До 9 Мая ещё далеко, но в самарском центре внешкольной работы «Поиск» уже вовсю идут мероприятия, приуроченные к юбилею Победы. Одно из них — III городской открытый конкурс народного танца «Традиция» — состоялось здесь 20 марта 2015 года. Конкурс стал частью большого межнационального фестиваля «Дружбой народов Самара сильна!», который уже не первый год проходит в областном центре. И хотя официально конкурс считается городским, к участию в нём допускаются детские коллективы не только Самары, но и области – все, кто желает принять участие в этом творческом состязании.
В этом году таковых оказалось почти 800 человек. Программа была более чем насыщенной: жюри просмотрело около 100 номеров в 6 возрастных номинациях, а сами выступления длились ни много, ни мало — 7 часов! По сути это был настоящий танцевальный марафон: солисты или коллективы выходили на сцену, исполняли свой номер и уходили за кулисы, а им на смену тут же, без паузы, выходили следующие танцоры. Перерыв сделали только один раз, в середине дня – члены жюри смогли немного отдохнуть, а в самом зале в это время вымыли полы (после нескольких сотен танцующих ног) и проветрили помещение – для следующих участников конкурса.
Надо отдать должное специалистам ЦВР: организация этого процесса была на высочайшем уровне. Представьте, в каждом танцевальном коллективе по 10-15, а то и больше человек, зал совсем небольшой: пространство, служащее сценой, и три ряда для зрителей; нужно было очень быстро «разруливать» потоки артистов: в одну дверь выходят те, кто уже оттанцевал, в другую, с противоположной стороны сцены, тотчас заходят те, кому выступать, уже звучит их фонограмма… В каких-то номерах для воссоздания народного обряда на сцену выносили «снопы сена» и прочий реквизит, и тем не менее все уложились в своё время, всё прошло без сучка, без задоринки!
Если говорить о самом главном впечатлении от конкурса – это его масштаб и, безусловно, содержание самих программ. Большую часть танцев составили русские народные, но было много и танцев народов России и мира – в основном их представили учащиеся школ с этнокомпонентом, а также дети из национальных воскресных школ и национальных творческих коллективов Самары, Тольятти, Красноярского и Исаклинского муниципальных районов. То есть те, кто предметно изучает языки, историю и традиции народов России. Не будет лишним назвать их. Выступали ученики татарской школы «Яктылык», самарских школ № 23 (эрзяно-мокшанская воскресная школа), № 42 (еврейская воскресная школа «Гешер»), № 54 (русская воскресная православная школа «Воскресение»), № 62, № 80 и № 146 (чувашские воскресные школы), гимназии № 4 (немецкая воскресная школа «Надежда»), лицея № 131«Созвездие» (украинская воскресная школа «Свиточ»), армянской воскресной школы «Наири», ансамбль ДК села Большое Микушкино Исаклинского района, коллектив «Балдаурен» из посёлка Светлый Ключ Красноярского района, ансамбль армянских народных танцев «Аргишти» ДК г.о.Тольятти, казахский народный ансамбль танца «Айгуль» из Самары и многие другие. Согласитесь, даже одно их перечисление даёт представление о масштабе этого межнационального конкурса. А представьте себе, как сочно, ярко, многогранно звучат их выступления на сцене! Словно эстафетную палочку передают артисты друг другу, культура одного народа сменяется культурой другого — впечатляющее зрелище!
В жюри конкурса вошли известные в нашем регионе люди – руководитель детского театра народного танца «Самарка», заслуженный работник культуры РФ Людмила Яковлевна Попова, хореограф, член экспертной комиссии по хореографическому образованию Самарской области Ирина Петровна Еремеева, художественный руководитель образцового хореографического коллектива «Диво» Наталья Геннадьевна Демидова. Возглавил жюри старший преподаватель кафедры народного танца Самарского института культуры Валентин Иванович Селезнёв. И надо отметить, судили они довольно строго.
Некоторые школы выставили номера во всех возрастных категориях – и, поскольку многие приехали на конкурс издалека, организаторы построили программу не по возрастным номинациям, а по географическому принципу: выступила одна школа, за ней другая, приехали тольяттинцы – показали свою программу. Получился этакий калейдоскоп культур, представленный артистами в буквальном смысле от мала до велика.
Самых маленьких танцоров — выводили на сцену, держа за руки: для них это первое большое выступление, да и артиста совсем малы (не поверите, но среди участников конкурса были даже 3-4-летние малыши! Если вдуматься — когда конкурс «Традиции» только зарождался, многие из них ещё не родились).
Дошколят было много – сразу три коллектива из ЦВР «Поиск», малыши из детского сада № 395, из школы искусств № 4, гимназии № 3, центра детско-юношеского творчества «Мечта», ансамбля армянских народных танцев «Аргишти» ДК г.о.Тольятти, из татарской школы «Яктылык». Одетые в нарядные костюмы, они умело водили хороводы, изображали матрёшек, были «ягодками-малинками», зелёными гусеницами и даже танцевали русскую кадриль… (Самое замечательное – наблюдать во время такого выступления не столько за детьми, сколько за их хореографами: языком жестов педагоги показывали выступающим всё, что они должны делать в следующую минуту, одна из воспитателей мимикой показывала маленьким артистам, что они непременно должны улыбаться). Ну а счастливые мамы-папы-бабушки-дедушки самозабвенно записывали всё действо на планшеты и видеокамеры.
Но это – лирическое отступление. Примечательно другое. Детские танцы с элементами народной хореографии — это не просто движения, не физкультура «для общего развития ребёнка», а самые настоящие произведения танцевального искусства. Ненавязчиво, в игровой форме маленьким детям прививают то, что потом станет фундаментом их жизни в суровом социуме , этим фундаментом станет любовь к народным традициям и народной культуре, интерес к другим культурам и к другим народам, несущим эту культуру.
По тому, как уверенно выступали дети, даже маленькие, как охотно они включались в этот творческий процесс — с радостью танцевали, с радостью позировали перед фотоаппаратами, можно судить о том, что работают с ними грамотно и профессионально.
В отличие от самых маленьких ребят постарше (младших, средних школьников) и жюри, и зрители встречали и оценивали не столько с умилением, сколько с профессиональным интересом: большинство из них танцами занимается не первый год, уже имеет опыт выступления на сцене. Школьники представили огромную палитру народных танцев – русских, украинских, белорусских, татарских, башкирских, чувашских, мордовских, немецких, казахских, армянских, грузинских, корейских…
Огромную часть конкурсной программы составили выступления ребят из обычных самарских школ (как правило, это русские дети, но, безусловно, есть представители и других народов, просто в таких коллективах не делают упор на национальность). Так вот именно эти коллективы – из школ № 144, 94, 154, гимназии № 3, ДШИ № 8, № 11 и многих-многих других – представили изумительно интересную программу. В первую очередь тем, что помимо русских были исполнены танцы других народов. Это — уникальная особенность самарского конкурса: на одной сцене встречаются дети из национальных школ – носители культур своих народов (например, грузины, армяне) и русские дети, исполняющие эти же грузинские, армянские танцы.
Особенно впечатлили воспитанники хореографических отделений детских школ искусств, центров детского творчества, центров внешкольной работы и других учреждений дополнительного образования. Эти – практически профессионалы, особенно старшая возрастная (подростки 13-16 лет) и молодёжная группа (от 16 и старше, студенты творческих факультетов училищ и вузов).
Удивительное сочетание! И тем, и другим (и русским, и нерусским) было что показать, было что «подсмотреть» друг у друга. У одних – больше профессионализма, «наученности» движениям, поскольку с ними занимаются как с танцорами, а у других – особая национальная пластика и внутренний огонь, который от рождения в крови, даже если танцуешь не идеально.
***
В этом году и сам фестиваль «Дружбой народов Самара сильна!», и конкурс «Традиция» посвящены 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и потому в конкурсной программе было немало номеров этой тематики. Более других запал в душу стилизованный народный танец «Скорбь матери», его исполнила 16-летняя Аделя Рахимова, девятиклассница школы «Яктылык», вместе со своими одноклассниками – участниками театра танца «Йолдыз» (руководят этим замечательным коллективом Инзиля Ралифовна Гизатулина и Алия Минахсяновна Газизова).
За несколько минут, пока длился танец, Аделя смогла прожить на сцене целую жизнь: стройная и гибкая, как прекрасный лебедь, языком танца она донесла до зрителя незамысловатый рассказ о том, как мать проводила на войну единственного сына, как ждала его возвращения и не дождалась… История, прожитая, пережитая, выстраданная многими тысячами женщин – русских, татарских, всех женщин великой страны… Диву даёшься, как такое юное и хрупкое создание, как Аделя, может всю эту боль, скорбь и одновременно безграничную любовь к людям в танце передать. Говорит, было трудно не столько станцевать, сколько осмыслить. Много думала о том, как должна выглядеть женщина, получившая письмо-похоронку, как она должна читать это письмо, как должна выронить его из рук… Умница девочка, и великолепные партнёры по танцу ей под стать.
О хореографических коллективах школы «Яктылык» — разговор особый. Уверена, человек, не имеющий представления об этой школе, побывав на танцевальном конкурсе «Традиция», вполне мог бы решить, что это не обычная общеобразовательная, а хореографическая школа. Поскольку уровень представленных на конкурс работ – высочайший. Мало того, танцевальный коллектив Совместно с музеем школы, который возглавляет удивительная женщина, энтузиаст своего дела Асия Гусмановна Сайфутдинова, театр «Йолдыз» (название переводится с татарского как «звезда») ведёт ещё и исследовательскую работу. В народном танце «Мелкие ермаковские дроби», который был представлен в молодёжной возрастной группе, то есть самыми старшими участниками конкурса, ребята показали элементы татарского танца, которые они позаимствовали у старожил в этнографической экспедиции в селе Старое Ермаково, куда ездили прошлым летом. Один из участников той экспедиции, десятиклассник Салават Хакимов (по словам руководителя коллектива очень талантливый и колоритный танцор) специально остался в селе подольше, чтобы хорошенько изучить детали этого танца и потом воспроизвести их в композиции, представленной на конкурсе «Традиция». Вот, оказывается, из каких «мелочей» складываются выступления ребят на конкурсе «Традиция». Замечательные дети! Настоящие хранители и, без преувеличения, пропагандисты народной культуры.
Поразило и то, что воспитанники этого театра танца одинаково хорошо исполняют и татарские, и русские танцы, танцы других народов Поволжья. Прекрасно был исполнен и всеми любимый, узнаваемый «Матросский танец». Это, по словам хореографов, установка директора школы Радика Равгатовича Газизова: в школе с углублённым изучением родного языка и татарской культуры дети познают азы и других культур – в том числе посредством искусства танца. Познают и несут его зрителям.
Ещё два слова про костюмы, в которых выступали ребята из театра танца «Йолдыз». Они не просто красивые и не просто сделаны своими руками. Это настоящие народные костюмы, в них учтены реальные, а не какие-то придуманные, элементы татарского костюма. Вот пример — наголенники (это не опечатка, не наколенники, а именно наголенники, ими татары издревле обёртывали голень). Эту деталь костюма обязательно украшали — как правило, это делала невеста для будущего мужа, расшивала ткань национальными узорами. Как пояснила Асия Гусмановна, эти костюмы к танцу шили перед самым конкурсом, очень волновались, успеют ли, а самую последнюю вышивку девушки делали буквально в ночь перед выступлением! Но зато и результат налицо – танец изумительно красивый и исполнен был безупречно. Браво, «Йолдыз»!
***
Безусловно, не только татарские дети – представители всех национальных воскресных школ и национальных танцевальных коллективов выступили очень ярко, чувствовалось, что им нравится танцевать, нравится показывать культуру своих народов. Немецкая полька и армянский «Арцах», «Московская кадриль» и грузинский «Аджарули Гандагана», белорусская «Крутуха» и мордовский «Цебяртев», еврейский «Ха-шуаль» и чувашский «Перепляс», русские «Валенки» и казахская «Ару кус», наконец, танец теркских казаков (очень похожий на лезгинку, потому что не просто казаки, а те, что живут вдоль Терека и других рек Кавказа). И даже экзотический для наших мест ирландский народный танец «Кельтские узоры»…
Очень многие номера были яркими, самобытными. Дети из театра танца «Самарка», например, показали народный мордовский танец, в котором воссоздан старинный народный обряд изгнания саранчи.
Обширную программу подготовили тольяттинские армяне – коллектив «Аргишти» выставил детей во всех возрастных категориях. Как всегда ярко выступали и представители самарской «Наири», большую программу показал казахский театр танца «Айгуль» — самые маленькие участники которого вызвали всеобщее умиление – дети в этом коллективе танцуют, без преувеличения, с ясельного возраста.
Как пояснила в ответ на мой вопрос директор ЦВР «Поиск» Софья Геннадьевна Железникова, конкурсы, подобные «Традиции», специально делают открытыми, хотя в первую очередь к участию приглашают детей из воскресных национальных школ – участников городской межнациональной образовательной программы «Самарская горница». И организаторы не жалеют об этом, так же, как и не тяготятся тем, что на конкурс приезжает такое количество детей, педагогов, родителей, и сам конкурс, подготовка к нему отнимает столько времени и сил.
Конкурс для ребят — это в первую очередь возможность показать себя, свои умения профессиональному жюри. Для кого-то – первый опыт выступления на серьёзной сцене. Для кого-то, быть может, даже путёвка в жизнь, поскольку жюри безошибочно определяет детей, у которых есть природные задатки, и если у родителей и самого ребёнка есть желание заниматься танцами дальше, советы профессионалов будут очень важны. Всё это правильно. Но конкурс «Традиция» – это ещё и бесценный опыт общения – творческого и человеческого – со сверстниками, с теми, кто принадлежит к другой национальности, другой культуре и, что немаловажно, так же, как и ты, увлечён искусством Терпсихоры…
Наблюдая за происходящим в течение этих семи часов, я несколько раз ловила себя на ощущении, что конкурсу «Традиция» тесно на этой маленькой сцене, в скромном помещении ЦВР «Поиск» (типовом двухэтажном здании бывшего детского сада). Но дело даже не в ограниченности квадратных метров. Танцевальные программы, которые показывали дети (причём, снова подчеркну — дети всех национальностей) – достойны того, чтобы быть представленными на большой сцене. Сколько самарцев, пожилых и молодых, пришло бы на этакой концерт «вольными слушателями», если бы он проводился в здании ДК или даже на большой площади под открытым небом! Как соскучились люди по настоящему народному творчеству, с каким энтузиазмом публика всегда принимает выступления детей – это ли ни символ укрепления единства российской нации, о котором сейчас так много говорят и к которому мы всей душой стремимся!
Так что без преувеличения можно сказать, что «Традиция» несёт собой и величайший идеологический смысл. И пусть сегодня у него не так много зрителей, как хотелось бы. Сам факт, что дети встречаются вместе, могут наблюдать за выступлениями друг друга, соперничать, но при этом и узнавать что-то новое, профессионально ценное для них – это уже огромное завоевание конкурса.
А что касается военных номеров и «приуроченности» конкурса ко Дню Победы… В этом нет никакой натяжки, потому что больше чем война, чем тема Великой Победы, народы России не сближает, наверное, ничто. Молодые артисты в военных номерах показали не только и не столько своё умение танцевать, но в первую очередь — умение осмыслить то, что пережил наш народ в годы Великой Отечественной. И это, пожалуй, самое главное – то, что связывает поколения, что передаётся от взрослых детям и то, ради чего, по большому счёту, устраиваются такие масштабные конкурсы, как «Традиция».
Светлана ИШИНА.
Просмотров: 1974