Фарид ШИРИЯЗДАНОВ: «Тарикат» — дословно означает дорога

мавзолей 1

Мавзолей Ахмада Ясави  

Тарикат — это организация суфийского духовного братства. Главная его цель  — сделать мусульман человечными, искренними, справедливыми и внутренне дисциплинированными. Их всех объединяет стремление приблизиться к Аллаху.

Тарикат часто воспринимается и как синоним суфизма. Его можно понимать и как мистический путь религиозно-нравственного усовершенствования истинно верующего человека.

Тот, кто захотел быть суфием — он выбирал определённый тарикат и своего духовного наставника. Один из первых суфийских идеологов тюрок был Ходжа Ахмад Ясави. Булгары придерживались тариката Накшбанди — последователя Ходжи Ахмада Ясави.

Существовал также и тарикат Ходжи Ахмада Болгари. Многие учёные и знатоки ислама также обращались и к его трудам.

Ходжа Ахмад Болгари — один из самых знаменитых учёных и прославленных знатоков ислама, слава которого была широко известна во всём исламском Востоке.

Он был шейхом и духовным наставником великого султана Махмуда Газневи —   правителя мощного государства, который в своё время объединял территории: Ирана, Афганистана, Средней Азии и Индии. Туда же входили и прославленные религиозные центры как Бухара и Хорасан.

В сарае Махмуда Газневи были собраны 400 знаменитых во всём мире учёных, поэты и писатели Востока. О Ходже Ахмаде Болгари с восхищением и восторгом писал и Шигабутдин Марджани.

Суфизм получил широкое распространение и в эпоху Волжской Булгарии. Во время правления Золотой Орды он ещё сильнее укореняется и оказывает мощное влияние на рост и развитие духовно-нравственного потенциала в Улусе Джучи.

Учитывая то, что даже ханы приняли ислам из рук суфиев, правители и имущие слои населения их всегда брали под свою опеку.

Именно благодаря суфизму ислам тогда проник и в широкие слои населения. При этом, в эпоху Золотой Орды на территории Булгарского улуса он обрёл официальный статус.

В распространении суфизма значительную роль играл Аль Кубра, который образовал суфийское братство (кубравия).

Он выдвигал теорию, что человек, обладая божественной сущностью, воплощал в себе всё, что имеется во Вселенной и поэтому он является микрокосмической сущностью.

Более того, Аль-Кубра учил, что в человеке имеются свойства, присущие Аллаху. К сожалению, только не во всех людях есть особо ценные из них, такие как милосердие и благосклонность.

И эти священные качества можно обрести лишь достигнув самого высокого уровня самосовершенствования. Для того, чтобы стать на этот мистический путь (ат-тарик) необходимо полностью подчинить себя требованиям духовного наставника, всячески ограничив себя от мирских соблазнов.

Чтобы стать членом суфийского братства необходимо было решить десять задач — заповедей:

  1. Чтобы искренне полюбить Аллаха — нужно добровольно отречься от самого себя.
  2. Отречься  от всех благ мирской жизни и подавить в себе всякое желание их обрести.
  3. Во всём полагаться на волю Аллаха  и отойти от активной мирской жизни.
  4. Для укрепления духа надо уединяться, уйдя в себя, перестать общаться с людьми, ничего не видеть, не слышать
  5. Надо быть довольным тому, что есть, поборов в себе чувство наживы.
  6. В душе и на устах всегда повторять имя Аллаха. Закрыть путь злым помыслам, которые хотят врываться в твоё сердце.
  7. Полностью, душой и телом довериться Аллаху, любить его и всегда знать, что кроме него нет никакого божества.
  8. Бороться с похотливыми желаниями, очищать сердце и душу.
  9. Надо достичь умения созерцать себя со стороны, увидеть как очищаются  душа и сердце. Уметь ждать, когда откроются врата милосердия для входа в духовный мир.
  10. Достичь суфийской свободы путём достижения истинного удовольствия от любви к Аллаху.

Благодаря суфиям вера сохранилась в народе даже в самые страшные лихолетья и гонения на веру. Ради этого люди шли на смерть, не боясь даже казней! Благодаря суфиям целые народы обретали истинную веру, нравственную чистоту и духовное совершенство, считая их  святыми людьми.

Суфийское движение, тарикаты существуют и сейчас. Но можем ли мы увидеть в современных последователях суфиев такую отрешённость на пути к такому исключительному совершенству?! И чтобы они были бы готовы пожертвовать всем тем, что у них нажито, во благо общества или нуждающихся?!

Возможно где-то и есть такие люди, которые не зациклены на деньгах и не гоняются за тем, чтобы обрести всевозможные богатства и мирские блага?! Очень хотелось бы увидеть таких!

Особенно тогда, когда общество поголовно поражено дикой страстью наживы, сверху до низу, когда все воззвания о морали сейчас являются пустым звуком и нравственность опорочена на всех уровнях и до предела.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Г.Самара.

 

Просмотров: 1498

Комментирование запрещено