Прошлое Самарской Луки в работах Капитона Ивановича Невоструева

Предлагаем вашему вниманию сообщение историка-краеведа, члена Союза журналистов Российской Федерации Шамиля ГАЛИМОВА, которое прозвучало 8 сентября 2013 года в селе Ширяево, на выездном уроке истории для учащихся школы «Яктылык» .

Невоструев Капитон Иванович (1815 — 1872), известный русский археограф и археолог, палеограф и историк; член-корреспондент Академии наук (1861). После окончания Московской духовной академии преподавал Священное писание в Симбирской Духовной семинарии.

Издал археологическое «Описание Симбирского Спасского монастыря» и собрал много материала для историко-статистического описания симбирской епархии и по истории Русской православной церкви. Есть целый ряд работ Невоструева и по археологии Волжского бассейна. Их названия  – «Ананьинский могильник», «Елабужские древности»; «Плащаница князя Владимира Андреевича» и другие.

Это лишь основные факты многогранной преподавательской и научной деятельности ученого. Хочу обратить внимание уважаемой аудитории, что Капитон Иванович Невоструев относится к разряду исследователей, работам которых присущи всестороннее рассмотрение темы, объективность и историзм. Следует иметь в виду и то, что идеи, которые он высказывал, не совсем совпадали с официально принятой в дореволюционной историографии (и до сих пор имеющей широкое распространение) точкой зрения на роль и место татар и, а также государств, существовавших здесь, в исторических судьбах юго-востока России. Именно в этом кроется, на наш взгляд, значение его трудов, которые способствуют более правильному, свободному от узких идеологических рамок, пониманию характера социально-экономических процессов, которые проходили в нашем крае до его вхождения в Русское государство.

Многолетние труды Капитона Ивановича Невоструева нашли итоговое отражение в его обширном докладе на Первом Всероссийском археологическом съезде в 1869 году. А через два года, в 1871 году в Москве этот доклад увидел свет в расширенном виде – в виде книги, получившей название «О городищах древнего Волго-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской».

В книге публикуется большая карта, на которую нанесены все городища и поселения эпохи Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, известные науке и в разной степени изученные к середине XIX века, то есть к моменту выхода работ Невоструева. При составлении книги автор пользуется самыми разными источниками – архивными документами  XVII и XVIII веков, результатами полевых исследований и дорожных заметок знаменитых путешественников, исследователей нашего края – Федота Котова, Адама Олеария, Симона Палласа и Ивана Лепехина,  рассказами и легендами местных  жителей, передающих сведения, дошедшие до них от предков. Насчет последнего вида источника хочется сказать, что хотя они не являются базовыми,  их значение ни в коем нельзя недооценивать. Кто-то из великих русских историков Василий Осипович Ключевский или Николай Михайлович Карамзин говорил, что из всех легенд, преданий сохраняются и доходят до потомков лишь, которые имеют под собой реальную основу. Иначе говоря, степень их объективности достаточно высока.

Главное значение работ Капитона Ивановича Невоструева состоит в том, что в них собраны материалы,  которые в научно-популярной  литературе встречаются нечасто. Даже в учебниках для истфаков вузов, мы более или менее подробно узнаем только о Муромском городке – самом крупном и наиболее изученном памятнике истории Волжской Булгарии, южные границы которой проходили по Самарской Луке.  Между тем материалы Невоструева показывают, что в эпоху Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, то есть до присоединения Средней Волги к Русскому государству, кроме Муромского городка, в нашем крае существовали многочисленные поселения, в которых в течение многих веков шла активная экономическая и общественная жизнь.

Из всей огромной территории, которую описывает Капитон Невоструев, мы остановимся на наиболее близкой и интересной для нас части – Самарской Луке.

Автор совершенно справедливо замечает, что Самарская Лука есть «замечательнейшая местность в Российском государстве» (стр. 41).Уникальный ландшафт представлял  «много удобств для безопасности, ограждения и укрепления жилищ, а с другой стороны привлекала всякую вольницу, беглых и голытьбу, которые могли здесь безопасно укрываться, и в то же время наблюдать и грабить идущие по Волге суда».

В начале этого раздела Невоструев также указывает: «Сколько нам известно из указаний в актах, преданий и памятников, первоначально здесь жили и имели укрепления и городки Татары ногайские или вернее Казанского царства. Памятников Татарского владычества довольно встречается на Самарской Луке, и оное показывают также сохранившиеся названия урочищ Татарского Брода на реке Усе выше селения Шигон, и Ногайского Ключа в дачах села Куськина, и впадающая в Усу река Иштирек … – от Татарского собственного имени. Урочища сии пишутся на означенных местах и в межевых книгах земель князя Меншикова. Во владеной выписи, данной в 1690 году мордве деревни Бахиловки на бортные ухожья напротив деревни Маркваши, значилась жалованная ей на них грамота Казанского хана Сафая 6858 (1530) года и царя Бориса Годунова 7108 (1600) г.»

На это же, как считает Невоструев, четко указывали Записки Русского Географического общества за 1852 год (книга IV) и «Географические сведения на Руси в IX — XIII  столетиях». Он пишет: «А первые русские поселения появились и укрепились здесь, по всей вероятности, во второй половине XVI веке, когда покорено было царство Астраханское. С покорением Казани и Астрахани и водворением русских на Самарскую Луку… татары должны были оставить ее и перейти в степи за Волгу и другие места, так что ныне  здесь не осталось ни одного Татарского селения. С того же  XVI  века это место является притоном всякой вольности и разбойников… Но этим разбойничьим шайкам, ни Правительству в ограждение от них, конечно, нельзя приписать тех значительных укреплений, валов и городков, какие встречаются на Самарской Луке, а нужно относить их к оседло жившим здесь прежде Татарам (стр. 43). Автор, основываясь на документах начала XVII века, считает, что и села Переволоки и Шелехметь возникли на месте бывших татарских укреплений.

Далее К. И. Невоструев приводит рассказ усольского протоирея Преображенского о многочисленных курганах в усольских лесах, как явных остатках древних могил знаменитых людей своего времени, к тому времени еще не уничтоженных землепашеством. И выражает мнение «о значительной древности сих курганов и желание, чтобы и прочие нетронутые курганы были раскрыты и описаны – по правилам науки». Пожелание исследователя сбылось – в советское время несколько археологических экспедиций работало в пойме реки Уса, благодаря этому были раскопаны многие поселения булгарской, золотоордынской и более поздних эпох и сведения о них стали достоянием научной общественности и всех, кто интересуется историей родного края.   

Большое внимание в трудах Невоструева  уделяется следам города, существовавшего между селами Жегулиха и Валы, который мы теперь знаем как Муромский городок. А в то время  редкими свидетельствами об этом были выпаханные из земли черепица и другие глиняные обломки. Масштабные исследования начались здесь только в 20-е годы ХХ века, благодаря неутомимому ученому Вере Владимировне Гольмстен и особенно после Великой Отечественной войны. Особый импульс раскопкам Муромского городка дало открытие в 1969 году в Куйбышеве государственного университета и начало тогда же деятельности Средневолжской археологической экспедиции.

Жители татарских городищ Самарской Луки оказали большое влияние на  последующее развитие края. «Еще одно последствие существования Муромского городка, — пишет Невоструев, – разведение в здешних местах яблоневых насаждений… Как по валам, так и в околичности оных не к малой пользе жителей довольно растет диких яблоней, которые без сомнения прежними сего места насаждены были обитателями. Да и на Яблонных горах, по-видимому, были сады оных; ибо и там много яблоней находится, от чего и наименование дано горам». Мы жители Самарской области знаем, что неподалеку от Жигулевска находится село Яблоневый Овраг – корни его названия, по Невоструеву, следует искать именно в занятии садоводством жителей городка, который теперь имеет название Муромский.

И название села Валы, лежащего на Московском тракте неподалеку от города Жигулевска, он связывает с нахождением здесь Татарского шанца, состоявшего из трех валов со рвами, и имевших несколько верст в окружности. Причем плуги местных крестьян время от времени поднимали наверх кирпичи от находившихся в более низких слоях грунта строений прошлых эпох, когда преобладающим и основным населением ареала Самарской Луки были предки современных татар.

Невоструев в своей работе приводит также весомые доказательства существования татарского городища между нынешними селами Переволоки и Печерское, на месте сел Костычи  (там сейчас находится город Октябрьск) и Шелехметь. Доказательствами служат сохранявшиеся еще в середине XIX  века земляные укрепления, остатки крепостных стен и подземные ходы при них, найденные монеты периода Золотой Орды и Казанского ханства, татарские кладбища. Историю этих, затерянных в круговоротах истории поселений автор кратко выразил в случае с селом Шелехметь: «это городище было древнее, татарское, но впоследствии было занято русскими, казаками». Или с Костычами: «в этом селе до населения русскими жили татары, у которых здесь был небольшой городок, обнесенный каменной стеной с глубоким рвом с наружной стороны» Примерно такая же судьба постигла и все другие городища и сельские поселения средневековой булгарской и татарской истории, находящиеся в районе Самарской Луки и прилегающих территориях. После присоединения нашего края к Русскому государству и массового заселения ее русскими, мордвой, чувашами и другими народами, тюркские названия постепенно приобрели свойственные для русского языка грамматические характеристики и были подведены под существующие в русском языке типы склонений имен существительных. К таким поселениям относятся  Бахилово, Аскулы, Ташлы, реки Кондурча, Кинель, Самара и другие.

Много интересных фактов, связанных также с историей соседних регионов, в частности с близкой нам Ульяновской областью, сообщает Капитон Иванович Невоструев. Надеемся, что в ближайшем будущем мы сможем донести до массовой аудитории полное содержание чрезвычайно интересного труда, посвященного прошлому нашего родного края.

Шамиль ГАЛИМОВ,

историк-краевед, член Союза журналистов Российской Федерации.

 

Просмотров: 1554

Комментирование запрещено