Пять лет назад не стало почетного гражданина Камышлинского района З.Х.Копыловой. Более шести десятилетий она жила в этом районе, обучаясь в школе, работая в образовательных учреждениях, занимаясь общественной работой. Здесь Зиряк Хамзиевна создала семью, вырастила детей, стала уважаемым человеком, к которому до последних дней шли за советом и поддержкой. Под влиянием ее блестящих уроков многие школьницы впоследствии становились педагогами, которые в письмах или в дни приезда в Камышлу признавались в любви своему Учителю.
А появилась Зиряк Долотказина в этом заволжском селе в первые годы Великой Отечественной войны в связи с тем, что в Камышлу перевели на работу ее отца. Здесь тринадцатилетняя девочка продолжила обучение, став школьницей местной средней школы. Унаследовав от своих родителей упорство и ответственное отношение к любому делу, она училась на «отлично» и активно участвовала в общественной жизни школы. После ее окончания в 1947 году поступила в КГПИ на специальность «Учитель русского языка и литературы» и, получив диплом о высшем образовании, начала в 1951 году работать по специальности в Камышлинском татарском педагогическом училище.
После расформирования этого училища в августе 1956 г. Зиряк стала преподавать тот же предмет в Камышлинской средней школе. Через одиннадцать лет ее назначают завучем, и в этой должности она трудится до 1983 года, а потом становится директором. Достигнув пенсионного возраста, руководитель школы оставляет свой пост и продолжает работать в родной школе учителем – до 1992 г. Только тогда она ушла на заслуженный отдых, имея 41 год трудового стажа.
На уроках словесности Зиряк ханум умело показывала богатство и красоту русского языка, поскольку была очень начитана и обожала свой предмет. У нее сложилась дома богатейшая библиотека. «Сестра следила за выпускаемой литературой, выписывала журналы, брала новинки в общественной библиотеке», – отмечает ее брат Нияз. Она основательно знала русскую, советскую и зарубежную литературу, любила Пушкина и Тютчева, могла наизусть прочитать сотни стихотворений (в том числе роман «Евгений Онегин»), цитировать первоисточники. Такое углубление в преподаваемую дисциплину и умение о ней трепетно рассказать всегда находит отклик у обучаемых. И ученики любили своего педагога-знатока, с интересом относясь к ее урокам. Школа всегда держала марку по русскому языку и литературе, а молодые камышлинцы говорили по-русски без акцента.
«Зиряк Хамзиевна всегда была компетентной, обладала высоким профессионализмом как педагог и руководитель. Она была настоящим учителем и для нас, тогда молодых педагогов. Будучи директором, умело подбирала и ценила кадры, воспитывала их в духе ответственного отношения к своим обязанностям. При этом обладала уникальной трудоспособностью, отдавала всю себя любимой и нужной работе», – говорила о ней учительница С.О. Фрей, ставшая впоследствии завучем той же школы.
Осведомленность Зиряк апа в разных вопросах порою поражала. Она была в курсе всех событий и могла поддержать любой разговор: от политики до футбола. Кроссворды буквально «щелкала», раскладывала сложные пасьянсы, владела арабской письменностью и хорошо знала родной язык, множество татарских пословиц и поговорок.
Знавшие ее люди отмечают нордический характер этой женщины, немногословность и общительность по существу. Она могла поддержать любую компанию, правда песню не запевала и в пляс не пускалась. Эмоции были спрятаны глубоко внутри, поэтому Зиряк Хамзиевна достойно вела себя в радости и горе. Накануне Дня учителя она собирала коллег дома и угощала их выпечкой, а в пенсионные годы ее жилище стало штаб-квартирой для встреч бывших и действующих педагогов. А выпускники школы 1966 года и поныне вспоминают свои встречи с классной руководительницей, которые проходили раз в пять лет в доме З.Копыловой.
Прививая школьникам прилежание в учебе, вкус и аккуратность в одежде, Зиряк апа воспитывала из них и активных общественников. Сама она могла быть примером в такой деятельности: выступала с лекциями, руководила школьной организацией общества «Знание» и школьным университетом педагогических знаний для родителей; неоднократно избиралась депутатом сельсовета, а два созыва – депутатом Клявлинского районного совета народных депутатов; принимала участие в работе административной комиссии и опорного пункта при сельсовете.
Зиряк ханум никогда не хвалилась своими достижениями, хотя имела орден Знак Почета и две медали, много грамот районо и облоно, была обладателем звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». Ее опыт обобщался Куйбышевским институтом усовершенствования учителей.
Можно предположить, что в манере поведения и восприятия мира Зиряк Хамзиевныгармонично переплелись характеры ее родителей, но с преобладанием отцовских качеств.
Хамза Юсупович Долотказин родился в селе Большие Поляны Пензенской губернии в семье крестьянина-середняка. С 1898 по 1907 год учился в татарских начальной и средней школах, а затем в уфимском медресе «Галия». Оно должно было готовить служителей религии, но отсутствие в нем религиозного фанатизма открывало шакирдам дорогу к формированию научного мировоззрения. По сравнению с другими медресе здесь явно преобладали демократические настроения.
В 1913 г. в нем вспыхнула забастовка слушателей против правления заведения и изгнания из медресе 4-х учеников, «испортивших настроение преподавателю». Забастовочный комитет доверили возглавить Долотказину. 15 дней шли переговоры, но они ничего не дали. Поэтому в том же году 64 забастовщика покинули медресе вместе с Хамзой (он был в выпускном классе и позже документ об окончании заведения получил).
Следующие три года юноша учился на педкурсах по подготовке учителей земских начальных школ, после которых был направлен заведующим Ново-Размекеевской начальной сельской школой. Но помещения там не было, как и школы. Открывал школу Хамза, пробив деньги на строительство здания.
В 1917 году его мобилизовали на военную службу, но из-за революции она продлилась всего год. После этого Хамза заочно учится в Уфимском пединституте и преподает в четырех пролетарских школах математику, географию, историю и химию, поскольку педагогических кадров не хватало, а буржуазные педагоги не хотели заниматься с детьми рабочих и крестьян. Апрель 1919 года ему запомнился арестом – колчаковская контрразведка заподозрила учителя в большевистской пропаганде, но выпустила за недостаточностью улик. Дело в том, что Уфа тогда была в фронтовой полосе и несколько раз захватывалась белыми войсками. А подозрения контрразведчиков были небезосновательными, поскольку уже осенью Хамза стал членом РКП(б). Довелось ему столкнуться и с бандой «черных» в качестве политрука сводного батальона, который в начале 1920 года восстанавливал советскую власть в башкирских селах.
С вузовским дипломом его направили в Пензу заведующим только что открывшимся татарским педагогическим техникумом. С тех пор вся жизнь Хамза абы была посвящена подготовке воспитателей новых поколений. С сентября 1930 г. он становится завучем, а с января 1938 г. – бессменным директором Ульяновского татарского педагогического училища, которое летом 1941 года освободило помещения для прибывших учреждений из Москвы и эвакуировалось в Камышлу. С его закрытием в 1956 году директор вышел на пенсию.
Хамза Юсупович преподавал биологию. Также хорошо он знал математику, в совершенстве владел русским языком, любил татарскую и русскую художественную литературу. В молодости Хамза эфенди дружил с поэтом Мажитом Гафури, а с башкирским мастером поэзии Сайфи Кудашем поддерживал связь до последних дней. Предельно добросовестный человек, он был требовательным к себе и подчиненным, аккуратным и очень скромным в быту (дом приобрел только после выхода на пенсию).
При всей своей немногословности и сдержанности Хамза абы не относился к категории недоступных и черствых людей. Насиме Ахметжановой, к примеру, запомнилось, как однажды директор распорядился выдать ей зарплату за месяц вперед (она работала одно время в базовой школе училища), чтобы хватило денег на покупку швейной машинки. Не отказывал он и в командировочном удостоверении, когда возникала личная нужда съездить в областной центр. В годы войны туда без командировки не пускали.
За 40-летнюю педагогическую деятельность Хамза Юсупович был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями, значком «Отличник народного просвещения». Довелось ему и поработать депутатом сельсовета.
Если Хамза абый считали умом и руками училища, то его жена, педагог с 35-летним стажем, была сердцем и душою учебного заведения. Как более активный человек, Гафифа Гисматулловна любила общаться с жителями села, преподавателями училища и, особенно, с его учащимися. Она вникала во все житейские и учебные нужды последних, от всей души помогала им. Например, М.Ш. Нуретдинову Гафифа апа «пробила» место в общежитии на втором курсе, настояла на его распределении в Шенталинский район (как просил Минзакир, а комиссия возражала). «Была как вторая мама», – напишет он через полвека в газете «Бердэмлек».
В Ульяновске жена Долотказина работала в татарской семилетке учителем и завучем, а в Камышле руководила педагогической практикой, была с учащимися на колхозных полях во время каникул. «Однажды все лето мы таким образом провели в Ермаково, – вспоминает выпускница училища Н.Ахметжанова. – С нами была Гафифа апа. Утром она вставала первой и будила нас. А на полях работала, не поднимая головы. Но успевала оценить нашу работу. Если кто-то пропускал пучок травы на меже, заставляла вернуться и сработать чисто. «Надо, чтобы за вами полоть уже не требовалось, – говорила она. – Пусть хвалят девушек из училища. Пусть любое дело, сделанное вами качественно, как будто улыбается».
В начале 20-х годов она вышла замуж за Хамзу и прожила с ним до своей кончины весной 1979 года. В последнее время Гафифа апа ухаживала за ослепшим из-за кровоизлияния супругом, который стойко переносил тяготы незрячего существования. Так, он приспособился в одиночку пилить дрова. По словам сына, они только подносили к козлам нетолстые деревья, а отец на ощупь превращал их в поленья. Научился Хамза абы и безошибочно определять, кто из бывших учеников пришел в гости. Пережил он жену не намного, скончавшись осенью того же года после перелома шейки бедра. Ухаживала за пожилыми родителями их дочь Зиряк.
Она родилась в этой учительской семье, жившей тогда в Пензе, 27 октября 1929 года. А следующей осенью Долотказины переехали в Ульяновск, куда перевели на работу отца завучем педагогического училища. Почти в восемь лет их дочь пошла в первый класс школы имени В.В. Кашкадамовой. Вера Васильевна была основательницей перворазрядного учебного заведения – 2-й Симбирской женской гимназии (1911 г.), выпускницы которой имели звание учительниц высшего женского начального училища.
Не будет большой натяжкой, если сказать, что проучившаяся всего четыре года в этой школе Зиряк успела впитать дух учительского подвижничества, остававшийся в заведении. А потом сработал пример жизнедеятельности ее родителей, всю жизнь проработавших на преподавательской ниве. Вот что о них в свое время сказал хорошо известный в Камышле педагог и директор школ А.З. Акчурин: «Хамза Юсупович – человек исключительной порядочности и честности. Они с Гафифой Гисматулловнойобладали лучшими человеческими качествами: добротой, вниманием к людям, стремлением помочь каждому, что особенно проявлялось в годы тяжелых испытаний во время войны».
В 1955 году их дочь сменила фамилию, выйдя замуж за преподавателя физики А.П. Копылова, который в те же годы, что и она, работал в Камышлинском татарском педагогическом училище. После его закрытия он один год преподавал в местном сельхозтехникуме, а потом был переведен учителем физики и астрономии в Камышлинскую среднюю школу, где трудился 40 лет – до самой кончины в 1996 году.
Анатолий Петрович создал первый в районе кабинет физики. Не дожидаясь централизованного снабжения, ездил с гарантийным письмом по магазинам и привозил в школу приборы. Мастерил их и сам вместе с учениками в школьной лаборатории после уроков. Не стеснялся обращаться к шефам, в различные организации и даже к депутату Верховного Совета СССР авиаконструктору А.С. Яковлеву. Директор школы А.З. Акчурин в своей статье «Наш Анатолий Петрович», опубликованной в газете «Путь к коммунизму» от 15 февраля 1962 года, вспоминал, как однажды у него зазвонил телефон, и телефонистка сообщила, что на проводе Москва. Согласитесь, что такое известие невольно заставляет напрягаться в преддверии неожиданных вопросов и поручений. Но на сей раз звонившие из НИИ, руководимого Яковлевым, сообщили, что по просьбе учителей А.П. Копылова и С.Ш. Сабитовой в школу высланы магнитофон, осциллограф и другое оборудование для кабинета физики.
Члены радиокружка, который организовал Копылов, в 1961 году стали участниками XII областной радиовыставки и были награждены радиостанцией УКВ. Также Анатолий Петрович вел кружок технического творчества при Доме пионеров, и его питомцы неоднократно поощрялись на областных выставках технического творчества, проводившихся Куйбышевской станцией юных техников.
Его бывшие ученики до сих пор помнят ночные уроки астрономии. Чтобы показать им созвездия, планеты и звезды, о которых речь шла днем в стенах школы, он приглашал класс в темное время суток в школьный двор, выносил имеющуюся для наблюдения за небом аппаратуру и приобщал школьников к делу познания вселенной. Их еще удивляло и то, что на эти ночные наблюдения за небом Анатолий Петрович всегда приходил в костюме и галстуке – как на урок.
Он не уступал жене по влюбленности в свой предмет, по общественной активности и количеству наград, среди которых выделим орден Дружбы народов, медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», значок «Отличник народного просвещения», почетные грамоты министерства просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ.
В дружной семье Копыловых родились два сына: Валерий и Рауль. Они окончили школу с золотой медалью и выбрали не преподавательскую, а врачебную профессию. Выросшие в интеллигентной семье, среди четырех учителей, сыновья получили солидный гуманитарный и нравственный заряд, которому нашлось применение в их жизни. Они привыкли ценить мнение родителей, отдавать должное их опыту. Спустя годы сын Валерия Олег, будучи в тинейджерском возрасте, спросил отца: «Почему вы с дядей Раулем всегда слушаетесь бабушку?»
Валерий Анатольевич ныне работает заведующим урологическим отделением горбольницы №5 г. Набережные Челны, имеет плеяду учеников. А Рауль, трудившийся врачом отделения гемодиализа Самарской областной больницы им. Калинина, умер в 2005 году, в возрасте 46 лет. Зиряк Хамзиевна в дни болезни не отходила от сына, который перед кончиной сказал ей: «Мама, үләм».
Односельчане заметили, что она так и не оправилась от этой утраты, подкосившей ее. Зиряк апа продолжала по привычке держать все переживания глубоко в себе, и только глаза, полные печали, выдавали ее состояние в последние годы.
Похоронив в течение двух десятилетий своих родителей и мужа, она осталась в Камышле в одиночестве, но отказалась переезжать в Набережные Челны, поскольку не привыкла создавать проблемы другим. Не любила Зиряк ханум и жаловаться, а тем более о чем-то просить – даже собственных детей. Эта триада – не хвались, не жалуйся, не проси – была ее кредо.
Всегда целиком погруженная в работу, героиня нашей статьи не забывала и про быт. Пока был жив муж, Копыловы держали корову, кур, овец. За ними ухаживал Анатолий Петрович, и корову доил только он. Любовь к животным доходила до того, что глава домане мог зарезать даже курицу и не ел мясо выращенной им скотины. Были еще пчелы – тоже под надзором мужа. А супруга выращивала большой урожай овощей и много разных цветов. Значительную часть урожая отдавала невесткам, не забывая при этом порекомендовать советы по его обработке с учетом вкусов сыновей.
Кактусы у Зиряк апа цвели ежегодно, видимо, у нее, действительно, была легкая рука на эти и другие растения. Имелась у цветовода еще одна любовь – кошки и собаки. В этом деле «урожай» тоже бывал немалый, и четвероногие друзья постоянно получали порцию доброты и заботы. Собака Чарли, к примеру, ночевала не во дворе, а в сенях на кровати.
После выхода на пенсию Зиряк Хамзиевна до 2002 года была ответственным секретарем Камышлинского районного совета ветеранов войны и труда, за что награждена почетным знаком Российского комитета ветеранов войны и военной службы.
В семье ее родителей общение шло на татарском языке. Что касается Копыловых, то муж и оба сына понимали родную речь супруги и мамы, а Валерий свободно говорит по-татарски. Все они ходили на татарские концерты и сабантуй, раздавали садака.
Владеет родным языком и старший брат Зиряк ханум Нияз, отметивший в минувшем году свое 90-летие. С Камышлой он расстался в 1942 году, когда после получения аттестата о среднем образовании в ульяновской школебыл направлен в Ленинабад – в эвакуированный туда из Москвы гидрометеорологический институт. Сдал вступительные экзамены, но учиться в вузе не пришлось. Весь набор бывших абитуриентов направили в ташкентское военное училище, а потом на фронт.
Воевал Нияз в составе частей 2-го и 3-го Украинских фронтов в Румынии, Венгрии, Югославии и Австрии. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, многими медалями.
В 1946 году фронтовик демобилизовался и поступил в Ленинградский гидрометеорологический институт, где получил специальность «Инженер-гидролог». Молодого инженера направили в местный проектно-изыскательский институт «Гипроарктикпроект» (впоследствии названия его менялись, последнее – «Ленморниипроект»). Работал Нияз эфенди в экспедициях на производстве инженерных изысканий для строительства морских портовых сооружений. Довелось трудиться в портах, расположенных на побережье и островах от Мурманска до Чукотки, и Прибалтики. Был он и начальником изыскательских экспедиций заграницей: на острове Шпицберген и Кубе, в Сомали и Йемене, а также на производстве инженерных изысканий для строительства морских сооружений в этих странах. В общей сложности за рубежом Нияз Хамзиевич провел порядка пяти лет.
Ныне пенсионер живет с супругой в Санкт-Петербурге. У него двое детей – Лена и Ильдар, а для трех внучат он – Нияз бабай. Со своей сестрой он виделся изредка, поскольку нечасто появлялся в Камышле – в вузовские каникулы, еще реже в годы работы. А Зира (так ее называл брат) бывала с супругом у Нияза в Ленинграде.
В период перестройки и последующих изменений в стране она не изменила свои взгляды и трезво оценивала действительность. Коммунистические убеждения Зиряк апа сохраняла до конца жизни и не скрывала их от окружающих. Внук Андрей, приехав от нее после каникул, повесил дома портрет Г.А. Зюганова и велел своим родителям голосовать за этого представителя компартии. Выступая в 2008 году со статьей в газете, Зиряк Хамзиевна писала: «Мне, например, очень не нравится ЕГЭ. Эта форма сдачи экзаменов совершенно отучает детей думать, размышлять, выводить логические цепочки. Еще одна проблема – отсутствие детских и юношеских организаций, таких, какие были в советские времена – пионерские, октябрята, комсомол. Думаю, что они погибли из-за того, что не развивались. Ведь во всём надо идти в ногу со временем, придумывать что-то новое». Добавим к цитате в стиле ее мамы – и это новое должно как будто улыбаться.
Родители дали верное имя дочери – Зиряк. В переводе с фарси оно означает проницательная, мудрая, одаренная, умная, смышленая. Любое из этих прилагательных подходит к ней, а все вместе они дают представление о главном богатстве Зиряк апа – ясном, незаурядном, просвещенном уме. Неслучайно она любила повторять: «Счастлив не тот, кто богат, а тот, кому хватает».

Педагогический коллектив Камышлинской средней школы

Рабочие будни

Копылова З.Х.

Супруги Копыловы, 1986 год

Одна из последних встреч классной руководительницы З.Копыловой со своим классом 1966 года выпуска

Сыновья З.Копыловой с невестками и одним из внуков
Ей самой с определенного времени стало не хватать здоровья. Зиряк Хамзиевна долго болела и ушла из жизни тихо и легко – как уснула. На этом учительская династия Долотказиных-Копыловых, суммарный педагогический стаж которых превысил 160 лет, прервалась. Может быть, не навсегда?!
Рашид ШАКИРОВ.
Журнал «Самарские татары», №2(11), 2015 год.
Просмотров: 4221
Дорогие, любимые, много уважаемые наши УЧИТЕЛЯ!!!
Хороший был Учитель и Человек.
Наши учителя которые дали нам первые уроки жизни Многих нет среди нас Светлая память и пусть земля будет пухом