«У Равиля нестандартное мышление», – с удовлетворением говорил в 60-е годы прошлого века выдающийся отечественный физиолог, первый в Куйбышевской области член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной (Сталинской) премии, профессор М.В. Сергиевский, выделяя в составе научной группы, созданной при нем в медицинском институте, сотрудника Р.Ш. Габдрахманова. Отмеченное доктором наук мышление вкупе со старательностью, упорством и неподдельным интересом к предмету исследования позволили Равилю Шакировичу защитить кандидатскую и докторскую диссертации, стать профессором, заведующим кафедрой. Он сказал свое слово в науке, и поэтому вместе со своим учителем и еще несколькими учеными считается основоположником самарской физиологической научно-педагогической школы, которая многие годы доминировала в стране по количеству диссертационных работ, связанных с изучением структурно-функциональной организации дыхательного центра, и получила международное признание.
А началась куйбышевская трудовая и научная карьера Р.Ш. Габдрахманова в августе 1953 года, когда выпускник Казанского государственного педагогического института, только что получивший диплом с отличием по специальности «Преподаватель физвоспитания, анатомии и физиологии человека», стал преподавателем педагогического училища – одного из крупнейших в РСФСР в то время. Здесь он в течение нескольких лет вел занятия по физиологии человека, здесь поменял комсомольский билет на партийный, будучи секретарем комитета ВЛКСМ и членом Ленинского райкома ВЛКСМ.
В связи закрытием в училище отделения физвоспитания Равиль перешел на работу в детско-юношескую спортивную школу №5 – тренером по гимнастике и завучем. А в 1959 году он приглашается на только что созданную кафедру физвоспитания в электротехнический институт связи, где работает преподавателем по 1960 г., когда становится аспирантом Казанского пединститута на кафедре физиологии и анатомии животных и человека.
Затем наступило славное десятилетие (1961-1971 гг.) деятельности Равиля в мединституте – младшим научным сотрудником группы АМН СССР при М.В. Сергиевском, возглавлявшем в те годы кафедру нормальной физиологии. Новый член группы быстро влился в научный процесс, выезжал на курсы усовершенствования в Москву и Ленинград, Киев и Казань. Он, как и многие питомцы профессора, посвятил свое исследование проблеме рефлекторной регуляции дыхания. В 1966 году Р.Габдрахманов защитил кандидатскую диссертацию на тему «К вопросу о природе ритмической деятельности дыхательного центра».
Сотрудники кафедры М.В. Сергиевского первыми в стране применили микроэлектродный метод регистрации активности нейронов дыхательного центра. А благодаря Равилю Шакировичу в Самаре стали использовать микроэлектронную технику исследования, которая позволила качественно изменить уровень изучения центральных механизмов регуляции дыхания и кровообращения.
Михаил Васильевич ценил не только своеобразное мышление своего коллеги. Он говорил о нем как о «хорошем товарище, вдумчивом и настойчивом научном работнике, который постоянно совершенствовал свои знания по специальности». Профессор умел выстраивать работу научной группы благодаря благожелательному отношению к ее членам. Он не давил авторитетом, а общался на равных, постоянно приглашал к себе в гости – на дни рождения членов своей семьи. Элементы этого стиля впоследствии будет применять и Равиль Шакирович.

Шакир Галимович и Зайнаб Мухаметгалеевна — родители Равиля, 1945 год
Расставшись с этой группой, он следующие пять лет проведет в Куйбышевском политехническом институте. Работая здесь на кафедре физического воспитания – старшим преподавателем, а затем доцентом, Р.Габдрахманов не отставит научную деятельность. В 1976 году состоялась защита его докторской диссертации на тему «Характерные особенности функциональной организации дыхательного центра».
Вскоре после этого состоится переход в третий ВУЗ – Куйбышевский государственный педагогический институт, где Равиль Шакировичвозглавил открывшуюся 1 сентября 1978 года на биолого-химическом факультете кафедру анатомии и физиологии человека и животных. Руководить он ей будет вплоть до своей кончины в июне 1994 года – после третьего инфаркта.
По словам сотрудников кафедры, заведующему был присущ авторитарный стиль руководства, сочетавший в себе не только строгость, но и справедливость, корректность, порядочность. Он мог предъявить претензии подчиненным, но в ректорате всегда за своих стоял горой, добиваясь решения разных вопросов. Равиль Шакирович не кичился ученой степенью (доктор биологических наук) и ученым званием (профессор с 1980 года), а был доступен, весел, любил шутку.
Все эти качества располагали к нему преподавателей кафедры и способствовали постоянному достижению ею высоких результатов. Так, уже за первый год своей работы коллектив Р.Габдрахманова поделил первое место среди кафедр естественно-научных факультетов института по итогам соцсоревнования. Это же кафедра сумела сделать по результатам 1980 и 1982 годов, а в январе 1989 года – стать первой в одиночестве. Были еще вторые места за 1984 и 1987 гг., фигурирование среди лучших без указания присужденных мест – в другие годы. Вполне обоснованно заведующему был вручен знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года».
На его кафедре была аспирантура, лаборатория по физиологии дыхания и лаборатория «Школьник», исследовавшая проблемы профилактики детской и подростковой наркомании и токсикомании. Профессор уделял очень много времени науке и совершенствованию учебного процесса на кафедре. Он сумел поставить здесь методику микроэлектронной техники исследования, подчас не получая должной поддержки руководства ВУЗа, в частности, по приобретению дорогостоящей аппаратуры. Это приводило к дополнительным волнениям, что негативно отражалось на сердце Равиля Шакировича.
Но его девизом была фраза: «Все должно быть lege artis!», которая при переводе с латинского последних двух слов означала следующее – все должно быть по правилам искусства, мастерски.
И поэтому профессор физиологии, сдерживая себя, старался преодолевать трудности, делая все мастерски, и добился на этом пути немалых успехов. Одно время ему пришлось совмещать заведование кафедрой с работой деканом факультета физического воспитания. Он стал авторам 65 научных работ, в том числе двух монографий. Результаты исследований кафедры докладывались на съездах физиологического общества имени И.П. Павлова, научных конференциях, симпозиумах, международном конгрессе и были представлены в тематическом сборнике, изданном под эгидой АН СССР в 1990 году. Его труды, как вспоминает декан факультета физической культуры и спорта ПГСГА (бывший пединститут) В.Н. Беленов, активно цитировали в Японии.
Под руководством Равиля Шакировича защищались кандидатские диссертации, выполнялись научные работы сотрудниками кафедры и студентами.
Последние тоже хорошо относились к профессору. Они любили его за интересные лекции, которые были не только информативными по предмету, но и несли в себе исследовательский, методологический заряд, преподнесенный мастерски, по всем правилам лекторского искусства. В черновиках лекций Р.Габдрахманова найдено следующее обращение к студентам первокурсникам: «Сегодня нам предстоит начать курс физиологии. На нем зиждется та работа, которой вы будете отдавать всю свою жизнь. Вам предстоит стать молодыми учеными, учителями. Мои советы могут пригодиться.
Восприятие науки у каждого человека происходит по-своему: один хорошо мыслит абстрактно, другой – образно. Рассмотрим один пример – способы передвижения по городу. Самый простой из них – взять такси, сказать адрес и поехать. Можно пойти пешком, ориентируясь по карте, Третий способ – зная план, использовать зрительную память. Требуется же одно – попасть вовремя в нужное место.
Так и вам требуется понять законы биологии, физиологии, но как вы будете представлять себе эти законы, как будете ориентироваться в них – это ваше дело. Если вы заучите учебник наизусть, не поняв существа, то не думайте, что овладели наукой. Вы прокатились на «такси» – это неудовлетворительные знания.
Необходимо приучить себя к самостоятельному мышлению. Был такой случай: один кандидат после защиты работы пришел к профессору и спрашивает: «Что делать дальше?». «Бросить заниматься наукой», – был ответ. Если вы не будете знать, что делать дальше без указаний, вам не быть биологом – учителем-исследователем. Самостоятельное изучение по книгам вы должны рассматривать как свою основную работу. Лекции, лабораторные практикумы будут только помогать.
Еще совет. Вам предстоит стать биологами – учителями-исследователями, и поэтому изучать биологию с точки зрения научного работника. Приведу аналогию: предположим, вы хотите изучать картины. Для этого вы начинаете ходить в музей, читать книжки по истории и искусству. Если у вас есть склонность к этому предмету, то вы скоро, взглянув на картину, сможете сказать, когда она написана, какой школы ее художник, чем эта картина отличается от картин другой школы, талантлив ее автор или нет. И тогда можно сказать, что вы знаете искусство и понимаете его. Но если вы хотите стать художником, вам еще надо понимать, как пишутся картины, какова техника писания, как достигаются те или иные эффекты яркости и освещения.
Так и Вам биологам – учителям-исследователям надо не только понимать законы биологии, но и понять, как делается биология, как она создавалась, какова роль эксперимента.
И последнее. Чтобы человечество развивалось по пути гуманизма, культуры и социального прогресса, все мы должны принимать активное участие в разработке вопросов, связанных со здоровым и прогрессивным воспитанием нашей смены».
Студенты любили Равиля Шакировича еще и за то, что он, строгий к коллегам по кафедре, с обучающейся молодежью был несколько иным – готовым понять их трудности, войти в положение. Например, беременных студенток профессор на экзамене вообще не спрашивал и сразу ставил оценку в зачетку. Возможно, он так делал потому, что функциональная активность их организмов была очевидна, а именно это изучает наука под названием «физиология человека».
Самоотверженная преданность Р.Габдрахманова науке и делу качественного образования и воспитания молодежи были отмечены значком «Отличник просвещения СССР», медалью «Ветеран труда» и присвоением звания «Заслуженный деятель науки РСФСР». Его фамилия внесена в Татарский энциклопедический словарь, выпущенный в Казани в 1998 году.
Несомненно, что таким сыном гордились его родители: Шакир Галимович и Зайнаб Мухаметгалеевна, дожившие до достижения научных и должностных высот своим единственным наследником. Шакир Галимович работал на лесопильном заводе «Орлес» г. Оренбурга – чернорабочим, деревообделочником, грузчиком. В 1929 году он женился на 18-летней Зайнаб, с младенческих лет оставшейся сиротой. В августе 1930 года у них появился сын Равиль.
В 1938 году они втроем и мама Шакира Галимовича Бибиасма переехали из Оренбурга на ст. Свияжск (пос. Нижние Вязовые) Зеленодольского района ТАССР. Отец Равиля работал здесь сначала мукомолом в отделении «Заготзерно», затем заместителем заведующего складом предприятия «Завод имени Серго», расположенного в г. Зеленодольске, что на другом берегу Волги, напротив поселка Нижние Вязовые. А мама стала заведующей магазином.
В 1941 году, 11 июля, Шакир абый был призван в ряды РККА и отправился на войну. Зайнаб апай в военное лихолетье заменила мужа на «Заводе имени Серго» и трудилась в цехах, которые производили продукцию для фронта. Каждый третий снаряд для малокалиберной артиллерии Красной армии был изготовлен на этом предприятии в годы войны. Ударная работа З.Габдрахмановой была отмечена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
А ее супруг вернулся из армии в декабре 1945 года с орденом «Красной звезды», двумя медалями и знаком «Отличный связист». После войны он стал работать в поселке Нижние Вязовые заведующим сельмагом, а Зайнаб Мухаметгалеевна была в этом магазине продавцом. В 60-е годы Шакир Галимович награждался значком «Отличник советской потребительской кооперации» и избирался несколько раз депутатом Нижневязовского поселкового Совета депутатов трудящихся.
Супруги построили себе дом и вырастили красивый яблоневый сад, жили в мире и дружбе, соблюдали посты и любили мусульманские праздники, ездили на Сабантуй в Зеленодольск. Общались они на родном языке.
Равиль жил с ними в поселке Нижние Вязовые в течение десяти лет. После переезда сюда он начал учиться в средней школе Свияжска. В годы войны школа была на некоторое время закрыта, и Равиль с товарищем решил заполнить возникшую паузу в учебе полезным делом. Они вдвоем отправились на фронт, но милиция сняла их с поезда и отправила домой.
Из-за упомянутой паузы парень окончил школу почти в 18 лет. В армию его не взяли по причине плохого зрения, и через год Равиль стал студентом Казанского государственного пединститута. Вуз тогда впервые объявил набор студентов на первый курс факультета физического воспитания. Соответственно через четыре года состоялся первый выпуск специалистов с высшим физкультурным образованием. Дипломы учителей физического воспитания получили 49 человек, из них 11 – дипломы с отличием (среди них был и Равиль).
Понятно, что учеба на таком факультете требовала не только отменной физической подготовки студентов, но и достижения ими успехов в том или ином виде спорта. Герой нашей статьи стал перворазрядником по спортивной гимнастике, принимал участие в соревнованиях. Имея звание «Судья по спорту 1-й категории», он в конце 50-х годов был старшим судьей состязаний на первенство ДЮСШ №5, города Куйбышева и главным судьей соревнований в институте связи. Равиль с удовольствием ходил смотреть поединки боксеров, а также баскетбольные, футбольные и волейбольные матчи. У него было много друзей среди спортсменов. С особым пиететом он относился к шахматам и прилично играл в них на любительском уровне. Однажды даже выиграл первенство педагогического института по этому виду спорта.
Не чурался Р.Габдрахманов и общественной работы. В студенческие годы был комсоргом группы, в мединституте – парторгом и пропагандистом кафедры. В 70-е годы входил в состав президиума научно-методического совета областного комитета по физической культуре испорту. С удовольствием он читал лекции по физиологии в куйбышевском филиале Высшей школы тренеров РСФСР.
Куйбышевский период жизни Равиля Шакировича примечателен еще тем, что здесь он встретил свою будущую жену – Розу Федоровну Громову, которая работала преподавателем теоретической механики в инженерно-строительном институте и занималась научной деятельностью. Уроженка селе Аделяково Челно-Вершинского района в тот же год, что и Р.Габдрахманов, окончила в Куйбышеве педагогический вуз и поступила в аспирантуру. Да молодых человека, устремленных в науку, познакомились в 1958 году в поезде Москва-Куйбышев.
В 1959 году у них родилась дочка Елена, ставшая сестрой пятилетней Евгении – дочери Розы Федоровны от первого брака. Обе девушки со временем окончили местный политехнический институт. А их мама, после десятилетней работы в облстатуправлении, вышла на пенсию. В последние годы жизни она пела в хоре ветеранов, которым руководил профессор В.М. Ощепков, и в составе коллектива выступала на разных мероприятиях, праздниках города. Свободное время она уделяла внукам.
С душой занимался своей молодежью и Равиль Шакирович, оставшийся в ее памяти хорошим отцом и дедом. «От него всегда исходили тепло и доброта, – говорит дочь Елена. – Он заботился о нас: одеть, накормить, всегда любил чистоту и порядок. Мы каждый день вспоминаем о нем, и его любовь живет в нас». Она с нежной грустью восстанавливает в памяти те времена, когда папа брал ее, школьницу, с собой в лабораторию на улице Ленинградской. Там были постоянно квакающие лягушки в большой ванной, а также кошки, кролики и собаки, которых хотелось потрогать, но они сидели в клетках. По словам Елены, однажды отец принес на урок биологии в школе большого белого кролика, и его можно было кормить и гладить. «Я была переполнена годостью – вот какой у меня папа!», – вспоминает свои ощущения дочь ученого.
Общался Равиль бабай и с внуками, больше внимания уделяя Игорю. Он посещал с ним музеи и театры, ездил на теплоходе, привозил на свою кафедру, показывал лабораторию и зоологический музей. И тот научился у дедушки терпеливости и аккуратности. А восприняв его упомянутую любимую фразу, а также домашний девиз семьи «Самое главное в жизни – не пищать!», Игорь окончил Самарский институт бизнеса и управления, получил высшее юридическое образование.
Были у профессора и досуговые увлечения. Он любил слушать песни В.Высоцкого, особенно «Кони привередливые», собирал книги о барде и его портреты. Иногда и сам играл на гитаре. С удовольствием читал произведения В.Шукшина и В.Золотухина, собирал спортивные значки. Убеждая читателей журнала «Физкультура и спорт» в необходимости давать нагрузку своим мышцам, больше заниматься физическими упражнениями, Равиль Шакирович отмечал: «Лично мне по душе больше нравятся зимой прогулки на лыжах, летом – туристские походы». На лыжи он ставил всю семью, а летом отдыхал на Волге или проводил время в спортивных лагерях.
Каждый год профессор 9-го мая возлагал цветы к Вечному огню, отдавая должное победителям в жесточайшей войне XX века. Дома по этому поводу накрывался праздничный стол. Непривередливый в еде, Равиль абый тем не менее очень любил татарскую выпечку, которую изготавливала его мама: очпочмак и губадию, чак-чак и кош теле, домашнюю лапшу. Сын и мама всегда общались на родном языке, любили слушать старые пластинки, на которых записаны татарские песни. Находил Равиль Шакирович и время для чтения Корана, хранившегося в семье.
Он всегда имел много друзей: В.Е. Якунин, Г.Р. Тёмин, А.Н. Дмитриев, А.А. Бубнов, Г.И. Житлов, В.Ф. Пятин, В.А. Сафонов и другие. Они жили в разных городах, но были рядом с Р.Габдрахмановым в радости и горе, вели научно-исследовательскую деятельность и во всем помогали друг другу.
Вот таким был Равиль Шакирович – добрым, отзывчивым, благородным человеком, полностью погруженным в научно-педагогическую деятельность и постоянно стремившимся к поиску нового в своих исследованиях.
Всего 63 года жизни почему-то отвела ему судьба. Уже два десятилетия профессора нет рядом с нами, но его дело продолжается учениками, работающими в разных вузах и школах Самары и области.
Фамилия Р.Габдрахманова по-прежнему на слуху. Так, в прошлом году вышла из печати книга «История естественно-географического факультета ПГСГА: этапы восхождения», в которой есть статья о Равиле Шакировиче. Кафедральная лаборатория носит имя профессора. А на сайте его альма-матер, влившейся в 2011 году после ряда преобразований и смены названий в состав Казанского (Приволжского) федерального университета, можно прочитать о том, что факультет физической культуры гордится своими учеными-докторами наук, такими как Р.Ш. Габдрахманов.
20 августа текущего года этому добродетельному работнику (так можно перевести с арабского его фамилию) исполнилось бы 85 лет. Словно про Равиля эфенди сказал советский физик, президент АН СССР С.И. Вавилов: «Наука – это совсем особая сфера труда, привлекающая к себе непреодолимой силой. Ученый кончает свою исследовательскую деятельность, почти всегда только уходя из жизни».
Рашид ШАКИРОВ.
Журнал «Самарские татары», №2(11), 2015 год.
Просмотров: 1378