«Нормальный европейский кинофестиваль»: что пора поменять Айтугановой? (ВИДЕО) / Киноны бүлгәләргә ярамый

Фарид Мухаметшин и Ильшат Рахимбай.

Фарид Мухаметшин и Ильшат Рахимбай.

13-й КФМК: Мухаметшин и Досталь нашли общий язык, режиссер из Нигера вспоминала Тукая и Джалиля, а главным национальным фильмом стал мультик

Рекорды продолжительности церемонии закрытия били накануне организаторы казанского фестиваля мусульманского кино. Почти три часа накануне со сцены оперного театра произносились речи благодарных лауреатов фестиваля и членов жюри, перемежаясь концертными номерами от Дины Гариповой, Валерия Гаркалина, Андрея Соколова и других. О самых красивых девушках с красной дорожки, надеждах татарстанского кино и турецкой победе на кинофесте — в репортаже с церемонии-марафона корреспондента «БИЗНЕС Online».

ДВЕ ПРОБЛЕМЫ КАЗАНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ – ПОГОДА И КАЧЕСТВО ПУБЛИКИ

По пути на церемонию закрытия казанского фестиваля мусульманского кино корреспондента «БИЗНЕС Online» вдруг осенило, что у главного татарстанского кинофорума, по старой российской традиции, есть две главные проблемы. Первая – это погода: удивительным образом, но резкое понижение температуры и всевозможные осадки ежегодно сопровождают едва ли не все мероприятия КФМК, проводимые под открытым небом. Вот и на этот раз церемония открытия проходила в едва ли не первый по-настоящему холодный сентябрьский день в Казани, ну а накануне практически с утра не переставал моросить дождь.

Но,если с небесной канцелярией команда Миляуши Айтугановой вряд ли может договориться, то какие-то шаги по решению проблемы №2 делать необходимо. Речь о поведении многочисленной публики фестиваля, вернее отдельных ее представителей. Об этом даже говорили в кулуарах некоторые представители столичной кинопрессы. К примеру, в это воскресенье зрители устроили настоящую давку, стремясь попасть на презентацию – даже не сам фильм – «Байгала» Ильдара Ягафарова. Так что хрупким барышням из пресс-службы КФМК пришлось на время переквалифицироваться в шкафообразных охранников, чтобы отбиваться от благообразных бабушек, как оказалось, владеющих навыками толчков, пиханий и толканий на уровне йокодзуна (главный титул для борца японского сумо, что-то вроде нашего заслуженного мастера спорта), и обеспечить проход в зал членов съемочной группы и журналистов. 

Единственным положительным моментом происходящего стало то, что интервью главной звезды «Байгала» Владимира Вдовиченкова «БИЗНЕС Online» продлилось вместо 20 минут все 50, поскольку презентацию вынужденно отложили на полчаса. Между тем общение с известным актером, оказавшимся очень умным и интеллигентным собеседником, стало одним из самых приятных событий последней недели. Особенно то, с каким искренним практически благоговением Фил из «Бригады» и Кот из «Бумера» рассказывал о своей работе в Вахтанговском театре, где Вдовиченков играет у выдающегося литовского режиссера Римаса Туминаса, нынешнего худрука театра, Астрова в «Дяде Ване».

Ну и еще одна зарисовка из жизни зрителей феста. Пока в одном из залов кинотеатра «Родина» с ними встречались авторы «Байгала», в другом, совсем камерном, шел показ в рамках ретроспективы председателя жюри Николая Досталя. В какой-то момент одна из зрительниц достала телефон и начала громко и четко объяснять собеседнику, как пройти в зал, попутно также громко и четко объясняя ему, что «все вокруг возмущаются» их разговором. Минут через 10 беседа повторилась, представителю пресс-службы КФМК даже пришлось подойти к даме и пригрозить ей выводом из зала.

В общем, какие-то шаги по совершенствованию культуры и дисциплины зрителя необходимо совершать. Халява, а, как известно, абсолютное большинство мероприятий фестиваля являются бесплатными, расхолаживает и вызывает совершенно потребительское поведение. К примеру, в Екатеринбурге на уральском открытом фестивале российского кино, который шел почти одновременно с казанским, также все показы были бесплатными, но зритель должен был либо в интернете, либо в кинотеатрах, либо в пресс-центре получить эти самые бесплатные билеты, причем только на один день вперед. Модель тоже не идеальная, но все-таки, во-первых, количество публики будет гарантированно соответствовать количеству мест в зале, во-вторых, потенциальные зрители должны будут делать определенные усилия по выбору конкретных сеансов и фильмов, а не просто врываться в кинозал с вопросом: «А что здесь показывают?» Такую картину корреспондент «БИЗНЕС Online» тоже наблюдал.

КОВРОВАЯ ДОРОЖКА: БЫСТРО И ПО-ДЕЛОВОМУ

Тем временем дождь накануне в центре Казани не унимался, что, конечно, отразилось на антураже прохода гостей по ковровой дорожке: все продефилировали максимально быстро и по-деловому. Правда, зрители быстро идентифицировали известного артиста Кирилла Сафонова, который скромно курил около входа в оперный театр. После нескольких селфи герой сериала Валерии Гай-Германики «Краткий курс счастливой жизни» и партнер Чулпан Хаматовой по спектаклю «Двое на качелях», который «Современник» летом привозил в Казань, тоже отправился на красную дорожку в качестве почетного гостя.

Пожалуй, самых бурных аплодисментов от спрятавшейся под зонтом публики удостоились Дина Гарипова и Валерий Гаркалин, а в субъективном рейтинге корреспондента «БИЗНЕС Online» в тройку самых очаровательных дам на ковровой дорожке у театра им. Джалиля вошли член жюри Диана Сафарова, супруга турецкого консула в Казани Анна Дилмач и директор известного сценариста Виктора Мережко по имени Ольга.

В фойе, там, где в оперном театре обычно пьют шампанское по демократичной цене (100 рублей за бокал) и слушают «Очи черные», вчера была выставка мусульманской моды. «Такие платья шьются от одного месяца до трех», – рассказывала ведущая, подчеркивая наличие на некоторых из них кристаллов Swarovski. Кстати, платья и правда были очень красивыми, а с самими моделями с удовольствием фотографировались гости фестиваля. VIP-гости же уединились здесь за дверью – руководство казанской оперы знает толк в этом деле. Причем, судя по тому, как энергично зазывал на фуршет для избранных кого-то из знакомых драматург Мансур Гилязов, автор сценария «Байгала», наливали там не только минеральную воду… Впрочем, это только предположение. Кстати, консул Турции Турхан Дилмач почему-то к VIP’ам не присоединился, а предпочел с красавицей-женой досмотреть модный показ.

Что же до самой церемонии, то вряд ли организаторы станут обижаться, если мы не назовем ее лучшей в истории фестиваля. Все как-то сразу не заладилось, когда иностранные гости 10 — 15 минут не могли рассесться на двух рядах партера, из-за чего пришлось задержать начало. Власти республики представлял спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Последний явно завел еще перед началом приятное знакомство с председателем жюри Досталем. Увидев его в зале, Мухаметшин настойчиво приглашал режиссера занять место рядом, после чего они, почти ровесники, очень энергично общались почти все время, что председатель татарстанского парламента присутствовал на церемонии. Причем Досталь периодически поднимал большие пальцы рук вверх, то ли характеризуя качество фильмов фестиваля, то ли свою поездку в Свияжск, то ли татарскую кухню. А может быть, и все вместе.


«БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, ТАКОЙ ВКУС, ДОСТОИНСТВО, ТАКАЯ КРАСИВАЯ ЦЕРЕМОНИЯ»

Если же возвращаться к действу на сцене, то оно получилось очень длинным – почти три часа, так что к моменту объявления главных номинаций зал опустел на четверть, а, например, почетный гость Гаркалин просто уехал в аэропорт, рискуя иначе опоздать на самолет. Почему так произошло? С одной стороны, увеличилось число наград благодаря появлению секции национального кино, с другой, многие выступающие, за редким и приятным исключением, говорили ну очень долго, словно позабыв о правилах проведения таких мероприятий.

Не угадали и с кастингом ведущих. Сериальная актриса Анна Снаткина на правах московской гостьи пыталась всячески заполнить пустоты и паузы своими импровизированными репликами, но получалось, честно говоря, не очень. Молодая Лия Шайдарова, дочь известного бизнесмена Камиля Шайдарова, которая пытается делать артистическую карьеру за океаном, держалась подчеркнуто скромно. А главная звезда театра им. Камала Искандер Хайруллин так тянул одеяло на себя, что один из его коллег даже прислал корреспонденту «БИЗНЕС Online» шутливое СМС: «Фарида Бикчантаева на него не хватает».

«Время подтвердило правильность выбранного нами курса на создание передового субъекта Российской Федерации с высокой духовной культурой, инновационной экономикой и устойчивой социальной средой. Мне было сегодня очень приятно, что наши гости из-за рубежа отметили толерантность, понимание, царящее в многонациональной, многоконфессиональной республике. Мусульманский кинофорум уже в тринадцатый раз собрал актеров, режиссеров, киноведов под не теряющим актуальности лозунгом „Через диалог культур – к культуре диалога“», — таковыми были приветственные слова Мухаметшина.

Далее начались многочисленные награждения. Многие из победителей благодарили исполнительного директора фестиваля Айтуганову и программного директора Альбину Нафигову. Кстати, один из авторитетных членов жюри так и сказал в личной беседе корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Я приехал только из уважения к Альбине». Судя по всему, организаторам действительно удалось создать на кинофесте очень теплую, почти домашнюю атмосферу, при этом сопровождаемую профессиональным отношением к делу. К примеру, Досталь характеризовал уровень организации КФМК как «нормального европейского кинофестиваля».

В первой части церемонии было много лауреатов из числа татарстанских кинематографистов, в том числе и в рамках секции национального кино. Главное открытие – в республике делают кино не только молодые представители сильного пола, скажем, уже известные широкой публике Ильшат Рахимбай или Рустам Рашитов, но и красивые девушки. Свои награды получили Оксана Синчугова, Валерия Гиренко, Юлия Захарова. Лучшим национальным фильмом признали мультфильм Сергея Киатрова «Стрела наследия». Кто-то из соседей зло пошутил, дескать, уровень картин, видимо, был таким низким, что главный приз отдали мультику. Впрочем, на одной из встреч с журналистами тот же Досталь говорил, что одна из тенденций российского кинематографа – это превосходство по качеству документального кино и анимации над игровыми фильмами.

Дальше пели Гарипова и актер Андрей Соколов, аплодисменты сорвала режиссер из Нигера, которая сказала, что никогда и не мечтала получить приз на родине Тукая и Джалиля. «Я впервые в Казани и ошеломлен городом, народом, гостеприимством. Блистательный фестиваль, такой вкус, достоинство, такая красивая церемония», — восхищался сценарист Мережко и буквально потребовал от руководства Татарстана не экономить на кино.

Ближе к концу церемонии концертные номера стали все интереснее, но как бы прекрасно ни пела Илюса Хузина арию из оперы Эльмира Низамова «Кара пулат», два с половиной часа, прошедших с начала церемонии, давали о себе знать – публика устала. А еще подумалось, что КФМК все же не хватает громких картин, которые бы привлекали на фестивальные показы киноманов. Например, на уже упомянутом фестивале в Екатеринбурге показывали «Кроткую» Сергея Лозницы, вызвавшую немало дискуссий недавно в Каннах и до сих пор не получившую прокатное удостоверение в России. На казанском фестивале в разные годы тоже были такие показы, скажем, «Дикого поля» Михаила Калатозишвили, а три года назад здесь демонстрировали фильм, получивший несколькими месяцами раньше «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, «Зимнюю спячку» от «турецкого Тарковского» Нури Бильге Джейлана.

Вот и главный приз 13-го КФМК уехал в Турцию – к режиссеру Мустафе Кара за картину «Холод Каландара». Один из татарстанских кинематографистов даже сказал, что это лучший турецкий фильм десятилетия.

ПОБЕДИТЕЛИ XIII КАЗАНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО

Лучший фильм

«Холод Каландара» (Турция — Венгрия)

(режиссер — Мустафа Кара)

Лучший режиссер полнометражного игрового фильма

Мангеш Джоши

(фильм «Токарь Джоши», Индия)

Лучший сценарий полнометражного игрового фильма

«Амун» (Россия)

(авторы сценария — Анар Аббасов, Иван Заваруев)

Лучший оператор полнометражного игрового фильма

Айрат Ямилов

(«Софичка», Россия)

Лучшая актриса полнометражного игрового фильма

Ильхам Шахин, Нахед эль Себа, Нелли Карим

(«Женский день», Египет)

Лучший актер полнометражного игрового фильма

Дулига Акмолда

(«Оралман», Казахстан)

Лучший короткометражный игровой фильм

«Голос» (Азербайджан — Иран)

(режиссер — Дариуш Наджафи Голь)

Лучший документальный фильм

«Земля просветленных» (Бельгия)

(режиссер — Питер Ян Де Пью)

Лучший короткометражный документальный фильм

«Это любовь» (Азербайджан)

(режиссер — Теймур Даими)

Лучший фильм в номинации «Россия молодая»

«Дикарь» (Россия)

(режиссер — Фарзана Утарбаева)

Специальный приз группы стратегического видения «Россия — исламский мир»

Джават Ралиб

(режиссер фильма «Ласточки любви», Бельгия — Марокко)

Специальный приз президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве»

Ильшат Рахимбай

(режиссер фильма «Представь», Россия, Татарстан)

Специальный приз мэра Казани

Рустам Рашитов

(«Неотосланные письма», Россия, Татарстан)

Специальное упоминание жюри

«Обручальное кольцо» (Нигер)

(режиссер — Рахмату Кейта)

Лучший национальный фильм

«Стрела Наследия» (Россия, Татарстан)

(режиссер — Сергей Киатров)

Лучший национальный документальный фильм

«Нажиба» (Россия, Татарстан)

(режиссер — Алмаз Нургалиев)

Лучший короткометражный национальный фильм

«Блудный сын» (Россия, Татарстан)

(режиссер — Оксана Синчугова)

Лучший национальный фильм для детей

«Диагноз» (Россия, Татарстан)

(режиссер — Валерия Гиренко)

Приз гильдии киноведов и кинокритиков России

Юлия Захарова

(«Халима», Россия, Татарстан)

Диплом гильдии киноведов и кинокритиков России

Ксения Охапкина

(«Приходи свободным», Россия)

Специальное упоминание гильдии киноведов и кинокритиков России

Болсунбек Таалайбекуулу

(«Добыча», Киргизия)

Приз жюри прессы «За актуальность и достоверность»

Наталия Гугуева

(«Форсаж. Возвращение», Россия)

Диплом жюри прессы

Реза Голами Мотлаг

(«Бакши», Иран)


«БИЗНЕС Online».

* * *

Кинофестиваль Казан халыкара мөселман кинофестиваленең унөченчесе М.Җәлил исемендәге опера һәм балет театрында ябылды. Татарстанны төп бүләкләр урап узса да, без дә кино төшерә алабыз дигән фикер туды. Әлеге фикер Илдар Ягъфәровның “Байгал”ыннан, Илшат Рәхимбайның “Представь” дигән картинасыннан соң тагын да ныгыды.

“Киноны мөселман, православ, будда диннәренә карый дип бүләргә ярамый. Ул йә яхшы, йә начар гына була ала. Анда нинди персонажлар катнаша – бусы инде артык мөһим мәсьәлә түгел. Әмма дөньяда исламга карата киеренке мөнәсәбәт урнашкан заманда диннең паклыгы, аның нигезе турында сөйләүче фестивальнең булуы бик яхшы”. Россиянең халык артисты, режиссер, кинофестивальнең жюри рәисе Николай Досталь кино һәм Казан фестивале турында әнә шундый фикердә. Дин, беренче чиратта, әхлакны кайгыртучы, ди ул. Шул ук вакытта диндәге тискәре күренешләргә дә игътибар итә:

– Беренче чиратта әхлакны кайгыртырга кирәк. Миңа калса, сәясәткә авышу, дәүләт белән кирәгеннән артык якынаю да бар. Ә бит һәркем үз эшен башкарырга тиеш. Монда үзара ярдәмләшү генә булырга мөмкин, бер-береңнең миссиясен үз өстеңә алу түгел. Тантанадагы төп фикер әнә шундый булды.

Чараны исә Казанда туган, хәзер Америка актрисасы булып танылган Лия Шайдарова, Камал театры артисты Искәндәр Хәйруллин, Мәскәүдән Анна Снаткина алып барды. Татарстан Дәүләт Советы Рәисе Фәрит Мөхәммәтшин, кунакларны әүвәл инглиз телендә сәламләде һәм Татарстанның дөрес юнәлештә үсүе турында сөйләде. Бу сүзләрдән соң Рәхимбайның бер гаиләдә туган һәм төрле диннәр руханилары булып киткән абый-эне турындагы киносына “Кино сәнгатендә гуманлык өчен” дигән бүләк тапшыруы табигый тоелды. Рәхимбай исә, Татарстанда кино барлыкка килү шаһиты булуына бәхетле икәнлеген белдерде һәм иҗади командасына рәхмәтен җиткерде. Рәхимбай ул кичтә серле иде, хәтта иҗаты белән явыз көчләрне куарга да вәгъдә бирде.

“Байгал” картинасы фестивальгә өлгерә алмады. Шулай да кино атнасында аны тамашачыга тәкъдим иттеләр. “Родина” кинотеатрында алма төшәрлек урын калмаган иде. Тамашачы “Бибинур”дан соң (реж. — Ю.Фетинг) үзебезнекеләрнең яхшы картина төшерүен көтә. Режиссер Илдар Ягъфәров, киноны караганнан соң, әле яктылык, тавыш җәһәтеннән төзәтү эшләре алып барылмаганын, кайбер бик матур өлешләрнең төшеп калуын әйтте. Бу фильмда катнашкан Россия актеры Владимир Вдовиченков, аңа сирәк картиналарның берсе дигән бәя бирде: “Байгал”да – гади кеше язмышы. Ул ниндидер батырлык турындагы пафослы бәянгә әверелми, ә антик геройлар кебек үк, язмыш тарафыннан аяусыз киртәләр алдында калган һәм проблемаларга чишелеш таба алмаган гап-гади кеше турындагы картина булып кала. Герой чарасызлыктан күкләргә ялвара һәм аңа ярдәм дә итәләр. Бар караганда, персонаж әллә ни эшләми, ә үзенә карата нинди мәхәббәт уята! Мондый фильмнар хәзер бик сирәк шул, без геройлар эзлибез һәм геройлар уйлап чыгарабыз. Безгә ясалмалыкка ышану җиңелрәк”.

Дөрес, кинофестиваль, “Байгал”ны да, безнең башка фильмнарны да танытты. Тәнкыйтьчеләр гильдиясе бүләге “Хәлимә” (Юлия Захарова) картинасына тапшырылды. Казан мэры призы, классиканы экраннарга чыгарган өчен, “Тапшырылмаган хатлар” фильмының иҗат төркеменә бирелде. Ир-ат ролен иң яхшы башкаручы исә, Казахстаннан икән. Аңа “Оралман” фильмы актеры Дулиге Акмолде лаек булды. Хатын-кыз ролен иң яхшы башкаручы Мисырдан Илһам Шаһин. Ул аны “Хатын-кызлар көне” (“Женский день”) фильмындагы роле өчен алды.

Ә иң яхшы нәфис фильм булып Төркия һәм Венгрия илләренең уртак проекты – “Каландар салкыны” (“Холод Каландара”) танылды. “Милли секция” номинациясенә дә нәтиҗә ясалды. Монда иң яхшы тулы метражлы фильм булып Сергей Киатровның “Мирас угы” танылды. Иң яхшы документаль фильм Алмаз Нургалиевның “Нәҗибә”се. Бу картина Камал театры артисты Нәҗибә Ихсанова турында. Иң яхшы милли фильм – Валерия Гиренконың “Диагноз” картинасы. Җиңүчеләр акчалата бүләккә лаек булды.

5-11 сентябрьдә Татарстан Президенты ярдәмендә һәм “Россия – Ислам дөньясы” төркеме партнерлыгында үткән фестивальгә 61 илдән 782 фильм тәкъдим ителгән булган. Шулардан 27 илнең 60 картинасы сайлап алынган. Аларны төрле секцияләргә бүленгән ике дистәгә якын жюри әгъзасы бәяләде. Гөлинә Гыймадова

“Ватаным Татарстан” (№ 134, 12.09.2017).

Просмотров: 997

Комментирование запрещено