Листая старые альбомы с фотографиями ансамбля «Ялкынлы яшьлек», ловлю себя на мысли, что все сильнее растет желание встретиться с теми веселыми людьми, которые в ярких костюмах, с ослепительными улыбками задорно пляшут на сцене.
Вот самые ранние снимки. На них, совсем еще мальчик, изучает азы татарского народного танца под руководством молодого балетмейстера. Середина 70-х, мелькают глянцевые страницы как черно-белое кино. На фотографии «Сабантуй»: первая крупная хореографическая композиция Альберта Закировича, с участием всех артистов ансамбля. В большей степени благодаря этому танцу коллектив получает звание «народный». 1978 год. Снова «Сабантуй». Все тот же рисунок на заднике сцены, но абсолютно новый состав участников. Коллектив помолодел, подтвердив тем самым свое название. Профессионализм самодеятельных артистов уже гораздо выше — это результат регулярных занятий в хореографическом зале.
Вот на фотографии «казый» — старый учитель медресе (в исполнении Салимжана Рахмангулова). У него в руке плетка, которой он хочет ударить непослушного «таза» — ученика, но хитрец-ученик подложил на спину, под одежду, медный поднос, и плетка попадает по звонкому металлу. Это одна из постановок Гаязова по стихотворению Тукая. Впоследствии ансамбль еще не раз в своем творчестве будет использовать произведения великого поэта.
Начало 80-х. Танец «Кендэшлэр» («Соперники») — это особая история!
Прежде чем вынести произведение на суд зрителей, балетмейстер совершает огромную творческую работу. Во-первых, надо сочинить сюжет, а это, возможно, не одна бессонная ночь. Дальше надо подобрать музыку, чтобы соответствовала сценарию и нравилась публике. После этого постановщик несколько дней один, сменив не одну футболку, побелевшую от соленого пота, сочиняет движения. Только после этого, через пару недель, к танцу подключаются остальные участники.
С «Кендэшлэр» все получилось феноменально быстро. В очередные гастроли коллективу катастрофически не хватало танцев. По дороге из города до концертной площадки Альберт Закиро-вич и я судорожно набрасываем схему сюжета. Я еще не балетмейстер, а только учусь. Уже на месте, пока музыканты расставляли аппаратуру, мы сочиняем движения и тут же их выучиваем. Баянист Мидхат Фахретдинов подбирает мелодию. Уже ко второму отделению концерта был готов совершенно новый юмористический танец, который еще несколько лет радовал зрителей. Особенно он нравился в исполнении Рината Хабибуллина и Наили Замалеевой.
1980 год. Мужской танец «Башкирские наездники». Это моя первая постановка. Будучи студентом института культуры, начинаю помогать Гаязову в его работе. Потом, работая в штате ансамбля, я неоднократно использую в своем творчестве башкирский танцевальный материал.
1982 год. На снимке мое поколение танцевального коллектива, брат с сестрой Асхат и Амина Амировы, Наиля и Танзиля Ахметовы, Рамиль Зубаиров, Лилия Хабибуллина. Впервые со сцены Дворца металлургов прозвучали слова: «Молодежный татарский танец, постановка Рашида Гизатулина». Признание публики вдохновляет хореографов к созданию новых работ. Вследствие этого рождается серия танцев народов Поволжья «Мордовский», «Марийский», шуточный танец «Три старика и молодая девушка» (солистка Раиса Муртазина). В танцевальном коллективе создается крепкий творческий костяк, который держится несколько лет. Это одновременно и мои ученики, и мои друзья.
Середина 80-х. Снова танец «Сабантуй», но уже в новой трактовке. Представительная комиссия областного управления культуры в очередной раз подтверждает звание «народный». Идут годы, меняются лица на фотографиях. В коллектив приходят молодые талантливые ребята Ринат Валеев, Рауда Шаймарданова, Амина Мусина, Рузалия Ахмадуллина, Гузель Хайрул-лова. Возвращается из армии Мидхат Аминов. Вот фотография, на которой Мидхат в форме советского солдата взлетает над головами фашистов в акробатическом прогибе. Это постановка, посвященная герою-поэту Мусе Джалилю, солисты Руслан Кафиятов, Расим Таишев, Рашид Ус-манов.

Ансамбль «Ялкынлы яшьлек». 1983 год.
Вспоминаю курьез, связанный с этим танцем. По задумке автора, после выхода солиста гаснет свет, и все танцоры в темноте выбегают и ложатся на сцену, изображая концлагерь. Включается свет, но один из участников не успевает выйти. Не растерявшись, он по-пластунски выползает из-за кулис и под хохот зрителей добирается до своего места. Мало того, по окончании номера гаснет свет, и все убегают. Включается свет, а наш «ползун» стоит на сцене: забыл убежать. Не зная, куда деться, он прыгает за ножку рояля в надежде спрятаться, да так и сидит там до перерыва.
90-е годы. Сравнивая черно-белые фотографии и современное цветное фото, удивляюсь тому, что старые кадры интереснее. Возможно, фотоаппараты были лучше, а может мы были другие. «Старые кадры» уходят — опять новые лица. Юные, красивые ребята с вдохновением размахивают платками в вокально-хореографической композиции «Биляр». Этот танец, как мощный финальный аккорд, подытоживает концерты ансамбля за предыдущие двадцать лет. Новый состав хореографической группы (Наиль Сатта-ров, Ринат Нугманов, Равиль Карипов, Эльфат Киямов, Гульнара Низаметдинова, Танзиля Мав-лютова и другие) изучают танцы и воспитываются на многолетних традициях, созданных стараниями руководителя ансамбля «Ялкынлы яшьлек» Ильгиза Исмаиловича Колючева. Внутри коллектива вырастают молодые балетмейстеры, которые свежими силами увеличивают творческий потенциал самарских татар. Гузель Рахматулли-на ставит танец «Каз канаты» («Гусиное перо»), Халидя Валеева создает детский ансамбль. На место безвременно ушедшего А. 3. Гаязова приходит Гузель Хисамутдинова. Она дает свое особое видение национальной хореографии. Композиция «Энкэмнен, догалары» («Молитвы матери») — прекрасное тому подтверждение. Под ее руководством обновляется и усиливается женский состав группы. У девушек прекрасная подготовка, отличная пластика.
Я тоже не бросаю коллектив и иногда ставлю новые танцы. Последняя постановка, мужской стэп «Эч гашыйк» («Трое влюбленных») на музыку Рустама Валеева в обработке группы «Заман» (исполняют Рамиль Абзалимов, Ильдус Садарт-динов, Шамиль Камалетдинов). Этот номер будет представлен на юбилейном концерте «Ялкынлы яшьлек», который пройдет в апреле, на знакомой всем сцене дворца. Возможно, порадовать зрителей своим мастерством смогут и танцоры -«аксакалы». Восстанавливается шуточный танец «Бабайлар».
Вот и промелькнули на страницах фотоальбома больше тридцати лет жизни. Жизни танцевальной группы нашего ансамбля и сотен людей, прикоснувшихся к татарскому национальному искусству, прошедших через атмосферу творчества, любви к своему языку, песням, танцам. Людей, научившихся ценить свою культуру и бескорыстно отдававших зрителям часть своей души.
Рашит ГИЗАТУЛЛИН.
Газета «Азан», 2005 год, (№ 5).
* * *
Слово об учителе
Я расскажу вам о своем учителе — руководителе танцевального коллектива «Ялкынлы яшьлек» — Альберте Закировиче Гаязове. В эти дни родные и близкие встречаются по поводу сорока дней со дня его безвременной кончины.
Именно поэтому мне хочется рассказать о его жизни. О той ее части, к которой прикоснулся я сам, придя впервые четырнадцатилетним мальчиком в татарский ансамбль.
Тогда, в 1975 году, репетиция начиналась точно так же, как и в наши дни: с разминки, в виде татарского танцевального этюда. Взрослые и совсем еще молодые парни и девушки старательно разучивали новые для себя элементы народного танца. Этот этюд, составленный из традиционных народных движений, и обработанный Альбертом Гаязовым на основе собственного видения татарского танца, запомнили сотни ребят, прошедших через коллектив. Много было пролито пота, прежде чем мы научились танцевать, еще больше времени, чем мы полюбили наше искусство, зато теперь на любом празднике, можно встретить человека, который легко и красиво выделывает сложнейшие движения татарского танца. Легко узнать того, кто прошел школу Гаязова, по его четким дробным «трепака» и быстрым «борма».
Танцы, созданные Альбертом Закировичем на протяжении двадцати пяти лет украшали, я бы даже сказал, были основой популярности концертов «Ялкынлы яшьлек». Его хореография основана на татарских национальных традициях и лучших образцах хореографического творчества, которые он изучал, проживая в Казани, а затем обучаясь в Куйбышевском государственном институте культуры. Добавив ко всему этому свое понимание, свой темперамент и часть души, Гая-зов создал новый татарский танцевальный стиль, который любят и считают своим большинство жителей нашего города, посещающих концерты ансамбля.
Альберт Закирович не был известен широкой публике. К сожалению, любуясь образцами высокого искусства, мы плохо знаем судьбы людей, создающих это искусство. Мало кто знал о его непростой семейной жизни, о том, что он вырос в детском доме и часто был вынужден подрабатывать на стройке, но тем не менее любимое дело не бросал. В «Ялкынлы яшьлек» он работал бескорыстно, также как и многие другие люди, занимающиеся творчеством.
Альберта Закировича Гаязова уже нет, но его танцы еще украшают сцену Дворца металлургов. Произведения искусства всегда живут дольше своих авторов. Мы — участники ансамбля, прошедшие школу Гаязова, танцуем и учим танцевать других так, как учил нас он. Добавляя что-то свое, мы творчески развиваем его хореографический стиль.
Самаре повезло, у нее был талантливый балетмейстер, который создал народный национальный танец самарских татар. Несмотря на трудное детство и сложности судьбы, жизнь Альберта Закировича не прошла даром. Он оставил яркий след в творческой культуре нашего города и нашего народа.
Рашит ГИЗАТУЛЛИН.
Газета «Азан», 2000 год, (№ 18).
Просмотров: 2854
а мой папа сидит слева на барабане
Альберт Гаязов был самым лучшим хореографом, а так же отцом и другом всему коллективу ансамбля
Моя мама Асия Ахметова стоит в верхнем ряду,правее от гармониста- самая красивая!