Рустам Батров: «Ислам, христианство и иудаизм – три мазхаба одной религии»

Безымянный666Чему нас учит история, случившаяся с захоронением на муниципальном кладбище в Актаныше

Не будет преувеличением сказать, что в Татарстане создана образцовая модель взаимоуважительного сосуществования представителей разных народов и религий, пишет известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батров. Но даже лидерам всегда есть куда расти, добавляет он. И пример тому — случай в Актанышском районе. Незачем разделять могилы, когда возникает потребность в совместных захоронениях, поскольку все мы следуем по пути веры в единого Бога, считает постоянный автор «БИЗНЕС Online».

Далеко не все татары ходят в мечеть

Татарстан по праву гордится высоким уровнем межконфессионального и межнационального согласия. Наверное, не будет преувеличением сказать, что у нас создана образцовая модель взаимоуважительного сосуществования представителей разных народов и религий, которая поддерживается как на уровне рядовых жителей республики, так и на уровне власти. И все же даже лидерам всегда есть куда расти. Это показал недавний случай в Актаныше, где разгорелся спор вокруг одного захоронения.

Выходец из этого села Виктор Смирнов, до своей кончины проживавший в Набережных Челнах, завещал похоронить себя на малой родине, что родственники умершего и сделали. Актанышский район — настоящая татарская глубинка, где наблюдается самая низкая по Татарстану доля русского населения (0,65%). Как следствие, отдельного кладбища для православных там нет (просто никто не заявлял о такой потребности). Но есть кладбище муниципальное, где хоронят всех. На нем имеется несколько могил православных, но в основном оно заполнено мусульманскими захоронениями. Простые деревенские мусульмане в юридические тонкости не вникают: это кладбище они воспринимают исключительно как свое, вероисповедальное. Поэтому неудивительно, что, увидев православный крест на свежей могиле, они пришли в замешательство.

Любопытно, что в разгоревшейся дискуссии о том, могут ли иноверческие могилы соседствовать друг с другом, наши имамы заняли в высшей степени благоразумную позицию. Вот что рассказывает об этом жительница Актаныша Валентина Галимуллина, которая этот вопрос называет своей «больной темой»: «Мои родители с Украины переехали в Казахстан. Я родилась и выросла в Казахстане. Вышла замуж за татарина и уже 35 лет живу тут [в Актаныше]. Мой муж умер четыре года назад. Я ходила в мечеть к мулле и спрашивала, можно ли меня похоронить рядом с мужем. Он ответил, что Бог и Аллах — это одно и то же. Это наш Всевышний. Просто каждый народ называет его по-своему». И далее: «Я была во многих мечетях и задавала один вопрос: „Можно ли меня хоронить с мужем?“ и все ответили: „Да“».

Проблема, однако, в том, что далеко не все татары ходят в мечеть. И, увы, не все из них советуются по религиозным вопросам с имамами, как это сделала Галимуллина. Отсюда и их замешательство.

Половинчатость межконфессионального диалога

Откуда вообще возникают такие дискуссии? На мой взгляд, причина только одна: в половинчатости межконфессионального диалога, который складывается между традиционными религиями нашей страны. Весь этот диалог, по сути, сводится лишь к сотрудничеству в социальных вопросах, но он совершенно не касается богословия, в особенности его ключевого вопроса о спасении. В итоге получается, что верующие разных конфессий вместе борются с проблемами наркомании, алкоголизма и т. д., но при этом считают друг друга заблудшими — теми, коих неминуемо ждет вечный адский огонь, если Бог, конечно, не сделает для них персонального исключения из правил. Вот и выходит, что дружба дружбой, а могилки-то врозь.

К сожалению, отношение к христианам и иудеям как к проклятым до сих пор преобладает в мусульманской религиозной среде — при всех дружелюбных улыбках и рукопожатиях. В любом примечетевском мектебе и мусульманском медресе вам объяснят, что священные книги христиан и иудеев искажены, а сами они уже давно сбились с истинного пути.

Однако, несмотря на распространенность таких взглядов Коран и аутентичная Сунна не дают нам никаких поводов мыслить подобным образом. Начать с того, что Библия — Тора и Евангелие — есть слово Божье. А слова Божьи (калимат Аллах) не могут быть подвергнуты изменению, модификации (табдиль) со стороны людей, о чем сам Коран подчеркивает в целом ряде своих аятов (6:34, 115; 18:27; 10:64).

Более того, в одном из аятов Всевышний заверяет: «Это Мы ниспослали Поучение (Зикр), и это Мы оберегаем Его» (15:9). Часто мусульманские богословы относят данное благовестие на счет одного лишь Корана, исходя из того, что несколькими аятами раньше (15:6) говорится, что Зикр/Поучение дарован пророку Мухаммаду. При этом они забывают, что в самом Коране слово «зикр» (или «зикра) прилагается к откровению Божьему вообще, включая Библию (например, 16:43, 21:48, 21:105, 40:54 и др.), наподобие того как все три Писания — Коран, Тора и Евангелие — в Коране одинаково именуются «Писаниями» (Китаб), «Спасением»/«Различением» (Фуркан) и т. п. А значит, ни о каком искажении библейского текста не может быть и речи.

В Коране наличествующая у иудеев и христиан времен Пророка Библия называется «Книгой (китаб) Божьей» (3:23; 2:10) «Словом (калям) Божьим» (2:75), «аятами Божьими» (5:44; 4:155; 3:70).Тора и Евангелие описываются также как «свет (нур, дыйа)», «руководительство (худа)» и т. п. (5:44, 46; 6:91; 21:48; 40:54 и др.). Возможны ли такие характеристики этих книг Кораном, если те к тому времени были якобы уже искажены или извращены?

Мы имеем дело с некоторыми современниками Моисея, которые неправильно истолковывали ниспосланный текст

Впрочем, исламские противники межрелигиозного братства свою ненавистническую идеологию пытаются прикрывать другими аятами. В частности, в обоснование тезиса о фальсификации первоначального текста Библии мусульманские богословы-полемисты ссылаются на коранические откровения об искажении «людьми Писания» слова Божьего. Формально аяты о «фальсификации» в Коране действительно имеются. Так, согласно им, приверженцы Библии искажают (йухаррифун) Слово Божье (Калям Аллах) или речения (аль-калим) (2:75; 4:46; 5:13, 41); искривляют (йальвун) Писание своими языками (3:78); сочиненное собственными руками выдают за Божье (2:79); скрывают истину или часть Писания (2:42; 3:187 и др.); частично забыли Завет Божий им (5:12-14).

Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что все такие ссылки на Коран фактически представляют тот самый некорректный метод вырывания слов из контекста, который в мусульманской традиции известен как прием «не творите молитву!». Слова «не творите молитву!» действительно имеются в Коране (4:43), и кто-то может сделать на них остановку, оторвав от последующих слов — «будучи пьяными». Так и в нашем случае. В самом Коране четко указывается, о каком «искажении» Библии идет речь, и оно не имеет совершенно никакого отношения к фальсификации библейского текста.

Так, среди указанных аятов об искажении-тахриф лишь в аяте 2:75 прямо говорится о фальсификации именно «слова Божьего» (калям Аллах). Данный аят свидетельствует: «Некоторые из них [иудеи] слышали слово Божье и, поняв оное, искажали его» (2:75). Но, как видим, сам аят ясно дает знать, что речь идет об искажении слова уже правильно понятого, т. е. не об искажении текста, а об извращении его толкования. И многие классические комментаторы, в частности ат-Табари, полагают, что здесь подразумеваются иудеи времен Моисея, которые были при нем, когда он получил 10 заповедей, но к этим заповедям добавили, будто Бог оставил их исполнение на усмотрение самих израильтян, по мере их желания и возможностей. В таком случае мы имеем дело с некоторыми современниками Моисея, которые неправильно истолковывали ниспосланный текст, но не с искажением самого текста Библии, ибо невероятно, чтобы Моисей, Аарон и последующие за ними пророки допускали нечто подобное.

Если же полагать, что в аяте подразумевается Тора времен пророка Мухаммада (и такое мнение представляется более правдоподобным), то последующий, 76-й, аят разъясняет суть «искажения». Вот как звучит этот аят: «Встречая верующих [в посланничество Мухаммада], всякий раз [мединские иудеи] говорят: „Мы веруем в [призвание оного к вам]“. Уединяясь же со своими, они говорили: „Ужели вы их посвятите в данное вам откровение Божье [о нем]? Ведь те прибегнут к сему [откровению] в споре с вами пред Господом; как же вы этого не поймете?!“» Другими словами, иудеи скрывали данные им в Торе откровения, благовествующие о приходе нового посланника Божьего, т. е. Мухаммада.

Таким образом, при обоих толкованиях речь не идет о модификации текста, но лишь о сокрытии его или о неправильной его интерпретации. И аналогичная картина вырисовывается со всеми аятами, которые богословы-полемисты интерпретируют в пользу якобы имевшего место искажения библейского текста.

Что нам повествует Сунна?

 

А что нам повествует Сунна? Со слов Абдаллаха ибн Амра и Абу-Хурайры сообщается, что Пророк однажды сказал: «Передавайте от сынов Израилевых, сколько хотите (ва-ля-харадж)» (Бухари, Тирмизи, Ибн-Ханбаль и др.). Возникает закономерный вопрос: можно ли было бы брать религиозное знание от иудеев, если они заблудшие, а их книги искажены?

Более того, Пророк личным примером показывал, как следует относиться к священным писаниям других религий. Согласно одному широко распространенному преданию, однажды к нему обратились иудеи по поводу мужчины и женщины, обличенных в прелюбодеянии. Сами иудеи к тому времени уже не применяли к прелюбодеям положенное по Торе наказание в виде побивания камнями, но ограничивались бичеванием с опозориванием. И они надеялись, что Пророк встанет на их сторону. При этом они про себя решили: если Пророк присудит виновных к бичеванию, они примут его судейство, и это станет оправданием для них перед Богом, раз какой-то пророк Божий рассудил таким образом; но если он приговорит к побиванию камнями, то не признают его суд. Однако Пророк вынес решение в соответствии с предписанием Торы. И это притом, что о побивании камнями за блуд в самом Коране не сказано ни слова!

В одной версии этого предания говорится, что в споре с мединскими иудеями, отрицавшими наличие в Торе предписания о побивании камнями, Пророк требовал обратиться к самому Писанию. Когда принесли Тору и раскрыли ее, кто-то из иудеев, прикрыв ладонью стих о побивании камнями, огласил предшествующие и последующие стихи. Нечестивца разоблачили, и иудеям ничего не оставалось, как признать наличие в Торе данного стиха (Бухари, Муслим). Сообщают также, что, когда принесли Тору, Пророк взял подушку и подложил под Писание со словами: «Верую в тебя и в Ниспославшего тебя!» (Абу-Дауд) И еще передают, как Пророк в знак уважения привстал, когда вынесли Тору (Ибн-Касир). Как после этого можно утверждать, что к приходу Пророка Библия была якобы искажена?

Ислам, христианство и иудаизм — три мазхаба одной большой монотеистической религии. Такой подход не означает стирания между ними граней и утраты собственной самобытности. Нет, речь идет не об экуменизме, не о создании одной общей суперрелигии, а лишь о признании того очевидного факта, что мусульмане, христиане и иудеи — единоверцы.

Еще недавно представители разных мазхабов ислама не молились друг за другом из-за имеющихся разногласий в вопросах религии. Когда они были вынуждены собираться вместе во время хаджа, то намаз проводился в четыре волны — по числу существующих толков в исламе. Несмотря на раздельное богослужение, мусульмане продолжали считать друг друга представителями одной традиции и не создавали под каждый мазхаб отдельного кладбища. Вот и с представителями других ветвей монотеизма мы должны поступать так же. Нам незачем молиться в стенах одного храма, но и незачем разделять могилы, когда возникает потребность в совместных захоронениях, ибо все мы следуем по пути истины — пути веры в единого Бога.

Рустам БАТРОВ.

business-gazeta.ru

Просмотров: 799

Один комментарий

  1. Коран и Библии это очень сложные познания и дословное понятия каждому человеку не суждено и для этого потребуется много лет изучения тем более долгие годы власти запретили религию. Но народ не бросил религию а соблюдал сотни лет основываясь на обычаи и традиции наших предков. А что касается креста который был установлен на могилу завесить не от национальности а в каком обряде был захоронен умерший с муллой мусульманском обряде или с попом в христианском обряде. Если мулла(мусульман) читал молитву при захоронении не зависимо от национальности умершего тогда он обязан читать аят Аллахума вэ дэгнэкэ(и) вэ гэлэ миллэти Расулуллахи сэллэмнэк. Мы считаем тебя из рода Пророка и хороним от имении Аллаха. Так умерший хоронится мусульманином и нельзя ставит крест на его могилку .По этому существует традиция кладбище сделать отдельно. Хотя бы в одной кладбище но разделенный забором на 2 зоны.