Птицы в традициях, обрядах и играх

2752712452

Отголоском культа птиц также служит праздник грачиной каши, проводимый башкирами и татарами

Культ птиц занимал важное место в традиционной культуре разных народов. В данной статье мы рассмотрим некоторые проявления этого культа в традициях, обрядах и играх некоторых этносов, в том числе жителей нашего Самарского края.

Некоторые птицы пользовались очень большим почитанием у различных народов. Такое почитание зачастую восходит к тотемизму – вере в родство человека и животных. Классической страной тотемизма считается Австралия, хотя, конечно, подобные верования существовали и существуют также и в других частях ойкумены. Коренное население самого маленького континента – австралийские аборигены, потомки тех, кто прибыл на этот материк из Азии сорок,
а то и более тысяч лет назад, постепенно передвигаясь на юго-восток по цепочке Индонезийских островов с помощью нехитрых плотов – самых первых транспортных средств. До сих пор среди австралийских аборигенов распространены мифы, повествующие о родстве с разными животными, в том числе, с птицами. В ряде мифов говорится о том, что разные люди по тем или иным причинам превратились в птиц и зверей. Так, в сказании племени маунг «Превращение в птиц» рассказывается о том, как в далекие времена сновидений жил один человек, который ловил много рыбы, причем брал себе только необходимое количество, а остальную рыбу отдавал людям-Птицам, обитавшим на островах. Один из этих людей-Птиц все время получал испорченную рыбу. Однажды он не вынес такого пренебрежения и срубил священное дерево, в результате чего со всех сторон хлынула морская вода, которая затопила всю эту местность. Спасаясь от наводнения, люди-Птицы превратились в настоящих птиц и взмыли в воздух. Один стал орлом, другой ястребом, а тот, кто срубил дерево, превратился в ворона и заявил, что будет и впредь питаться любой пищей. В сказании племени биджанджара «Птицы-женщины» рассказывается о птицах, которые во время наводнения построили плотину и спасли землю от затопления. В сказании упоминаются некоторые из этих птиц: зяблик, трясогузка, большой и малый попугай и другие, причем утверждается, что все они были женщинами. Другое сказание этого племени рассказывает о превращении мужчины в страуса эму, который, наряду с кенгуру, является символом Австралии.

В сказаниях тайцев (крупнейшего этноса Таиланда) рассказывается о расположенной в незапамятные времена в предгорьях Гималаев чудесной стране, где жили кейннары – удивительные существа, полуптицы-полулюди. В сказке «Манора» говорится о семи дочерях короля этой страны, которые каждый месяц в полнолуние прилетали к лесному озеру, сбрасывали перья и превращались в красавиц, а затем принимались купаться в прозрачной воде, резвиться на берегу, танцевать. Манорой звали самую младшую, самую красивую принцессу, которая вышла замуж за человека – принца Сутона. Аналогичный мотив имеется и в русских народных сказках.

Образ птицечеловека присутствует в традиционной культуре жителей далекого острова Пасхи, затерянного среди необъятных просторов Тихого океана, а также у некоторых индейских и африканских племен. 

Культ птиц имеет особое значение в шаманизме, получившем широкое распространение у различных народов Сибири и Дальнего Востока. Так, у кетов – одного из  малочисленных народов Сибирского Севера шаман олицетворял собою птицу. Считалось, что во время своего камлания шаман принимал образ птицы и летал в разные края, в том числе, на юг – на места птичьих зимовок. Наиболее сильными считались те шаманы, которые впервые проявили свою причастность к шаманству весной – во время прилета птиц. Именно в это время обычно происходило изготовление шаманского одеяния, в котором также присутствовал культ птиц – например, изображение птиц имелось на головных уборах. Летом, когда у птиц происходила линька, шаман, по поверьям кетов, становился, как и сами птицы, беспомощным и наиболее уязвимым для своих врагов. По поверьям этого народа первым шаманом был орел, в другом варианте орел научил людей шаманить. Иногда легендарные шаманы выступают в облике лебедей. Запрет на убийство этих птиц сохранялся у кетов вплоть до начала прошлого века. 

У эвенков одним из главных помощников шамана считался журавль. К этой птице, а также к орлу у данного народа сохранилось особое отношение их не убивали, а мясо их не употребляли в пищу.

Важнейшим действующим персонажем в шаманских мистериях кызыльцев и сагайцев (этнографических групп хакасов) выступает кукушка, образ этой птицы играет большую
роль в фольклоре этих групп. Отголоски древних культов птиц нашли свое отражение в детских
играх. Те действия, которые когда-то воспринимались как сакральные, магические, стали игровыми.

Одной из киргизских народных игр является игра «Журавли, выстраивайтесь в ряд», она предназначалась для детей в возрасте от трех до шести лет. К основным назначениям данной игры, помимо развития двигательной активности детей и обогащения их словарного запаса, относится экологическое воспитание. Указанная игра традиционно проводится во время перелета журавлей. Увидев этих летящих птиц, дети бежали за ними и махали руками, подражая взмахам крыльев журавлей, говоря при этом, что журавли выстроились в ряд и улетают далеко – пусть передают привет нашим родным, которые также живут далеко.

Многие башкирские игры и танцы воспроизводят движения различных птиц. Исследователями записаны подражательные пляски «кукушка», «голубь», «тетерев», а также девичьи игры «лебедь», «гусыня» и другие, в которых присутствует элемент танца. В прошлом каждое башкирское племя имело свою родословную, свой клич, дерево и птицу. Например, у племени усерган, представители которого живут и в нашей области, такой птицей является журавль. Эта птица вообще была очень популярна у башкир: еще Ибн-Фадлан в Х в. привел сказание о том, как журавли помогли башкирам одержать победу, оказавшись позади врагов и напугав их своим криком. Самарские башкиры рассказывают о том, что крик журавля напоминает игру курая, а сами журавли в своем парном танце похожи на людей. Очень почитался в традиционном башкирском фольклоре лебедь, согласно поверьям, все лебеди происходят от их мифической прародительницы Хумай.

Отголоском культа птиц также служит праздник грачиной каши, проводимый башкирами и татарами.

В заключение хочется отметить, что для сохранения и поддержания традиционной культуры необходимо проводить не только национальные праздники и фестивали, но и возродить различные детские игры, позволяющие в юном возрасте соприкоснуться с этническими традициями.

Михаил Владиславович КРЖИЖЕВСКИЙ.

Журнал «Самарские татары», № 4 (21), октябрь — декабрь 2018 года.

Просмотров: 1396

Комментирование запрещено