Столь далеко находится Камышла от Египта, что до него, почти как в песне А. Пахмутовой, «только самолетом можно долететь». Но одно опасное инфекционное заболевание глаз это расстояние преодолело без помощи авиационной техники. С возвращением в начале XIX столетия из той страны наполеоновских войск в Европе появляется новая болезнь, называвшаяся изначально «египетским воспалением». В 1817-18 годах ее эпидемия разразилась среди русских войск, оккупировавших Францию, и трахома была занесена ими в Россию. От военных она перекинулась на гражданское население, бесшумно покоряя новые территории. В послевоенный период XX века трахома стала «бичом» заволжских мест. Но благодаря усилиям медиков с ней удалось справиться в масштабах страны к 60-70-м годам. В Камышлинском районе это произошло благодаря деятельности окулиста Х.К. Акчуриной, которой министр здравоохранения СССР объявил благодарность в 1965 году за ликвидацию в районе упомянутой глазной болезни.
Да, полвека назад будущий почетный гражданин района Хазяр Кашфиевна вместе со средним медицинским персоналом находилась в селах иногда сутками, совершая поголовный обход в целях выявления больных трахомой, взятия их на учет и проводя необходимое лечение. А по вечерам она встречалась с населением в клубе для разъяснения способов преодоления коварной болезни и привития навыков санитарной культуры землякам. И иначе врач не мог, потому что надо было оперативно исправлять ситуацию в родном районе, считавшемся в Куйбышевской области одним из самых неблагополучных по трахоме.
В том же, 1965-м, году Хазяр ханум стала врачом-окулистом 1-й категории, поскольку уже зарекомендовала себя знающим специалистом, безупречно обслуживавшим местное население. Причем лечила она не только с помощью медикаментов и операций, но и добротой, искренним участием, затрагивающим души пациентов. Вот ее кредо: «Внимание, такт и осторожность — лучшие лекарства для больного. Не признаю врачей, не умеющих лечить добрым словом». А пациенты эту позицию любимого доктора замечали и ценили. Так, житель с. Русский Байтуган А.К. Михайлин прислал в мае 1963 г. в редакцию газеты «Голос хлебороба» Похвистневского района письмо со следующими словами: «7 лет я прожил в темноте, и вот добрый человек с золотыми руками — Хазяр Кашфиевна Сафина — помог мне снова увидеть свет… Сколько тепла душевного в ее отношениях к больным, сколько заботы; ее можно видеть по 5-6 раз в день около них…».
15 июля 1948 г., после окончания Куйбышевского медицинского института, Хазяр начала работать врачом-окулистом в Камышлинской районной больнице. Строчка об увольнении из этого лечебного учреждения появилась в трудовой книжке медика в 1992 г. Иных записей о месте приложения сил в этом документе нет. До нее окулиста в районе не было, но из-за нехватки врачей приходилось работать и терапевтом, и педиатром, и гинекологом. Машин скорой помощи тогда больница не имела, поэтому на срочные вызовы по райцентру врачи ходили пешком, а в другие села -выезжали на лошадях. В самой райбольнице дежурило всего три врача. Тем не менее, Хазяр апа и сейчас говорит: «Мне нетрудно было работать, так как все, что делается с охотой, не кажется тягостным».
Но главной любовью была глазная хирургия. Хазяр освоила сложные операции на веках, глазном яблоке. По воспоминаниям другого известного доктора района А.М. Тухбатова, уже в начале пути она боролась с катарактой, выступая в качестве офтальмолога-хирурга. За 1959-1961 гг. Хазяр Кашфиевна выполнила 306 различных глазных операций, спасая больных от слепоты.
Стремясь освоить новые высоты в этом благородном деле она повышала квалификацию на курсах при Куйбышевской областной глазной клинике, Казанском и Азербайджанском институтах усовершенствования врачей, специализировалась по глазным болезням в Куйбышевском областном трахоматозном диспансере. В этом инициативном офтальмологе, отличнике здравоохранения СССР и обаятельной женщине с мягким характером чувство сострадания к человеку, нуждающемуся в ее помощи, с годами не ослабевало, а усиливалось. Она принимала пациентов до окончания очереди у ее кабинета, регулярно продляя себе в связи с этим рабочий день; частенько навещала прооперированных на дому, не отказывала в приеме жителям других районов и областей.
В те времена редко кто в сельской местности оперировал на глазах, а Хазяр ханум за 1972-1977 гг. сделала около 400 операций. Ее душевная щедрость по отношению к людям в сочетании со знаниями и большой практикой давали впечатляющие результаты в работе. Прочитав о них в статье «Живет на селе врач», опубликованной газетой «Волжская коммуна» от 16.01.1977 г., доктор медицинских наук, профессор, Герой Социалистического Труда, заведующий кафедрой глазных болезней Куйбышевского медицинского института, член-корреспондент АМН СССР Т.Н. Ерошевский оставил на тексте свою надпись: «Мне было приятно прочитать эту замечательную статью о Вас, Хазяр Кашфиевна, — о добром замечательном докторе. По достоинству оценена Ваша неутомимая деятельность».
Надо сказать, что известный советский офтальмолог знал доктора Акчу-рину, поскольку та на последнем курсе института прошла специализацию по офтальмологии и была его ученицей. Но учениц и учеников у Тихона Ивановича было много, а свои автографы на статьях он дарил только друзьям и близким людям. Среди них могу назвать, например, генерала В.С. Ибрагимова -такой вот уровень.
Не удивительно, что местные газеты посвящали Хазяр Кашфиевне большие публикации в преддверии ее личных и рабочих юбилеев. Как минимум на пять дат пресса откликнулась статьями, фотографиями и стихами. Позволю себе привести несколько вольный по форме, но не искажающий содержания перевод стихотворения о юбиляре из газеты «Камышлинские известия» от 20 мая 2005 года:
Табиба чувств тепло привычно
Односельчанам, льнущим к Вам.
О жизни доброй на «отлично»
Они вещают здесь и там.
Вы образец для них навеки,
Любимый врач и верный друг.
Взор улучшая в человеке,
Спасательный дарили круг.
Пусть сердца жар не остывает!
Гордится Вами Камышла
И в мае дату отмечает,
Что к ней, Хазяр апа, пришла.
От такого внимания к своей персоне голова у Хазяр ханум никогда не кружилась. «Я очень любила свою работу и своих односельчан, — говорит она, — которые меня тоже полюбили. Мы с мужем не уехали из района даже тогда, когда его неоднократно приглашали на работу в гг. Куйбышев и Казань».
Ее деятельность по сохранению зрения, посредством которого люди получают 90% сведений об окружающем мире, отмечена медалями «За трудовое отличие» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия рождения Владимира Ильича Ленина», а также многими грамотами.
Несмотря на предельную загруженность на работе Хазяр апа находила возможность заниматься общественной деятельностью. Она была депутатом Камышлинского и Похвистневского районных советов депутатов трудящихся, более 10 лет избиралась председателем райкома профсоюза медицинских работников, председателем районного отделения общества Красного Креста (РОКК), возглавляла местком и партбюро больницы, состояла членом районного и сельского женсоветов.
В 1949 году молодой окулист сменил свою фамилию, выйдя замуж за А.З. Акчурина. Познакомиться им помогла система политпросвещения. В то время почти в каждом учреждении проводились занятия в политкружках по изучению истории КПСС. Действовал такой кружок и в больнице — для врачей. Руководителем его райком партии назначил Акчурина, который работал заведующим районным отделом образования. Так молодые люди встретились и были вместе 53 года, живя интересами друг друга, обеспечивая своей половине надежный тыл, единой связкой переживая радостные и трагические дни.
Про жизненный путь Абдуллы Закировича — фронтовика с тяжелым ранением, преподавателя военного дела в Камышлинском сельскохозяйственном техникуме, заместителя председателя райисполкома, преподавателя истории в Камышлинском педучилище, директора и учителя истории Камышлинской средней школы, директора школы-интерната для детей с недостатками умственного развития, которая носит теперь его имя, и прочая, и прочая — надо говорить отдельно, вне рамок настоящей статьи. И это мы сделаем с согласия его супруги. «Мне повезло в жизни, — вспоминает она, — что я встретила Абдуллу. Молодой, красивый, интеллигентный, он сразу произвел на меня впечатление». Можно добавить к тому же, что заведующий районо имел хороший вкус и острый глаз, если выделил симпатичного врача из группы людей в белых халатах.
Они до того были на одной волне, совпадая по ощущениям, по духу и чувствам, что это вносило в их сосуществование не только мир и доверие, но и гармонию, заметную для родственников и земляков. Название эта волна имела следующее — правильная, дружная и честная жизнь. Даже при советской власти не все семьи ориентировали свои устремления таким образом, а Акчурины сумели настроить на названную волну и своих детей.
Сыновей Булата, Рината и дочь Алсу они воспитывали не нотациями и запретами, а многочисленными примерами своего добросовестного отношения к любому делу, вниманием к детским интересам и организацией совместного отдыха. «Мы часто выезжали на природу с детьми и родственниками, — улыбается, вспоминая те дни Хазяр апа. — Летом собирали ягоды, а зимой катались на лыжах вместе с коллективом врачей. Объездили с детьми многие исторические места, каждый летний отпуск проводили на курортах Крыма или Кавказа. Довелось отдыхать и в центрах минеральных вод: Ессентуках и Железноводске, Кисловодске и Трускавце. По экскурсионной путевке побывали в Риге, Клайпеде, Юрмале, обеих столицах страны. А у родных гостили в Целинограде, Баку, Ташкенте, Самарканде, Хиве, Чимкенте, Запорожье. Часто посещали родину Абдуллы Закировича — село Адельшино Пензенской области. В общем, объездили весь Союз, набираясь сил и впечатлений».
Окруженные такой заботой и вниманием в семье, благопристойными людьми выросли дети Акчуриных. Успешно окончив Камышлинскую среднюю школу (Булат — с золотой медалью), они продолжили учебу в вузах. Юноши со временем получили дипломы в Казанском авиационном институте (ныне — Казанский государственный технический университет), а Алсу пошла по стопам мамы и стала медиком, работающим ныне в Самаре акушером-гинекологом и врачом ультразвуковой диагностики. Булат же сейчас трудится инженером в Казани, а Ринат — предпринимателем в г. Набережные Челны.
Что касается невесток, то их Хазяр апа всегда и везде хвалит, а внуков -просто обожает. Не случайно младший из них — Ринат, будучи в подростковом возрасте, как-то заявил: «Энкэй (так к этой бабушке и маме обращаются все в семье) за меня любого порвет!». Великолепная семерка ее внуков (4 девушки и трое юношей) вырастает в достойных продолжателей рода Акчуриных. Все юноши следом за отцом и дядей прошли обучение в Казанском государственном техническом университете, а внучки получили высшее образование в других институтах столицы Татарстана. Две из них по примеру бабушки стали врачами. Одним словом, внуки уже определились по жизни, некоторые из них побывали на стажировке за границей, и всех их ждут впереди новые события и впечатления.
Особенно радует Хазяр Кашфиевну то, что все чаще она замечает в них черты деда Абдуллы: немногословность, обязательность, аккуратность, целеустремленность, готовность всегда прийти на помощь к тому, кто в ней нуждается. Его основательность, как стержень, есть и у них.
Впрочем, здесь можно усмотреть не только влияние мужа Хазяр апа, но и гены ее родителей. Так, на любой работе пользовался большим авторитетом ее отец Сафин Кашфи Закирович, поскольку трудился добросовестно и честно, обучая этому и своих детей. А работать ему довелось не только в разных качествах, но и в различных социально-политических условиях.
Окончив в свое время медресе в Бугуруслане, Кашфи стал одним из первых грамотных в Камышле, владеющих к тому же русским языком. В рядах царской армии он был участником Первой мировой войны. Потом занимал должность народного учителя, тесно общался с рабочими и крестьянами, ведя среди них культурно-просветительскую работу.
После Октябрьской революции молодой парень примкнул к большевикам, стал активным участником их мероприятий. В 1918 году он трудился на курсах по подготовке советских учителей в г. Бугуруслане, но при взятии города чешскими легионерами был арестован. В октябре того же года войска Красной Армии оттеснили белогвардейцев на восток и освободили Камышлу. Кашфи вновь приступил к обучению молодежи в рамках всеобуча. Но в результате быстрого наступлением Колчака в марте 1919 года красноармейцы опять отступили. В селе Камышла белые арестовали учителей Сафина Кашфи и Саримова Нурсахи, собираясь их расстрелять, но плотник Нури заступился за них, представив учителей не большевиками, а просто просветителями, читавшими иногда газеты жителям. В пользу этой версии высказались еще несколько человек, и таким образом сельчане отстояли учителей.
После освобождения через несколько месяцев Бугурусланского уезда от колчаковцев Кашфи продолжил активную деятельность по линии просвещения и кооперации. Как грамотного работника его пригласили в кооператив, когда те начали создаваться. Кроме того, он долгое время трудился инструктором-бухгалтером райзо (Камышлинского районного земельного отдела).
«Отец был немногословным оптимистом, — делится воспоминаниями Хазяр апа, — и остроумным шутником. Его изречения, отличавшиеся меткостью и лаконичностью, стали крылатыми выражениями в нашей семье и передаются из поколения в поколение». Привести их, к сожалению, не удастся, поскольку они требуют длинной объясняющей подводки для «неакчуринцев», а при переводе на русский язык еще и теряют свой «аромат».
Трудолюбивой и мудрой была и мама Хазяр апа — Шамсенур Сибгатул-ловна, сезонно работавшая в колхозе домохозяйка. На ней держалось большое семейное хозяйство, а также огородные дела, обихаживание коровы, овец и птицы. Кроме того, она умела шить и на швейной машинке «Зингер» обшивала всю семью.
Работали родители от зари до зари, и благодаря своему трудолюбию их питомцы никогда не голодали, даже в военное время. Всем четырем своим детям они сумели дать высшее образование, поддерживая в них стремление к знанию.
Так, еще в детские годы у Хазяр появилась мечта стать врачом. Мечта эта с годами крепла и превратилась в огромное желание. Окончив в 16 лет Камышлинскую среднюю школу, где все предметы преподавались на татарском языке, а русскому языку и литературе ежедневно отводился лишь один час, она решила поступать в медицинский институт. Отец ее поддержал, заострив внимание дочки на том, что у врача нет права на окрик, на нервозность, равнодушие к людям, и что об этом она должна помнить всегда.
На дворе стояло лето 1941 года, когда девушка стала студенткой Казанского медицинского института. Но когда стало ясно, что начавшаяся война с Германией не закончится за два-три месяца, родители отозвали дочь из Казани. Та послушно вернулась в Камышлу и в январе 1942 г. устроилась на работу в отдел социального обеспечения. В течение полутора лет Хазяр трудилась инспектором Камышлинского райсобеса, заполняя бланки на выдачу пособий семьям, главы которых сражались на фронте. Бланков было много, поэтому иногда приходилось брать работу на дом.
Однажды в дом Сафиных пришла повестка, вызывающая Шамсенур Сибгатулловну на рытье окопов в приволжском регионе (ее мужа военкомат уже не привлекал ни к службе, ни к работам из-за престарелого возраста). Вместо мамы решила ехать Хазяр, и она добилась своего. Новоявленных копателей эшелоном повезли к неназванному им месту, но до нужной станции они так и не добрались. Ситуация на фронте в связи с победой Красной Армии под Сталинградом изменилась таким образом, что окопы в названном регионе уже были не нужны.
А Хазяр дома плакала, но не из-за неудавшейся поездки к линии фронта, а потому, что рушилась ее детская мечта — стать врачом. И родители решили пойти дочке навстречу — они опять отпустили ее в мединститут, но не в Казань, а в Куйбышев. Так осенью 1943 года Хазяр снова стала студенткой и пять лет обучалась в областном центре, проживая в общежитии на улице Арцыбушевской (бывшая губернская тюрьма).
Здание это не отапливалось, поэтому зимой стены в комнатах покрывались инеем, а обогревать комнаты электричеством не разрешали. По карточке ежедневно выдавали 400 г черного хлеба, но в очереди за ним надо было стоять часами. В самом общежитии тоже была очередь — за кипятком. Как писал в своем школьном сочинении «Мои бабушка и дедушка в годы Великой Отечественной войны» внук Ильдар Кленков, однажды у бабушки своровали ее хлебную карточку, но студенческая группа помогла Катюше (так ее называли однокурсники). Будущих медиков часто снимали с занятий для разгрузки барж, посылали на уборочную в колхозы и совхозы, оказывать медицинскую помощь в госпиталях.
В 1948 году Хазяр завершила учебу в институте, и ее курс стал первым послевоенным выпуском КГМИ. Это связано с тем, что в 1939 году ВУЗ был реорганизован в Куйбышевскую Военно-медицинскую академию РККА, а воссоздан осенью 1942 года. Уже на следующий год Куйбышевский мединститут провел первый военный выпуск врачей и осуществил набор студентов на пятилетнюю программу. Получается, что либо отец Хазяр, как человек, интересовавшийся событиями политической жизни, знал об этих трансформациях и вполне обоснованно не отпускал дочку в Куйбышев преждевременно, либо это счастливое совпадение случайностей.
Большим событием для Хазяр Кашфиевны стала встреча с однокурсниками через 50 лет после окончания института. Выпускники, которых сопровождали дети и внуки, радовались и плакали. После приветственного слова ректора А.Ф. Краснова и ряда других выступлений в лекционном зале общежития на Арцыбушевской, состоялся банкет в ресторане, расположенном неподалеку. Было отмечено, что жизнь у дружных медиков этого курса, собиравшихся вместе с мужьями и женами раз в 10 лет (чета Акчуриных присутствовала всегда), удалась на славу.
Удачно сложилась судьба и у сестер Хазяр апа, и у брата. Старшая ее сестра Гасимя Якупова после окончания Казанского педагогического института работала в Татарском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории, с января 1946 года вошедшем в состав Казанского филиала АН СССР (ныне — Институт языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова АН РТ). Она выпустила книгу «Библиография по татарскому языкознанию (1778-1980)», знала арабский язык, писала на нем письма родителям. «Гасимя апа была очень энергичной, щедрой, общительной натурой, — говорит Хазяр ханум. — Она поддерживала связи с родственниками всех поколений, возобновляла утраченные контакты, и благодаря ей мы знаем многих своих близких». Когда первенец четы Сафиных приезжала к родителям в гости вместе с мужем Шаукатом, особенно радовался появлению зятя Кашфи Закирович, поскольку появлялась возможность обсудить многие глобальные проблемы с политическим обозревателем казанского телевидения и получить от него свежую информацию.
Младший брат Равиль Сафин, получив диплом в Кинельском сельскохозяйственном институте, трудился сначала агрономом, а позже — председателем колхоза. Родившаяся после него сестра Роза золотым медалистом поступила в Куйбышевский мединститут и стала акушером-гинекологом в г. Набережные Челны. Несмотря на свой солидный возраст, врач Тимергалиева и поныне работает.
Все восемь племянников Хазяр апа имеют высшее образование, в том числе двое — медицинское. Можно сказать, что она возглавляет в своем роду врачебную династию, состоящую уже из восьми человек.
Это многочисленное семейство Сафиных-Акчуриных-Якуповых-Тимергалиевых дружит с родным языком. Им владели и владеют все четыре затронутых в статье поколения. Мама героини нашей статьи совершала намаз, а отец хорошо знал Коран и с удовольствием его читал, доходчиво объясняя непонятное заинтересовавшимся. Оба они строго соблюдали пост и отмечали с детьми все мусульманские праздники. «В такие дни, — вспоминает Хазяр Кашфиевна, -накрывался красивый стол, на который ставился большой самовар и угощения. Мама была очень умелой хозяйкой, славившейся в селе своими кулинарными способностями. Она пекла вкусные пироги, бавырсак, чак-чак».
Продолжая их традицию, следующие поколения также отмечают татарские праздники, любят родную музыку, с удовольствием слушают радио и смотрят телевизионные передачи из Казани. Частенько их можно увидеть на спектаклях татарского драматического театра им. Галиаскара Камала.
Только в 66 лет Хазяр апа ушла на пенсию, поскольку долгое время некому было передать в районе окулистскую вахту. Но и после этого ей иногда приходилось оказывать помощь больным в домашних условиях. До сих пор пациенты благодарят любимого камышлинского офтальмолога за возвращение зрения. И идут к нему как прежде, с любыми вопросами, подчас весьма далекими от медицинской тематики. И Хазяр апа помогает землякам понять мудреный язык официальных документов, написать заявление в те или иные инстанции, устроить нуждающегося в больницу и т. д.
Наряду с этим она занималась домашним хозяйством, следила за успеваемостью внуков, при необходимости оказывая им помощь. У Хазяр ханум всегда имеются дома рукодельные полуфабрикаты, так как гости прибывают на выходные практически регулярно и очень любят приготовленные ей блюда.
Тем не менее, часы досуга, конечно, имеются. Они заполнены чтением выписываемых «Комсомольской правды», «Российской газеты», «Камышлинских известий» и областной газеты «Бердэмлек», а также журналов и книг из домашней библиотеки. По телевизору Хазяр ханум любит смотреть новостные программы разных каналов, телесериалы, передачи «Пока все дома», «Наедине со всеми», «Модный приговор» и др. Она следит за модой, и ее хороший вкус, позволявший ранее быть одетой с изюминкой самой, теперь работает на гардероб дочери.
Особая тема — просмотр спортивных состязаний, и своей осведомленностью о событиях в мире спорта эта болельщица нередко изумляет сыновей и внуков, неплохо разбирающихся в данной сфере человеческих отношений и имевших практику участия в ней.
В мае этого года Хазяр Кашфиевна отметит свой очередной юбилей. Ей есть за что благодарить судьбу: за родителей, от которых она получила столько любви и заряд оптимизма, дающие жизненные силы дочке и по сей день. За реализацию мечты, позволившей восстанавливать пациентам зоркость их очей. За супруга, с которым они оказались «одной крови» и гармонично дополняли друг друга. За детей и внуков, гордящихся принадлежностью к роду Акчуриных и продолжающих его славные дела, поскольку в них заложена зоркость душ. За коллег, друзей и родных, с которыми довелось общаться, особенно выделяя при этом семьи Долотказиных и Копыловых, Тухбатовых и Абдрафиковых, Мелешкиных и Паниных, Гизетдиновых и Бадыковых. За возможность подтвердить многочисленными поездками верность своему арабскому имени (Хазяр — это путешественница), а всей жизнью — соответствие девичьей фамилии Сафина (чистая, благородная).
Но все перечисленное — не только благоволение судьбы, а еще и активная позиция самой грядущей юбилярши с неувядаемым интересом к жизни. Ей еще предстоит освоить компьютер и отправиться в интернетовское плавание, как это делают некоторые ровесники; заложить азы душевной зоркости во всех четырех правнучек, которых она обожает не менее, чем внуков, и встретить 100-летие родного медуниверситета. Имеются и другие дела у Хазяр апа.
А в завершение предоставим слово ее дочери Алсу: «Моя мама — светлый человек, непорочный в поступках и мыслях. Она делает меня счастливой одним своим присутствием, она — точка отсчета и компас, по которому я сверяю свои дела и поступки. Нет более болеющего за меня человека, искренне сопереживающего, желающего добра и успеха. Я восхищаюсь ее профессиональной деятельностью, смелостью, силой духа. И как доктор, и как преданная супруга, как добрая мама и бабушка, она для меня — пример для подражания. Я желаю маме здоровья на долгие годы». Остается только подписаться под этими словами!
Рашид ШАКИРОВ.
Журнал «Самарские татары», №1(10), 2015 год.
Просмотров: 2771
Помним! Люди нашего детства-уважаемые.
Глубокоуважаемая мной подруга моей мамочки !
Да, хорошие люди!
«член-корреспондент АМН СССР Т.Н. Брошевский». Правильно будет Ерошевский.
21 майда ул 90 яшьлек юбилеен билгеләп үтте. Район башлыгы котлады үзен.