Дела, выполненные ею, как будто улыбаются

Копылова З.Х.

Копылова З.Х.

Пять лет назад не стало почетного гражданина Камышлинского района З.Х.Копыловой. Более шести десятилетий она жила в этом районе, обучаясь в школе, работая в образовательных учреждениях, занимаясь общественной работой. Здесь Зиряк Хамзиевна создала семью, вырастила детей, стала уважаемым человеком, к которому до последних дней шли за советом и поддержкой. Под влиянием ее блестящих уроков многие школьницы впоследствии становились педагогами, которые в письмах или в дни приезда в Камышлу признавались в любви своему Учителю.

А появилась Зиряк Долотказина в этом заволжском селе в первые годы Великой Отечественной войны в связи с тем, что в Камышлу перевели на работу ее отца. Здесь тринадцатилетняя девочка продолжила обучение, став школьницей местной средней школы. Унаследовав от своих родителей упорство и ответственное отношение к любому делу, она училась на «отлично» и активно участвовала в общественной жизни школы. После ее окончания в 1947 году поступила в КГПИ на специальность «Учитель русского языка и литературы» и, получив диплом о высшем образовании, начала в 1951 году работать по специальности в Камышлинском татарском педагогическом училище.

Зиряк и Нияз Долотказины, 1930-е годы

Зиряк и Нияз Долотказины, 1930-е годы

Студентка пединститута, 1948 год

Студентка пединститута, 1948 год

Мама Зиряк - Гафифа, апрель 1944 года

Мама Зиряк — Гафифа, апрель 1944 года

Нияз Долотказин в Румынии, декабрь 1945 года

Нияз Долотказин в Румынии, декабрь 1945 года

Долотказин Х.Ю. в рабочем кабинете, декабрь 1955 года

Долотказин Х.Ю. в рабочем кабинете, декабрь 1955 года

Зиряк с отцом, февраль 1958 года

Зиряк с отцом, февраль 1958 года

После расформирования этого училища в августе 1956 г. Зиряк стала преподавать тот же предмет в Камышлинской средней школе. Через одиннадцать лет ее назначают завучем, и в этой должности она трудится до 1983 года, а потом становится директором. Достигнув пенсионного возраста, руководитель школы оставляет свой пост и продолжает работать в родной школе учителем – до  1992 г. Только тогда она ушла на заслуженный отдых, имея 41 год трудового стажа.

На уроках словесности Зиряк ханум умело показывала богатство и красоту русского языка, поскольку была очень начитана и обожала свой предмет. У нее сложилась дома богатейшая библиотека. «Сестра следила за выпускаемой литературой, выписывала журналы, брала новинки в общественной библиотеке», – отмечает ее брат Нияз. Она основательно знала русскую, советскую и зарубежную литературу, любила Пушкина и Тютчева, могла наизусть прочитать сотни стихотворений (в том числе роман «Евгений Онегин»), цитировать первоисточники. Такое углубление в преподаваемую дисциплину и умение о ней трепетно рассказать всегда находит отклик у обучаемых. И ученики любили своего педагога-знатока, с интересом относясь к ее урокам. Школа всегда держала марку по русскому языку и литературе, а молодые камышлинцы говорили по-русски без акцента.

«Зиряк Хамзиевна всегда была компетентной, обладала высоким профессионализмом как педагог и руководитель. Она была настоящим учителем и для нас, тогда молодых педагогов. Будучи директором, умело подбирала и ценила кадры, воспитывала их в духе ответственного отношения к своим обязанностям. При этом обладала уникальной трудоспособностью, отдавала всю себя любимой и нужной работе», – говорила о ней учительница С.О. Фрей, ставшая впоследствии завучем той же школы.

Осведомленность Зиряк апа в разных вопросах порою поражала. Она была в курсе всех событий и могла поддержать любой разговор: от политики до футбола. Кроссворды буквально «щелкала», раскладывала сложные пасьянсы, владела арабской письменностью и хорошо знала родной язык, множество татарских пословиц и поговорок.

Зиряк с мужем и отцом среди педагогов Камышлинского татпедучилища, 1950-е годы

Зиряк с мужем и отцом среди педагогов Камышлинского татпедучилища, 1950-е годы

Муж Зиряк Хамзиевны - Копылов А.П.

Муж Зиряк Хамзиевны — Копылов А.П.

Знавшие ее люди отмечают нордический характер этой женщины, немногословность и общительность по существу. Она могла поддержать любую компанию, правда песню не запевала и в пляс не пускалась. Эмоции были спрятаны глубоко внутри, поэтому Зиряк Хамзиевна достойно вела себя в радости и горе. Накануне Дня учителя она собирала коллег дома и угощала их выпечкой, а в пенсионные годы ее жилище стало штаб-квартирой для встреч бывших и действующих педагогов. А выпускники школы 1966 года и поныне вспоминают свои встречи с классной руководительницей, которые проходили раз в пять лет в доме З.Копыловой.

Прививая школьникам прилежание в учебе, вкус и аккуратность в одежде, Зиряк апа воспитывала из них и активных общественников. Сама она могла быть примером в такой деятельности:  выступала с лекциями, руководила школьной организацией общества «Знание» и школьным университетом педагогических знаний для родителей; неоднократно избиралась депутатом сельсовета, а два созыва – депутатом Клявлинского районного совета народных депутатов; принимала участие в работе административной комиссии и опорного пункта при сельсовете.

Зиряк ханум никогда не хвалилась своими достижениями, хотя имела орден Знак Почета и две медали, много грамот районо и облоно, была обладателем звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». Ее опыт обобщался Куйбышевским институтом усовершенствования учителей.

Можно предположить, что в манере поведения и восприятия мира Зиряк Хамзиевныгармонично переплелись характеры ее родителей, но с преобладанием отцовских качеств.

Хамза Юсупович Долотказин родился в селе Большие Поляны Пензенской губернии в семье крестьянина-середняка. С 1898 по 1907 год учился в татарских начальной и средней школах, а затем в уфимском медресе «Галия». Оно должно было готовить служителей религии, но отсутствие в нем религиозного фанатизма открывало шакирдам дорогу к формированию научного мировоззрения. По сравнению с другими медресе здесь явно преобладали демократические настроения.

В 1913 г. в нем вспыхнула забастовка слушателей против правления заведения и изгнания из медресе 4-х учеников, «испортивших настроение преподавателю». Забастовочный комитет доверили возглавить Долотказину. 15 дней шли переговоры, но они ничего не дали. Поэтому в том же году 64 забастовщика покинули медресе вместе с Хамзой (он был в выпускном классе и позже документ об окончании заведения получил).

Следующие три года юноша учился на педкурсах по подготовке учителей земских начальных школ, после которых был направлен заведующим Ново-Размекеевской начальной сельской школой. Но помещения там не было, как и школы. Открывал школу Хамза, пробив деньги на строительство здания.

В 1917 году его мобилизовали на военную службу, но из-за революции она продлилась всего год. После этого Хамза заочно учится в Уфимском пединституте и преподает в четырех пролетарских школах математику, географию, историю и химию, поскольку педагогических кадров не хватало, а буржуазные педагоги не хотели заниматься с детьми рабочих и крестьян. Апрель 1919 года ему запомнился арестом – колчаковская контрразведка заподозрила учителя в большевистской пропаганде, но выпустила за недостаточностью улик. Дело в том, что Уфа тогда была в фронтовой полосе и несколько раз захватывалась белыми войсками. А подозрения контрразведчиков были небезосновательными, поскольку уже осенью Хамза стал членом РКП(б). Довелось ему столкнуться и с бандой «черных» в качестве политрука сводного батальона, который в начале 1920 года восстанавливал советскую власть в башкирских селах.

 С вузовским дипломом его направили в Пензу заведующим только что открывшимся татарским педагогическим техникумом. С тех пор вся жизнь Хамза абы была посвящена подготовке воспитателей новых поколений. С сентября 1930 г. он становится завучем, а с января 1938 г. – бессменным директором Ульяновского татарского педагогического училища, которое летом 1941 года освободило помещения для прибывших учреждений из Москвы и эвакуировалось в Камышлу. С  его закрытием в 1956 году директор вышел на пенсию.

Хамза Юсупович преподавал биологию. Также хорошо он знал математику, в совершенстве владел русским языком, любил татарскую и русскую художественную литературу. В молодости Хамза эфенди дружил с поэтом Мажитом Гафури, а с башкирским мастером поэзии Сайфи Кудашем поддерживал связь до последних дней. Предельно добросовестный человек, он был требовательным к себе и подчиненным, аккуратным и очень скромным в быту (дом приобрел только после выхода на пенсию).

При всей своей немногословности и сдержанности Хамза абы не относился к категории недоступных и черствых людей. Насиме Ахметжановой, к примеру, запомнилось, как однажды директор распорядился выдать ей зарплату за месяц вперед (она работала одно время в базовой школе училища), чтобы хватило денег на покупку швейной машинки. Не отказывал он и в командировочном удостоверении, когда возникала личная нужда съездить в областной центр. В годы войны туда без командировки не пускали.

 За 40-летнюю педагогическую деятельность Хамза Юсупович был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями, значком «Отличник народного просвещения». Довелось ему и поработать депутатом сельсовета.

Если Хамза абый считали умом и руками училища, то его жена, педагог с 35-летним стажем, была сердцем и душою учебного заведения. Как более активный человек, Гафифа  Гисматулловна любила общаться с жителями села, преподавателями училища и, особенно, с его учащимися. Она вникала во все житейские и учебные нужды последних, от всей души помогала им. Например, М.Ш. Нуретдинову Гафифа апа «пробила» место в общежитии на втором курсе, настояла на его распределении в Шенталинский район (как просил Минзакир, а комиссия возражала). «Была как вторая мама», – напишет он через полвека в газете «Бердэмлек».

В Ульяновске жена Долотказина работала в татарской семилетке учителем и завучем, а в Камышле руководила педагогической практикой, была с учащимися на колхозных полях во время каникул. «Однажды все лето мы таким образом провели в Ермаково, – вспоминает выпускница училища Н.Ахметжанова. – С нами была Гафифа апа. Утром она вставала первой и будила нас. А на полях работала, не поднимая головы. Но успевала оценить нашу работу. Если кто-то пропускал пучок травы на меже, заставляла вернуться и сработать чисто. «Надо, чтобы за вами полоть уже не требовалось, – говорила она. – Пусть хвалят девушек из училища. Пусть любое дело, сделанное вами качественно, как будто улыбается».

В начале 20-х годов она вышла замуж за Хамзу и прожила с ним до своей кончины весной 1979 года. В последнее время Гафифа апа ухаживала за ослепшим из-за кровоизлияния супругом, который стойко переносил тяготы незрячего существования. Так, он приспособился в одиночку пилить дрова. По словам сына, они только подносили к козлам нетолстые деревья, а отец на ощупь превращал их в поленья. Научился Хамза абы и безошибочно определять, кто из бывших учеников пришел в гости. Пережил он жену не намного, скончавшись осенью того же года после перелома шейки бедра. Ухаживала за пожилыми родителями их дочь Зиряк.

Она родилась в этой учительской семье, жившей тогда в Пензе, 27 октября 1929 года. А следующей осенью Долотказины переехали в Ульяновск, куда перевели на работу отца завучем педагогического училища. Почти в восемь лет их дочь пошла в первый класс школы имени В.В. Кашкадамовой. Вера Васильевна была основательницей перворазрядного учебного заведения – 2-й Симбирской женской гимназии (1911 г.), выпускницы которой имели звание учительниц высшего женского начального училища.

Не будет большой натяжкой, если  сказать, что проучившаяся всего четыре года в этой школе Зиряк успела впитать дух учительского подвижничества, остававшийся в заведении. А потом сработал пример жизнедеятельности ее родителей, всю жизнь проработавших на преподавательской ниве. Вот что о них в свое время сказал хорошо известный в Камышле педагог и директор школ А.З. Акчурин: «Хамза Юсупович – человек исключительной порядочности и честности. Они с Гафифой Гисматулловнойобладали лучшими человеческими качествами: добротой, вниманием к людям, стремлением помочь каждому, что особенно проявлялось в годы тяжелых испытаний во время войны».

В 1955 году их дочь сменила фамилию, выйдя замуж за преподавателя физики А.П. Копылова, который в те же годы, что и она, работал в Камышлинском татарском педагогическом училище. После его закрытия он один год преподавал в местном сельхозтехникуме, а потом был переведен учителем физики и астрономии в Камышлинскую среднюю школу, где трудился 40 лет – до самой кончины в 1996 году.

Анатолий Петрович создал первый в районе кабинет физики. Не дожидаясь централизованного снабжения, ездил с гарантийным письмом по магазинам и привозил в школу приборы. Мастерил их и сам вместе с учениками в школьной лаборатории после уроков. Не стеснялся обращаться к шефам, в различные организации и даже к депутату Верховного Совета СССР авиаконструктору А.С. Яковлеву. Директор школы А.З. Акчурин в своей статье «Наш Анатолий Петрович», опубликованной в газете «Путь к коммунизму» от 15 февраля 1962 года, вспоминал, как однажды у него зазвонил телефон, и телефонистка сообщила, что на проводе Москва. Согласитесь, что такое известие невольно заставляет напрягаться в преддверии неожиданных вопросов и поручений. Но на сей раз звонившие из НИИ, руководимого Яковлевым, сообщили, что по просьбе учителей А.П. Копылова и С.Ш. Сабитовой в школу высланы магнитофон, осциллограф и другое оборудование для кабинета физики.

Члены радиокружка, который организовал Копылов, в 1961 году стали участниками XII областной радиовыставки и были награждены радиостанцией УКВ. Также Анатолий Петрович вел кружок технического творчества при Доме пионеров, и его питомцы неоднократно поощрялись на областных выставках технического творчества, проводившихся Куйбышевской станцией юных техников.

Его бывшие ученики до сих пор помнят ночные уроки астрономии. Чтобы показать им созвездия, планеты и звезды, о которых речь шла днем в стенах школы, он приглашал класс в темное время суток в школьный двор, выносил имеющуюся для наблюдения за небом аппаратуру и приобщал школьников к делу познания вселенной. Их еще удивляло и то, что на эти ночные наблюдения за небом Анатолий Петрович всегда приходил в костюме и галстуке – как на урок.

Он не уступал жене по влюбленности в свой предмет, по общественной активности и количеству наград, среди которых выделим орден Дружбы народов, медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», значок «Отличник народного просвещения», почетные грамоты министерства просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ.

В дружной семье Копыловых родились два сына: Валерий и Рауль. Они окончили школу с золотой медалью и выбрали не преподавательскую, а врачебную профессию. Выросшие в интеллигентной семье, среди четырех учителей, сыновья получили солидный гуманитарный и нравственный заряд, которому нашлось применение в их жизни. Они привыкли ценить мнение родителей, отдавать должное их опыту. Спустя годы сын Валерия Олег, будучи в тинейджерском возрасте, спросил отца: «Почему вы с дядей Раулем всегда слушаетесь бабушку?»

Валерий Анатольевич ныне работает заведующим урологическим отделением горбольницы №5 г. Набережные Челны, имеет плеяду учеников. А Рауль, трудившийся врачом отделения гемодиализа Самарской областной больницы им. Калинина, умер в 2005 году, в возрасте 46 лет. Зиряк Хамзиевна в дни болезни не отходила от сына, который перед кончиной сказал ей: «Мама, үләм».

Односельчане заметили, что она так и не оправилась от этой утраты, подкосившей ее. Зиряк апа продолжала по привычке держать все переживания глубоко в себе, и только глаза, полные печали, выдавали ее состояние в последние годы.

Похоронив в течение двух десятилетий своих родителей и мужа, она осталась в Камышле в одиночестве, но отказалась переезжать в Набережные Челны, поскольку не привыкла создавать проблемы другим. Не любила Зиряк ханум и жаловаться, а тем более о чем-то просить – даже собственных детей. Эта триада – не хвались, не жалуйся, не проси – была ее кредо.

Всегда целиком погруженная в работу, героиня нашей статьи не забывала и про быт. Пока был жив муж, Копыловы держали корову, кур, овец. За ними ухаживал Анатолий Петрович, и корову доил только он. Любовь к животным доходила до того, что глава домане мог зарезать даже курицу и не ел мясо выращенной им скотины. Были еще пчелы – тоже под надзором мужа. А супруга выращивала большой урожай овощей и много разных цветов. Значительную часть урожая отдавала невесткам, не забывая при этом порекомендовать советы по его обработке с учетом вкусов сыновей.

Кактусы у Зиряк апа цвели ежегодно, видимо, у нее, действительно, была легкая рука на эти и другие растения. Имелась у цветовода еще одна любовь – кошки и собаки. В этом деле «урожай» тоже бывал немалый, и четвероногие друзья постоянно получали порцию доброты и заботы. Собака Чарли, к примеру, ночевала не во дворе, а в сенях на кровати.

 После выхода на пенсию Зиряк Хамзиевна до 2002 года была ответственным секретарем Камышлинского районного совета ветеранов войны и труда, за что награждена почетным знаком Российского комитета ветеранов войны и военной службы.

В семье ее родителей общение шло на татарском языке. Что касается Копыловых, то муж и оба сына понимали родную речь супруги и мамы, а Валерий свободно говорит по-татарски. Все они ходили на татарские концерты и сабантуй, раздавали садака.

Владеет родным языком и старший брат Зиряк ханум Нияз, отметивший в минувшем году свое 90-летие. С Камышлой он расстался в 1942 году, когда после получения аттестата о среднем образовании в ульяновской школебыл направлен в Ленинабад – в эвакуированный туда из Москвы гидрометеорологический институт. Сдал вступительные экзамены, но учиться в вузе не пришлось. Весь набор бывших абитуриентов направили в ташкентское военное училище, а потом на фронт.

Воевал Нияз в составе частей 2-го и 3-го Украинских фронтов в Румынии, Венгрии, Югославии и Австрии. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, многими медалями.

В 1946 году фронтовик демобилизовался и поступил в Ленинградский гидрометеорологический институт, где получил специальность «Инженер-гидролог». Молодого инженера направили в местный проектно-изыскательский институт «Гипроарктикпроект» (впоследствии названия его менялись, последнее – «Ленморниипроект»). Работал Нияз эфенди в экспедициях на производстве инженерных изысканий для строительства морских портовых сооружений. Довелось трудиться в портах, расположенных на побережье и островах от Мурманска до Чукотки, и Прибалтики. Был он и начальником изыскательских экспедиций заграницей: на острове Шпицберген и Кубе, в Сомали и Йемене, а также на производстве инженерных изысканий для строительства морских сооружений в этих странах. В общей сложности за рубежом Нияз Хамзиевич провел порядка пяти лет.

Ныне пенсионер живет с супругой в Санкт-Петербурге. У него двое детей – Лена и Ильдар, а для трех внучат он – Нияз бабай. Со своей сестрой он виделся изредка, поскольку нечасто появлялся в Камышле – в вузовские каникулы, еще реже в годы работы. А Зира (так ее называл брат) бывала с супругом у Нияза в Ленинграде.

В период перестройки и последующих изменений в стране она не изменила свои взгляды и трезво оценивала действительность. Коммунистические убеждения Зиряк апа сохраняла до конца жизни и не скрывала их от окружающих. Внук Андрей, приехав от нее после каникул, повесил дома портрет Г.А. Зюганова и велел своим родителям голосовать за этого представителя компартии. Выступая в 2008 году со статьей в газете, Зиряк Хамзиевна писала: «Мне, например, очень не нравится ЕГЭ. Эта форма сдачи экзаменов совершенно отучает детей думать, размышлять, выводить логические цепочки. Еще одна проблема – отсутствие детских и юношеских организаций, таких, какие были в советские времена – пионерские, октябрята, комсомол. Думаю, что они погибли из-за того, что не развивались. Ведь во всём надо идти в ногу со временем, придумывать что-то новое». Добавим к цитате в стиле ее мамы – и это новое должно как будто улыбаться.

Родители дали верное имя дочери – Зиряк. В переводе с фарси оно означает проницательная, мудрая, одаренная, умная, смышленая. Любое из этих прилагательных подходит к ней, а все вместе они дают представление о главном богатстве Зиряк апа – ясном, незаурядном, просвещенном уме. Неслучайно она любила повторять: «Счастлив не тот, кто богат, а тот, кому хватает».

Родители Зиряк в Кисловодске, сентябрь 1955 года

Родители Зиряк в Кисловодске, сентябрь 1955 года

Педагогический коллектив Камышлинской средней школы

Педагогический коллектив Камышлинской средней школы

Рабочие будни

Рабочие будни

Зиряк Копылова, июнь 1978 года

Зиряк Копылова, июнь 1978 года

Копылова З.Х.

Копылова З.Х.

Супруги Копыловы, 1986 год

Супруги Копыловы, 1986 год

С сыновьями, внуками, снохой и свекровью, 1997 год

С сыновьями, внуками, снохой и свекровью, 1997 год

Одна из последних встреч классной руководительницы З.Копыловой со своим классом 1966 года выпуска

Одна из последних встреч классной руководительницы З.Копыловой со своим классом 1966 года выпуска

Сыновья З.Копыловой с невестками и одним из внуков

Сыновья З.Копыловой с невестками и одним из внуков

Ей самой с определенного времени стало не хватать здоровья. Зиряк Хамзиевна долго болела и ушла из жизни тихо и легко – как уснула. На этом учительская династия Долотказиных-Копыловых, суммарный педагогический стаж которых превысил 160 лет, прервалась. Может быть, не навсегда?!

 

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», №2(11), 2015 год.

Просмотров: 4221

3 комментариев

  1. Дорогие, любимые, много уважаемые наши УЧИТЕЛЯ!!!

  2. Хороший был Учитель и Человек.

  3. Наши учителя которые дали нам первые уроки жизни Многих нет среди нас Светлая память и пусть земля будет пухом