Выступление ведущего специалиста Министерства образования и науки Самарской области Дамира Юрьевича Гатина на конференции по случаю 10-летия медресе «Нур» г.Самара
Каждый из нас задавал вопрос «В чём смысл религии?». Ответ прост: учить добру, милосердию, созиданию. Взывать или пробуждать в людях совесть.
Отсюда задача – распространять религию и прежде всего учить молодёжь. Без сегодняшней молодёжи завтра не будет потребности ни в религии, ни в мечетях (ныне наблюдается низкий процент местных прихожан в мечетях Самарской области).
Другая задача – распространение традиционного для России масхаба среди приезжих мусульман, мигрантов, основную часть которых также составляет молодежь.
Мы должны осознать величайшую роль образования. Через образование мы формируем сознание и готовим добропорядочных граждан. Через образование распространяем достоверные знания об исламе как религии мира и добра в противовес истерии об исламском экстремизме и терроризме.
Таким образом, работа с молодёжью должна была стать одним из важнейших, приоритетных направлений деятельности Духовного управления мусульман Самарской области, неотъемлемой частью его просветительской, проповеднической и образовательной деятельности.
Уникальным событием явилось открытие в 2004 году в г. Самаре образовательного учреждения среднего профессионального религиозного образования медресе «Hyp». Между тем, деятельность медресе вызывает обоснованную критику. Современное трёхэтажное здание, прекрасные условия, к сожалению, не способствовали становлению самарского медресе в качестве востребованного или ведущего исламского религиозного образовательного учреждения. При проектной мощности здания на 50 человек ежегодная численность обучающихся составляет не более 10 человек.
Да, в медресе осуществляется учебный процесс, проходят отдельные мероприятия, однако нет того масштаба, уровня, достойного Самарской области.
В соответствии с лицензией на право образовательной деятельности медресе «Hyp» целями являются подготовка священнослужителей и религиозного персонала исламского вероисповедования, а также удовлетворение потребности личности в духовно-нравственном развитии посредством получения профессионального религиозного образования.
Содержание образования. Духовное образование предполагает передачу (получение) религиозных знаний и иных знаний на базе религиозного мировоззрения, усвоение и использование духовного наследия мусульманского народа.
В учебный план медресе входят важнейшие религиозные дисциплины: Коран (Чтение и заучивание Корана), Тафсир (Толкование Корана), Фикх (Мусульманское право), Акида (Исламское вероучение), Акида (Исламское вероучение), Сира (Жизнеописание пророка), Арабский язык (лексикология), Таджвид (Правила чтения Корана), Наху (синтаксис арабского языка), Сарф (грамматика арабского языка), Хадис (Высказывания пророка), Обязанности имама, риторика, хутба (проповедь), Каллиграфия, Ахляк (Исламская этика), Тарих (История религии), Татарский язык (на основе арабской графики), История татарского народа.
Вместе с тем, в учебные планы медресе важно вводить такие светские предметы как русский язык и риторику, историю, социологию, философию, психологию, информатику, экономику, правоведение, основы религиозных культур и др. хотя бы на уровне введения или обзорных лекций.
Однако среди муфтиев и имамов, преподавателей и богословов существует мнение о ненужности и даже вредности изучения подобных светских предметов, подразумевая под ними философию, педагогику, политологию, культурологию и т.п., которые иногда даже называют «кяфирскими», то есть «безбожными». В качестве аргумента ими приводится необходимость сохранения чистоты религии, борьбы с отклонениями. Как правило, защищая свою позицию, эти люди играют на духе противоречия, которым руководствуются многие молодые мусульмане в своих религиозных исканиях, не понимая значимости и важности широкого спектра знаний.
Между тем, истинно образованный человек не боится наук. Страх, раздражение порождаются невежеством.
Примеры востребованности светских дисциплин. Русский язык и культура публичной речи (ораторское искусство, риторика, красноречие). Любой имам, духовный лидер – прежде всего оратор. Да, красноречие – дар Божий! Однако существуют законы построения выступления (вступление, логика изложения, фактура, актуальность материала, эмоциональность и убедительность выступления, грамотность речи), которым необходимо обучать шакирдов – будущих имамов.
Социология (государство и религия, взаимодействие власти и религии, свобода совести, гражданское общество, отношение общества к религии, религия и культура, религии и секты, религиозный экстремизм и пр.)
Основы философии. Философия формулирует и объясняет общие законы развития человечества и не противоречит исламу. Так, закон единства и борьбы противоположностей уместно объяснить шакирдам на примерах «жизнь и смерть», «добро и зло» (борьба с внутренним нафсом).
Философские категории «причина и следствие» целесообразно рассмотреть с позиций ислама, где причина всему Бог и материалистической диалектики, утверждающей естественный ход развития, объективные законы. Категории «необходимость и случайность» также можно рассмотреть путём сопоставления, обозначив тему предопределения всего сущего. Задача преподавателя – не избегать «трудных» тем, напротив, быть убедительным в правоте исламского мировоззрения.
Введение в психологию. Все люди разные: бывают энергичные и медлительные, одни с математическим складом ума, другие гуманитарии, третьи достигают успеха в спорте. Память бывает зрительной, слуховой и хорошей и слабой. Эти категории психологии (темперамент, мышление, память) и другие также необходимо знать шакирдам – будущим имамам, cфера деятельности которых человек.
Фрэнсис Бэкон писал: “Малое знание склоняет ум к атеизму, а глубокое знание ведет к религии”. Действительно, для атеиста достаточно знать, что заряд молнии – электричество, верующий человек идёт в познании дальше (как создан и для чего этот мир) и здесь закон физики меркнет.
Мусульмане не неходятся в изоляции от других народов и их религий. В медресе необходимо читать курсы, которые в равной мере рассказывали бы о культуре всех традиционных религий России. Помимо истории ислама, будущему имаму следует иметь представление об основах православной культуры, иудаизма и буддизма. Знать сходство и отличие традиционных или мировых религий. Особенно это важно в современных условиях, когда в школах введён обязательный курс «Основы светской этики и религиозных культур».
Ислам, появившись позже иудаизма и христианства, не строит своё учение на их отрицании. Во многих сурах Священного Корана («Семейство Имрана», «Трапеза», «аль Баккара») сказано: «Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое Он низвёл раньше».
В современном мире проявление национализма и религиозного экстремизма становится частым явлением в молодёжной среде. В связи с этим важным является вопрос об отношении мусульман к людям других конфессий.
«Неверные» (иначе «неверующие»), упоминаемые в Священном Коране, не имеют никакого отношения к иудеям и христианам. Последние именуются людьми Писания. Между мусульманами, христианами и иудеями – близость, которая выражается в единобожии:
«И наш Бог и ваш Бог един, и мы ему поклоняемся».
В Коране содержится мощный идейный потенциал, который создает духовную основу для организации доброго сотрудничества между народами во имя их общего благополучия:
«Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев…» (Сура «Комнаты», аят 49).
Как видим, важнейшая миссия ислама — сохранение и развитие мирного межконфессионального общения, взаимопонимания, уважения и веротерпимости между народами.
Любая религия призывает к добру, состраданию и милосердию; учит, как сохранить достоинство, мир и спокойствие. Таким образом, будущие имамы должны знать и говорить людям о единстве монотеистических религий в понимании добра, любви и мира.
В условиях стремительного развития информационных технологий, компьютеризации всех сфер деятельности необходима компьютерная грамотность шакирдов.
Мы уверены, что без глубоких научных знаний, не разбираясь в истории своего народа и государства, не владея в равной мере русским и родным языками, в нашей стране невозможно стать лидером мусульманского сообщества, руководителем общины или учебного заведения.
О необходимости повышения уровня образования преподавателей медресе. Некоторые из преподавателей и имамов имеют два высших образования – светское, полученное в российских вузах и религиозное — в университетах исламских стран, что обеспечило системность и комплексность их знаний.
В последние годы целая когорта молодых преподавателей российских исламских вузов осуществляет защиту диссертаций по различным областям знаний. Это исследования по политологии, истории и экономике, юриспруденции, филологии и философии. Примечательно, что при всём разнообразии дисциплин и тем научных исследований, диссертанты в своих работах прочно опираются на ислам.
О необходимости осуществления научной деятельности в медресе: проведение и участие в научно-практических конференциях, семинарах, молодёжных форумов; публикации и выступления в средствах массовой информации.
В наше время мусульмане и их религия постоянно подвергаются жесткому давлению и критике. В средствах массовой информации все чаще звучат нелепые, а порой и просто оскорбительные обвинения в адрес мусульман. По телевидению мусульмане чаще всего показываются в качестве либо преступников, либо религиозных радикалов, ведущих «священную войну» против христиан.
В сознании обывателя ислам — религия, которая несёт террор и насилие, в своём фанатизме нетерпим к иным культурам и демократическим ценностям.
Считается, что религия мусульман приводит к стагнации развития человечества, представляет собой слепое и бездумное исполнение культа, ведёт к пассивному восприятию жизни и отчуждению от общества.
Ислам в общественном мнении предстает консервативной, чуждой нововведениям идеологией, воспитывающей враждебность к последователям других конфессий. Ислам является первопричиной войн и межнациональных конфликтов. Нередко можно услышать обвинения и нападки следующего содержания: «Ислам антигуманная религия, поскольку Коран призывает применять смертную казнь в отношении убийцы, бесчеловечен к оступившимся; ислам притесняет женщину, разрешает многоженство».
Всё это, безусловно, формирует в нашем обществе негативный образ ислама и его последователей. Духовные лидеры и преподаватели медресе должны учиться разъяснять ислам: выступать в открытом эфире, вести диалог с представителями других конфессий о миролюбивой, гуманной сути ислама. Необходимо достойно и грамотно изживать устоявшиеся стереотипы об агрессивности ислама, фанатизме и жестокости мусульман. Публикации в прессе, выступления на радио и телевидении должны стань нормой для имамов и преподавателей медресе.
Трибуна научно-практической конференции, семинара, молодёжного форума – это замечательная возможность не только развеять мифы о мусульманах, но прежде всего формировать идеологию позитивного ислама. Заявить о гуманистических ценностях религии мусульман, которые провозглашают добро, терпимость, сострадание, мир и согласие. Раскрыть огромный духовно-нравственный потенциал ислама и его значение в воздействии на общероссийскую культуру.
Другая важнейшая задача участия в конференциях – это овладение навыками публичной речи и умения вести диалог, что необходимо духовному лидеру.
Научные публикации: интерес к исламу среди россиян очень высок и учителям медресе необходимо широко использовать печатное слово для духовно-нравственного образования граждан. Национальная пресса должна стать трибуной ислама.
Приобщение шакирдов к научно-исследовательской деятельности: рефераты с последующей публикацией сборника лучших работ.
В целях обеспечения социальных гарантий выпускников медресе целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении шакирдам возможности получить дополнительную специальность (например, программист, психолог, социальный работник, автоводитель и др.) и диплом (сертификат) государственного образца.
Трудоустройство выпускников медресе. Необходимо систематическое обновление кадров с учётом профессионального и возрастного ценза имамов
Миссия, которую исполняют медресе, значительна. Религиозное образовательное учреждение готовит служителей, которые призваны нести людям знания, мир и спокойствие. Именно шакирды в будущем будут воспитывать в людях доброту, милосердие, призывать людей к совести и состраданию.
Между тем, сами шакирды и преподаватели медресе нуждаются в поддержке. В наши дни дети из обеспеченных семей редко поступают учиться в медресе. Есть шакирды из многодетных и неполных семей, у которых отсутствует один из родителей. Часто шакирды не получают стипендии. В то время как проезд в общественном транспорте, предметы личной гигиены требуют денег. Необходимы средства на медицинское обслуживание, в том числе услуги стоматолога, а также приобретение в собственность духовной и учебной литературы.
Наблюдается низкий материальный уровень у преподавателей медресе. Зарплата не позволяет приобрести собственное жильё, в должной мере содержать семью и эффективно трудиться.
Необходимо установить целевой фонд помощи медресе, включающий выплату стипендий шакирдам и заработной платы преподавателям.
Деятельность медресе во многом определяет, каким станет российский мусульманин в ближайшем будущем, ибо его выпускники – это будущие муфтии, имамы, сотрудники мечетей и духовных управлений, учителя и богословы. Именно они станут примером и образцом российского мусульманина 21 века, а их мысли, слова и дела проявятся уже в ближайшем будущем. Наш долг – их поддержать сегодня.
Ведущий специалист Министерства образования и науки Самарской области Дамир Юрьевич ГАТИН.
РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
«Сегодня в системе исламского образования больше пробелов, нежели ясностей»
В Самаре прошла научно-практическая конференция, посвященная 10-летию медресе «Hyp»
20 сентября 2014 года в Соборной мечети г.Самара состоялась научно-практическая конференция «Духовность и образование: единство целей и задач. Опыт прошлого и перспективы на будущее», посвященная 10-летию самарского медресе «Hyp» («Свет»). Мероприятие было организовано Региональным Духовным управлением мусульман Самарской области при финансовой поддержке Администрации Губернатора Самарской области. Читать полностью
Просмотров: 2732
Советлар Союзы булганда мәктәпләр, югары уку йөртлары ачылды. Халыкның күзе ачылды. Иң ерак авылларда яшәгән балалар, яхшы укыган чакта, теләсә кайсы уку йортына кереп укыдылар.Миллионлаган татар кешеләре инженер, врач, генерал, министр, профессор булдылар. Илдә фатиры булмаган кеше сирәк калды. Шушы уку йортларын ташлатып татар балаларын әфтияк кенә укырга кушасызмы ? Татар халкы ул тормышны кичерде бит инде. М.Гафури, И.Гази, Г.Тукай һәм башка татар язучыларының әсәрләрен укыгыз. Артка түгел, башка халыклар белән алга барыйк. Дуслар булып.
не парься илгизар
Дамир абый бик дорес сузляр язган хар бер сузе белян килешям. Еллар буе мядрясяляребез эшли а имамнар чыкканы юк. Сонгы имамнар «Гали» мядрясяеннян 2003 елда чыктылар. А «Нур»дан бер имам чыккынында ишеткяненбез юк. А бит ул мядрясялярне тотырга (таъмин итяргя) елына ин азендя миллион ярым акча китя. «Гали»не тотарга да аз акча китми.
Туганнар бу исраф тугелме сон? Кая барабыз ни эшлибез? Аллах каршында ничек жавап бирербез икян бу исрафлар очень.
Ринат-хазрят Раев та шуны ук сойляде РИУ дан чыгучыларнын 8-9% гына дин юлында хозмят итя.