Дана Шакурова: «В жизни нужно уметь лавировать, но важно иметь смелость оставаться собой»

БезымянныйРодители мечтают о таких детях — дочка закончила медицинский, интернатуру, ординатуру, работает врачом-стоматологом в клинике, пациенты и начальство ее любят. Работа занимает большое место в ее жизни, но остается время и на прочие радости и успехи. Накануне своего юбилея Дана Шакурова рассказала нам, как стать профессионалом, расставить приоритеты и сохранить чувство радости от каждого прожитого дня.

Как найти дело по душе

— Протокольные вопросы для визитной карточки: об образовании, о работе, о том, как становятся врачами…

— Неожиданно. Я окончила медико-технический лицей, но хотела быть архитектором-дизайнером, поступала на техническое отделение. Однако постепенно разочаровалась во всем этом — поняла, что не моё, душа не лежит. И с помощью родителей и прочих родственников решила идти в медицинский — всё-таки у нас династия, много врачей в родне, да и медицина не вызывала какого-то особого отвращения. Закончила СамГМУ, стала стоматологом. Потом на всякий случай получила второе образование — в Поволжском институте бизнеса, экономики и управления. Собственной клиникой заведовать пока не планирую, но в жизни ни от чего зарекаться не стоит.

— Почему именно стоматология?

— Потому что сначала я хотела быть врачом-косметологом, но у нас в СамГМУ такого факультета нет, есть направление на лечебном, однако оно входит там в дермато-венерологию, что уже казалось менее интересным. К тому же у меня в Москве тетя — стоматолог.

— Не разочаровались в выборе?

— Нет. У меня были какие-то сомнения в процессе учебы — в стоматологии тоже есть разные направления, всё как-то не получалось себя найти. Но выбирать что-то другое после пяти лет учебы в медицинском, года интернатуры и двух лет ординатуры не казалось здравой идеей. И в конце концов, я нашла дело себе по душе, выбрав специализацию «ортодонтия» — занимаюсь созданием красивых улыбок. Исправление прикуса, брекеты, пластинки. Так что сейчас я свою специализацию освоила и могу сказать, что занимаюсь любимым делом. Особенно нравится работать с детьми — взрослые пациенты тоже есть, но маленьких побольше.

— И где Вы сейчас конкретно трудитесь?

— Врачом-ортодонтом в Самарской государственной областной стоматологической поликлинике.

— Есть люди в профессии, которые определили Ваше становление как специалиста?

— Заведующая областным детским центром ортодонтии и зубопротезирования Маргарита Александровна Сёмина — она воспитала во мне врача с клиническим мышлением. Также Альфия Минвалиевна Хамадеева, Геннадий Николаевич Беланов, Григорий Викторович Степанов — эти люди, преподаватели и врачи, определили мое профессиональное развитие. Я им всем очень благодарна. Интернатуру я проходила в той самой поликлинике, где сейчас работаю, ординатуру — в другой поликлинике, детской. С ординатурой тоже повезло — достался руководитель, который что-то объяснял, давал делать самой, человек, который сам до сих пор развивается и обучается. Альфия Фатиховна Ишмуратова — это она мне объяснила, что нельзя сидеть на месте, нужно постоянно развивать и совершенствовать свои знаниям и умения.

 

Как быть в трендах

 

— Назрел «канцелярский» вопрос: кем себя видите через 10 лет? Какие цели в жизни ставите?

— В первую очередь хочу развиваться как врач, как специалист. Добиваться каких-то административных успехов — конкретно такой цели пока нет, но по мере развития и профессионального роста они могут и появиться. Может быть — когда-нибудь. Тем более, что преподавательской работой приходится заниматься — в поликлинике есть прикрепленные ко мне врачи-ординаторы, стараюсь им помогать, чему-то учить. От работы на кафедре отталкивает сейчас, наверное, только вся эта бумажная волокита. Но сама по себе педагогическая деятельность мне нравится.

— Надоело за 8 лет учиться?

— Есть немного. Но врачи ведь учатся всю жизнь — семинары, конференции, мероприятия. Надо быть в курсе всего нового — а в стоматологии новинки появляются практически каждый день. Вот, на днях буду в Москве — повышать квалификацию.  В Самару из тех, кто может научить чему-то уже действующих специалистов, к сожалению, мало кто приезжает — приходиться самим ездить в Москву, Санкт-Петербург, Сочи.

— Насколько сейчас в стоматологии велика роль новых технологий?

— Очень велика. Есть, конечно, врачи с «золотыми руками», которые работают какими-то старыми методами, и делают это хорошо. Но даже в их работу можно добавить несколько штрихов — новых материалов, инструментов, технологий — и она станет лучше в разы. Для этого и действует сейчас в медицине система непрерывного образования — все врачи каждый год должны получать баллы за обучение.

— Не получится ли так, что отрасль скоро совсем останется без людей — только роботы и технологии?

— Я, конечно, не могу заглядывать далеко вперед, но, думаю, на мой век работы еще хватит!  Я тружусь в областной поликлинике, и большинство пациентов у нас — из региона. И, к сожалению, там не то что каких-то новых технологии — там элементарных знаний не хватает. Самая большая беда в том, что именно население недостаточно осведомлено о том, что можно и нужно делать со своим здоровьем — ведь некоторые услуги вообще бесплатные. Ну и, конечно, можно привести ребенка к ортодонту в 6 лет на консультацию, и врач посоветует какие-то несложные вещи, а можно дотянуть до того времени, когда требуется какое-то серьезное вмешательство, которое, кстати, не входит в систему ОМС, а является платным (те же брекеты). Большинство проблем с зубами не появляется у людей с рождением, а формируется именно в детстве. Но всё равно, что-то всегда можно сделать с пациентом и в рамках системы ОМС — помочь стараемся любому.

Безымянный1111

На съезде профессионального общества ортодонтов в г. Сочи

Безымянный1

С врачами-ординаторами – будущими коллегами

Безымянный111111111

День рождения мамы

Безымянный11111111111

С папой на юбилее журнала «Самар татарлары»

Безымянный1111111111111

На профессиональном обучении

С папой и сестрой

С папой и сестрой

Как научить людей думать о здоровье

 

— А уровень этих элементарных знаний населения растет с годами, или это пока практически незаметно?

— Казалось бы, с появлением и распространением Интернета люди должны были стать более осведомлеными. Но по факту Интернет нам часто вредит, потому что пациенты не только начинают лечить себя сами — они с врачами начинают спорить. Критическое мышление — это хорошо, но заявления «а вот я на сайте прочитал», «мне знакомые рассказывали», «а вот я слышала» нам зачастую сильно мешают. Некоторые даже забирают своих детей, идут к другим врачам, потом возвращаются — а ситуация уже хуже, чем была… Так что если такое до сих пор существует, о каких новых технологиях мы можем говорить?

— Насколько сейчас актуальны услуги ортодонта — какой процент тех, кому надо лечиться?

— Я бы сказала, что очень большой. Особенно тех, кому надо заниматься профилактикой. Многие дети, например, имеют проблемы в специальности ЛОР — аденоиды, аллергические риниты, они дышат ртом, а не носом. А от этого формируется неправильный прикус. И потому у нас много пациентов-аллергиков и с аденоидами. А некоторые ЛОР-врачи по своим показаниям не спешат удалять аденоиды, например — потом, давайте поглядим… Но прикус всё равно формируется неправильно. Это больная тема — мы отправляем пациентов к  ЛОР-врачам, чтобы они исправили то, что нам мешает, а они их шлют к нам — мол, им не нужно. Приходится писать: «По ортодонтическим показаниям нужно удалять аденоиды»… В общем, хотелось бы, чтобы люди больше ходили на консультации — тем более, что они бесплатные. Брекеты ставят лет в 12-13, до этого есть много времени исправить все проблемы, если их как можно раньше выявили.

— А вовремя не исправленные ортодонтические проблемы к чему ведут?

— К разбалансировке всего организма. Проблемы с нижним височно-челюстным суставом вызывают боли в позвоночнике, ведут к проблемам всего опорно-двигательного аппарата. Врачи-остеопаты говорят, что чаще всего проблемы в костях, например, даже боли в колене, идут по нисходящей — сверху вниз. Поэтому зубы и надо лечить — даже молочные.

 

Как жить, не работая по графику 24/7

 

— Всё о работе и о работе — давайте немного и о жизни. Какое было у Вас в семье воспитание — классическое, либеральное?..

— Ни то, ни другое. Вседозволенности не было, но суровым свое воспитание я тоже не назову. Была определенная строгость, однако особых конфликтов с родителями не было — даже подростковый возраст прошел как-то спокойно. Родители вместе не жили, но продолжали общаться, сохранили уважение друг к другу и заботились обо мне, так что ощущения того, будто я расту в неполной семье, не было.

— Какие-то увлечения, помимо работы, есть?

— Конечно, я вообще не такой человек, который живет только работой. Я читаю дополнительную литературу, статьи в Интернете, стараюсь быть на связи с пациентами, но работать по 24 часа в сутки не стремлюсь. Редко, но иногда случается — не все видят личные границы и не понимают, что врач тоже должен отдыхать, у него должны быть выходные, иначе его просто надолго не хватит. Приходится об этом напоминать. Увлечения? Я люблю готовить — одно время увлекалась конкретно десертами и выпечкой, сейчас интересно вообще всё. Люблю разные кухни — и, конечно, свою национальную татарскую. Стараюсь вспомнить и приготовить то, что делали мои любимые бабушки.

— Какое блюдо коронное — лучше всего получается, и чаще всего  просят приготовить?

— В последнее время — домашние бургеры, чтобы не покупать их. Татарские блюда — эчпочмаки, беляши. Часто ловлю себя на мысли, что не хочу идти в кафе, потому что дома сделаю лучше и вкуснее. И друзья часто просят приготовят что-то такое, необычное. Тем более, что у нас, в Самаре, ресторанный бизнес не балует разнообразием — везде только грузинская кухня, да японская. Ту же пиццу только совсем недавно начали делать хоть чем-то похожую на итальянскую. После Москвы и Санкт-Петербурга нет большого желания ходить тут по ресторанам.

— Туризм?

— Да, люблю. Объездила много стран — где-то училась, где-то отдыхала. Раньше любила не просто на пляже лежать, а походить, посмотреть что-то необычное, попробовать кухню. Но когда стала много работать и уставать — появилось и желание уехать куда-нибудь просто на неделю, раз-два в год, и как следует полежать. Любимая страна — Испания, Барселона — чудесное место, я бывала там пять, или семь раз, и всегда она во мне рождает какое-то чувство счастья. Также бывала в Италии, Германии, Англии, Венгрии.

— Ну и чтобы эффектно завершить разговор — какая-нибудь жизненная мудрость…

— Я человек эмоциональный. Иногда это хорошо, и помогает, иногда — плохо, и мешает. Пожалуй, сформулировать свое кредо я смогу так: в жизни нужно уметь лавировать, приспосабливаться к обстоятельствам, но важно иметь смелость оставаться собой в самых важных момента.

Безымянный11111111

С молодым человеком Робертом в Санкт-Петербурге

Безымянный111 Безымянный11111 Безымянный11

Дмитрий ГРЕКОВ.

Журнал «Самарские татары», № 1(30), 2021 года.

Просмотров: 1453

Комментирование запрещено