Школа Альберта Гаязовича

img084

Листая старые альбомы с фотографиями ансамбля «Ялкынлы яшьлек», ловлю себя на мысли, что все сильнее растет желание встре­титься с теми веселыми людьми, которые в ярких костюмах, с ослепительными улыбка­ми задорно пляшут на сцене.

Вот самые ранние снимки. На них, совсем еще мальчик, изучает азы татарского народного танца под руководством молодого балетмейстера. Се­редина 70-х, мелькают глянцевые страницы как черно-белое кино. На фотографии «Сабантуй»: первая крупная хореографическая композиция Альберта Закировича, с участием всех артистов ансамбля. В большей степени благодаря этому танцу коллектив получает звание «народный». 1978 год. Снова «Сабантуй». Все тот же рисунок на заднике сцены, но абсолютно новый состав участников. Коллектив помолодел, подтвердив тем самым свое название. Профессионализм са­модеятельных артистов уже гораздо выше — это результат регулярных занятий в хореографиче­ском зале.

Вот на фотографии «казый» — старый учитель медресе (в исполнении Салимжана Рахмангулова). У него в руке плетка, которой он хочет уда­рить непослушного «таза» — ученика, но хитрец-у­ченик подложил на спину, под одежду, медный поднос, и плетка попадает по звонкому металлу. Это одна из постановок Гаязова по стихотворе­нию Тукая. Впоследствии ансамбль еще не раз в своем творчестве будет использовать произведе­ния великого поэта.

Начало 80-х. Танец «Кендэшлэр» («Сопер­ники») — это особая история!

Прежде чем вынести произведение на суд зрителей, балетмейстер совершает огромную творческую работу. Во-первых, надо сочинить сюжет, а это, возможно, не одна бессонная ночь. Дальше надо подобрать музыку, чтобы соответ­ствовала сценарию и нравилась публике. После этого постановщик несколько дней один, сменив не одну футболку, побелевшую от соленого пота, сочиняет движения. Только после этого, через пару недель, к танцу подключаются остальные участники.

С «Кендэшлэр» все получилось феноме­нально быстро. В очередные гастроли коллективу катастрофически не хватало танцев. По дороге из города до концертной площадки Альберт Закиро-вич и я судорожно набрасываем схему сюжета. Я еще не балетмейстер, а только учусь. Уже на месте, пока музыканты расставляли аппаратуру, мы сочиняем движения и тут же их выучиваем. Баянист Мидхат Фахретдинов подбирает мело­дию. Уже ко второму отделению концерта был готов совершенно новый юмористический танец, который еще несколько лет радовал зрителей. Особенно он нравился в исполнении Рината Хабибуллина и Наили Замалеевой.

1980 год. Мужской танец «Башкирские на­ездники». Это моя первая постановка. Будучи студентом института культуры, начинаю помогать Гаязову в его работе. Потом, работая в штате ан­самбля, я неоднократно использую в своем твор­честве башкирский танцевальный материал.

1982 год. На снимке мое поколение танце­вального коллектива, брат с сестрой Асхат и Ами­на Амировы, Наиля и Танзиля Ахметовы, Рамиль Зубаиров, Лилия Хабибуллина. Впервые со сце­ны Дворца металлургов прозвучали слова: «Мо­лодежный татарский танец, постановка Рашида Гизатулина». Признание публики вдохновляет хо­реографов к созданию новых работ. Вследствие этого рождается серия танцев народов Поволжья «Мордовский», «Марийский», шуточный танец «Три старика и молодая девушка» (солистка Ра­иса Муртазина). В танцевальном коллективе соз­дается крепкий творческий костяк, который дер­жится несколько лет. Это одновременно и мои ученики, и мои друзья.

Середина 80-х. Снова танец «Сабантуй», но уже в новой трактовке. Представительная ко­миссия областного управления культуры в оче­редной раз подтверждает звание «народный». Идут годы, меняются лица на фотографиях. В коллектив приходят молодые талантливые ребя­та Ринат Валеев, Рауда Шаймарданова, Амина Мусина, Рузалия Ахмадуллина, Гузель Хайрул-лова. Возвращается из армии Мидхат Аминов. Вот фотография, на которой Мидхат в форме со­ветского солдата взлетает над головами фаши­стов в акробатическом прогибе. Это постановка, посвященная герою-поэту Мусе Джалилю, соли­сты Руслан Кафиятов, Расим Таишев, Рашид Ус-манов.

img084

Ансамбль «Ялкынлы яшьлек». 1983 год.

Вспоминаю курьез, связанный с этим танцем. По задумке автора, после выхода солиста гаснет свет, и все танцоры в темноте выбегают и ложат­ся на сцену, изображая концлагерь. Включается свет, но один из участников не успевает выйти. Не растерявшись, он по-пластунски выползает из-за кулис и под хохот зрителей добирается до своего места. Мало того, по окончании номера га­снет свет, и все убегают. Включается свет, а наш «ползун» стоит на сцене: забыл убежать. Не зная, куда деться, он прыгает за ножку рояля в наде­жде спрятаться, да так и сидит там до перерыва.

90-е годы. Сравнивая черно-белые фото­графии и современное цветное фото, удивляюсь тому, что старые кадры интереснее. Возможно, фотоаппараты были лучше, а может мы были другие. «Старые кадры» уходят — опять новые лица. Юные, красивые ребята с вдохновением размахивают платками в вокально-хореографи­ческой композиции «Биляр». Этот танец, как мощ­ный финальный аккорд, подытоживает концерты ансамбля за предыдущие двадцать лет. Новый состав хореографической группы (Наиль Сатта-ров, Ринат Нугманов, Равиль Карипов, Эльфат Киямов, Гульнара Низаметдинова, Танзиля Мав-лютова и другие) изучают танцы и воспитываются на многолетних традициях, созданных старания­ми руководителя ансамбля «Ялкынлы яшьлек» Ильгиза Исмаиловича Колючева. Внутри коллек­тива вырастают молодые балетмейстеры, кото­рые свежими силами увеличивают творческий потенциал самарских татар. Гузель Рахматулли-на ставит танец «Каз канаты» («Гусиное перо»), Халидя Валеева создает детский ансамбль. На место безвременно ушедшего А. 3. Гаязова приходит Гузель Хисамутдинова. Она дает свое особое видение национальной хореографии. Композиция «Энкэмнен, догалары» («Молитвы матери») — прекрасное тому подтверждение. Под ее руководством обновляется и усиливается жен­ский состав группы. У девушек прекрасная подго­товка, отличная пластика.

Я тоже не бросаю коллектив и иногда ставлю новые танцы. Последняя постановка, мужской стэп «Эч гашыйк» («Трое влюбленных») на музы­ку Рустама Валеева в обработке группы «Заман» (исполняют Рамиль Абзалимов, Ильдус Садарт-динов, Шамиль Камалетдинов). Этот номер будет представлен на юбилейном концерте «Ялкынлы яшьлек», который пройдет в апреле, на знако­мой всем сцене дворца. Возможно, порадовать зрителей своим мастерством смогут и танцоры -«аксакалы». Восстанавливается шуточный танец «Бабайлар».

Вот и промелькнули на страницах фотоальбома больше тридцати лет жизни. Жизни танцевальной группы нашего ансамбля и сотен людей, прикос­нувшихся к татарскому национальному искусству, прошедших через атмосферу творчества, любви к своему языку, песням, танцам. Людей, научив­шихся ценить свою культуру и бескорыстно отда­вавших зрителям часть своей души.

Рашит ГИЗАТУЛЛИН.

Газета «Азан», 2005 год,  (№ 5).

* * *

Слово об учителе

Я расскажу вам о своем учителе — руково­дителе танцевального коллектива «Ялкынлы яшьлек» — Альберте Закировиче Гаязове. В эти дни родные и близкие встречаются по поводу сорока дней со дня его безвременной кончины.

Именно поэтому мне хочется рассказать о его жизни. О той ее части, к которой прикоснулся я сам, придя впервые четырнадцатилетним маль­чиком в татарский ансамбль.

Тогда, в 1975 году, репетиция начиналась точ­но так же, как и в наши дни: с разминки, в виде татарского танцевального этюда. Взрослые и со­всем еще молодые парни и девушки старательно разучивали новые для себя элементы народного танца. Этот этюд, составленный из традиционных народных движений, и обработанный Альбертом Гаязовым на основе собственного видения татар­ского танца, запомнили сотни ребят, прошедших через коллектив. Много было пролито пота, пре­жде чем мы научились танцевать, еще больше времени, чем мы полюбили наше искусство, зато теперь на любом празднике, можно встретить человека, который легко и красиво выделывает сложнейшие движения татарского танца. Легко узнать того, кто прошел школу Гаязова, по его четким дробным «трепака» и быстрым «борма».

Танцы, созданные Альбертом Закировичем на протяжении двадцати пяти лет украшали, я бы даже сказал, были основой популярности кон­цертов «Ялкынлы яшьлек». Его хореография ос­нована на татарских национальных традициях и лучших образцах хореографического творчества, которые он изучал, проживая в Казани, а затем обучаясь в Куйбышевском государственном ин­ституте культуры. Добавив ко всему этому свое понимание, свой темперамент и часть души, Гая-зов создал новый татарский танцевальный стиль, который любят и считают своим большинство жителей нашего города, посещающих концерты ансамбля.

Альберт Закирович не был известен широкой публике. К сожалению, любуясь образцами вы­сокого искусства, мы плохо знаем судьбы людей, создающих это искусство. Мало кто знал о его непростой семейной жизни, о том, что он вырос в детском доме и часто был вынужден подра­батывать на стройке, но тем не менее любимое дело не бросал. В «Ялкынлы яшьлек» он работал бескорыстно, также как и многие другие люди, занимающиеся творчеством.

Альберта Закировича Гаязова уже нет, но его танцы еще украшают сцену Дворца металлургов. Произведения искусства всегда живут дольше своих авторов. Мы — участники ансамбля, про­шедшие школу Гаязова, танцуем и учим танце­вать других так, как учил нас он. Добавляя что-то свое, мы творчески развиваем его хореографиче­ский стиль.

Самаре повезло, у нее был талантливый ба­летмейстер, который создал народный нацио­нальный танец самарских татар. Несмотря на трудное детство и сложности судьбы, жизнь Аль­берта Закировича не прошла даром. Он оставил яркий след в творческой культуре нашего города и нашего народа.

Рашит ГИЗАТУЛЛИН.

Газета «Азан», 2000 год, (№ 18). 

 

Просмотров: 2854

3 комментариев

  1. а мой папа сидит слева на барабане

  2. Альберт Гаязов был самым лучшим хореографом, а так же отцом и другом всему коллективу ансамбля

  3. Моя мама Асия Ахметова стоит в верхнем ряду,правее от гармониста- самая красивая!