов он остался приятным, собранным, решительным человеком, одухотворенным идеей национального возрождения. Его большое желание создать в регионе общественную татарскую организацию не только ощущалось окружающими, но и передавалось им, заражая благим намерением. Одни говорят, что без Фарукшина они не дошли бы до идеи учреждения «Туган тел», другие называют его «макушкой общества «Туган тел», а все вместе отдают должное первопроходческим усилиям штурмана Ту-154.

Что же касается крылатости в третьем смысле, то он впоследствии проявлял ее и проявляет в своих хобби, стремясь в увлечениях не просто убивать время, а подняться до солидных высот проникновения в суть интереса и обеспечения практической пользы от этого. Например, в 2000 году Фаик эфенди увлекся пчеловодством и ныне имеет 50 пчело-семей, которых держит в селе Малые Кабаны Лаишевского района РТ. Цель хобби такова – лечить людей пчелопродуктами: трутневым молочком, маточным молочком, самим медом и пр.

Стремление стать профессионалом в этом вопросе помогло ему ознакомиться с эффективным средством оздоровления граждан под названием ульетерапия. Это не что иное, как отдых над местом обитания полосатых тружениц, а иными словами – сон на пчелах. Для лечения при помощи ульетерапии сооружается специальный домик со спальным местом над жилищем пчел. Когда человек располагается на такой лежанке, то на него благотворно воздействуют микроволны и микровибрации, исходящие от пчелиного роя, Кроме того, от пчелосемьи поступает чистый, целебный воздух и исходит сильнейшее биомагнитное поле, способствующее нормализации всех функций организма и улучшению иммунитета.

Занятие пчеловодством по душе Фарукшину еще и потому, что удалось возродить родовое ремесло. Ведь прадед по отцовской линии Канафей Гимаев держал пасеку, которая спасла его большую семью (четыре жены и 16 детей) от голода в начале 20-х годов. А дед Фарукша Канафеев погиб на фронте в 1942-ом. и династия пасечников прервалась.

Есть у героя этой статьи и второе хобби – нумерология. «В дате рождения, – считает он, – записана вся информация о человеке: кем была душа в прошлой жизни, достоинства человека, его недостатки и пути их преодоления. Когда встречаюсь с людьми, рассказываю им про них самих, показываю пути исправления судьбы. Посетители имеются всегда, поскольку работает «сарафанное» радио. Прикладываю несколько отзывов людей, которым помог».

Вот некоторые строчки из этих отзывов: «Мне посчастливилось побывать на консультации Фаика Туземовича, и смело могу сказать, что это важнейший шаг для меня. Я ушла с разрешением проблемы, с которой долго и мучительно пыталась справиться. Следуя всем рекомендациям, я увидела и почувствовала те изменения, которые мне были так необходимы, которые сделали мою жизнь намного счастливее»; «На консультацию я пришел в растерянном состоянии из-за сомнений по поводу своей социальной реализации и личных отношений. Фаик Туземович подсказал, на что надо обратить внимание, где надо отпустить ситуацию, а где, наоборот, поработать. Я нашел понимание, поддержку и реальную помощь»; «Уважаемый Фаик Туземович! Я много полезного услышала и до сих пор под впечатлением от знакомства с Вами. Рассказала дочери о консультации и передала ей все, что запомнила из Ваших слов о ней. Теперь она тоже хочет увидеться с Вами и задать вопросы. Возможно ли сделать это в субботу?»

О нумерологе Фаике Фарукшине большую статью опубликовала в январе 2016 года газета «Шәһри Казан» («Город Казань»). Продолжателем его дела выступает старшая дочь Екатерина Фаиковна, ставшая специалистом по нумерологии. Ныне она проживает в Санкт-Петербурге, где вместе с мужем растит сына и дочку. Внуки Фаика эфенди несколько моложе его детей от брака с третьей женой (Алсу Ильдаровной): школьников Нурислама и Гульсини.

Кроме того, у него пять племянников – от сестры Гульсини, работавшей до пенсии на Нижнекамском заводе, и брата Тахира, шофера на нефтепромысле в Актюбе. Был еще младший брат Халиль, но он трагически погиб, не оставив потомства. То есть их мама, трудившаяся в военное лихолетье в колхозе и на лесозаготовках, вырастила четверых детей. А их будущий отец 18-летним парнем ушел на фронт и был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга». После войны он работал трактористом НГДУ «Азнакаевнефть» и создал семью, первенцем которой стал Фаик.

Общение в этой ячейке общества велось только на татарском языке, и поэтому наш герой пришел в первый класс обычной средней школы, не зная ни одного русского слова. Первая его учительница Зинаида Ивановна позже вспоминала с улыбкой, как на ее просьбу «поднимите руку, кто знает…» он на полном серьезе поднимал ногу. Но вскоре Фаик догнал остальных ребят по владению «великим и могучим», а поскольку он хорошо решал задачи по алгебре и геометрии, одноклассники порой списывали у него домашние задания по этим предметам.

Судя по всему, его родители угадали с выбором имени для Фаика. Ведь оно, в переводе означачающее «превосходный», достается, как правило, людям с идеалистическими наклонностями, носителям таких качеств, как привязчивость, влюбчивость, стремление видеть «эталон» во всем. Но это еще и повышенная требовательность к окружающим. Такие мужчины считают, что если «абсолют» существует, то все обязаны стремиться к его достижению. Переубедить их невозможно, они «останавливаются» только тогда, когда заканчивается «горючее» – собственные ресурсы. Фаик эфенди согласен с таким описанием и критикует себя за влюбчивость и привязчивость. А свою «превосходность» он трактует, как отменное умение разбираться в людях, подталкивающее его к лидерству в области знаний о них.

Общий вывод из всего этого носитель упомянутого имени делает глобальный – судьба каждого человека расписана со дня рождения до мига кончины. Расписана Аллахом, составляющим для всех конкретный набор трудностей в жизни, которые надо преодолевать, стремясь подняться на новую ступень развития и сохранять любовь к Всевышнему. Отсюда и девиз Фаика Туземовича по жизни – «Бөтен нәрсә Алла кулында!» («На всё воля Аллаха!»).

И еще одно интересное совпадение, работающее на его умозаключение. Фамилия героя этой статьи восходит к древнеиранскому имени Фаррух. Оно, в переводе на русский значит «счастливый». А Фаик эфенди и не сомневается в том, что он – счастливый человек. «Посудите сами, – излагает он в письме, отвечая на вопросы о своей жизни, – все мечты сбылись: летчиком стал, мир увидел, сына заимел, с пчелами подружился, исторические корни своего народа прояснил, соплеменников на сплочение вдохновил. Сплачивать надо и дальше, например, с помощью запуска татарской социальной сети в Интернете. Есть еще некоторые идеи, над которыми продолжаю работать».

В этом случае остается пожелать нашему первопроходцу не терять свою «крылатость» и чтобы не заканчивалось «горючее»!

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 2 (23), апрель — июнь 2019 года.

 

Просмотров: 529

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>