Азат НАДИРОВ: Мы проложили дорогу длиною в тысячи лет…

P1030008К 30-летию Самарского областного татарского общества «Туган тел»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

«Играй, гармонь»

Оргкомитет “Туган тел” 16 апреля того же 1989 года во Дворце на площади имени Кирова совместно с культкомиссией завкома завода “Прогресс” провел замечательный праздник “Играй, гармонь”.

Большую роль в решении вопроса о совместном мероприятии сыграли активисты “Туган тел”, работники завода “Прогресс” — Шамиль Галимов (журналист заводской газеты), Ахмет Нафигин (инженер завода) и Минахмет Сагиров (инженер). Да и проведение “Зимнего Сабан туя” во Дворце спорта авиазавода было хорошим примером для соседа, для завода “Прогресс”.

На наши афиши откликнулись десятки самодеятельных артистов… Открыл концерт Идеал Галяутдинов. Затаив дыхание, зал слушал старинную татарскую народную песню “Шемшериф” , а потом ведущий концерта Шамил Багаутдинов пригласил на сцену единственную женщину — гармонистку Асию Хабибуллину. Асия апа не только играет на гармони-тальянке, но и обладает самобытным голосом. Ее выступление было встречено громом аплодисментов…” (это выдержка из заметки Ш.Галимова “Громче играй, гармонь”. “Волжская Коммуна” от 28 апреля 1989 г.).

Далее Шамиль приводит фамилии некоторых участников: Г.Шакиров, Р.Абдеев, А.Сагиров, М.Самигуллин, М.Валеев, А.Киямов, А.Акмаев, С.Рахманкулова, Н.Багаутдинова, М.Шакмаев.

Еще одна выдержка из заметки Шамиля Хайдаровича:

“…Концерт длился 5 часов. Когда все его участники, собравшись на сцене запели “Туган тел” Габдуллы Тукая, зал дружно подхватил песню”. 

«Пусть звенит наша песня»

В том же Дворце спорта Авиазавода 20 мая 1989 года, также, как совместное с заводом мероприятие, с большим успехом, мы провели литературно-музыкальное мероприятие, вечер поэзии с участием известного казанского поэта Харраса Аюпова “Пусть звенит наша песня”.

Основную часть программы составила инсценировка поэмы Аюпова “Конь моего сердца” в исполнении наших активистов – Раили Сафиной (тогда студентки Самарской Академии культуры), Наили Багаутдиновой (учащейся средней школы) и Масгута Шамкаева (милиционера).

На вечере выступили также члены татарского вокально-хорового кружка, организованного нами при Доме культуры “Родина”, коллективы художественной самодеятельности сел Камышла и Денискино. Наверное, все запомнили замечательное пение маленькой девочки из села Денискино в сопровождении такого же маленького баяниста, ее брата.

“Уверены, что общественность нашей области и города, особенно татарская, не забудет, что именно ваши трудовые коллективы, именно руководство Авиазавода, Дома культуры “Родина” и Дворца спорта выступили забойщиками перестройки в межнациональных отношениях в нашей области и городе не на словах, а на деле”. (Это цитаты из моей заметки в заводской газете Авиазавода “Ударные темпы”, № 45. 21.06.1989г.)

В заметке сообщалось также, что руководству завода, завкома, ДК “Родина”, Дворца спорта нами направлено письмо с благодарностью за содействие в проведении “Зимнего Сабан туя” и выражением уверенности в дальнейшей помощи и сотрудничестве.

Ради народа, не за деньги

В течение февраля-мая 1989 года мы с большим воодушевлением и большим успехом провели три крупных многотысячных мероприятия: “Зимний Сабан туй”, “Играй, гармонь”, “Пусть звенит наша песня”, вечера отдыха в клубе “Аврора”, в ДК “Родина”, вечера отдыха и танцев в Доме молодежи, готовились к первому Сабан тую, намеченному на 20 июня. Мы, — еще раз повторяю – инженеры, юристы, рабочие; никто из нас не являлся работником культуры; все мы где либо работали, и все мероприятия готовили вечерами, отрываясь от своих семейных и других личных забот. Все это мы готовили, организовывали, и тогда, и в течение последующих многих лет на общественных началах, не за зарплату. Ради народа, ради благополучия страны. Те же, кто надеялся на материальное вознаграждение, долго не задерживались в наших рядах.

Учредительное собрание КуТКЦ «Туган тел»

И вот Учредительное собрание Куйбышевского татарского культурного центра “Туган тел” 27 мая 1989 года в Доме молодежи Обкома ВЛКСМ, с активным участием откликнувшихся на наше объявление татарским населением, мы провели Учредительное собрание Куйбышевского татарского Культурного центра “Туган тел”. Первым председателем Совета КуТКЦ мы избрали Рашита Фатыховича Абдулова, на проведенных в феврале-мае 1989 года нами мероприятиях, показавшего себя хорошим, находчивым организатором. Рашит – инженер завода ЗИМ; татарский дух впитал от отца и матери, в свое время участников-артистов Куйбышевского татарского самодеятельного драматического театра…

В состав Совета также вошли я (Надиров Азат), Ахмеров Шамиль, Нафигин Ахмет, Ямалетдинов Мансур, Нуруллина Гульсина, Нугманова Асия и другие.

В течение трех с половиной лет Абдулов успешно руководил Советом, к тому же на своей старой «Волге» выполняя много поездок по городу и области по делам “Туган тел”, в частности, поездки в Сызрань, Похвистнево и Тольятти вместе с Ш.Багаутдиновым для помощи в создании татарских общественных организаций “Туган тел” в этих городах. Затем долгие годы руководил Советом я, каждый раз избиравшийся собранием.

Первый Сабан туй на ипподроме

Но вернемся к 1989 году. Наш первый Сабан туй на ипподроме.

В том же 1989 году успешно провели мы на ипподроме первый Сабан туй. Радость, улыбки, вдохновение на лицах десятков тысяч участников праздника. Желающих спеть со сцены, сыграть на гармошке очень много. Так как средств на проведение праздников у нас очень мало, мы вынуждены были на этот Сабан туй и на несколько последующих Сабан туев продавать недорогие входные билеты, которые пошли на оплату аренды ипподрома, сцены, звукоаппаратуры. По сути эти билеты были взносами участников народного праздника.

Ведь народ издревле на свои средства проводил свои праздники.

Появились и первые спонсоры, оказавшие помощь транспортом, финансами и другим. Вазыйх Гатович Мухамметшин, Ямиль Ахмадуллович Валиуллин, Равиль Хайруллович Ягудин, Тахир Аюпов и другие.

Письмо в ЦК КПСС, Совет Национальностей Верховного Совета СССР, министру образования СССР, а также депутату Верховного Совета СССР Туфану Миннулину

(приводится с большим сокращениями)

I. Закон о свободном развитии и равноправном использовании языков народов СССР, считаем мы, должен исходить из принципов:

- обязательного изучения в системах дошкольного и школьного образования русского языка, как языка межнационального общения;

- обязательного изучения в системах дошкольного и школьного образования национального языка своего народа, необходимого, наряду с русским, для обеспечения глубокой связи поколений, полноценного воспитания поколений, для счастья и лада в семье; для передачи без потерь духовных, культурных ценностей народа молодым поколениям, для развития национальных культур; как непременного элемента культуры человека, гармоничного развития личности….

… Отступления от ленинской национальной политики, очень узкая сфера применения национальных языков / особенно в РСФСР вне автономных республик и областей: … / — отсутствие уроков родного языка в детсадах, и городских школах,

- отсутствие фильмов, телепередач, даже грампластинок для детей на национальных языках….

- помехи при приеме радиопередач из-за маломощности национальных радиостанций и т.д. …. привели к значительному отчуждению многих народов от своих языков и культур, к ослаблению национального самосознания, к боязливому, рабскому смирению многих перед стремительным процессом потери национальных языков и культур с одновременным тяжелым переживанием многими этой унизительной, горькой трагедии.

В этих условиях необязательность изучения родного языка будет также парализовать волю, желание многих родителей и работников народного образования добиваться введения в школах уроков родного языка. Для необязательного, любительского дела не будет и финансирования и подготовки кадров преподавателей, поэтому открытие, введение каждого урока на родном языке будет возможно только после длительной, изнурительной «битвы» смелых, неравнодушных, «несдавшихся» родителей и активистов национальных культурных центров с органами народного образования ….

… Принцип добровольности изучения национального языка своего народа сторонниками этого принципа преподносится как якобы демократический, гуманный (якобы нехорошо заставлять людей изучать что-либо против их воли), закрывая глаза на то, что государство ввело как обязательные все те предметы, без чего не может быть образованного, культурного человека, не может быть прогресса в обществе…. Без знания своего национального языка тоже нет прогресса общества….

… На самом деле этот принцип необязательности изучения своего языка означает дискриминацию национальных языков; означает, что государство не берет под свою защиту развитие национальных языков, как берет под защиту русский язык , обеспечивая его вечное развитие через обязательность его изучения и широчайшую, безграничную сферу применения….

«Ни одной привилегии ни для одной нации, ни для одного языка! Ни малейшего притеснения, ни малейшей несправедливости к национальному меньшинству! – вот принцип рабочей демократии» — требовал В.И. Ленин.

… Пусть все народы заимеют хотя бы минимальные привилегии, хотя бы минимальные гарантии своего сохранения и развития – пусть заимеют величайшую привилегию обязательного изучения своего языка! ….

От «добровольности» в выборе языка обучения надо решительно отказаться, как самого демократичного способа уничтожения языков, как способа «самоуничтожения» языков и культур многих народов СССР.

… Хватит делить народа на большие и малые и соответственно давать разные права и возможности. Татарский народ, например, на фронтах Отечественной войны проливал кровь наравне со всеми народами и сейчас трудится не хуже других. По числу Героев Советского Союза по отношению к численности народа татары на одном из 1-ых мест в стране, однако до сих пор татарский народ терпит дискриминацию: до сих пор не имеет права и возможности выпускать свои художественные и мультипликационные фильмы, татарские телепередачи Татарстана имеют продолжительность всего 1,5 — Зчаса в день, хотя только для разных возрастных детских групп их надо иметь не менее 3-4 часов /включая уроки родного языка/, нет даже грампластинок для детей! А ведь возможности выпускать грампластинки имеются: все магазины завалены записями западных «модных» ритмов. Увеличить мощность Казанского радио, наверное, тоже вполне возможно, уже давно можно было сделать это….

… Каждый день промедления и тысячи-тысячи детей пройдут благоприятный период детства, когда они могут легко освоить и полюбить не только русский, но и свой национальный язык. Любовь к своему языку, песням своего народа такое же возвышенное чувство, как и любовь к матери, к Родине и причину кровавых событий в нашей стране на так называемой межнациональной почве надо, конечно, искать не в этой любви, а в преступных действиях мафии, противников перестройки, фанатиков. И не надо после этих трагедий снова шарахаться в сторону политики мракобесов, невежд на быстрейшее слияние наций.

В заключение ещё раз: к гибели национальных культур ведёт так называемое «свободное» развитие национальных языков и культур, «свободный» выбор языков обучения, когда вечное развитие одних языков и культур гарантируется государством за счёт обязательности изучения этих языков и широчайшей сферы их применения, предоставлением этим языкам всех достижений НТР, а другие языки имеют мизерную сферу применения, а их изучение — лишь личное дело гражданина. Творцы такой политики могут сказать : была полная «свобода», никто никого » не неволил», но народы сами отказались от своих языков, своих культур. Но это будет неправдой.

Прислушайтесь к нашим доводам, к нашему голосу!

Родина наша только выиграет, если будут сохранены все нации, все языки, все песни!

Дружба народов не пострадает, а только укрепится!

По поручению Совета Куйбышевского Татарского Культурного Центра «Туган тел» /»Родной язык»/, организованного на общественных началах в 1989 г и проводящего регулярно большие культурно — массовые мероприятия с задорным, активным, радостным участием сотен, тысяч человек /в том числе проведен » Сабантуй «, т.е. праздник плуга, с участием около 4000 человек/:

Надиров А.К.

Письмо Туфана Миннулина, народного депутата СССР

13.11.1989 г.

(письмо написано на татарском языке)

«Уважаемый Азат Камилович!

Письмо Ваше получил, Спасибо за вашу помощь. Наша комиссия рассмотрела проект закона о языках.

На заседании при защите национальных языков изложил ваши доводы, боролся, спорил. После опубликования в печати проекта закона, думаю, что Вы еще раз пришлете свои мнения.

С пожеланиями успехов в вашем очень нужной, в очень сложной самоотверженной работе.

Туфан Миннулин

Примечание: Туфан Миннулин – народный писатель Татарстана, видный драматург, лауреат премии Татарстана имени Г. Тукая

Возродить самобытность. Чувство семьи единой

Под таким заголовком в газете «Волжская коммуна» от 17 января 1990 г. было опубликовано совместное обращение национальных культурных центров города Куйбышева – нашего «Туган тел», еврейского «Тарбут лам», армянского «Арарат», русского «Самарский собор» и областного совета Интернационального движения СССР государственным организациям, трудовым коллективам г. Куйбышева и области.

В обращении ставились проблемы создания условий для развития национальных языков и культур, в том числе создания местных телерадиопередач; издания газет на языках народов Самарской области, финансирования национально-культурных мероприятий, создания дома Дружбы народов.

Спасибо Авиазаводу за большую помощь

Финансовую помощь для проведения народных праздников оказали нам авиазавод и некоторые предприятия и организации области и города, в которые мы обращались. На Авиазаводе, особенно большую помощь оказывала ответственный работник финансово-плановой службы завода Асия Хабибуллина. Кроме финансовой помощи, в течение нескольких лет, до начала перехода страны к грабительским реформам, ударившим крепко и по нашему Авиазаводу, в типографии завода бесплатно печатались многие сотни красочных афиш к нашим мероприятиям, праздникам, как “Зимний Сабан туй”, так и для последующих праздников: Навруз, Новогодние детские праздники.

Кроме того, оставаясь вечерами на своем рабочем месте в конструкторском бюро А.Н.Туполева, я тушью на кальке писал десятки объявлений про наши мероприятия, про “Бердэмлек”. И знакомые татарские женщины, в цехе завода изготавливали сотни их копий (так называемых “синек”).

Во Дворце спорта Авиазавода проводились, как совместные, наши мероприятия в течение 5 лет без взимания с нас арендной платы; в ДК “Родина”, для руководителей детской студии “Сабый” (Малышок) и вокально-хорового татарского кружка, аккомпаниатора, по моему ходатайству с помощью Асии Хабибуллиной, были выделены ставки. Румия Валкаева руководила кружком “Сабый”, а вокально-хоровым – Альфия Гинатуллина, концертмейстер ансамбля “Ялкынлы яшьлек”.

Мы благодарны Евгении Алексеевне Никулиной

Особую благодарность мы приносим директору ДК “Родина” – Евгении Алексеевне Никулиной за то, что относилась к нам также заботливо, как и к русским коллективам.

В период развала, растаскивания социально-культурных структур бывших советских заводов, она не допустила “прихватизации” ДК “Родина”, сохранила ДК как очаг культуры, сохранила взрослые и детские коллективы, и превращение ДК “Родина” в Государственное учреждение “Дом дружбы народов” в значительной степени ее заслуга. А активисты многих национальных общественных объединений ее в бытность директора “ДДН” Самарской области искренне называли “наша мама”.

Р.Абдулов и Ш.Багаутдинов предотвращают конфликт в связи со строительством Соборной Мечети

Как я уже выше писал, в период формирования инициативной группы по созданию “Туган тел”, на встрече с нами, вместе с пришедшими из мечети Маратом Сафиным, Шамилем Ягудиным был и Вагыйз Кадыров. Ш.Ягудин и В.Кадыров в дальнейшем не участвовали, но активное участие в нашей работе принял Равиль Ягудин, а Вагыйз Кадыров загорелся идеей строительства Соборной мечети.

“Туган тел”, в лице его председателя Рашита Абдулова, в решении вопроса о разрешении на строительство, о месте строительства сыграл решающую роль.

Против выделения земли для строительства мечети в районе кинотеатра “Шипка” по улице Стара Загора, провокационным образом выступили часть шовинистически настроенных местных депутатов и некоторая часть горожан. “Пусть строят мечеть за городом”, “Это покушение на российско-болгарскую дружбу”, “Это приведет к кровавым столкновениям мусульман и православных…”, “Это угроза для русских”… – звучали такого рода выкрики на митингах протеста. Такого же рода, провокационного характера, появились листовки на стенах, на заборах города.

Рашит Фатыхович Абдулов и Шамиль Салимутдинович Багаутдинов пошли на митинги, подходили к татарам и призывали их к спокойствию, к выдержке, призывали их не высказываться, не выступать, чтобы не дать возможности, повода провокаторам совершить хулиганские поступки, рукоприкладство, затеить драки.

Выступал на митинге только Асфандияр Валитов, разъясняя неправоту, несоответствие действий протестующих законам страны и традициям дружбы народов, он и обязан был выступать, так как он был в то время депутатом местных органов власти. Р.Абдулов направил в горисполком, его председателю К.А.Титову, подготовленное мною письмо, в котором подчеркивалось, что при наличии в городе множества церквей, строительство мечети в многонациональном городе будет только свидетельствовать о практической реализации законов страны, будет способствовать дружбе между народами. В письме я указал на незнание истории организаторами протеста, указал на то, что современные болгары, живущие в Болгарии и мы, татары, имеем общих предков, что часть болгар с низовьев Волги и Дона под натиском врагов переселилась на Среднюю Волгу, а часть – на территорию современной Болгарии, позже часть из них приняла православную веру.

Обратился Р.Абдулов и в КГБ, и вскоре по телевидению был показан сюжет: представитель КГБ или власти срывает листовку и предупреждает об уголовной ответственности за разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды.

Усилиями “Туган тел” чреватый опасными последствиями конфликт был ликвидирован, Соборная Мечеть построена и деятельность мусульманской организации в течение веков по пропаганде нравственных принципов ислама будет содействовать созидательной дружной жизни народов Самарской области.

За заслуги в деле укрепления межконфессионального взаимопонимания и дружбы в 2010 году муфтий Самарской области Вагыйз Яруллин указом президента страны награжден орденом “Дружбы”.

Р.Абдулов дает отпор депутату ВС России Юдину, вообразившему себя продолжателем антитатарских деяний Ивана Грозного

Начало последнего десятилетия 20 века. Великодержавные, шовинистические силы, а также непоследовательность, слабость Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева, а также то, что он допустил кровавые расправы советских солдат над мирными демонстрациями в Баку, Тбилиси, Вильнюсе.

Вместо цивилизованного справедливого решения имеющихся серьезных проблем, страну потряс, развалил антигосударственный заговор руководителей РСФСР, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 года. При этом руководители Украины и Белоруссии наверняка руководствовались и тем, что украинцы и белорусы, в том числе депутаты этих республик в Верховном Совете СССР, выражали тревогу, боль, возмущение в связи с обрусением, в связи с трагическим процессом потери украинского, белорусского языков.

В связи с распадом СССР лопнули надежды татарстанцев на повышение статуса республики до уровня союзного. И, в этих рамках, на увеличение возможностей для сохранения и развития татарского языка и культуры.

Хотя, в условиях СССР было сделано немало для сохранения и развития татарского языка и культуры в ТАССР, однако в последние десятилетия политика КПСС по созданию новой исторической общности – советского народа – делала свое черное дело. Процесс потери татарского языка, культуры, а нередко необоснованный, вредный диктат Центра по многим вопросам экономического развития, вынудил патриотов-татар, многих татарстанцев, независимо от национальности – объединиться вокруг лозунга суверенизации, большей самостоятельности, независимости республики. “Общественность Татарстана никогда не переставала вести борьбу за повышение статуса республики…

Особая активность в этом отношении была проявлена Татарским общественным Центром – национальным объединением, созданным группой интеллигентов во главе с доцентом Казанского университета Маратом Абдрасуловичем Мулюковым. В основе задач, определенных этим общественным объединением, лежала борьба за преобразование республики в союзное государственное образование. Постепенно идея преобразования республики стала также и заботой партийных организаций республики.

На пленуме Татарского Обкома партии, который состоялся 3 августа 1990 г., была поддержана идея провозглашения государственного суверенитета республики. Татарстан, предприятия которой ежегодно вырабатывали продукцию на 25 миллиардов рублей, не имела ни одного республиканского промышленного Министерства, 80 % предприятий были подчинены Союзу, 18 % — РСФСР и лишь 2 % — автономии. После перечислений в Российский и Союзный бюджеты, в ее распоряжении оставалась мизерная выручка.

Показателем второсортности Татарской Республики являлось элементарное сравнение с экономическими показателями союзных республик. Так, Литва, которая располагала примерно такой же территорией и численностью населения и уступала Татарстану по величине национального дохода, имела на душу населения доход 1500 рублей, а в нашей республике Татарстан на человека приходилось 212 рублей. Татарская республика задыхалась в тисках политического и экономического бесправия. Чем больше нефти она добывала, тем хуже становилась жизнь населения республики… Себестоимость тонны нефти составляла 24 рубля, а платили республике за нее 25 рублей. Таким образом, республика добывала нефть себе в убыток…

На почве разногласий по вопросу содержания союзного договора между президентами Союза ССР и РСФСР М.С.Горбачевым и Б.Н.Ельциным создалась реальная угроза развала СССР.

Она особенно усилилась после 12 июня 1990 г., когда Верховный Совет Российской Федерации принял декларацию о государственном суверенитете России. Этот акт открыл так называемый парад “суверенитетов”. Поскольку в декларации для России оговаривались огромные права и полномочия, а для республик в ее составе не были предусмотрены возможности повышения своего политического статуса, республики развернули борьбу за свои права и свободы…”. (И.Р.Тагиров. “История национальной государственности татарского народа и Татарстана”. Стр. 230-231. Т.К. УДК 323/324 (470) ББК 63.3 (2 Рос-Тат)+ 66,5 (2 Рос).

Шла подготовка к референдуму в Татарстане, каждый должен был ответить на вопрос: “Согласны ли Вы, что республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров”. Шовинистические силы много делали, чтобы исказить суть происходящих в республике событий, чтобы помешать проведению референдума. В Казани, в ТОЦ (Татарский Общественный Центр) общественной организации, ради сохранения, развития татарского языка и культуры высоко поднявшего тогда флаг независимости республики, нам показали громадные пачки листовок, предупреждающих о развале страны, о вооруженных столкновениях, междоусобице, которые неизбежно будут, если вы проголосуете “за”. Эти листовки были расклеены в подъездах. Их завозили из Москвы. Изготавливались они, в частности, в ВС России. Создалась реальная угроза силового решения проблемы со стороны руководства РФ.

В Самаре депутат ВС России – Юдин, при содействии представителя Облсовета Ю.Еругина, пригласил на Куйбышевское телевидение нашего Абдулова Р.Ф. Юдин предложил Абдулову выступить от имени татар области с осуждением проведения референдума в Татарстане. Рашид Фатыхович, естественно, отказался, ведь Татарстан – культурно-образовательная база, опора всех татар, многомиллионного татарского народа России. Сохранение, развитие языка, культуры всех татар во многом зависит от их состояния в Татарстане.

Юдин, как рассказал Абдулов, матюгался, водил кулаком около его лица, обещал у казаков взять винтовку и стрелять по татарам.

Наша протестная телеграмма Президенту РФ Ельцину

Мы направили 10.03.1992 г. в Москву, в Верховный Совет РФ, президенту Ельцину телеграмму:

10.03.92 г. Самарский Татарский Культурный Центр “Туган тел”.

“Верховному Совету России – Президенту Ельцину, Москва”.

“Протестуем против развязанной ВС России психической атаки, давления на народы Татарстана перед подтверждением ими 21 марта воли сотрудничать, укреплять вековую дружбу с Россией на равноправной цивилизованной основе.

Слова Шахрая на сессии ВС РФ о кровавых последствиях в случае проведения референдума расцениваем как провокационное натравливание народов Татарстана друг на друга, как намерение вызвать страх возможным военным вторжением в Татарстан.

Будет позор ВС России, если случится поход на Казань казаков после приднестровского похода, праправнуков похода 1552 года или добровольческих отрядов из великодержавных шовинистов типа хулиганствующегося, матюкающегося провокатора депутата ВС РФ от Самарской области – Юдина. Получив отказ от представителя Самарского Татарского Культурного Центра, публично, по телевидению осудить проведение референдума, в присутствии представителя Облсовета Еругина, Юдин грозился самарских татар изгонять и расстреливать”.

Самарский Татарский Культурный Центр – Абдулов, Надиров, Багаутдинов, Ямалетдинов, Сагиров, Галимов.

10 марта 1992 г.

Татарстанцы проголосовали за суверенный статус Татарстана

Большинство татарстанцев (61,4 %) проголосовало за суверенный статус Татарстана.

Прошедшие после этого десятилетия, успехи Татарстана в социально-экономической, культурно-образовательной, спортивной сферах, в установлении прочной дружбы, взаимоуважения, взаимопонимания между народами Татарстана признаны во всей России, признаны и высшим руководством России как пример для всех субъектов России. Наша задача – защищать Татарстан, защищать Федеративное устройство России, защищать языки, культуры всех народов.

Ансамбль “Утренние звезды” в течение нескольких лет ярко сиял как звезда

Учитывая, что в Куйбышеве сотни русскоязычных кружков, студий, но нет ни одного татарского, кроме того, что мы открыли в ДК “Родина”, мы с Абдуловым пошли в Управление образования и добились выделения штатов во Дворце пионеров по улице Физкультурной, для организации вокально-хорового и танцевального кружка. Вначале вместе с активистами “Туган тел” в ряде школ, мы провели небольшие вечера татарской культуры, заинтересовывая детей (и их родителей) для участия в кружке и для учебы в воскресной татарской школе, организованной Х.Г.Дашкиной.

Непросто было найти руководителя кружка, чтобы не потерять штатную единицу, даже мне приходилось заниматься татарскими играми для детей, записавшихся в кружок. Наконец “нашлась” Халида Валеева, талантливая культработник и в течение нескольких лет сумевшая создать замечательный детский ансамбль. Успешно выступал ансамбль на праздниках, фестивалях, организованных нами, в Крыму, на фестивале “Наследники Сююмбике”, организованном певицей, общественным деятелем Гульзадой Сафиуллиной. Для поездки в Крым Халида просила денег у “Туган тел”, у нас таких денег не было, около 100 тысяч рублей. Халида на нас обижалась за это. Помог ансамблю в поездке Бикташев Хабиль Хазиевич, прославленный спортсмен, бизнесмен, общественный деятель. Спасибо Хабилю Хазиевичу за помощь “Утренним звездам”, (а также за многие другие его благотворительные акции, деяния, дела).

К сожалению, перед уходом в декретный отпуск, Халида не сумела подготовить себе замену, ансамбль распался, штатную единицу мы потеряли.

Этот пример организации кружка показывает, что можно и нужно добиваться выделения штатных единиц, обращаясь в органы образования и культуры, к руководителям города и области.

Азат Надиров.

Школа “Яктылык” – наше самое крупное достижение

Это яркий вдохновляющий пример конструктивного взаимодействия “Туган тел” с администрациями города и области по реализации конституционных гарантий России по созданию условий для изучения языков народов России.

Изучение родного татарского языка в школах – самое важное для сохранения языка, для сохранения татарского народа. Семья может и должна заложить в ребенке национальный дух, национальное самосознание. Практически все дети хорошо или отлично овладевают в школах русским языком, и если семья сумела научить ребенка говорить на татарском языке лишь на простом бытовом уровне, то по мере взросления ребенок все более и более ограничивается в общении только русским языком, так как ограниченный запас татарских слов, недостаточная практика общения и получения информации на татарском языке его сковывает, затрудняет, стесняет, унижает. Родителям тяжело это воспринимать, для них это горе, так как они старались, учили ребенка, а оказалось, что надо бы гораздо больше учить. В редких семьях это удается достичь. Поэтому необходимо хорошее знание татарского языка, его дает школа.

Ярким примером в этом отношении является семья Ш.Багаутдинова, которая сумела достичь не только понимания детьми татарской речи, но и умения, желания петь, читать, писать, разговаривать, мыслить на татарском языке, играть татарские мелодии на пианино.

Инициатива Х.Г.Дашкиной

С приходом в “Туган тел” Хариды Габдулзяновны Дашкиной в марте 1989 г., директора вечерней школы рабочей молодежи, началась большая работа по реализации главнейшей задачи, главной мечты “Туган тел” – открытие школ, школы с преподаванием татарского языка.

Харида Габдулзяновна предложила в своей школе открыть воскресную школу по изучению татарского языка. Началась совместная работа. Письма в органы образования, руководству города. Переговоры с ними на приемах, встречах. Совместно с учителями хождение по квартирам, где проживали татары, с приглашением на учебу. Информация, агитация на организуемых нами праздниках, новогодних Елках.

Через два года Харида Габдулзяновна открывает дневное татарское отделение той самой школы № 12. Х.Дашкина предлагает добиться открытия отдельной муниципальной школы с татарским этнокомпонентом. “Туган тел” это предложение конечно поддерживает. Поиск здания. Наконец удается получить согласие органов власти на передачу для школы, находящееся в стадии разрушения здание бывшего детского сада, расположенное рядом со школой ВШРМ № 12. Однако город не располагает финансовыми средствами для ремонта и реконструкции этого здания. Мы обращаемся в администрацию области. На наших праздниках Сабан туй и Навруз, куда с приветствиями приходили руководители области и города, я, как председатель Совета “Туган тел”, а затем как директор общества, со сцены всегда говорил о необходимости школы с татарским этнокомпонентом, о необходимости здания для школы.

P1010888

В.Г. Мухамметшин добивается выделения денег

Решающую роль сыграла настойчивость и авторитет Вазыха Мухамметшина и авторитет “Туган тел”. Администрация области выделила необходимые средства. На празднике “Навруз-96 Губернатор К.А.Титов объявил, что в 1997 г. школа откроет свои двери!

Под руководством фирмы Мухамметшина, РСУ “Прогресс”, здание детсада было восстановлено, отремонтировано, реконструировано и в 1997 г. Муниципальная школа “Яктылык” с углубленным изучением татарского языка и культуры открыла свои двери для татарских детей.

Это было замечательно, однако в приспособленном здании бывшего детского сада не было спортзала, актового зала, не хватало других помещений. Приходилось водить детей через улицы в арендуемый спортзал, а это было опасно. Тем не менее, в школе был организован отличный учебный процесс, выпускники школы успешно поступали в ВУЗы. Художественные коллективы школы на организуемых нами праздниках и на организуемых органами образования мероприятиях прекрасно выступали.

Неоднократные обращения к руководителям области и города, в том числе, со сцены наших праздников и обращение руководителя “Туган тел” Бульхина А.К. на встрече татарской общественности с губернатором области К.А.Титовым о необходимости строительства пристроя к зданию школы, не остались без внимания.

К.А.Титов согласился на строительство пристроя

Наконец, на встрече с татарской общественностью Константин Алексеевич заявил о своем решении, о выделении финансовых средств на строительство пристроя для школы. Это было еще одно достижение.

Началась очень ответственная, практически ежедневная в течение нескольких лет, с 2004 по 2007 годы, работа оперативной группы, возглавляемой В.Мухамметшиным по строительству пристроя. В эту группу входили работники Мухамметшина, представители подрядной строительной организации, заказчика (Департамента строительства и архитектуры города), представитель школы (Дашкина Х.Г., позже Абдрахимова Д.М. и Сайфутдинова А.Г.) и я, как член Советов “Туган тел” и НКА татар Самары. Иногда приглашались на эти еженедельные заседания представители Департамента образования и проектной организации. Жесткий контроль со стороны Мухамметшина за сроками, качеством, соблюдением технических норм, выделением денежных средств, иногда, угроза обращения к прокурору при нарушении технических норм, оперативное решение возникающих проблем.

Изменить проект, с 280 учащихся на 400

В ходе строительства выявились недостатки проекта: не предусмотрен актовый зал, вместимость учащихся мала – 280, площадь столовой мала. Хотя техническое задание было подписано Дашкиной Х.Г., тем не менее, я вместе с директором «Туган тел» Ш.Багаутдиновым на вопрос Мухамметшина о необходимости изменения проекта твердо сказали: изменить, добавить еще один этаж – третий, вместимость школы – с учетом нормативного, то есть с учетом количества учащихся, финансирования, и, учитывая большое количество желающих учиться в школе, – увеличить до 400. Мухамметшин соглашается и, проявив свою настойчивость, добивается у руководства города изменения проекта и увеличения финансирования от Администрации области.

По совету одного из опытных специалистов ДСА отвергается сложный, дорогостоящий способ усиления фундамента, необходимого для надстройки третьего этажа, принимается более простой, дешевый способ и, хотя затянулись сроки строительства, в конце 2007 г. торжественно вводится в эксплуатацию пристрой со спортзалом, актовым залом и другими помещениями. Одновременно, с участием представителей или руководителей администраций города и области, Министерств образования города, области и Татарстана, Исполкомом Всемирного конгресса татар, торжественно празднуется 10-летие школы. Директор школы, учителя, активисты “Туган тел”, строители награждаются грамотами. Школьные коллективы дают красочный прекрасный концерт. За большие заслуги в деле национального образования – Хариде Габдулзяновне Дашкиной, по ходатайству “Туган тел” присваивается почетное звание “Заслуженный Учитель Татарстана” и “Заслуженный Учитель Российской Федерации”. Награду от Татарстана вручил ей в Казани президент Республики Татарстан – М.Ш.Шаймиев, а награду от России – губернатор Самарской области В.В.Артяков.

Дети в школе “Яктылык” получают хорошее образование и воспитание, почти все выпускники поступают в высшие учебные заведения. В школе царит атмосфера дисциплинированности, доброты, уважения к учителям. Школа прививает детям любовь и к татарскому, и к русскому языкам, уважение к культуре своего и других народов. В школе хорошие преподаватели татарского языка и литературы: Нурзида Файзуллина и Фания Гыйлазева. Учащиеся школы неоднократно завоевывали первые места на областных олимпиадах по татарскому языку, успешно участвовали на олимпиадах, проводимых в Казани среди учащихся школ России.

Успешно работает в школе и воскресная школа. Для многотысячного татарского населения, растянувшегося на десятки километров города необходимы еще такие же школы. Татарская общественность, я уверен, добьется этого.

А в школе “Яктылык” под руководством вице-президента общества “Туган тел” Мухамметшина В.Г. продолжается, во взаимодействии с администрацией города, работа по ремонту старого здания школы, решается вопрос о строительстве гаража для школьного автобуса, а также решаются вопросы по организации летнего отдыха учащихся школ области.

Участие “Туган тел” на конференциях, совещаниях, посвященных национальным проблемам

Я и другие активисты “Туган тел” участвовали во многих конференциях, организуемых областными или всероссийскими властями, органами образования, Исполкомом Всемирного конгресса татар (в Самаре, Челябинске, Нижнем Новгороде, Казани, Москве, Оренбурге…).

На всех этих конференциях я старался выступить, но, если не удавалось, передавал руководителям, организаторам конференций свои предложения по вопросам образования, по вопросам национальной политики.

Мое выступление, а также выступление председателя Областной чувашской организации “Пехиль” Валентина Калмыкова на совещании 27-28 февраля 1993 г. по вопросам возрождения национальных культур, я думаю, сыграли очень большую роль для принятия Администрацией области программы “Возрождение” и последующих программ, по которым на проведение наших народных праздников стала выделяться финансовая помощь, также помощь на поддержку газеты “Бердэмлек”, художественным коллективам и т.д.

Так, в конце февраля 1993 г. в Самаре прошло региональное совещание представителей субъектов Федерации, на котором была принята “Декларация о принципах межнациональных отношений в Поволжье и Урале”. Участвовали: председатель Совета национальностей Верховного Совета России – Г.Р.Абдулатипов; заместитель председателя Совета министров России – С.М.Шахрай; председатель Самарского областного Совета народных депутатов – О.Н.Анищик; глава Администрации Самарской области – К.А.Титов и многие другие представители региона, области, города.

Привожу текст моего письма и выступления.

Председателю Совета национальностей
Верховного Совета России
Абдулатипову Г.Р.
 
Заместителю председателя Совета
министров России – Шахраю С.М.
 
Председателю Самарского областного
Совета народных депутатов
Анищику О.Н.
 
Главе Администрации Самарской области
Титову К.А.
Участникам совещания 20-27 февраля 1993 г.
в городе Самаре по вопросам возрождения
национальных культур

Мы, активисты Самарского областного татарского культурного центра, объединенные желанием ослабить продолжающийся, особенно в городах, трагический процесс отчуждения татар нашей области от родного языка, богатства своей национальной культуры; возродившие за последние годы главные национальные праздники в Самаре и способствовавшие такому возрождению в других городах и селах области, а также, способствовавшие активизации в последние годы гастролей коллективов из Татарстана; общаясь на своих многочисленных культурно-массовых, просветительских мероприятиях со множеством взрослых и детей; имея связь с народом, также и через свою газету, и культурные центры городов и сел области; впитавшие в свои души радость и вдохновение народа на наших праздниках; выражая стремление, желание родителей с помощью своей культуры укрепить связь поколений и оградить детей, молодежь от алкоголизма, наркомании, преступного мира, бесстыдства и разврата, — предлагаем следующие меры, необходимые и наиболее важные для возрождения культуры.

  1. Ввести в ближайшие два года в детских садах, школах, средних учебных заведениях области и России обязательное изучение родного языка, национальной музыки, а для более старших детей, и литературы, истории края и народа. Начать в области подготовку кадров воспитателей, учителей, культработников. Ввести факультативное изучение национальной культуры студентами институтов, создав городские или районные национальные учебные центры для студентов и выпускников институтов.
  1. Заключить России и областям договоры с Татарстаном на выпуск и рассылку учебной и методической литературы.
  2. В самое ближайшее время в Самарской области начать регулярные (2-3 раза в неделю) для взрослых и детей телепередачи на татарском языке.
  1. Наладить ретрансляции Казанских телепередач в Самарскую область на дециметровых волнах, что технически и экономически доступно.
  2. Ретранслировать Казанские передачи на города Самарской области, учитывая что длинноволновые Казанские передачи из-за промышленного и бытового характера электрорадиопомех в городах области на бытовые приемники принимаются очень слабо. Для приема же хорошо воспринимаемых в Самаре Казанских передач, ретранслируемых на волне 49 м и 25 м независимой Самарской радиостанцией “Радио-7 из Самары”, у жителей Самары недостаточно приемников с диапазоном 49 и 25 м.

Хорошим вариантом решения была бы ретрансляция Казанских передач по городским радиосетям через трехдиапазонные бытовые приемники.

  1. Начать регулярные на языках народов России российские радиотелепередачи.
  1. Просим Татарстан значительно увеличить Казанские татарские телепередачи, ввести дневные для детей и юношества по языку, литературе, истории края и народа. Это важно и для жителей Самарской области, для тех районов, где принимаются Казанские передачи.
  1. Для исполнения Декларации Верховного Совета России от декабря 1991 г. о развитии, финансировании развития национальных культур народов России, а также, учитывая, что более, чем 120-тысячное татарское население Самарской области своим трудом и выплатой налогов вносит свой достойный вклад в экономику области, Самарскому Облсовету предусмотреть финансирование проведения областных, городских, районных масштабов национальных татарских праздников, финансирование радио-телевизионных передач и ретрансляции Казанских радио-телевизионных передач. Финансировать переход на обязательное изучение родного языка в школах и детских садах. Выделить дополнительную дотацию за счет Облсовета – редакции газеты “Бердэмлек”, чтобы привести в соответствие зарплату и размеры гонорара работников редакции с уровнем других областных русскоязычных газет, а также выделить дополнительные средства на ремонт помещения редакции и оснащения ее мебелью, оргтехникой и другим оборудованием.

Под особую государственную финансовую защиту в жестких, опасных для культуры условиях перехода на рыночную экономику, взять народные ансамбли, народные театры, внесшие значительный вклад в дело сохранения и развития национальной татарской культуры, в особенности, коллектив народного ансамбля “Ялкынлы яшьлек” (“Пламенная молодость”). Предусмотреть для этого коллектива государственное финансирование содержания ведущих специалистов, транспортных гастрольных расходов, обновление реквизитов (костюмов), аппаратуры, инструментов. Предусмотреть выделение государством жилья для остронуждающихся ведущих специалистов народных ансамблей и театров.

  1. Возрождение культур народов России не может быть обеспечено только лишь энтузиастами, национальными культурными центрами. В области, городах и районах области необходимо создать административные структуры, занимающиеся проблемами национальной культуры и национального образования.
  1. Культура в области должна стать подлинно многонациональной. Поэтому необходимо увеличить количество национальных кружков и студий, особенно в городах области.

Мы, активисты “Туган тел”, заявляем, что наша самарская земля, земля наших предков была и остается зоной дружбы и согласия проживающих здесь народов.

Мы призывали к спокойствию и выдержке, когда на эту дружбу покушались в 1990-91 годах шовинистического, великодержавного толка провокаторы, когда некоторые народные депутаты организовывали незаконные митинги против строительства мечети в Самаре, и когда один народный депутат Верховного Совета России (Юдин) грозился физической расправой над татарами в тот момент, когда представитель татарского центра отказался участвовать в публичном телевизионном осуждении проведения референдума в Татарстане, то есть отказался начать провокацию, направленную против дружбы народов, отказался участвовать в антитатарской провокации.

Мы, самарские татары, будем верны заветам наших отцов и матерей, вместе с людьми других национальностей ковавших в годы войны оружие победы и вместе дошедших до Берлина.

На земле наших предков будем жить дружно с людьми других национальностей, в разные исторические периоды нашедших для себя здесь Родину, засевших здесь в результате эвакуации в годы войны. Нас не выведут с этого пути никакие провокации, попытки психологического воздействия отдельных шовинистов, не отражающих истинные стремления всех народов к мирному, спокойному сотрудничеству, глубокому уважению народов к культурам друг друга.

Мы и впредь будем призывать население к спокойствию и выдержке в случае повторения подобных провокаций.

По поручению Совета Центра “Туган тел”

Председатель Совета – А.К. Надиров.

Февраль, 1993 год.

Возродить самобытность. Чувство семьи единой

Под таким заголовком в газете «Волжская коммуна» от 17 января 1990 г. было опубликовано совместное обращение национальных культурных центров города Куйбышева – нашего «Туган тел», еврейского «Тарбут лаам», армянского «Арарат», русского «Самарский собор» и областного совета Интернационального движения СССР государственным организациям, трудовым коллективам г. Куйбышева и области.

В обращении ставились проблемы создания условий для развития национальных языков и культур, в том числе создания местных телерадиопередач; издания газет на языках народов Самарской области, финансирования национально-культурных мероприятий, создания дома Дружбы народов.

Татарские фильмы в кинотеатре “Шипка”

В течение нескольких лет начального периода деятельности общества Азат Надиров привозил из Казанского кинопроката дублированные на татарский язык советские и индийские фильмы, и мы показывали их в кинотеатре “Шипка”.

А перед началом фильма перед зрителями выступали приглашенные нами самарские гармонисты и певцы. Выручки от входных билетов не хватало даже для оплаты аренды кинотеатра.

А два фильма я привозил для показа и в мое родное село Камышла. Фильмы были в металлических круглых коробках. Помещенные в рюкзак они резали мою поясницу. Много возил и татарских книг для призов на Сабан туях.

Было очень тяжело все это поднимать, когда на поезд Казань – Самара приходилось садиться, переходя через мостовой переход…

Шамил Багаутдинов также привозил, как ручной багаж, много книг из городов Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, Альметьевска. На вокзале Куйбышева (Самары) его встречал Рашид Абдулов и увозил груз на своей машине для дальнейшего использования на наших праздниках.

Прошли годы. Сейчас книги привозят имеющие машины наши активисты.

Мы живем сейчас в замечательное время – телепередачи “Татарстан – новый век” дают всем нам возможность каждый день смотреть очень интересные фильмы и передачи на татарском языке. Мы благодарны Татарстану за это благо.


Продолжение следует

Ветеран Самарского областного татарского общества «Туган тел» Азат Камилович НАДИРОВ.


КОНТЕКСТ:

Азат НАДИРОВ: Мы проложили дорогу длиною в тысячи лет… ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Просмотров: 1682

Один комментарий

  1. Хөрмәтле иптәшләр! Ильяс Гумерович Шакуров «Туган тел» оешмабызның 30 еллыгына багышлап «Самар татарлары» журналының махсус номерын чыгарырга ниятли (апрель-май айларында). Журналның редакторы Данияр Ирекович Сайфиев оешмабыз турындагы истәлекләрегезне язып, журналның яисә сайтның (samtatnews@bk.ru) электрон адресларына җибәреүгезне сорый. Яисә 443009, г. Самара, ул. Воронежская, 9 ДДН для «Туган тел» адресына җибәрә һәм шушы адрес буенча китереп бирә аласыз.