ПО СЛЕДАМ БОЕВ НАШЕГО ЗЕМЛЯКА,
КОТОРЫЙ ПРОЯВИЛ ВЫСОЧАЙШЕЕ МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ
За свою 26-летнюю историю «Камышлинские известия» писала о многом и многих, в статьях газеты отражались боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы ВОВ. Казалось бы, за 72 послевоенных года мы узнали всё о подвигах наших земляков в той войне. Тем не менее, она до сих пор преподносит нам сюрпризы. Как это не горько признать, есть герои, про подвиги которых, за исключением близких родственников, не знает никто. Более того, многие и не знают, что вообще во время войны были такие Герои.
Одного из таких забытых непризнанных солдат Фоат Марданович Шаймарданов, бывший председатель районного совета ветеранов войны и труда, незадолго до празднования дня Победы обнаружил в рассекреченных архивах Минобороны РФ. Сегодня наш рассказ о Сагите Минхазиевиче Гиматдинове, жителе села Мазгут Камышлинского района, непризнанном Герое Советского Союза. Его за подвиги так и не наградили обещанной по документам Золотой Звездой. А то, что она заслуженная, наглядно говорят строки из наградных листов с описанием подвига фронтовика.
ИСТОРИЯ
«Казалось, я знал о своих знаменитых земляках буквально все. Знал, что самой высокой награды — ордена Ленина был удостоен наш земляк из села Мазгут Балыклинского сельского совета Сагит Минхазиевич Гиматдинов, 1923 года рождения, гвардии сержант (инвалид войны умер в 1963 году). Но ничего не было известно о жизненной и боевой его судьбе, — делится Фоат Марданович. — Поэтому мне, человеку, награжденному боевой правительственной наградой — медалью «За боевые заслуги» и знающему цену наградам, стало интересно, как прошел он свои версты войны, за какие подвиги был удостоен высоких наград Родины. Поисково-исследовательская работа меня увлекла. Обнаружил новый источник информации: наградные листы. Минобороны России выложило на сайте «Подвиг народа» отсканированные документы из архивов, которые были рассекречены буквально несколько лет назад. В них указаны не просто фамилия, имя, год рождения и место службы человека, но и с какого он года на фронте, к каким наградам был представлен до этого и полное описание самого подвига. Анализ базы данных Интернет-сайтов: «Подвиг народа», «Память народа», «Бессмертный полк», конкретное изучение и обобщение документов, связанных с периодом Великой Отечественной войны, первые находки архивной информации о фронтовике, открытия дали уверенность в дальнейшем моем поиске, в благородстве моих действий. Подбодрили и отклики его родственников, знакомых людей на мои обращения о помощи в поиске материалов о земляке. Стал рассылать письма в архивы, звонить в военкоматы, чтобы восстановить боевой путь гвардии сержанта С.М.Гиматдинова, чтобы самому убедиться, к каким наградам был представлен, и почему он так и не был удостоен звания Героя Советского Союза. Ведь в наградных листах его дважды представляли к этому званию».
Поиск судьбы воина — достаточно длительное и нелегкое дело. Но даже крупицы нового знания о человеке всегда ценны. Они навсегда будут включены в семейную историю, а, если разместить их на сайте «Бессмертного полка», дополнят историю Великой Отечественной войны. Но нельзя не отметить и тот факт, что, хотя архивы и таят целую кладезь сведений о тех, кто совершил подвиги, только вот добраться до истины порой бывает трудно. Многие татарские фамилии очень искажены: ищешь Амирханова, а он записан, как Американов. Вот и наш герой записан в архивных документах как Гематдинов Сагид.
Редакция газеты «Камышлинские известия», как и инициатор поиска Ф.М.Шаймарданов, просила откликнуться родственников героя и всех знающих его людей. Оказалось, что родственников у Сагита Минхазиевича немало. Его внук Анвар первым позвонил в редакцию, благодаря которому появилась связь с дочерью земляка Гульсиней Сагитовной, были опрошены родственники, односельчане, которые что-либо помнили об этом человеке. Одним из первых связался с Фоатом Мардановичем Нафигулла Аглиуллин, уроженец села Мазгут, который будучи еще мальчиком, слышал от самого Сагита Минхазиевича рассказы о боевых подвигах земляка.
Перелистаем страницы его биографии. Сагит был самым обыкновенным человеком — одним из миллионов советских людей. Мечтал ли он в детстве о подвиге? Возможно, что да. Ведь он, как и большинство его сверстников, воспитывался на подвигах Чапаева и Буденного. Да и само его имя — Сагит, что переводится с арабского, как «благоденствующий», как будто было ниспослано ему свыше тем, кто знает все о человеческих судьбах.
Довоенная биография Сагита Минхазиевича Гиматди-нова изучена не достаточно хорошо. Из воспоминаний родных, односельчан, знавших его, вырисовывались отдельные черты его биографии. Известно лишь, что он родился в 1923 году в селе Мазгут Балыклинского сельского совета. Парнишка был трудолюбив, в 13 лет пошел работать в колхоз «Путь Ленина». В семье Минхази Гиматдиновича и ее супруги выросло трое детей, кроме Сагита, еще два брата Ильяс и Камиль. Начальное образование получил в родной деревне, позже окончил семилетнюю школу.
ПОДВИГ
С марта 1942 года Сагит Гиматдинов на фронте. Призывался девятнадцатилетний солдат Камышлинским райвоен¬коматом. Воевал он в составе 58-й гвардейской стрелковой дивизии, 34 гвардейского стрелкового корпуса и 5 гвардейской армии. Тот путь, который он прошел до Берлина, его участие в боевых действиях, совершенные им подвиги — вся эта история — сюжет для хорошего фильма или книги.
Первый раз гвардии сержанта, командира отделения отдельной роты связи 58-й Гвардейской Красноградско Вознесенской Краснознаменной стрелковой дивизии Гематдинова представили к награде за доблесть, проявленную на подступах к Днепру, это было 9 октября 1943 года. Шли ожесточенные бои за Киев. «Выполняя боевое задание по установлению связи с 175 гв.сп., тов. Гематдинов, несмотря на сильный артиллерийский минометный и пулеметный обстрел противника, смело навел линию с левого берега реки Днепр на остров, изложено в наградном листе. — Также отлично выполнил задание с группой связистов при наводке линии связи с острова на правый берег реки Днепр в д. Кушкаревка под артминометным обстрелом. Линия технически была правильно наведена, тем самым была обеспечена устойчивая и бесперебойная связь командира 175 гв.сп. с его штабом, расположенном на правом берегу реки Днепр со штабом дивизии и командным пунктом комдива. Тов. Гематдинов в дивизии с момента ее формирования участвовал во всех боевых операциях. За время летнего наступления под артминометным обстрелом обеспечил бесперебойную связь в районе четырех населенных пунктов и на подступах к Днепру.
Тов. Гематдинов достоин быть награжденным Орденом Красная Звезда».
Второй подвиг Гиматдинов совершил при форсировании реки Южный Буг в районе села Александровка, когда под непрерывным артминометным и пулеметным огнем противника навел линию связи к переправившимся стрелковым батальонам, чем обеспечил командира дивизии в управлении стрелковыми подразделениями по расширению плацдарма на правом берегу реки Южный Буг. «На подступах к реке Днестр и, особенно при форсировании реки, Гематдинов проявил исключительную смелость и храбрость по обеспечению командования бесперебойной связью», — говорится в наградном листе. Вслед за переправившимися стрелковыми ротами т. Гематдинов под интенсивным артминометным и пулеметным обстрелом противника ввел связь на правый берег реки. Т. Гематдинов под свистом пуль и разрывы снарядов в течение дня несколько раз переплывал на лодке р.Днепр, устраняя порыв за порывом. 14 апреля 1944 года, когда противник атаковал на правом берегу реки наши подразделения, тов. Гематдинов вместе с пехотинцами участвовал в отражении контратак. Тов. Гематдинов достоин быть награжденным Орденом Отечественной войны 2 степени».
Наградной лист подтверждает лишь факт обеспечения связи, но каким путём, какой ценой? Теперь нам остается только догадываться. Но сам факт говорит о том, что гвардии сержант Гиматдипов получил свои награды за участие в тяжелых боях, поскольку рядовые и сержанты могли заслужить свои медали и ордена лишь на передовой.
Родные Сагита знали, что он отважно сражается за Родину, ведь орден Отечественной войны 2 степени просто так не дают. Но подробности, конечно же, никто из них не знал. В письмах с фронта он лишь скромно писал: «Жив-здоров».
Январь 1945 года Сагит встретил на германской земле. Наступали кульминационные дни многолетней, кровопролитной войны. Передовые группы полка передвигались от рубежа к рубежу. За боевой подвиг, в котором гвардии сержант Гематдинов, в составе 175 гв.сп. в районе селения Фишбах 23 января форсировал реку Одер, был награжден Орденом Ленина. Прокладывая телефонно-кабельную линию через реку под интенсивным ружейно-пулеметным огнем противника, с «первыми бойцами полка вступил на левый берег реки. «Переправившись через реку, т. Гематдинов совместно с первыми бойцами полка вступил в неравный бой с превосходящими силами противника. Одновременно т. Гематдинов посредством наведенной линии корректировал огонь нашей артиллерии, что дало возможность уничтожить огневые точки противника и расширить плацдарм на левом берегу реки. Передовые группы полка передвигались от рубежа к рубежу. Гвардии сержант Гематдинов, проявив инициативу, принял на себя концы линии связи, которые тянули связисты за передовыми группами. Это дало возможность командованию полка непосредственно управлять группами с правого берега реки. Благодаря геройству Гематдинова и его инициативе было обеспечено беспрерывное управление передовыми группами, ведущими бой за расширение плацдарма», — говорится в наградном листе. За этот подвиг он 29 марта 1946 года был награжден еще одной государственной наградой — Орденом Красного Знамени и дважды был представлен к званию Герой Советского Союза.
По имеющимся данным министерства обороны Российской Федерации, 1657 красноармейцев призванных Камышлинским районным военкоматом, были награждены в годы Великой Отечественной войны боевыми орденами и медалями. За стойкость, героизм и мужество орденом Красного Знамени были награждены 23 земляка, орденом Красной Звезды — 314 человек, орденом Отечественной войны I степени — 26, орденом Отечественной войны II степени — 110, орденом Славы II степени — 8, орденом Славы III степени — 130, орденом Александра Невского — 3, орденом Богдана Хмельницкого III степени -2, орденом «Знак Почета» — 1, медалью «За отвагу» — 600, медалью «За боевые заслуги» — 440 человек.
ПАМЯТЬ
В 1945 году Сагит Минхазиевич вернулся в родное село, в тот же год познакомился с будущей женой Минуры. Со свадьбой не стали медлить, а в 1948 году на свет появился их первенец Зулькафиль. Вскоре семья пополнилась еще одним сыном Сулейманом и дочерью Гульсиней. Работал учетчиком, счетоводом, бухгалтером в колхозе.
«Мои первые воспоминания об отце: каким же светлым, открытым для всех, добрым человеком он был! — поведала Гульсиня Сагитовна. — Когда я с папой шел по селу, почти каждый встречный пожимал ему руку, а кто-то хотел обнять, поблагодарить. Зря он никогда меня не наказывал, но хватало одного его взгляда, чтобы понять, что так делать больше нельзя. Иногда потакал моим желаниям потихоньку от мамы и строгого дедушки, наверное, потому что я была младшенькая и единственная дочка среди двух сыновей. Мама часто болела, поэтому папа успевал делать все домашние дела: стирать, печь хлеб».
Конечно, 10-летняя девочка помнит о боевых походах из рассказов отца, но еще больше запомнились ей, как каждый День Победы его грудь украша¬и награды за боевые заслуги. «И все эти годы папа надеялся, что его наградят Золотой Звездой Героя Советского Союза, но так и не получил заслуженную награду, — продолжает Гульсиня Сагитовна. — В 1960-х стали сказываться фронтовые ранения, папа стал часто болеть. И в июне 1963 года его не стало. Папа для меня остался навечно замечательным человеком и настоящим Героем!». Буквально через год умерла и его жена Минуры Ибрагимовна. Им было всего по 40 и 36 лет.
Были достоверные документы, в которых подвиг гвардии сержанта описывался с максимальной подробностью и достоверностью. Тем не менее, вопрос с награждением не двигался с места. МО РФ проявляло невероятную принципиальность по отношению к настоящему герою. Что это — нежелание поступаться принципами или следование неофициальному «табелю о рангах», согласно которому героями могли становиться лишь лица со славянскими фамилиями?
«Несмотря на то, что у него не было одной ноги (последствия ранения), это был человек с колоссальной трудоспособностью и неиссякаемой энергией. Удивляла его упрямая настойчивость в достижении поставленной цели. И огромная сила воли. Не скрою, даже знавшим его достаточно хорошо казалось, что он несколько суховат, — вспоминает уроженец села Мазгут Нафигулла Аглиуллин. — Сагит Минхазиевич стремился помочь сельчанам, чем только мог — не только родным, знакомым, а вдовам и всем, кто в этой помощи нуждался».
Будучи счетоводом, учетчиком полевой бригады в колхозе, он обмерял участки на полях, кто, сколько отпахал плугами на лошадях, бороновал, сеял, а женщины занимались прополкой, девушки — в основном ухаживали за сахарной свеклой. Все работы нужно было обмерить и записать, кто, сколько заработал трудодней. Поэтому пользовался привилегией, в частности, в его распоряжении находилась колхозная лошадь. Как вспоминает Нафигулла Насыпович, он никогда не отказывал привезти кому-то сена или дров, а если доводилось быть в райцентре — выполнял просьбы сельчан -привозил сахар, муку, спички.
Своими воспоминаниями поделился с нами Хабибулла Нигматуллин, которого в 1960-е годы направили парторгом — в колхоз села Мазгут. Партийный организатор того времени знал коммуниста Сагита Минхазиевича не понаслышке. «Несмотря на некоторую суровость, был чрезвычайно симпатичным человеком, которого любили дети, боготворила жена и уважали сельчане, — говорит Хабибулла Гайзуллович. — Вся та сила характера, которой он обладал, и подвинула его на героические подвиги в годы войны. В войну хлебнул лиха в полной мере, а вернувшись домой, получил гораздо меньше, чем мог получить при своих заслугах. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу».
Конечно, миллионы советских людей героических воевали с фашистами вовсе не ради званий и наград. Они защищали свою Отчизну, свой родной край, своих матерей и отцов, детей и будущее страны. И все-таки чувство определенной несправедливости почему-то волнует нас. Теперь же наша работа, работа земляков, должна вступить в самую важную стадию — увековечивание его имени в истории Камышлинского района для нынешних и будущих поколений. Надо думать, будут предприняты практические шаги, итогом которых должно стать название улицы его именем или появление мемориальной доски, знака. Надо думать, такое будет. Должно быть. Наш знаменитый земляк поистине достоин называться национальным героем.
«В наше время тяга юного поколения к подвигам несколько ослабла. Однако не исчезла совсем. Нам всем, а особенно детям, нужны герои, — считает Фоат Марданович Шаймарданов. — Уверен, что, вдохновившись примерами подлинного героизма наших земляков, мы и сами станем чуть более открытыми и заботливыми по отношению к окружающим нас людям, поймем, что есть только одна сила, способная спасти этот мир — это сила любви и доброты. Наша молодежь должна помнить имена наших героев, их подвиги, передать все эти знания следующему поколению. Ведь эти знания учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов».
Илюся ГАЙНУЛЛИНА.
«Камышлинские известия».
Просмотров: 1271