Познавший непреодолимую силу науки

За рабочим столом на кафедре

«У Равиля нестандартное мышление», с удовлетворением говорил в 60-е годы прошлого века выдающийся отечественный физиолог, первый в Куйбышевской области член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной (Сталинской) премии, профессор М.В. Сергиевский, выделяя в составе научной группы, созданной при нем в медицинском институте, сотрудника  Р.Ш. Габдрахманова. Отмеченное доктором наук мышление вкупе со старательностью, упорством и неподдельным интересом к предмету исследования позволили Равилю Шакировичу защитить кандидатскую и докторскую диссертации, стать профессором, заведующим кафедрой. Он сказал свое слово в науке, и поэтому вместе со своим учителем и еще несколькими учеными считается основоположником самарской физиологической научно-педагогической школы, которая многие годы доминировала в стране по количеству диссертационных работ, связанных с изучением структурно-функциональной организации дыхательного центра, и получила международное признание.

А началась куйбышевская трудовая и научная карьера Р.Ш. Габдрахманова в августе 1953 года, когда выпускник Казанского государственного педагогического института, только что получивший диплом с отличием по специальности «Преподаватель физвоспитания, анатомии и физиологии человека», стал преподавателем педагогического училища – одного из крупнейших в РСФСР в то время. Здесь он в течение нескольких лет вел занятия по физиологии человека, здесь поменял комсомольский билет на партийный, будучи секретарем комитета ВЛКСМ и членом Ленинского райкома ВЛКСМ.

В связи закрытием в училище отделения физвоспитания Равиль перешел на работу в детско-юношескую спортивную школу №5 – тренером по гимнастике и завучем. А в 1959 году он приглашается на только что созданную кафедру физвоспитания в электротехнический институт связи, где работает преподавателем по 1960 г., когда становится аспирантом Казанского пединститута на кафедре физиологии и анатомии животных и человека.

Затем наступило славное десятилетие (1961-1971 гг.) деятельности Равиля в мединституте – младшим научным сотрудником группы АМН СССР при М.В. Сергиевском, возглавлявшем в те годы кафедру нормальной физиологии. Новый член группы быстро влился в научный процесс, выезжал на курсы усовершенствования в Москву и Ленинград, Киев и Казань. Он, как и многие питомцы профессора, посвятил свое исследование проблеме рефлекторной регуляции дыхания. В 1966 году Р.Габдрахманов защитил кандидатскую диссертацию на  тему «К вопросу о природе ритмической деятельности дыхательного центра».

Сотрудники кафедры М.В. Сергиевского первыми в стране применили микроэлектродный метод регистрации активности нейронов дыхательного центра. А благодаря Равилю Шакировичу в Самаре стали использовать микроэлектронную технику исследования, которая позволила качественно изменить уровень изучения центральных механизмов регуляции дыхания и кровообращения.

Михаил Васильевич ценил не только своеобразное мышление своего коллеги. Он говорил о нем как о «хорошем товарище, вдумчивом и настойчивом научном работнике, который постоянно совершенствовал свои знания по специальности». Профессор умел выстраивать работу научной группы благодаря благожелательному отношению к ее членам. Он не давил авторитетом, а общался на равных, постоянно приглашал к себе в гости – на дни рождения членов своей семьи. Элементы этого стиля впоследствии будет применять и Равиль Шакирович.

Равиль с родителями и бабушкой, 1941 год

Равиль с родителями и бабушкой, 1941 год

Шакир Галимович и Зайнаб Мухаметгалеевна - родители Равиля, 1945 год

Шакир Галимович и Зайнаб Мухаметгалеевна — родители Равиля, 1945 год

Научно-исследовательская лаборатория - где всё начиналось

Научно-исследовательская лаборатория — где всё начиналось

Сотрудник группы АМН СССР за работой, 1967 год

Сотрудник группы АМН СССР за работой, 1967 год

В научно-исследовательской лаборатории на кафедре в КГПИ

В научно-исследовательской лаборатории на кафедре в КГПИ

Новоиспеченные судьи по спорту 1-ой категории, 1957 год

Новоиспеченные судьи по спорту 1-ой категории, 1957 год

На соревнованиях по спортивной гимнастике

На соревнованиях по спортивной гимнастике

Сотрудник группы АМН СССР за работой, 1967 год

Сотрудник группы АМН СССР за работой, 1967 год

Кафедра нормальной физиологии и группа АМН СССР. Габдрахманов - четвертый слева в верхнем ряду

Кафедра нормальной физиологии и группа АМН СССР. Габдрахманов — четвертый слева в верхнем ряду

Сергиевский М.В. и Габдрахманов Р.Ш. на заседании физиологического общества, 1968 год

Сергиевский М.В. и Габдрахманов Р.Ш. на заседании физиологического общества, 1968 год

Научная группа в Ярославле

Научная группа в Ярославле

Выступление на съезде физиологов СССР

Выступление на съезде физиологов СССР

Расставшись с этой группой, он следующие пять лет проведет в Куйбышевском политехническом институте. Работая здесь на кафедре физического воспитания – старшим преподавателем, а затем доцентом, Р.Габдрахманов не отставит научную деятельность. В 1976 году состоялась защита его докторской диссертации на тему «Характерные особенности функциональной организации дыхательного центра».

Вскоре после этого состоится переход в третий ВУЗ – Куйбышевский государственный педагогический институт, где Равиль Шакировичвозглавил открывшуюся 1 сентября 1978 года на биолого-химическом факультете кафедру анатомии и физиологии человека и животных. Руководить он ей будет вплоть до своей кончины в июне 1994 года – после третьего инфаркта.

По словам сотрудников кафедры, заведующему был присущ авторитарный стиль руководства, сочетавший в себе не только строгость, но и справедливость, корректность, порядочность. Он мог предъявить претензии подчиненным, но в ректорате всегда за своих стоял горой, добиваясь решения разных вопросов. Равиль Шакирович не кичился ученой степенью (доктор биологических наук) и ученым званием (профессор с 1980 года), а был доступен, весел, любил шутку.

Все эти качества располагали к нему преподавателей кафедры и способствовали постоянному достижению ею высоких результатов. Так, уже за первый год своей работы коллектив Р.Габдрахманова поделил первое место среди кафедр естественно-научных факультетов института по итогам соцсоревнования. Это же кафедра сумела сделать по результатам 1980 и 1982 годов, а в январе 1989 года – стать первой в одиночестве. Были еще вторые места за 1984 и 1987 гг., фигурирование среди лучших без указания присужденных мест – в другие годы. Вполне обоснованно заведующему был вручен знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года».

На его кафедре была аспирантура, лаборатория по физиологии дыхания и лаборатория «Школьник», исследовавшая проблемы профилактики детской и подростковой наркомании и токсикомании. Профессор уделял очень много времени науке и совершенствованию учебного процесса на кафедре. Он сумел поставить здесь методику микроэлектронной техники исследования, подчас не получая должной поддержки руководства ВУЗа, в частности, по приобретению дорогостоящей аппаратуры. Это приводило к дополнительным волнениям, что негативно отражалось на сердце Равиля Шакировича.

Но его девизом была фраза: «Все должно быть lege artis!», которая при переводе с латинского последних двух слов означала следующее – все должно быть по правилам искусства, мастерски.

И поэтому профессор физиологии, сдерживая себя, старался преодолевать трудности, делая все мастерски, и добился на этом пути немалых успехов. Одно время ему пришлось совмещать заведование кафедрой с работой деканом факультета физического воспитания. Он стал авторам 65 научных работ, в том числе двух монографий. Результаты исследований кафедры докладывались на съездах физиологического общества имени И.П. Павлова, научных конференциях, симпозиумах, международном конгрессе и были представлены в тематическом сборнике, изданном под эгидой АН СССР в 1990 году. Его труды, как вспоминает декан факультета физической культуры и спорта ПГСГА (бывший пединститут) В.Н. Беленов, активно цитировали в Японии. 

Под руководством Равиля Шакировича защищались кандидатские диссертации, выполнялись научные работы сотрудниками кафедры и студентами.

Последние тоже хорошо относились к профессору. Они любили его за интересные лекции, которые были не только информативными по предмету, но и несли в себе исследовательский, методологический заряд, преподнесенный мастерски, по всем правилам лекторского искусства. В черновиках лекций Р.Габдрахманова найдено следующее обращение к студентам первокурсникам: «Сегодня нам предстоит начать курс физиологии. На нем зиждется та работа, которой вы будете отдавать всю свою жизнь. Вам предстоит стать молодыми учеными, учителями. Мои советы могут пригодиться.

Восприятие науки у каждого человека происходит по-своему: один хорошо мыслит абстрактно, другой – образно. Рассмотрим один пример – способы передвижения по городу. Самый простой из них – взять такси, сказать адрес и поехать. Можно пойти пешком, ориентируясь по карте, Третий способ – зная план, использовать зрительную память. Требуется же одно – попасть вовремя в нужное место.

Так и вам требуется понять законы биологии, физиологии, но как вы будете представлять себе эти законы, как будете ориентироваться в них – это ваше дело. Если вы заучите учебник наизусть, не поняв существа, то не думайте, что овладели наукой. Вы прокатились на «такси» – это неудовлетворительные знания.

Необходимо приучить себя к самостоятельному мышлению. Был такой случай: один кандидат после защиты работы пришел к профессору и спрашивает: «Что делать дальше?». «Бросить заниматься наукой», – был ответ. Если вы не будете знать, что делать дальше без указаний, вам не быть биологом – учителем-исследователем. Самостоятельное изучение по книгам вы должны рассматривать как свою основную работу. Лекции, лабораторные практикумы будут только помогать.

Еще совет. Вам предстоит стать биологами – учителями-исследователями, и поэтому изучать биологию с точки зрения научного работника. Приведу аналогию: предположим, вы хотите изучать картины. Для этого вы начинаете ходить в музей, читать книжки по истории и искусству. Если у вас есть склонность к этому предмету, то вы скоро, взглянув на картину, сможете сказать, когда она написана, какой школы ее художник, чем эта картина отличается от картин другой школы, талантлив ее автор или нет. И тогда можно сказать, что вы знаете искусство и понимаете его. Но если вы хотите стать художником, вам еще надо понимать, как пишутся картины, какова техника писания, как достигаются те или иные эффекты яркости и освещения.

Так и Вам биологам – учителям-исследователям надо не только понимать законы биологии, но и понять, как делается биология, как она создавалась, какова роль эксперимента.

И последнее. Чтобы человечество развивалось по пути гуманизма, культуры и социального прогресса, все мы должны принимать активное участие в разработке вопросов, связанных со здоровым и прогрессивным воспитанием нашей смены».

Студенты любили Равиля Шакировича еще и за то, что он, строгий к коллегам по кафедре, с обучающейся молодежью был несколько иным – готовым понять их трудности, войти в положение. Например, беременных студенток профессор на экзамене вообще не спрашивал и сразу ставил оценку в зачетку. Возможно, он так делал потому, что функциональная активность их организмов была очевидна, а именно это изучает наука под названием «физиология человека».

Самоотверженная преданность Р.Габдрахманова науке и делу качественного образования и воспитания молодежи были отмечены значком «Отличник просвещения СССР», медалью «Ветеран труда» и присвоением звания «Заслуженный деятель науки РСФСР». Его фамилия внесена в Татарский энциклопедический словарь, выпущенный в Казани в 1998 году.

Несомненно, что таким сыном гордились его родители: Шакир Галимович и Зайнаб Мухаметгалеевна, дожившие до достижения научных и должностных высот своим единственным наследником. Шакир Галимович работал  на лесопильном заводе «Орлес» г. Оренбурга – чернорабочим, деревообделочником, грузчиком. В 1929 году он женился на 18-летней Зайнаб, с младенческих лет оставшейся сиротой. В августе 1930 года у них появился сын Равиль.

В 1938 году они втроем и мама Шакира Галимовича Бибиасма переехали из Оренбурга на ст. Свияжск (пос. Нижние Вязовые) Зеленодольского района ТАССР. Отец Равиля работал здесь сначала мукомолом в отделении «Заготзерно», затем заместителем заведующего складом предприятия «Завод имени Серго», расположенного в г. Зеленодольске, что на другом берегу Волги, напротив поселка Нижние Вязовые. А мама стала заведующей магазином.

В 1941 году, 11 июля, Шакир абый был призван в ряды РККА и отправился на войну. Зайнаб апай в военное лихолетье заменила мужа на «Заводе имени Серго» и трудилась в цехах, которые производили продукцию для фронта. Каждый третий снаряд для малокалиберной артиллерии Красной армии был изготовлен на этом предприятии в годы войны. Ударная работа З.Габдрахмановой была отмечена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

А ее супруг вернулся из армии в декабре 1945 года с орденом «Красной звезды», двумя медалями и знаком «Отличный связист». После войны он стал работать в поселке Нижние Вязовые заведующим сельмагом, а Зайнаб Мухаметгалеевна была в этом магазине продавцом. В 60-е годы Шакир Галимович награждался значком «Отличник советской потребительской кооперации» и избирался несколько раз депутатом Нижневязовского поселкового Совета депутатов трудящихся.

Супруги построили себе дом и вырастили красивый яблоневый сад, жили в мире и дружбе, соблюдали посты и любили мусульманские праздники, ездили на Сабантуй в Зеленодольск. Общались они на родном языке.

С женой Громовой Розой Фёдоровной, 1956 год

С женой Громовой Розой Фёдоровной, 1956 год

С дочками Еленой и Евгенией, 1969 год

С дочками Еленой и Евгенией, 1969 год

С внуком Игорем, 1985 год

С внуком Игорем, 1985 год

С другом детства Селезнёвым Н.Ф. в поселке Нижние Вязовые

С другом детства Селезнёвым Н.Ф. в поселке Нижние Вязовые

Габдрахманов Равиль Шакирович, май 1994 года

Габдрахманов Равиль Шакирович, май 1994 года

Равиль жил с ними в поселке Нижние Вязовые в течение десяти лет. После переезда сюда он начал учиться в средней школе Свияжска. В годы войны школа была на некоторое время закрыта, и Равиль с товарищем решил заполнить возникшую паузу в учебе полезным делом. Они вдвоем отправились на фронт, но милиция сняла их с поезда и отправила домой.

Из-за упомянутой паузы парень окончил школу почти  в 18 лет. В армию его не взяли по причине плохого зрения, и через год Равиль стал студентом Казанского государственного пединститута. Вуз тогда впервые объявил набор студентов на первый курс факультета физического воспитания. Соответственно через четыре года состоялся первый выпуск специалистов с высшим физкультурным образованием. Дипломы учителей физического воспитания получили 49 человек, из них 11 – дипломы с отличием (среди них был и Равиль). 

Понятно, что учеба на таком факультете требовала не только отменной физической подготовки студентов, но и достижения ими успехов в том или ином виде спорта. Герой нашей статьи стал перворазрядником по спортивной гимнастике, принимал участие в соревнованиях. Имея звание «Судья по спорту 1-й категории», он в конце 50-х годов был старшим судьей состязаний на первенство ДЮСШ №5, города Куйбышева и главным судьей соревнований в институте связи. Равиль с удовольствием ходил смотреть поединки боксеров, а также баскетбольные, футбольные и волейбольные матчи. У него было много друзей среди спортсменов. С особым пиететом он относился к шахматам и прилично играл в них на любительском уровне. Однажды даже выиграл первенство педагогического института по этому виду спорта.

Не чурался Р.Габдрахманов и общественной работы. В студенческие годы был комсоргом группы, в мединституте – парторгом и пропагандистом кафедры. В 70-е годы входил в состав президиума научно-методического совета областного комитета по физической культуре испорту. С удовольствием он читал лекции по физиологии в куйбышевском филиале Высшей школы тренеров РСФСР.

Куйбышевский период жизни Равиля Шакировича примечателен еще тем, что здесь он встретил свою будущую жену – Розу Федоровну Громову, которая работала преподавателем теоретической механики в инженерно-строительном институте и занималась научной деятельностью. Уроженка селе Аделяково Челно-Вершинского района в тот же год, что и Р.Габдрахманов, окончила в Куйбышеве педагогический вуз и поступила в аспирантуру. Да молодых человека, устремленных в науку, познакомились в 1958 году в поезде Москва-Куйбышев.

В 1959 году у них родилась дочка Елена, ставшая сестрой пятилетней Евгении – дочери Розы Федоровны от первого брака. Обе девушки со временем окончили местный политехнический институт. А их мама, после десятилетней работы в облстатуправлении, вышла на пенсию. В последние годы жизни она пела в хоре ветеранов, которым руководил профессор В.М. Ощепков, и в составе коллектива  выступала на разных мероприятиях, праздниках города. Свободное время она уделяла внукам.

С душой занимался своей молодежью и Равиль Шакирович, оставшийся в ее памяти хорошим отцом и дедом. «От него всегда исходили тепло и доброта, – говорит дочь Елена. – Он заботился о нас: одеть, накормить, всегда любил чистоту и порядок. Мы каждый день вспоминаем о нем, и его любовь живет в нас». Она с нежной грустью восстанавливает в памяти те времена, когда папа брал ее, школьницу, с собой в лабораторию на улице Ленинградской. Там были  постоянно квакающие лягушки в большой ванной, а также кошки, кролики и собаки, которых хотелось потрогать, но они сидели в клетках. По словам Елены, однажды отец принес на урок биологии в школе большого белого кролика, и его можно было кормить и гладить. «Я была переполнена годостью – вот какой у меня папа!», – вспоминает свои ощущения дочь ученого.

Общался Равиль бабай и с внуками, больше внимания уделяя Игорю. Он посещал с ним музеи и театры, ездил на теплоходе, привозил на свою кафедру, показывал лабораторию и зоологический музей. И тот научился у дедушки терпеливости и аккуратности. А восприняв его упомянутую любимую фразу, а также домашний девиз семьи «Самое главное в жизни – не пищать!», Игорь окончил Самарский институт бизнеса и управления, получил высшее юридическое образование.

Были у профессора и досуговые увлечения. Он любил слушать песни В.Высоцкого, особенно «Кони привередливые», собирал книги о барде и его портреты. Иногда и сам играл на гитаре. С удовольствием читал произведения В.Шукшина и В.Золотухина, собирал спортивные значки. Убеждая читателей журнала «Физкультура и спорт» в необходимости давать нагрузку своим мышцам, больше заниматься физическими упражнениями, Равиль Шакирович отмечал: «Лично мне по душе больше нравятся зимой прогулки на лыжах, летом – туристские походы». На лыжи он ставил всю семью, а летом отдыхал на Волге или проводил время в спортивных лагерях.

Каждый год профессор 9-го мая возлагал цветы к Вечному огню, отдавая должное победителям в жесточайшей войне XX века. Дома по этому поводу накрывался праздничный стол. Непривередливый в еде, Равиль абый тем не менее очень любил татарскую выпечку, которую изготавливала его мама: очпочмак и губадию, чак-чак и кош теле, домашнюю лапшу. Сын и мама всегда общались на родном языке, любили слушать старые пластинки, на которых записаны татарские песни. Находил Равиль Шакирович и время для чтения Корана, хранившегося в семье.

Он всегда имел много друзей: В.Е. Якунин, Г.Р. Тёмин, А.Н. Дмитриев, А.А. Бубнов, Г.И. Житлов, В.Ф. Пятин, В.А. Сафонов и другие. Они жили в разных городах, но были рядом с Р.Габдрахмановым в радости и горе, вели научно-исследовательскую деятельность и во всем помогали друг другу.

Вот таким был Равиль Шакирович – добрым, отзывчивым, благородным человеком, полностью погруженным в научно-педагогическую деятельность и постоянно стремившимся к поиску нового в своих исследованиях.

Всего 63 года жизни почему-то отвела ему судьба. Уже два десятилетия профессора нет рядом с нами, но его дело продолжается учениками, работающими в разных вузах и школах Самары и области.

Фамилия Р.Габдрахманова по-прежнему на слуху. Так, в прошлом году вышла из печати книга «История естественно-географического факультета ПГСГА: этапы восхождения», в которой есть статья о Равиле Шакировиче. Кафедральная лаборатория носит имя профессора. А на сайте его альма-матер, влившейся в 2011 году после ряда преобразований и смены названий в состав Казанского (Приволжского) федерального университета, можно прочитать о том, что факультет физической культуры гордится своими учеными-докторами наук, такими как Р.Ш. Габдрахманов.

20 августа текущего года этому добродетельному работнику (так можно перевести с арабского его фамилию) исполнилось бы 85 лет. Словно про Равиля эфенди сказал советский физик, президент АН СССР С.И. Вавилов: «Наука – это совсем особая сфера труда, привлекающая к себе непреодолимой силой. Ученый кончает свою исследовательскую деятельность, почти всегда только уходя из жизни».

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», №2(11), 2015 год.

Просмотров: 1378

Комментирование запрещено