Ильдар Аюпов, «Басма»: «Собираемся выпускать татарскую клавиатуру в Китае, иначе она будет дорого стоить»

8f214b856ae87fffСотрудники казанской студии дизайна «Теория» создали первую татарскую клавиатуру под названием «Басма». Разработчики добавили к стандартному набору клавиш шесть татарских букв (Ә, Ң, Җ, Ө, Ү, Һ), что позволяет пользователю набирать русский и татарский текст, не переключаясь. «Реальное время» побеседовало с автором проекта Ильдаром Аюповым, который рассказал о том, кому пригодится такая клавиатура, сколько она будет стоить, почему производство будет запущено в Китае, а не в России, и помогает ли республика с финансированием проекта.

«Мы хотели сделать клавиатуру для себя, а не для широкой аудитории, но…»

— Ильдар, расскажите, пожалуйста, как появилась идея сделать «татарскую клавиатуру» и кому она может пригодиться?

— Последние два-три года наша студия активно занимается татарскими проектами: мы делаем книги, учебники, интернет-порталы и, следовательно, много работаем с татарскими текстами. Если вы когда-нибудь набирали татарский текст, то вы прекрасно знаете, что делать это очень проблематично — у тебя три разные раскладки (английская, русская, татарская) и тебе постоянно надо между ними переключаться. Плюс, когда на одной клавише одновременно располагаются, например, русская «Ц» и татарская «Ө» — это сильно сбивает и замедляет процесс работы. Собственно, из всех этих мучений и появилась идея создания полноценной клавиатуры с татарскими клавишами.

На начальном этапе мы хотели сделать клавиатуру для себя, а не для широкой аудитории, но в процессе стало понятно, что делать индивидуальный проект будет очень дорого, поэтому мы решили запустить этот продукт массово, чтобы он окупился. Что касается аудитории, то она вполне конкретная — это татарские СМИ, издательства и образовательные учреждения. Еще можно назвать госсектор, но там это, наверное, не так актуально.

— Одна из «фишек» — это расположение татарских клавиш по центру клавиатуры, благодаря чему пользователю не надо заново учиться печатать. Это идея вашей команды или вы обращались за консультацией к сторонним специалистам?

— Мы пришли к этому сами — у нас есть опыт в эргономике. В первом варианте мы просто раскидали клавиши по краям, но потом стало понятно, что это не сработает: большинство татарских букв используется довольно часто и логичнее было бы разместить их в середине. Собственно, так мы и поступили.

Помимо этого, мы разделили клавиатуру пополам, как это делают люди, печатающие вслепую. Замечу, что клавиатуры, работающие по такому же принципу, уже не первый год выпускает компания Microsoft.

Придется ли пользователям переучиваться? Я думаю, что будет небольшой дискомфорт, однако и правая, и левая рука у них останутся при «своих» клавишах. Мы пробовали так работать сами и все протестировали на себе — все прошло абсолютно нормально.

«Басма» будет немного дороже обычной клавиатуры — где-то в 1,5 раза»

— Есть несколько схожих по формату и тематике проектов: клавиатура для планшетов с башкирской и татарской раскладками от разработчика из Уфы, затем «Джахат» для чувашей и татар. Чем «Басма» отличается от своих «предшественников»?

— Дело в том, что раскладка «Джахат» не решает проблему полностью: если не ошибаюсь (в последний раз я сталкивался с ней еще в 90-х годах), она просто переносит татарские буквы на цифры. Клавиатура для планшетов тоже не особо помогает, так как мы все же говорим о профессиональной работе с текстом, которая в большинстве случаев делается на ПК.

— Судя по тому, сколько лет тому же «Джахату», работы над созданием татарской клавиатуры ведутся довольно давно, однако за все это время не появилось ни одного конечного продукта. Как вы думаете, почему?

— Понимаете, создание электронного устройства — очень сложный процесс. Мы поняли это тогда, когда сами влезли в это дело. Сначала мы попробовали произвести продукт в России, но оказалось, что некоторые вещи у нас вообще не делают или просят за это какие-то невероятные деньги. То же самое со специалистами — их либо нет, либо они очень дорогие. Поэтому мы собираемся выпускать клавиатуру в Китае, иначе она будет стоить очень дорого — 10—20 тысяч, и ее просто никто не купит.

— Если все сложится с Китаем, то какой будет цена клавиатуры?

— Мы рассчитываем на 23 тысячи рублей. Она будет немного дороже обычной клавиатуры — где-то в 1,5 раза.

«Какая школа купит клавиатуру для iMac? Там везде Windows»

— На каком этапе находится ваш проект? Насколько я знаю, у вас сейчас готова микросхема?

— Да, уже готовы «внутренности» клавиатуры: микросхема и печатная плата. Теперь надо добавить корпус, поставить клавиши и немного переделать саму печатную плату, потому что на данный момент это — прототип, с помощью которого мы проверяли, все ли работает и все ли «дружит» с Windows.

— А о «маках» вы тоже позаботитесь?

— На самом деле, мы сами работаем на iMac, а не на Windows, так что нам обязательно надо будет сделать клавиатуру и для iMac. Просто мы подумали, что аудитория Windows в десятки раз шире и для первой партии лучше сделать продукт именно под него. К примеру, если мы будем поставлять наш продукт образовательным учреждениям, то какая школа купит клавиатуру для iMac? Там везде Windows. А вообще, это не проблема, переделка не потребует никаких дополнительных ресурсов.

— Ильдар, много ли вы вложили средств в этот проект?

— Мы уже вложили в проект несколько сотен тысяч рублей. Сейчас мы собираем 1 млн рублей на наладку производства — это процесс между тем, что есть сейчас (печатной платой и микросхемами) и готовым продуктом. Нам надо определить все размеры, создать под них корпус, клавиши и остальные детали. Помимо этого, нам предстоит вложить еще 1 млн рублей из собственных средств на выпуск первой партии.

«Толерантность, о которой мы все время говорим, становится все реальнее»

— Вы уже упомянули сбор средств на краудфандинговой платформе: много ли уже удалось собрать? И помогает ли вам с финансированием республика?

— Рекламную кампанию мы начали буквально несколько дней назад и за это время нам поступило около 4 тыс. рублей. Здесь, конечно, очень важна аудитория — если у нее будет заинтересованность, будут и средства. Что касается финансирования, то я, конечно, пытаюсь связаться с министерствами… Вы знаете, я не очень хочу делать это через государственные структуры, потому что иногда они работают немного грубо. К примеру, заставят всех бюджетников закупить эти клавиатуры, и потом все будут их ненавидеть. Я все-таки хочу, чтобы люди любили наш продукт.

— В контексте нашей беседы не могу не спросить ваше мнение о языковом вопросе в Татарстане. После недавнего выступления Владимира Путина эта тема особенно актуализировалась…

— Никого не надо ни к чему принуждать, так как это может привести к негативным последствиям. Я отношусь к такой политике отрицательно. В то же время, о каком принуждении идет речь, если мы говорим об изучении государственного языка? Я лично поддерживаю сохранение татарского языка и считаю, что его действительно надо знать.

Я слышал о предложении перенести занятия по татарскому языку в формат факультатива, но, как мне кажется, это может нанести серьезный удар по сохранению языка. Есть опасение, что язык перестанут учить не только люди других национальностей, но и сами татары.

Вообще, из-за этого вопроса у кого-то может сложиться впечатление, будто все русские против татарского, но это совсем не так. Знаете, у нас в офисе в основном работают русские ребята, и внутри коллектива мы часто обсуждаем вопросы языка и культуры. Я с уверенностью могу вам сказать, что отношение к татарскому языку и к татарской культуре очень спокойное и хорошее. Мы все вместе с удовольствием шутим друг над другом, и никто не обижается, не воспринимает это на свой счет. Та толерантность, о которой мы все время говорим, становится все реальнее. По крайней мере, у нашего, более молодого поколения.


«Реальное время».


КОНТЕКСТ:

Казандагы дизайн-студия яңа татар төймәсарын (клавиатурасын) ясамакчы

Просмотров: 831

Комментирование запрещено