Ифтар у Фатиха Сибагатуллина: Адель Вафин держит уразу, татарин должен стать ректором Болгарской академии и «мазхаб Камиля Самигуллина»
Бывшие и нынешние руководители ДУМ РТ, видные республиканские чиновники и руководители татарстанских СМИ накануне вечером были приглашены к депутату Госдумы Фатиху Сибагатуллину на «примирительный» ифтар. Здесь же оказался и корреспондент «БИЗНЕС Online», который выяснил, почему арабы должны приезжать в Рамадан в Поволжье, кому стоит держать пост по версии министра здравоохранения РТ, а также чем так привлек чеченцев муфтий Татарстана.
«КАК НАСТУПАЕТ РАМАДАН, ПОГОДА СТАНОВИТСЯ МЯГКОЙ»
Площадка для обмена мнениями и повод для неформального общения людей с разными взглядами — депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин, по его словам, видит традиционный у татар обряд «авыз ачу», то есть трапезу разговения, именно таким. В это воскресенье главным гостем уютного казанского дома экс-главы Нурлатского района дома стал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Причем вместе с председателем ДУМ РТ пришли его бывший и нынешний первые заместители — Рустам Батров и Мансур Джалялетдин. Еще месяц назад трудно было даже представить это трио, мило беседующее за одним столом. Правительство республики «делегировало» на ифтар к Сибагатуллину министра здравоохранения Аделя Вафина, издалека прибыл глава Аксубаевского района Камиль Гилманов, были и руководители республиканских СМИ.
О чем говорят люди, не всегда близко знакомые между собой, но объединенные уразой? Естественно, о погоде, которая в этом году ну просто замечательная, по крайней мере, для соблюдающих мусульманский пост. Муфтий Татарстана называет похолодание в конце недели милостью Аллаха.
«Как наступает Рамадан, погода становится мягкой для постящегося, прохладной, в прошлые года даже кто-то шутил, что другие конфессии, другие религии обижены на мусульман из-за плохой погоды во время Рамадана. Это все милость Аллаха», — говорит Камиль хазрат.
АДЕЛЬ ВАФИН : «НАМ НЕ ТАК ВЕЛЕНО ДЕРЖАТЬ УРАЗУ»
Правда, муфтий Татарстана не против и жаркой погоды, а также рад тому, что в ближайший месяц световой день в Поволжье будет доходить до 19,5 часов. В этом году Рамадан выпал на удивительное время, рассказал Самигуллин «БИЗНЕС Online»:
— Есть три категории у которых дуа (мольбы — прим. ред.) принимаются — это путник; мазлюм, то есть тот, кому совершили зло; и постящийся человек. Говорится в хадисе, что когда человек постится, то за него ангелы просят прощения пока он не разговеется. Милость Аллаха настолько велика, что он позволяет нам, чтобы ангелы 19 часов просили за нас прощение, — констатирует лидер мусульман РТ и добавляет, мол, если бы арабы понимали это, то приезжали бы сюда держать уразу.
Поститься столь длительное время полезно и с медицинской точки зрения, но только для абсолютно здорового человека — это уже мнение министр здравоохранения республики Вафина, про которого хозяин дома сообщил, что это единственный член правительства Татарстана, держащий уразу.
— Я бы предостерег тех, у кого есть заболевания сердца, особенно ишемическая болезнь сердца, когда и сердечная недостаточность… 19-часовой безводный период — это очень тяжело для больного сердца, а если здоров человек — это я и на себе ощущаю, есть определенный эффект и эффект лечебный, поскольку нормализуются показатели. Здесь по-другому начинаешь относиться и к питанию, стараешься более рационально. Особенно люди, которые имеют лишний вес, они в это время скидывают свои лишние килограммы, потом стараются уже себя держать в норме. Вне всякого сомнения — это и определенный волевой настрой. Но только, если здоровье позволяет, нужно идти на уразу!
Один из гостей Сибагатуллина, человек с лишним весом, услышав это, полюбопытствовал у министра: а как на счет того, чтобы на ифтар пить только воду, так же как и на сухур — утреннюю трапезу? Вафин категоричен — так нельзя!
— Нам не так велено держать уразу. Мне кажется все-таки на самом деле ислам — не религия лишения, не религия испытания, там все для человека достаточно комфортно, на мой взгляд. Ураза позволяет по-другому оценить и еду, и воду. Многие вещи переоцениваются в уразу, но, самое главное, каждый мусульманин думает, что этот месяц благословенный и в делах, и в отношениях с друзьями, родными, коллегами. И каждый мусульманин с нетерпением ждет этого месяца и, конечно получает милость Всевышнего за те усилия, те небольшие испытания, но при абсолютном здоровье! — уверенно заявил министр здравоохранения республики.
«Я ПРИДЕРЖИВАЮСЬ ТРАДИЦИОННОГО ТАТАРСКОГО ИСЛАМА»
Сам Сибагатуллин рассказал,что атмосферу уразы впитал с раннего детства и подобным правилам доводилось следовать с ранних лет.
— Бабушка читала намаз и держала уразу. Она умерла, прожив 94 года. Я помню себя с 1955 года, с бабушкой ставал на сухур, помню в 3-4 часа вставали. В то время ведь деликатесов почти не было. Белый хлеб или батон, баранки-сушки кушали мы, если мама в квартал один раз съездит в Казань, а так черный хлеб. Бабушка из муки делала кашу-талкан на растительном масле. Хоть корова и была, масло сдавали государству. На ифтар доставалось два-три изюма. Я один день, три дня держал уразу в детстве, а так не настаивали. Несколько молитв знаю — бабушка учила, нельзя же было тогда…
При этом, исходя из многочисленных выступлений Сибагатуллина, его исторических книг и блогов на «БИЗНЕС Online», некоторые полагают, что сам он нынче исповедует тенгрианство.. Сам Фатих Саубанович это категорически опровергает:
— Это просто незнающие говорят. Я придерживаюсь традиционного татарского ислама! Пророк — он один, Коран — один, по тому времени это как учебное пособие было. Основой всех религий было единобожие. Первыми тюрки на Алтае пришли к одному мнению — Бог один. Тенгре — это отцовское начало, а женское начало — Умай — земля, вода. Умай защищает детей до 7 лет. Почему до 7 лет в школу не идут? Все расписано. Основа тенгрианства − 10 правил — есть в татарском исламе. Православие тоже основано на тенгрианстве. В коммунизме, а это тоже религия, правила — моральный кодекс строителя коммунизма — взят из тенгрианства, которое создали татары-тюрки.
«Тенгрианство сейчас исповедовать нет необходимости, — говорит Фатих абый, — это уже пройденный этап». Однако он считает, что традиционные мировые религии нуждаются в реформах:
— Я от рождения мусульманин. Сегодня нам надо реформировать ислам, арабский ислам надо реформировать. Православие, ныне оно греко-еврейское, тоже надо реформировать. Я в своей книге «Какой Бог правильный» пишу: «Каждый верьте своему Богу, молитесь, но слишком глубоко не ныряйте». Не должно дойти до фанатизма и экстремизма. В моем понятии Бог — это природная сила, такая сила есть, верьте этому.
Возвращаясь же к реформам, депутат Госдумы считает, что большое внимание нужно уделить Болгарской исламской академии, где ректор непременно должен быть татарином по национальности. Коран же необходимо в стихотворной форме перевести на татарский язык и читать его под татарский напев. Эти и другие свои мысли Фатих Саубанович озвучил и всем гостям ифтара.
ПРОПОВЕДЬ ОТ ФАТИХА САУБАНОВИЧА
Что касается самого ифтара, то он прошел согласно татарского традиционного ислама. С чтением Корана, естественно, на арабском, а также мольбой к Всевышнему на родной речи. Свою проповедь муфтий Татарстана также говорил на языке Тукая. Камиль хазрат рассказал о ценностях мусульманского поста, наградах, которые получат те, кто соблюдают уразу. Имам мечети «Гадел», которую Сибагатуллин назвал «нашей приходской», Рустам Бакиров произнес азан — призыв на молитву. А, значит, время для разговения наступило. Примерно половина из собравшихся гостей совершила закатную молитву ахшам-намаз.
После которого и началась сама трапеза, которую прерывал хозяин дома, в своей речи призывая развивать традиционный татарский ислам. Он похвалил муфтия РТ за то, что Самигуллин возглавил также и медресе «Мухаммадия». Смущая Камиля хазрата, даже сказал, что лет через 20-30 на смену ханафитскому мазхабу должен прийти «мазхаб Камиля Самигуллина». По словам народного избранника, духовный лидер мусульман республики — единственный среди муфтиев, кого уважают чеченцы. А этот горный народ абы кого восхвалять не будет. Фатих Саубанович призывал не забывать обычаи традиционного татарского ислама — проводить трех-семи-сорокодневные и годовые поминки по усопшим, приглашать домой муллу для чтения Корана.
Завершилась трапеза мольбой к Всевышнему от имама мечети «Хатер» МВД по РТ, лауреата Тукаевской премии этого года Хариса Салихжана. Как и положено у татар, хозяин дома раздал садака, а напоследок каждому вручил пакет с күчтәнәч (гостинцем — тат.), но немного реформированный. Вместе с традиционными яствами там лежали две книги — «Патриот» и «Мысли вслух», автором которых и является сам Сибагатуллин.
Просмотров: 1209