Катастрофой «Боинга» в Казани активно заинтересовались американские юристы

53571Западные юристы, представляющие интересы родственников казанских пилотов, намерены добиваться справедливого расследования трагедии

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», катастрофой «Боинга» в Казани активно заинтересовались американские юристы. Эмиссары сразу нескольких юркомпаний из США прибыли в столицу Татарстана, чтобы предложить родственникам погибших пассажиров помощь в получении крупных компенсаций. Американцы уверяют, что близкие жертв катастрофы могут претендовать на гораздо большие суммы, чем 2 млн. рублей, которые причитаются согласно Воздушному кодексу РФ и которые сейчас выплачивает компания «СОГАЗ». Речь идет о суммах порядка миллиона долларов США на человека…

СТРАХОВКА 2 МЛН. НЕ ПРЕДЕЛ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», недавней катастрофой в Казани, в которой погибли 44 пассажира и 6 членов экипажа Boeing-737 авиакомпании «Татарстан», заинтересовались американские юристы.

Прибывшие в столицу РТ эмиссары сразу нескольких (!) юркомпаний из Штатов предлагают родным погибших пассажиров свою помощь в получении страховки за границей. «Существует возможность получения компенсации родственниками жертв авиакатастрофы в гораздо более существенных объемах, нежели выплаты в 2 миллиона рублей (выплаты проводит ОАО «СОГАЗ» — авт.), которые предусмотрены Воздушным кодексом России», — объяснил газете «БИЗНЕС Online» Евгений Уманский, партнер юридической фирмы «Татюринформ», которая представляет интересы американской компании Podhurst Orseck P.A. из Майами. Эта компания специализируется на вопросах, связанных с выплатами компенсаций родственникам жертв авиакатастроф по всему миру.

Чем вызван почти ажиотажный интерес иностранных специалистов? Дело в том, что собственник (лизингодатель) разбившего «Боинга» — ирландская компания AWAS. «Условия лизингового соглашения AWAS с эксплуатантом в обязательном порядке предусматривают страхование гражданской ответственности», — говорит Уманский. Согласно предоставленной «Татюринформом» информации, разбившийся борт был застрахован в одной из крупных западных компаний. По логике вещей, именно она и должна быть источником такого рода выплат.

1111.jpg
Евгений Уманский: «Никаких подводных камней в этом деле нет»

Подсудность таких споров в связи с иностранным происхождением страховщика отнюдь не российская. По словам Уманского, в 99,9% случаев, связанных с AWAS, действует подсудность американского штата Нью-Йорк.

НЕТ ГАРАНТИЙ, НО НЕТ И ПОТЕРЬ

А не банальная ли это «разводка» для ослепленных горем людей? «Могу заверить, что здесь подводных камней нет, — заверяет Уманский. — Наш иностранный партнер — серьезная компания, имеющая авторитет на рынке. Дорожим своей репутацией и мы — «Татюринформ» возник не вчера, а 20 лет назад». Соглашение на представление интересов американской компанией не предполагает никаких денежных взносов, уточнил Уманский, такие выплаты происходят по факту — если дело выиграно.

Пропорции оговорены изначально. Первые 3 млн. рублей получает родственник погибшего, следующие 1,5 млн. — юристы. Все, что свыше 4 млн., делится в пропорции: 2/3 — родственникам, остальное — членам команды, ведущей юридическое сопровождение дела. «При этом гарантий, что вы получите компенсацию, никто не дает, — отмечает Уманский. — Но если вы ничего не получите, то ничего и не проигрываете».

11.jpg
 Родным жертв недавней авиакатастрофы предлагают судиться за границей

Никто заранее не скажет, и каков будет размер американских выплат. «Он зависит от очень многих нюансов, прежде всего — от возраста погибшего и его дохода, количества иждивенцев, — рассказывает Уманский. Причем в американском суде берется в расчет любой доход, а не только тот, который как в России «железно» подтверждает справка 2-НДФЛ. Для примера: наследники 45-летнего американца, имеющего двоих детей, и еженедельный доход в $1 тыс., получают в таких случаях порядка $1,5-2 млн. Порог выплат для россиян существенно ниже, но, в любом случае, больше, чем те суммы, которые предусмотрены российским воздушным кодексом.

Не последнюю роль играет и изощренность американских юристов. Известен пример, когда они добились для родных погибшего в авиакатастрофе 17-летнего юноши-латиноамериканца, бывшего хорошим компьютерщиком, страховку в $2 млн. Сумма иска была основана на том, что он мог бы сделать в будущем блестящую карьеру и иметь высокий доход. «Нет слов, американское право дает больше возможностей для подобных вещей, нежели российское», — отмечает Уманский. В то же время он подчеркнул, что и нынешний размер (2 млн. рублей) российской страховки стал возможным лишь относительно недавно — ранее в подобных случаях получали всего по 100 тыс… Podhurst Orseck P.A. должна назвать приблизительный размер выплаты в течение 150 дней с момента подписания соглашения с потенциальным клиентом. Он, кстати, вправе отказаться от услуг компании и вести свои дела через любых других представителей.

Если совместная работа все-таки продолжается, юристы предъявляют иск в суд штата Нью-йорк. Ответчиками по нему могут выступать разные компании — как собственник самолета, так и производитель судна — Boeing или его эксплуатант — авиакомпания «Татарстан». Выплаты в любом случае осуществляет страховая компания, рассказал Уманский. И предупредил, что в Америке тяжбы длятся еще дольше, чем в России — они могут занять и год, и три. Поэтому юристы там обычно действуют по такой схеме: после предъявления иска в суд идут в страховую компанию и предъявляют ей доказательства, демонстрируя тем самым, какие суммы в случае неблагоприятного для нее исхода она рискует потерять. Цель — заключить мировое соглашение, по которому страховщик готов в добровольном порядке сделать определенные выплаты, не дожидаясь вердикта суда.

«…ЭТО ВАЖНО ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ ПИЛОТОВ»

Но не мешает ли одно другому — 2 млн. рублей, полученных от «Согаза» и потенциальные миллионы в Америке? «Возможно, что придется выбирать, предположил Уманский. — Не могу исключать того, что при получении выплат граждане не подписывают никаких документов, которые лишают их возможности получить страховку за границей». По его словам, это могут быть бумаги о том, что они больше не имеют никаких претензий, связанных со страховыми выплатами.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор Казанского филиала ОАО «Согаз» Ильдар Камалетдинов, о приезде американских юристов ему ничего неизвестно, но родственники погибших пассажиров имеют право обратиться и куда-то еще — никаких подписок, что они этого делать не будут, в «Согазе» с них не берут. Кстати, он рассказал, что страховка уже выплачена родственникам 38 погибших, в остальных 6 случаях возникли некоторые трудности юридического характера (неправильное оформление документов и тому подобное), но эти проблемы будут решены в ближайшее время — до конца года в «Согазе» намерены завершить выплаты. «Мы выплатим всё полагающееся по закону, а обратиться куда-то еще — их право, — отметил Камалетдинов. — Но не знаю, какими нормативными документами будут руководствоваться американские юристы». И разбирательство может идти годы, отметил Камалетдинов.

2222.jpg
Авиакомпания «Татарстан» застраховала своих пилотов на 100 тысяч рублей 

Он напомнил, что ранее родственникам жертв авиакатастроф выплачивали всего 100 тыс. рублей, и только с недавнего времени — 2 млн. «Понятно, что не вернешь людей, но, по крайней мене, кто остался один, без попечителя, может получить эти деньги, положить под хорошие проценты и решать проблемы, хотя бы на первом этапе. Ничего стыдного в этом нет… Напомню, что еще по миллиону рублей выделяется из бюджета республики. А вот экипаж был застрахован по другой схеме, всего на 100 тысяч. Это смешная сумма, конечно».

Кстати, об экипаже. Как стало известно «БИЗНЕС Online» от источников в авиатранспортной отрасли, предложения от иностранных юридических компаний поступили и родственникам членов экипажа. Их встреча с казанским представителем одной из европейских фирм прошла вчера в Казани.

00012019.jpg
 Ильдар Камалетдинов: «СОГАЗ» завершит выплаты родственникам погибших пассажиров до конца 2013 года»

«Услуги предложила одна европейская компания, аналогичным образом работавшая по катастрофе „Боинга“ „Аэрофлота“ в Перми, которая произошла в 2008 году, — сообщил источник. — И ей удалось получить компенсации в размере до миллиона долларов. Аналогичные услуги предлагает и одна американская компания, однако, как нам объяснили, американцы настроены на мировое соглашение, и те, кто с ними связался в той же Перми, получили компенсацию в районе 500 тысяч, а кто пошел до конца с европейской компанией, — миллион. При этом, насколько можно судить, американские адвокаты идут по пути юридических „закорючек“, а европейцы намерены добиваться справедливого расследования катастрофы. Это важно для родственников пилотов, которые не доверяют расследованию Межгосударственного авиационного комитета. И, во всяком случае, часть родственников вчера подписала договор с европейской компанией».

ВСЛЕД ЗА ТРАГЕДИЯМИ В ИРКУТСКЕ И НАД БОДЕНСКИМ ОЗЕРОМ

Отметим, что Podhurst Orseck P.A. ранее уже представляла интересы российских граждан в судах по подобным делам. В частности, предметами юридических расследований этой компании становились иркутская авиакатастрофа Airbus-310 авиакомпании «Сибирь» в 2006 году и трагедия с Ту-154 «Башкирских авиалиний», которая произошла в 2002 году над Боденским озером в Германии.

460.jpg
Компания из Майами специализируется на вопросах взыскания компенсаций близким жертв авиакатастроф
(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой)

Насколько успешной оказалась тогда работа иностранных юристов? «Естественно, статистику по взысканным суммам никто не дает — коммерческая тайна», — говорит Уманский. Вместе с тем, по его словам, партнеры ему сообщили, что из 105 случаев лишь два завершились неудачей. Причем, в обоих это было связано с тем, что дела рассматривались не в Америке, а в Европе, где есть различия в праве. Что касается других случаев, удавалось добиться довольно существенных выплат. «В деле с иркутской авиакатастрофой — 70-80 процентов от изначально планируемой суммы, — рассказал юрист. — Речь идет о средней сумме в 400-700 тысяч долларов на человека».

СМИ сообщали, что после катастрофы над Боденским озером авиадиспетчерской компании SkyGuide удалось достичь внесудебного соглашения о компенсациях с 41 семьей погибших. Однако 27 января 2005 года 27 семей подали в суд Испании иск о выплате компенсаций против швейцарской авиадиспетчерской службы (именно ее ошибки привели к трагедии). Интересы этих родственников представляла как раз Podhurst.

333.jpg
Одной из самых страшных и нелепых стала авиакатастрофа над Боденским озером, когда в результате столкновения Ty-154 и Boeing-757 погиб 71 человек

«Суммы, которых мы надеемся добиться, несколько выше, чем затребованные во внесудебном порядке выплаты, которыми удовлетворилась в прошлом году другая группа родственников», — говорил тогда в интервью представитель Podhurst. Размер компенсаций, выплаченных во внесудебном порядке, составил примерно 225 тыс. швейцарских франков за жертву. Кроме того, Podhurst подала иск в США против компании-изготовителя установленной на самолете системы предотвращения столкновений.

444.jpg
Компания «СОГАЗ» уже выплатила по 2 млн. рублей родным 38 жертв крушения «Боинга» 

«ТЕОРЕТИЧЕСКИ ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕСТЬ»

Участники российского рынка страхования с осторожностью комментируют возможность получения страховки за рубежом.

Игорь Волчков — вице-президент ОАО «Военно-страховая компания» по развитию бизнеса в Поволжье:

— Думаю, что никакой почвы для получения компенсаций за рубежом в данном случае нет. В чем здесь страховой случай? Отправляясь в полет, пассажиры знали, что их жизнь застрахована на определенную сумму. То есть они были согласны с тем, что в случае их смерти родственники получат по 2 миллиона рублей. Далее. Сам самолет был застрахован в компании «Ак Барс». С большой долей вероятности, она его перестраховала. Возможно — в зарубежных перестраховочных компаниях. Но, в любом случае, страхование самолета к пассажирам не имеет никакого отношения. Нужно понимать, что в этом случае застрахована от гибели или повреждения сама машина — железо. Люди же, как известно, были застрахованы в компании «Согаз».

Есть единственный вариант получения иностранной страховки (и то чисто теоретически, собственно к страхованию он не имеет никакого отношения) — если будет признано, что причиной катастрофы стали некие качественно плохие характеристики самолета. Например, плохо выполненный ремонт или же недоброкачественное топливо. Тогда люди имеют право обратиться в суд с иском к конкретному виновнику произошедшего. Вариантов может быть несколько. Если речь идет о конструктивной неисправности самолета, то родственник погибшего могут подать в суд на саму компанию «Боинг». Если же это неисправность техническая, связанная с ремонтом или износом, ответ должен нести тот, кто отвечает за контроль. Подвело топливо — заправщик… В этих случаях граждане действительно могут претендовать на гораздо большие выплаты, чем 2 миллиона рублей. Особенно если докажут «отягчающие» обстоятельства. Например, женщина в результате трагедии потеряла кормильца, оставшись с двумя детьми на руках. Или же погибший обеспечивал больных родителей, которые могут рассчитывать только на собственную пенсию по старости.

8.jpg

Рустэм Сабиров — президент союза страховщиков Татарстана:

— Для того чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно быть знакомым с международным правом. Конечно же, лизингодатель теоретически мог иметь страховку. И теоретически мог купить ее на Западе, в том числе и в США. Если эта страховка имеет место быть, владелец самолета может обеспечить эти выплаты. Настораживает одно: информация об том в любом случае должна была где-то появиться. Должен был сделать заявление сам лизингодатель, понимая, что далеко не все измеряется деньгами — есть не только материальный ущерб, но и социальная составляющая. Хозяин судна, по логике, должен был заявить в первую очередь. Но почему-то никаких заявлений на этот счет не последовало. Удивительно и другое: то, что до сих пор это дело не раскопали журналисты и не опубликовали полисы и страховки, а также подтверждения официальных лиц лизингодателя или западного страховщика. Это вызывает вопросы. По крайней мере, у меня…

Слава Богу, что в этой страшной ситуации сработал механизм, который позволил родственникам погибших получить хоть какие-то деньги. Например, в случае с родными погибших на «Булгарии» такого не было. Пассажиры потерпевшего крушение борта были застрахованы на 2 миллиона рублей. Это обязательная страховая сумма в соответствии с воздушным кодексом России. Ведь бывали случаи, когда пассажиры вообще оказывались незастрахованными. Да и пример пилотов разбившегося борта авиакомпании «Татарстан» говорит сам за себя — их жизни застраховали всего на 100 тысяч рублей. С сожалением приходится констатировать, что человеческая жизнь в нашей стране пока еще оценивается недостаточно высоко.

Алексей Зубец — руководитель департамента стратегического маркетинга ООО «Росгосстрах»:

— Страхование «КАСКО» самолета не распространяется на пассажиров, ответственность перед которыми страхует перевозчик. У членов семей погибших был бы шанс получить дополнительное возмещение, если бы было доказано, что авария произошла, например, из-за конструктивных дефектов самолета, или же из-за плохого обслуживания при ремонте, либо плохого топлива. Тогда плательщиком были бы производитель самолета, ремонтная организация или же аэропорт, в котором заправили борт. Но в данном случае, насколько я знаю, речь идет об ошибке пилотов. В принципе, если будет доказано, что их дипломы и сертификаты были получены с нарушениями (а об этом писали в СМИ), можно будет рассмотреть возможность подачи исков к центру подготовки пилотов.

business-gazeta.ru

 

Просмотров: 2234

Комментирование запрещено